Электроприборы

Гласный звук а в середине слова. Открытое занятие "звук "а", буква "а"". Задание: печатная буква А для дошкольников

Гласный звук а в середине слова. Открытое занятие

Нина Смыкова

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:

Образовательная: Уточнить и закрепить чёткое произношение звука «А». Учить чётко артикулировать звук «А», произносить его долго, плавно, на одном выдохе и с разной силой голоса. Закреплять умение выделять голосом звук «А» в словах, учить выделять его из ряда других звуков, из начала слова. Закрепить обозначение звука и слова символами.

Закреплять правило: Звуки мы слышим и произносим.

Развивающая: Развивать фонематический слух, умение координировать речь с движениями, мелкую моторику пальцев рук.

Воспитательная: Воспитывать у детей речевое и слуховое внимание.

ОБОРУДОВАНИЕ: Картинки: арбуз, апельсин, ананас, антенна, акула, автобус, Аня, Алёша, Андрей, индивидуальные зеркала, символы (кружочки, рыбки) на каждого ребёнка.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Организационный момент:

Логопед читает загадку:

Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый – все довольны.

Так приятен он на вкус,

И зовут его - (арбуз)

Какой первый звук слышится в слове А-АРБУЗ? (Звук «А»)

Характеристика звука «А», управление силой голоса :

Ребята, когда мы произносим звук «А», то:

Губки в спокойном состоянии;

Ротик открыт широко;

Язычок спокойно лежит во рту;

Горлышко «работает» (рука ребёнка лежит на горлышке)

Звук «А» гласный, его можно петь, потому что ни губы, ни зубы не мешают свободно проходить воздуху.

Мы будем обозначать звук «А» большим красным кружочком и «жить» он будет в красном замке вместе со звуком «У».

Фонетические упражнения (перед зеркалами):

Показать, как девочка укачивает куклу: ааааааа (на плавном длительном выдохе)

Пропой звук «А» тихо а – а – а…

Пропой звук «А» громко А – А – А…

Произнеси столько раз звук «А», сколько взрослый хлопнет в ладоши.

Выделение звука «А» из ряда других звуков.

Дидактическое упражнение «Поймай звук «А».

Какой звук вы ловили? (Звук «А»)

Посмотрите в ладошки, вы видите там звук «А»? (Нет)

Его там нет, потому что звук поймать нельзя.

Звук можно слышать и произносить.

Физкультминутка:

Упражнение для развития координации речи с движениями (стих. И. Токмаковой):

Аист, аист длинноногий,

покажи домой дорогу!

Топай правою ногой,

Топай левою ногой,

Снова правою ногой,

Снова левою ногой,

После правою ногой,

После левою ногой,

Вот тогда придёшь домой!

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом)

Выделение звука «А» в начале слова.

На доске картинки: арбуз, абрикос, антенна, акула, Алёша, Андрей, Аня, автобус, апельсин. Логопед называет то, что на них изображено, голосом выделяя звук «А».

Затем по очереди называет слова и просит детей определить и обозначить место звука «А», используя красный кружок и карточку.

Упражнение для пальчиков:

Мы делили апельсин;

Много нас, а он один.

Это долька – для ежа,

Эта долька – для стрижа,

Эта долька – для утят,

Эта долька - для котят,

Эта долька - для бобрят,

А для волка – кожура.

(На каждое слово сжимают пальцы рук в кулачки. Левой рукой поочерёдно загибают пальчики правой руки.)

Итог занятия:

С каким звуком мы познакомились?

Какой это звук?

Почему он называется гласный?

Назовите слова со звуком «А»(называют по памяти).

Как научить ребенка правильно и четка звук В и другие звуки. Для этого нужны специальные логопедические игры, упражнения, артикуляционная гимнастика.
Ведь не один ребенок не рождается уже с правильной и готовой поставленной речью. Он постепенно учится четко и правильно произносить звуки, сливая их вместе потом в слова, а затем строить предложения, выражать свои мысли. Но если идет задержка речевого развития происходит в некоторой задержки.

Речь является одной из важнейших функций человека. В процессе развития речи формируются высшие психические процессы, способность к понятийному мышлению.

Только общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Поэтому задача родителей и педагогов помочь ребенку удалить все проблему связанные с речью.

Недостатки звукопроизношения значительно искажают речь ребенка. У ребенка могут наблюдаться пропуски, замены, недостатки дифференциации звуков. Все это делает речь ребенка малопонятной для окружающих, ограничивает речевую активность малыша.

Исправление недостатков звукопроизношения - одна из важнейших задач педагога. Малыш должен научится произносить правильно все звуки русского алфавита. В последнее время появляется все больше детей, у которых нарушено произнесение не только свистящих, шипящих или соноров, но более простых звуков, таких, как Д, Т, Н, Ф, В и др.

Автоматизацию любого звука следует начинать со слогов. Лишь когда ребенок научится правильно произносить звук в слогах, можно переходить к словам и предложениям. При работе со словами необходимо отработать звук в разных позициях: в начале, в середине и в конце слова; в словах со стечением согласных звуков.

Артикуляция звука В Постановка звука В

Ставится на базе звука Ф с прибавлением голоса, наличие которого ребенок осязает, прикасаясь рукой к груди, к гортани или подбородку логопеда. При произнесении звука В нельзя допускать закусывания нижней губы. Она должна быть немного вывернута наружу и приближаться к верхним резцам.

Упражнения на автоматизации звука В

1. Повтори слоги:

Ва - во - ву - вы

Вы - вы - вы

Вы - ва - во - ву

Ва - ва - ва

Во - вы - ва - ву

Во - во - во

By - во - ва - вы

By - ву - ву

2. Повтори слова:

Звук в начале слова:

Вам, ваш, вата, Ваня, вагон, ванна, вахта, ватка, Вася, ваза, Валя, вафли, варка, варежка; вы, выть, высь, выгон, вызов, выезд, выпуск, выбор; вот, вон, воз, вода, вожак, волк, вобла; вуз, вуаль, вулкан.

Звук в середине слова:

Иван, Вова, диван, ковать, сова, Савва, совать, зазывать, голова, слива, слава, халва, глава, корова, трава, сорвать; ивы, оковы, гривы; выводок, завод, забава, вывоз, вывозить, завозить, заводить, повозка, зарево.

Стечение согласных звуков в слогах и словах:

Впа, вка, вку; вну, тва, твы; зва, зву; вла, вло; вра, вру, вкла, вклю. Впадать; вкус, вкусно; внук, внучка; Литва, клятва, листва, плотва, бритва, клятвы; звать, звание; звук, звуковой, звучание, звучно; влага, власть, вложение; врать, враг, врач, враль, врун, врут; вклад, вкладыш, включение.

Повтори предложения.

Вот Вова и Вася. Вася купил вату. Сова пьет воду. У Вовы намокли варежки. Сова сидела на возу. Впереди стаи летел вожак. У коровы большая голова. Ваня уронил вафли в траву. Возле ивы выл волк. Ваня несет вазу. Валя ест сливы. Вова идет на завод. Раздался сильный звук. Внук и внучка вкусно поели у бабушки. У Ивана большая власть. Валя дала клятву. Внизу лежит листва.

Повтори чистоговорки.

Ва - вы - ва - вот высокая трава. Вы - ва - вы - даже выше головы.

Повтори пословицы.

Всему свое время. Всякой вещи свое место. Волков бояться - в лес не ходить. Много воды - много травы.

Повтори скороговорки.

Уточка вертихвосточка ныряла да выныривала, выныривала да ныряла.

В зимний холод всякий молод. Вкусная халва - мастеру хвала.

Повтори загадки.

В тихую погоду

Нет нас нигде.

Ветер подует -

Бежим по воде.

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает.

(Воробей)

Колосится в поле рожь.

Там, во ржи, цветок найдешь.

Ярко-синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый.

(Василек)

Кто зимой холодной

Бродит в лесу злой, голодный?

Выучи стихотворение.

Весенний воздух свеж и чист.

Вот зеленеет первый лист.

Видна в проталинах земля.

Вокруг ручьи бегут, звеня.

Игра «Подскажи словечко».

Взрослый предлагает ребенку подсказать подходящие по смыслу слова в конце каждого стихотворения.

Грязнулю всегда выручает... (вода).

Чик-чирик, не робей!

Я бывалый... (воробей).

Окраской - сероватая,

Повадкой - вороватая,

Крикунья хрипловатая -

Известная персона. Это... (ворона).

Игра «Назови ласково».

Взрослый предлагает ребенку назвать ласково следующие предметы:

Ваза - (вазочка)

слива - (сливка)

Вода - (водичка)

завод - (заводик)

Вагон - (вагончик)

диван - (диванчик)

Ива - (ивушка)

голова - (головушка)

Обучение детей

ФГОС
  • Лучше всего для этой цели подойдет методика Марии Монтессори.
  • Шипящие согласные звуки - постановка звуков у детей дошкольного

Звук [а ] , буква А

Цели: закрепить навык четкого произношения звука [а ]; научить определять позиции звука [а ] в слове; познакомить с буквой А; научить образованию относительных прилагательных и согласованию их с существительными; закрепить тему «Фрукты, ягоды»

Ход занятия

1.Организационный момент:

Игра с мячом «Какой? Какая?».

Логопед называет фрукт или ягоду, а дети подбирают определения: яблоко (какое?) (красное, зелёное, хрустящее, мягкое, сладкое, кислое, кисло-сладкое, ароматное и т.д.).

Смородина (какая?) – круглая, чёрная, кисло-сладкая и т.д.

2. Знакомство со звуком:

Звук [а ] – гласный. При произношении рот широко открыт (мы у доктора).

«Поймай звук» - а-у-о-э-а-а-у …. (дети хлопают в ладоши услышав звук [а ].

«Подбери имя»: На доске картинки с изображением девочки и мальчика. дети должны подобрать им имена, начинающиеся на звук [а ] (Алёша, Алёна, Аня, Антон, Андрей, Алина, Ангелина, Артём..).

«Весёлый поезд»

Ребёнок показывает картинку (апельсин, пила, арбуз, репка, мак…), определяет место звука [а ] в слове и помещает картинку в вагончик.

«Найди слово со звуком [а ]»:

Логопед читает стихотворение, а дети называют слова со звуком [а ]:

Аист вёз из магазина

На своей коляске груз:

Ананасы, апельсиы,

Абрикосы и арбуз.

Ю. Раевский

3. Физкультминутка: «Как живёшь?»

Как живёшь? – Вот так!

Вдаль глядишь? – Вот так!

Ждёшь обед? – Вот так!

Машешь вслед? – Вот так!

Утром спишь? – Вот так!

А шалишь? – Вот так!

4. Знакомство с буквой:

Дети рассматривают иллюстрацию с изображением буквы А.

Логопед читает стихотворение::

Вот два столбца наискосок,

Между ними поясок.

С. Маршак

Дети обводят в тетради трафарет буквы. Раскрашивают его красным карандашом. Рисуют в воздухе букву А и печатают в тетради строчки буквы А.

Дидактическая игра «Какой сок?»

Дети рассматривают картинку с изображением фруктов и ягод, образовывают относительные прилагательные, отвечая на вопрос: Какой сок? (апельсиновый сок, малиновый сок, арбузный сок, вишнёвый сок, яблочный сок и т.д.)

Итог занятия

Звук [о ] . Буква О.

Цель: Учить различать на слух и правильно произносить звук о с опорой на артикуляционные признаки; выделять звук в начале, середине и конце слова; проанализировать слоги оп, по ; познакомить с буквой; научить согласованию числительных с существительными.

Ход занятия

Организационный момент:

Игра «Хлопни в ладоши»

Дети должны хлопнуть в ладоши, услышав слово, имеющее отношение к теме «Полезные ископаемые»: камни, бумага, стол, чёрный уголь, золото, дождь, глина, песок, одежда.

Знакомство со звуком

Звук [о ] – гласный. При произношении звука [о ] губы вытянуты вперёд, округлены.

На доску выставляются картинки: овощи, осы, окна, облако, дети определяют общий звук [о ] во всех словах

Игра «Слушай внимательно».

Дети поднимают красный флажок, услышав звук [о ] среди гласных звуков: а - о- у- и –о – и – у – о.

Игра «Звуковой карандаш»

Логопед называет слова со звуком [о ], а дети определяют место звука в словах (начало, середина, конец) и кладут квадратик красного цвета в соответствующую часть карандаша: окна, сом, пальто, окунь, овощи, облако,

Игра «Много – один»

Логопед называет слова, обозначающие много предметов, а дети называют слова, обозначающие один предмет:

Перья – перо, крылья-; яйца - ; гнёзда - ; зёрна - ;вёдра – ;стёкла - ; окна - ; колёса - .

Физминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения.

Буратино потянулся, раз – нагнулся, два – нагнулся,

Руки в стороны развёл,

Ключик видно не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Знакомство с буквой

Дети рассматривают иллюстрацию с буквой О, заучивают стихотворение:

В старом дереве дупло,

Ну, совсем как буква О.

Дети в тетрадях раскрашивают букву в красный цвет, печатают букву в тетрадях.

Игра «Сколько камней?»

Логопед показывает цифру, а дети считают камни (до 10).

Итог занятия.

Звук [Э]. Буква Э.

Цели: закрепить навыки различения и правильного произношения звука [э]; развивать фонематический слух; образовывать форму родительного падежа единственного числа имён существительных; согласованию притяжательных местоимений с существительными; формировать навыки звукового анализа и синтеза слогов, их чтения; развивать память, внимание, мышление.

Ход занятия

Организационный момент:

Садятся сначала те дети, у кого имя начинается на гласный звук, затем те, у кого – на согласный звук.

Повторение пройденного

Что такое звук?

Какие гласные мы выучили? Почему их называют гласными?

Какие согласные вы знаете? Почему согласные? Какие твердые, мягкие? Какие звонкие, глухие?

Игра «Живые звуки» (как, кот. кит, мак)

Знакомство со звуком [э]

«Загадки и отгадки»

У детей во рту само быстро тает (Эскимо).

Роет землю он ковшом, сам большой и ковш большой (Экскаватор).

- Что за лесенка такая, нас в метро сама катает?

Вверх и вниз людей везёт – никогда не устаёт. )Эскалатор)

Выставляются картинки: эскимо, экскаватор, эскалатор, этикетка, Элла, этажи, этажерка.

Проговариваются картинки и даётся задание:

Назовите первый звук в этих словах? -[э]

С каким мы сегодня звуком будем знакомиться? (Со звуком [э])

Артикуляция и характеристика звука (губы смеются). Дети проговаривают индивидуально и хором.

Речевая зарядка: дети произносят слоги

Эп-оп-ап уп-эп-оп им-ам-эм-ом эт-ут-эт-от эк-ок-ук-эк эп-эт-эм-эк

Игра «Все слова по местам»

Дети составляют предложения из заданных слов.

(любить, эскимо, очень, Эдик; рыть, яму, большая, экскаватор; на этаж, Эмма, втором, жить)

Физминутка:

По ногам мы хлопаем, ниже, ниже, ниже.

Руки вместе поднимаем, выше, выше, выше.

Дидактическая игра «Чего не стало?»

Дети запоминают картинки. Логопед убирает одну картинку. Дети должны сказать, чего не стало.

Дидактическая игра «Волшебная коробочка»

В коробочке лежат картинки. Ребенок берёт картинку произносит её название, добавляя слово «это»

(Это этажерка. Это моя этажерка)

Знакомство с буквой

Дети отвечают из скольких элементов состоит буква, на что похожа.

Прорисовывают букву в воздухе, закрашивают трафарет красным цветом, печатают в тетрадях.

Синтез и анализ слогов эп, эт, эк, эм.

Итог занятия

Звук [Э].

Цели: уметь выделять звук [э]в начале слова. дифференцировать этот звук

Цель:

  • закреплять правильное произношение звука А;
  • учить слышать и выделять звук А в начале, середине, конце слова;
  • познакомить с понятием “гласный” звук;
  • ввести новое обозначение гласного звука (красный цвет);
  • познакомить с буквой А;
  • учить читать букву А;
  • обучать навыкам звуко-буквенного анализа и синтеза слогов и слов;
  • закреплять правильное согласование местоимений МОЙ, МОЯ, МОЕ, МОИ с именами существительными;
  • закреплять правильное употребление имен существительных в Р. п., ед. и мн. числе;
  • обогащать предметный словарь со звуком А;
  • развивать мелкую моторику пальцев рук;
  • развивать пространственную ориентацию на плоскости;
  • развивать память, внимание, мышление;

Оборудование:

Кукла Алла, картинки со звуком А (на усмотрение педагога – в сильной, слабой позиции; в начале, середине слова) – аист, акула, антилопа, астра, астры, азбука, азбуки, айва, антенна, антенны, арбуз, арбузы, аптека, апельсин, апельсины, абрикос, абрикосы, банан, бананы, ананас, ананасы, лиса, комар; зеркала логопедические индивидуальные; картинка артикуляции звука А; картинка девочка качает куклу; доска магнитная; маркер черный, красный; карточка буква А; карточка – картинка “На что похожа буква А” – “А – шалашик, и смотри; есть скамеечка внутри” (В. Савичев); настенная Азбука; буквы – заготовки, для прописывания пальчиком, с тактильной поверхностью (бархатная или наждачная бумага); кружки из картона красного цвета; карточки “Светофоры” с фишками, для определения места звука в слове; тетрадки (половинки обычной тонкой тетради в клетку); карандаши (простой, красный);

Организационный момент: Отгадывание загадок: Стоит на крыше верхолаз – и ловит новости для нас (Антенна) А. Масленникова; Сам алый сахарный, кафтан зеленый, бархатный (Арбуз); Яркий, сладкий, налитой, Весь в обложке золотой! Не с конфетной фабрики – А из далекой Африки (Апельсин); Какой звук мы услышали в отгадках – звук А; Если дети хорошо слышат и различают звук А, педагог может предложить детям отгадки со звуком А в сильной позиции, в середине и конце слова: Висит груша – нельзя скушать (Лампа); Не зверь, не птица, а нос, как спица (Комар); Рыжая с пушистым хвостом, живет в лесочке под кустом (Лиса);

Фонетическая гимнастика “Куколка усни”

К нам в гости сегодня пришла кукла Алла. Мы Алле покажем, как мы умеем слышать и различать звук А. Девочка качает куколку: А а А а А а А а А а; Произносим то тихо, то громко. Рассматривание артикуляции. Уточнение артикуляции. Картинка артикуляции звука А. Для мальчиков другая картинка – “Заболел зуб”. Звук А произносится сначала громко, затем тихо. Дети произносят звук все вместе, затем по одному. Молодцы.

Игра “Назови картинку”

Дети называют картинки со звуком А (на усмотрение педагога), выделяя звук голосом. В игре используются карточки “Светофоры” с фишками для определения места звука А в слове.

Игра “Жадина”

Логопед раскладывает перед детьми картинки. Просит их правильно назвать. Затем участники игры по очереди закрывают ладошкой любую картинку и говорят: - Моя лампа. Мой ананас. Мои арбузы и т. д. Логопед следит за правильностью выполнения задания.

Игра “Чего нет”

Логопед раскладывает перед детьми картинки. Просит их назвать а заодно и проверить спрятался ли звук А в слове. Затем педагог просит детей назвать подряд все картинки, запомнить их – сфотографировать глазками. А теперь дети закрывают глаза – логопед убирает одну картинку, спрашивая: - Чего нет? Одну любую картинку убираем три раза. Две картинки прячем два раза. Три картинки один раз. Отработка правильного употребления существительных ед. и мн. числа в Р.падеже.

.Игра “Поймай звук”

Логопед предлагает детям потренировать ушки. Как только услышите звук А, поймайте звук, хлопните в ладошки. В игре можно дать слова на звуки У или И для сравнения. Таким образом подготавливая детей к дифференциации звуков А – У или А – И. Примерный лексический материал: ангел, астра, Астрахань, утюг (не хлопаем), аист, ананас, сад, петух, овца, лиса, ус и т.д..

Физ. минутка;

Игра “Апельсин”:

Мы делили апельсин.
Много нас, а он один.
Эта долька – для ежа,
Эта долька – для стрижа.
Эта долька – для утят,
Эта долька – для котят,
Эта долька – для бобра.
А для волка...кожура.
Он сердит на нас – беда!
Разбегайтесь кто куда.

Логопед на ушко каждому ребенку говорит каким зверьком он будет. Ребенок подходит за своей долькой, когда назовут его зверя. В конце неожиданно обнаруживается волк, который отбирает дольки у тех, кто не успел от него убежать. В конце игры все как бы отламывают по кусочку от своих долек волку, и он становится добрым. Дети гладят его по головке.

Игры с мячом “А ну-ка, повтори”

Дети встают в круг, логопед бросает мяч ребенку и просит его повторить чистоговорки:

Та – та –та – хвост пушистый у кота;
- га –га – га – у оленя есть рога;
- ха – ха – ха – не поймать нам петуха;
- ча – ча – ча – сидит зайчик у врача;
- жа – жа – жа – убежали два ежа; и т. д.

Игра “Эхо”

Логопед просит детей повторить ряды слогов – сначала громко, затем тихо:

Та – та – да
Да – да – та
Па – па – ба
Ба – ба – па и т.д.

Проговори поговорку: Много снега, много хлеба (объяснить смысл).

Игра “Загадки – добавлялки”

Дети в стихотворения добавляют слова по смыслу.

Я сегодня утром рано,
Умывался из – под...(крана).

Для птенцов и для зверят,
Тоже нужен детский.....(сад).

Не послушал Зайка папу,
Отдавили Зайке...(лапу).

Спи, мышонок, до утра,
Дам тебе я...(комара).

Солнце светит слишком ярко,
Бегемоту стало...(жарко).

Слезы льются у Оксанки,
У нее сломались...(санки).

Нам темно, мы просим папу
Нам включить поярче...(лампу).

Сшил себе котенок тапки,
Чтоб зимой не мерзли....(лапки).

Жил у нас один чудак,
Разводил в саду он...(мак).

Какой звук слышали в добавлялках? (Звук А).

Буква А

Показ буквы – карточки А. Нахождение и показ буквы А на настенной Азбуке. Показ карточки “На что похожа буква А” - А – шалашик, и смотри, есть скамеечка внутри (В.Савичев). Прописывание буквы А в воздухе, прописывание буквы пальчиками на тактильных карточках – буквах.

Понятие “гласный” звук

Дети произносят звук А, рассматривая при этом в зеркало артикуляцию. Звук А – ротик открыт, нет преграды. Звук поется голосом. Звук А не имеет преграды – он гласный звук. Гласные звуки обозначать будем красным цветом. Логопед под буквой А рисует маркером красный кружок.

Работа в тетрадях

Дети печатают букву А в тетрадях. Под буквой А рисуют красный кружок, проговаривая при этом, что буква А обозначает звук А. Звук А не имеет преграды – он гласный звук. А гласный звук обозначаем красным цветом.

Игра “Придумай слово”

Логопед предлагает детям придумать слова, сначала на звук А (в начале слова), затем со звуком А (в середине и конце слова). Затем логопед предлагает придумать имена для мальчиков и для девочек со звуком или на звук А.Дети называют имена: Аня, Алла, Алиса, Алсу, Андрей, Алик, Артем и т.д.

Итог занятия

Логопед спрашивает детей: - С каким звуком мы сегодня играли? У звука А нет преграды – как называется такой звук (гласный). Как обозначаем гласный звук? Какой буквой обозначаем звук А? (Буквой А). На что похожа буква А? (крыша домика, шалаш). Как мы ее пишем? Молодцы. Наше занятие закончено.

Оборудование: Человечки-звуки, сигналы-символы, зеркала, карточки-схемы, фломастеры, мяч. Предметные картинки: индюк, сливы, носки, иголка, вишня, гуси. Сумка с картинками: рак, сом, лук, ива.

Ход занятия

1. Оргмомент.

Педагог показывает нарисованных поющих человечков.

Посмотрите, это хор. Что поют дети? «а-а-а», «у-у-у», «о-о-о»… Что же поёт последний человечек?

2. Сообщение темы занятия.

Если мы растянем ротик, как этот человечек, и улыбнёмся, то услышим звук «и-и-и». Посмотрите в зеркало, улыбнитесь и вместе пропоём звук «и-и-и».

3. Знакомство с сигналом.

Кто догадался, что это за звук? Ведь он поётся и тянется. Да, это гласный звук, и обозначать его будем вот таким сигналом, (рисунок сигнала).

4. Определение звука «и» на слух.

Я буду называть слова, а вы, услышав звук «и», поднимите сигнал. Индюк, ива, слива, лист, тигр, носки, сосиски, Ира, иней, Мила, кит.

5. Определение места звука в слове.

На доске стоят схемы со звуком «и» в начале, в середине, в конце слова. . Дети называют свою картинку, выделяя голосом звук «и». Определяют место звука в слове и ставят на доску соответственно схеме.

6. Знакомство с родственными словами.

Слов очень много и они все разные. Но есть слова, у которых начало одинаковое, а окончания разные: игра, играть, игрушка, игрушечный, игривый, игрок. Мы говорим: любимая игра, собираемся играть, новая игрушка, игрушечный кораблик, игрок в шашки. Слова - игра, играть, игрушка, игрушечный, игрок - это семья слов. В этой семье все слова похожи, как братья и сестры, то есть родственники. Поэтому их называют «родственными словами». Как называются слова, когда они похожи друг на друга? Дети: родственные.

7. Закрепление понятия о родственных словах.

Педагог: сейчас мы с вами будем сочинять. Я начну, а вы закончите.

«Знает наша детвора - прятки - лучшая …».

«Всех ребят хотим собрать - в прятки будем мы …».

«Мой котёнок шаловливый, очень ласковый …».

«У малышки погремушка, очень шумная …»

назовите родственные слова. С какого звука они начинаются?

8. Физминутка.

Игра «Парад».

Цель игры: развитие концентрации внимания. Дети получают задание маршировать под счёт, хлопая на каждый счёт «2». Затем задание изменяется: нужно хлопнуть на счёт «3» или «4», можно менять направление движения на какой то заданный счёт, или топать.

9. Игра с мячом «Один - много». Педагог, бросая мяч ребёнку, называет существительное в единственном числе. Ребёнок должен вернуть мяч, назвав это существительное во множественном числе: носок - носки, гудок - гудки, мелок - мелки, песок - пески, гусь - гуси, белка - белки…

Назовите слова со звуком «и» в конце слова.

Итог занятия.

Игра «Почтальон».

Ребёнок достаёт из сумки картинки и расставляет их на доске по домикам-символам. Остальные дети следят за работой, вместе исправляются ошибки.

Бандурина Т.