Придомовые постройки

Эксперт ЕГЭ: что творится за кулисами экзамена. Как я была экспертом егэ Кто может стать экспертом егэ

Эксперт ЕГЭ: что творится за кулисами экзамена. Как я была экспертом егэ Кто может стать экспертом егэ

Как происходит утечка заданий ЕГЭ в Интернет, где и как проверяют работы и сколько можно заработать на ЕГЭ? – «Городу 812» рассказал эксперт ЕГЭ по математике Яков Моисеевич.

– ЕГЭ в этом году отличался от предыдущих?

– Пожалуй, в этом году пришлось читать больше бреда в работах по математике. Очень много было ответов, в которых очевидно школьники писали, сами не понимая что. Как если бы они писали на китайском. Им кажется, что они справились с заданием, но на самом деле где-то забыли буковку, где-то не дописали черточку – и получилась чушь полная! В основном такое встречалось в работах тех, кто накануне экзамена увидел информацию об утечке вариантов в Интернете, посмотрел решения и попытался их выучить. Но – увы-ах! – не доучил.

– Утечки заданий ЕГЭ действительно были? Рособрнадзор уверял, что не было.

– А что другое мог сказать Рособрнадзор?

– Утечки повлияли на результаты экзамена?

– Не думаю, что сильно повлияли. Может быть, процентов десять было таких работ, в которых дети писали явно заранее заученные решения. Но им это не очень помогло, так как если ты не понимаешь задачу, этого не скроешь. Нам же это добавило хлопот при проверке.

– Откуда идут утечки?

– Варианты заданий формируются в несколько этапов, и на любом из них могла произойти утечка. Несколько лет назад, например, просто забыли флешку с заданиями в компьютере. В этом году говорят, что типы заданий, которые будут на ЕГЭ, появились в Интернете чуть ли не за неделю до тестирования. Учитель математики одной из петербургских школ на своей странице в соцсети вечером накануне экзамена разместил эту информацию. Многие успели посмотреть. Был скандал. Он еще не закончился.

– Зачем учитель это сделал?

– Он сам – эксперт ЕГЭ, создатель сайта «Решу ЕГЭ». Его сайт популярный, а учитель – безусловно, профессионал. Одно занятие по подготовке к ЕГЭ у него стоит несколько тысяч рублей. Я не знаю, зачем. Возможно, он сделал это ради пиара? Петербургское сообщество экспертов ЕГЭ – это такое недоброе место… С одной стороны, там все очень вольнолюбивые, каждый при своем мнении, а с другой – все всего боятся. Этот учитель думает, что он герой и ничего плохого с ним случиться не может. Но куда его приведет эта история? Как это повлияет на его рейтинг?

– У каждого эксперта ЕГЭ есть собственный рейтинг, но никто не знает, какой, – даже он сам. И я свой рейтинг не знаю. Это закрытая информация. Думаю, он формируется по результатам нашего труда. Каждую работу школьника проверяют одновременно два эксперта – независимо друг от друга. В их оценках не должно быть расхождения. Но если есть расхождение в один балл, то этот балл просто дарится ученику. А если разница в оценке больше, тогда работа отправляется на третью проверку. Соответственно, тот эксперт, который ошибся, опускается в рейтинге. Как мне объясняли: если тебя позвали экспертом на следующий год, значит, с рейтингом у тебя все в порядке.

– Сколько экспертов ЕГЭ в Петербурге?

– Предполагается, что должно соблюдаться соотношение: один эксперт – на сто работ. Поэтому по математике – порядка 350 экспертов, по русскому, думаю, чуть больше – где-то четыреста. По всем остальным предметам экспертов заметно меньше.

– Вам устанавливают норму, сколько работ нужно проверить?

– Каждый год устанавливают новую норму. В этом году было восемьдесят работ на одного эксперта. В прошлом – по-моему, шестьдесят. В этом году я лично проверил более ста работ.

– Почему так много?

– У нас рабочий день длится с 10 до 18 часов. По правилам, даже если я норму выполнил, домой уйти не могу. Я должен тупо отсидеть все восемь часов. Сидеть, ничего не делая, я не могу. Вот столько работ и успел проверить.

– Где работы проверяются?

– Есть четыре школы, расположенные в районе Сенной площади, в шаговой доступности от ЦОКОиИТ (Центр оценки качества образования и информационных технологий. – Ред. ). В этих школах размещают всех экспертов по всем предметам. В день экзамена я должен зайти по своему логину на сайт – там написано, куда приехать. При входе в школу получаешь папку с указанием конкретной аудитории и номера стола. При входе в аудиторию предъявляешь паспорт, у тебя отбирают мобильный, ты подписываешь бумагу, что все средства связи сдал. Идешь на свое место, потом приносят работы. На столе ничего не должно лежать, кроме ручки, потому что мы сидим под камерами. Нельзя ничего оттуда выносить, нельзя фотографировать.

– Сколько платят экспертам ЕГЭ?

– Есть два вида экспертов: школьные учителя и вузовские преподаватели. Вузовским платят по 40 рублей за каждую проверенную работу. А школьным ничего не платят, поэтому они сидят в носу ковыряют, после того как проверят свою норму.

– Почему школьным не платят?

– Считается, что эта работа входит в их нагрузку. У них же балльная система: за каждое свое действие – выступление на конференции, проведенное мероприятие и т.п. – учителя получают баллы, из которых складывается их рейтинг. Быть экспертом ЕГЭ – с одной стороны, почетно, а с другой – еще и «балльно». За счет этих баллов и рейтинга формируется их зарплата. В Петербурге вузовских экспертов намного меньше, чем школьных, – примерно каждый седьмой, то есть – где-то 50 человек всего.

– В этом году ЕГЭ по математике написали лучше, чем в прошлом?

– Я бы не сказал. На мой взгляд, набрать больше 80 баллов в прошлом году было проще.

– В Петербурге есть несколько дважды стобалльников – выпускников, получивших сто баллов сразу по двум предметам. Это трудно – написать математику на 100 баллов?

– Очень трудно. Для этого, на мой взгляд, надо иметь талант. От учителя, безусловно, тоже многое зависит. Но дети, которые получают больше 80 баллов, – несомненно, талантливые. Наверное, на 70–72 балла по математике можно надрессировать и обычного ребенка. Чтобы получить хороший результат, важно постараться чисто написать первую часть теста – она легче второй. И если она решена правильно, то, считай, 68 баллов – уже в кармане. Итоги ЕГЭ очень сильно зависят от психики и настроя ребенка. Если его на экзамене колбасит, он в обморок падает – естественно, он напишет хуже, чем тот, кто даже меньше знает, но спокоен.

Елена Роткевич

P. S. По просьбе героя интервью его ФИО изменены.

Вам интересно узнать, кто эти таинственные эксперты, которые проверяют ЕГЭ, и как они работают? Так вот, сейчас вы можете узнать об этом из первых рук. Потому что я уже седьмой год являюсь одним из таких экспертов.

Называется это очень длинно и солидно: «эксперт предметной комиссии по проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования».

Поскольку я работаю доцентом кафедры информационных технологий, то логично, что я — эксперт по информатике и ИКТ (информационным компьютерным технологиям). Но эксперты по другим предметам работают аналогично.

Напомню, что задания ЕГЭ разбиты на три части: А, В и С. Часть «А» называется еще «угадайкой», поскольку здесь ученик должен выбрать один из нескольких предложенных ему вариантов ответов. Часть «А» сейчас отсутствует в заданиях по математике и литературе. В части «В» надо записать краткий ответ. На задания типа «С» ребята дают развёрнутые свободные ответы.

Ответы на задания «А» и «В» проверяют компьютеры. А вот задания части «С» оценивают эксперты, то есть люди. Каждую работу проверяют независимо друг от друга два эксперта. Если их оценки одного и того же ответа на какое-либо задание различаются на один балл, то окончательно выставляется более высокая оценка. То есть расхождение в оценках экспертов трактуется в пользу ученика.

Если расхождение составляет более одного балла, то работа передаётся третьему эксперту. Его оценка является окончательной. Чем меньше у комиссии таких «третьих проверок», тем она считается профессиональнее. Потому что это говорит о том, что все эксперты очень внимательно изучили критерии оценки работ и выставляют баллы единообразно. Если расхождений больше 15%, то команду экспертов могут распустить и набрать новую.

Предметная комиссия формируется из наиболее опытных школьных учителей, преподающих данный предмет, и процентов на 20-25 – из преподавателей вузов. В частности, в предметной комиссии по информатике и ИКТ Ивановской области, в которую я вхожу, числится 20 человек, из них пятеро – преподаватели высшей школы.

За некоторое время до экзамена эксперты проходят обучение и аттестацию. В первые годы проведения ЕГЭ учеба состояла в следующем: мы несколько раз собирались, рассматривали предполагаемые задачи и задачи предыдущих лет, искали варианты решений, обсуждали решения, предлагаемые авторами заданий, согласовывали точки зрения.

В последние годы подготовку к проверке перенесли в онлайн. Сначала нам высылают учебные материалы, которые представляют собой реальные ответы учеников, критерии оценки и подробные разъяснения возможных трудных ситуаций. Мы изучаем эти ответы, оцениваем их и можем сами себя проверить, правильно ли мы это делаем. Затем мы сдаём зачет, во время которого каждый эксперт должен за ограниченное время оценить двадцать ответов на задания типов С1, С2, С3, С4. Если зачет сдан хорошо, то есть эксперт подтверждает свою квалификацию, то ему выдается вот такое удостоверение:

В день экзамена все работы выпускников со всех ППЭ области поступают в единый центр, где ответы на задания части «С» сканируются, шифруются и случайным образом распределяются по фамилиям экспертов. На следующий день мы приходим в специально отведённое здание, нам выдают варианты заданий, критерии оценки и распечатанные конкретно для каждого отсканированные ответы, которые мы должны оценить. Подчеркну, что эксперт при этом не видит никаких сведений об учениках, только сами решения.

В этом году проверка проводилась в помещениях, оборудованных системами видео- и аудионаблюдения. Брать с собой в класс и выносить из класса нельзя было НИЧЕГО. Более того, нас попросили даже выключить мобильные телефоны, оставленные в закрытой на ключ комнате, где мы раздевались и где оставили все вещи. То есть мы проводили проверку практически в тех же условиях, в каких ученики писали ЕГЭ. Правда, на входе в здание мы не проходили через рамки металлоискателей и могли выходить из аудитории без сопровождающих.

Эксперт ЕГЭ – человек, который проверяет сложные задания ЕГЭ. В вариантах ЕГЭ по каждому предмету есть задания, где нужно вписать краткий ответ. Проверка этих заданий осуществляется автоматически. И есть задания, требующие развернутых ответов на вопросы и подробных решений задач. Именно их и проверяет эксперт ЕГЭ.

Аналогичная ситуация с ОГЭ. Эксперты ЕГЭ и ОГЭ – это те, кто вручную проверяют ваши решения задач, сочинения, изложения. Экспертом ЕГЭ может стать учитель или преподаватель вуза. Если ваш любимый репетитор не работает в школе или вузе, то экспертом ЕГЭ или ОГЭ ему не стать.

Эксперты ЕГЭ и ОГЭ проходят специальный курс подготовки, разработанный ФИПИ (Федеральным институтом педагогических измерений). Также эксперты ЕГЭ и ОГЭ проходят аттестацию и получают Удостоверение эксперта ЕГЭ или ОГЭ.

Для того чтобы на ЕГЭ не возникли правонарушения, эксперты ЕГЭ и ОГЭ получают на проверку работы без указания имени и фамилии выпускника. «Договориться заранее» с экспертом ЕГЭ, который будет проверять вашу работу, невозможно.

Вашу работу будут проверять два эксперта, причем независимо друг от друга. Если их оценки какой-либо задачи разошлись на один балл, то расхождение в оценках экспертов засчитывается в пользу ученика (ставится более высокий балл). Если расхождение более одного балла, то работа передаётся третьему эксперту. Это бывает в редких случаях, поскольку, чем меньше участия третьего эксперта, тем более профессиональной считается комиссия.

А теперь самый важный вопрос. Как же понравиться этим суровым проверяющим? Как сделать так, чтобы оба эксперта ЕГЭ, независимо друг от друга, поставили вам максимальные баллы?

Конечно же, необходимы знания. Но часто бывает, что даже отличники получают на экзамене не то, на что рассчитывали. В чем тут дело?

Кроме знаний, необходимо еще и отлично оформить решения заданий второй части – той, что проверяет эксперт ЕГЭ или ОГЭ.

Мы понимаем, насколько важен здесь человеческий фактор. Запомним: эксперт ЕГЭ – живой человек. Если мы хотим получить высокие баллы, нам надо, чтобы эксперт ЕГЭ понял, что мы хотели сказать, и чтобы ему легко было проверять нашу работу.

Представим себе эксперта ЕГЭ за работой. Июньский вечер. Чудесная погода. Семья на даче, все отдыхают, даже репетиторы. А эксперт ЕГЭ в этот чудный вечер склоняется над пачкой работ, среди которых и ваша, и вот она берет очередную и видит вот такое…

«Из рисунка видно, что у этих графиков только одна общая точка!»

«Нет, не видно, – думает эксперт. - Там вообще никаких графиков не видно, все зачеркнуто!»

«Очевидно, что это значение – наименьшее из возможных».

«Вообще не очевидно, - думает эксперт. – Здесь нужно доказательство на полстраницы! А его нет». Конечно, высокого балла в таких случаях не будет.

Помните, что эксперт ЕГЭ – не экстрасенс, поэтому все свои умные мысли необходимо записать словами, грамотно, понятно и однозначно. Так, чтобы он смог легко и комфортно проверить вашу работу.

Часто ученики пишут: «пусть х – первый поезд». Эту фразу понимать как угодно: то ли х – скорость первого поезда, то ли его длина, то ли время, за которое он проходит какое-либо расстояние. Не ждите, что эксперт сам обо всем телепатически догадается!

Подробно записывайте ход решения. Пусть эксперту ЕГЭ будет приятно проверять вашу работу.

Пишите слова полностью. Не все сокращения будут понятны эксперту ЕГЭ, и он не обязан догадываться. Написав «п/у трк» вместо «прямоугольный треугольник», «п/к» вместо «полный квадрат», или вот классика – «на х лежащие углы» (накрест лежащие), вы превращаете свою экзаменационную работу в ребус. Смысла в этом нет.

Помним, что знак равенства ставится все-таки между равными величинами. Часто вижу в решениях, например, такое: sinx = ½ = пи/6. Когда я говорю, что ½ и пи/6 все-таки разные числа и не равны друг другу, ученик отвечает: «Я знаю. Это я для себя так пишу, чтобы быстрее было». Эксперт ЕГЭ таких отговорок не примет!

Эксперт ЕГЭ проверяет ровно то, что вы написали. Бессмысленно потом на апелляции утверждать: «А я подумал правильно, но записал неправильно».

На самом деле эксперт ЕГЭ – это ваш союзник. Когда он видит правильные решения и отлично оформленную работу, он действительно радуется, ведь эксперт ЕГЭ – живой человек! Эксперт ЕГЭ готов оценить все ваши умные мысли. Помогите ему поставить вам высший балл за вашу работу на ЕГЭ!

30 июня завершится основной период сдачи Единого государственного экзамена. Одними из первых испытаний были русский язык и математика. Выпускникам школ необходимо было успешно сдать экзамены по этим предметам, чтобы получить школьный аттестат.

Работы участников проверяли высококвалифицированные эксперты региональных предметных комиссий. В интервью они рассказали об особенностях работ выпускников 2016 года, основных ошибках и позитивных тенденциях, а также поделились собственным опытом участия в ЕГЭ для учителей.

Виктория Зарешина, эксперт региональной предметной комиссии ЕГЭ по русскому языку и литературе, проверяет работы в составе комиссии с 2010 года:

– Что нужно для того чтобы стать экспертом?

– На мой взгляд, прежде всего – профессионализм. Во-вторых, терпение и любовь к своему предмету. За каждой работой стоит ребёнок и её нужно проверять очень тщательно, чтобы быть не только удовлетворенным качеством проверки и самой работой, но и чтобы этим были довольны абсолютно все, в том числе и дети, которые получат результат, чтобы не было стресса.

– Вы сдавали ЕГЭ после окончания школы?

– Нет. Но в этом году появился новый тренд в обществе – сдача ЕГЭ учителями, я приняла в нем участие и сдавала русский язык.

– Каковы Ваши впечатления по ту сторону экзамена, с точки зрения ученика?

– Мне было интересно. Когда я вышла из аудитории, где проводился экзамен, я поняла, что это был самый интересный опыт из последних событий в моей жизни.

– На Ваш взгляд, в чем особенность ЕГЭ по русскому языку?

– Я думаю, в том, что это не только образовательный результат, но и результат личностного развития, уровня и глубины понимания вопросов, умения рассуждать. И эти результаты, прежде всего, показывает сочинение.

– Какая тенденция наблюдается у нынешних выпускников по написанию экзамена по сравнению с выпускниками прошлых лет?

– Я не могу судить в целом. Могу сказать о работах, с которыми столкнулась в этом году. Я проверяла тексты ребят о понимании женской красоты, влиянии искусства на человека, ценностях семейной жизни. Это показатель еще большей глубины познания и трепетности детей в подходе к тому, как они освещают эти вопросы. Работы становятся более серьезными.

– Какие ошибки чаще всего допускают выпускники?

– Прежде всего, это речь. Речевая ошибка, лексическая сочетаемость слов, стилистически неправильно подобранные слова. Что касается орфографии, то она сейчас стала меньше страдать. По крайней мере, дети могут выбрать тот лексический материал, который они будут использовать в тексте, и обойти стороной те или иные трудности в орфографии, пунктуации и речи.

– Получается, что в большей степени допускаются ошибки в лексике и стилистике?

– Да. Это одни из самых сложных типов ошибок, которые допускают дети.

Павел Самсонов, директор лицея № 86 им. М.Е. Катукова, эксперт регионально предметной комиссии ЕГЭ по математике, проверяет работы в составе комиссии с 2009 года:

– Что нужно, чтобы стать экспертом ЕГЭ по математике?

– В первую очередь, необходимо знание самого предмета – элементарной математики. Затем, как минимум, необходимо понимать различные подходы, способы и методы решения задач в соответствии с критериями проверки. И, в-третьих, необходимо понимание того, что работы пишутся детьми. Нужно четко классифицировать те ошибки, которые они делают, на существенные и несущественные, которые влияют на решение либо были допущены по невнимательности.

– Наблюдается ли тенденция прогресса в работах детей с течением времени?

– Да, безусловно. По крайней мере, по сравнению с предыдущими годами, когдабыло большое количество работ, в которых дети просто не выполняли и даже не брались за сложные задания, в этом году работы абсолютно полные. Дети берутся за сложные задания. Они стремятся к получению значимого результата, к тому, чтобы выйти с достойным результатом, иметь возможность соревноваться с другими детьми, с которыми они потом будут поступать в вузы.

– В чём, на Ваш взгляд, особенности работ нынешних выпускников?

– Я бы не сказал, что работы этого года являются какими-то особенными по сравнению с прошлыми годами. В данном случае правильнее говорить, что у них появилось больше мотивации. Ведь по сути ЕГЭ – право сильных учеников учиться в сильных и ведущих вузах страны.

– Какие ошибки чаще всего допускают выпускники в экзамене по математике?

– Если говорить об ошибках, которые прежде всего касаются самих знаний области математики, то это чаще всего применение того или иного закона в тех случаях, где он не может применяться. А если говорить более узко, то это случаи, когда ребята не могут для себя определить, какое конкретно задание им сейчас по силам, а какое следует пока отложить. Нет принципа того, что ребенок сначала выбирает для себя самое простое задание, а затем уже – из оставшихся.

– Какие Вы бы могли дать советы будущим выпускникам по написанию ЕГЭ?

Октябрь 14, 2016

Так кто же он, этот таинственный эксперт ЕГЭ, и чем отличается от обычных преподавателей? Откуда берутся загадочные сверхумные люди, которым доверено вершить судьбы выпускников? Как можно стать экзаменатором и получить сертификат эксперта ЕГЭ? И кто может вообще рассчитывать на это? И где они, эти эксперты, обитают? Неужели среди нас, обыкновенных людей?

По логике начать нужно с понимания слова «эксперт». В переводе с латинского оно означает «опытный».

Эксперт - это специалист, обладающий глубокими познаниями в какой-то области науки, искусства и т.д. и практическим опытом их применения. Благодаря огромной компетенции и многолетней практике, его приглашают для оценивания какой-либо выполненной работы.

Кто же может стать экспертом ЕГЭ? Конечно, человек, прежде всего имеющий педагогическое образование. Причем по соответствующему предмету.

Значит, любой учитель может стать им по своей дисциплине? Молодой специалист, только закончивший вуз, тоже имеет право им стать? Или нужно сначала зарекомендовать себя настоящим учителем, то есть тем, кто полученные в учебном заведении знания, умения и навыки уже новаторски, творчески, креативно применил, работая со школьниками разных возрастов, но особенно со старшеклассниками? И его ученики демонстрируют отличные результаты в учебе (соответственно, конечно, своим способностям), активно и успешно участвуют в олимпиадах различного уровня, сдают ЕГЭ на высокие баллы.

Такой учитель должен уметь привить и своим ученикам стремление к саморазвитию, глубоким знаниям, желание постоянно узнавать новое и получать от этого удовольствие. И прочную мотивацию учиться, причем всегда - и будучи учеником, и после школы.

Так что же, может быть такое, что в школе все учителя - эксперты, то есть специалисты высочайшего уровня? Только умозрительно, теоретически — да. На самом деле решаются стать экспертами один-два человека от школы. Такие смелые, уверенные в своих знаниях, умениях, навыках учителя проходят процедуру сертификации: специальные курсы в институтах повышения квалификации, сдают соответствующие экзамены и получают драгоценный сертификат, подтверждающий факт обучения по той или иной дисциплине.

Стать экспертом ЕГЭ непросто и очень ответственно, однако и преимуществ появляется немало. Самые главные следующие.

В класс к такому учителю желают попасть все ученики: родители и дети надеются, что он учит так, что ребята смогут хорошо сдать этот судьбоносный экзамен.

Он может работать в качестве эксперта ЕГЭ.

Такой человек востребован как репетитор. Наступило время, когда выбирая для ребенка репетитора для подготовки к сдаче ЕГЭ необходимо искать не просто «хорошего», умного, знающего учителя, но именно такого, который компетентен и в области сдачи данных экзаменов, прекрасно знает их структуру, специфику, характер заданий, учитывает в своей работе результаты анализа экзаменационных работ прошлых лет. Только такой специалист объяснит ребенку, почему на тот или иной вопрос нужно отвечать таким образом, а не иначе.

Требования к уровню знаний, умений, навыков учителей, которые желают стать репетиторами, резко возрос. Не стесняйтесь просить кандидата в репетиторы показать сертификат эксперта. А для большей уверенности уточните подлинность предъявленного документа в организации, выдавшей его. Не исключено, что сертификат поддельный. Ведь за подготовку к экзамену, как вы знаете, репетиторы претендуют на более высокую оплату. Тем более, если нанимаете эксперта или председателя экспертной комиссии.

Для того чтобы не ошибиться с выбором человека, которому доверите подготовку ребенка к успешной сдаче экзаменов, лучше всего обратить внимание на организации дополнительного образования, которые занимаются данным направлением подготовки. В солидных организациях очень щепетильно подходят к подбору учителей, которые будут у них работать. Только там вы можете найти квалифицированных специалистов-экспертов, которые гарантированно (!) подготовят ваше любимое чадо именно к сдаче государственного экзамена, а не будут просто заниматься повторением пройденного материала.

Итак, стать экспертом, даже несмотря на такие преимущества, решаются немногие учителя. Но те, кто все-таки добился этого, - действительно, профессионалы высшего класса.