Электроприборы

Отказ фсс в возмещении расходов на выплату пособий. Пособия, не принятые к зачету: начислять ли страховые взносы? Как отразить не принятые к зачету суммы

Отказ фсс в возмещении расходов на выплату пособий. Пособия, не принятые к зачету: начислять ли страховые взносы? Как отразить не принятые к зачету суммы

Соцстрах может отказать компании в возмещении или зачете расходов, если посчитает, что страхователь создал искусственные условия для получения выгоды, а также, если обнаружит поддельные листы нетрудоспособности

Расходы по больничным листам, на выплату детских пособий и пособий в связи с материнством несет работодатель. Эти траты ему компенсирует Соцстрах двумя способами: засчитывает в уплату страховых взносов на временную нетрудоспособность и материнство либо возмещает на расчетный счет работодателя-страхователя.

Для того, чтобы принять издержки к зачету или возмещению ФСС проводит их проверку. На основании положений подп. 4 п. 1 ст. 4.2 и п. 4 ст. 4.7 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ Фонд может не засчитать данные затраты, если:

  • документы были неправильно составлены или выданы с нарушением законодательства;
  • имели место нарушения законодательных положений о соцстраховании;
  • подтверждающие расходы бумаги были вовсе не представлены страхователем.

Например, Соцстрах может отказать компании в возмещении или зачете расходов, если посчитает, что страхователь создал искусственные условия для получения выгоды, а также, если обнаружит поддельные листы нетрудоспособности.

Если работодатель считает, что чиновники Фонда неправы, оспорить решение можно в судебном порядке. Если же издержки возместить так и не получилось, придется вносить корректировки в отчетность и учет. Как это сделать расскажем в двух следующих статьях.

Что сделать в учете, чтобы отразить не зачтенные ФСС пособия?

Алгоритм действий бухгалтера при отказе ФСС в зачете и возмещении расходов на социальные выплаты таков:

  • Провести не зачтенные суммы расходов на пособия в бухучете методом красного сторно.
  • Удержать с сотрудника не зачтенные суммы либо списать их в расходы.
  • Удержать с не зачтенной суммы взносы на страхование. Кстати, в Минтруде, считают этот путь самым безопасным для страхователя.
  • За периоды до 2017 года - доплатить взносы в Соцстрах, после 2017 года - в Налоговую. Сделать это нужно, если страхователь уменьшает ежемесячные взносы на выплату по больничным и в связи с материнством. Доплата составляет размер не зачтенной суммы.
  • Начислить и удержать НДФЛ с сотрудника. Это не касается только пособий по больничным листам, с которых и так удерживается подоходный налог. С остальными социальными пособиями дела обстоят иначе. Если Соцстрах отказал в зачете выплаченного пособия, то данное пособие уже не является страховым обеспечением по обязательному социальному страхованию. Следовательно, оно исключается из выплат, необлагаемых НДФЛ. Получается, что при отказе сотрудника вернуть выплаченную ему сумму пособия, которая не была зачтена Соцстрахом, она становятся его доходом. А все доходы, как известно, облагаются НДФЛ. В законодательных положениях нет прямых указаний на то, что с не зачтенных Соцстрахом сумм нужно удерживать подоходный налог. Однако, не сделав это и начислив страховые взносы, страхователь вызовет немало вопросов у налоговых контролеров, поскольку возникнет разница между базой по взносам на страхование и базой по НДФЛ.
  • Выяснить возникла ли переплата по НДФЛ. Такое обстоятельство будет иметь место, если сотрудник все же вернул выплаченное ему пособие, которое ранее было обложено НДФЛ. О переплате нужно сообщить работнику (п. 1 ст. 231 НК РФ), а после ее можно зачесть в счет предстоящих платежей по НДФЛ или вернуть на банковский счет сотрудника на основании его письменного заявления.
  • Перечислить страховые взносы и НДФЛ в госбюджет. Налог перечисляется, если ранее не был удержан, но работодатель все же решил его удержать.
  • Произвести расчет пени по взносам и НДФЛ, после также перечислить их в бюджет. При признании выплат на социальное обеспечение невозмещаемыми у компании возникает недоимка по взносам и подоходному налогу. Начисление пени производится со дня, наступающего после даты перечисления взносов в месяце выплаты не зачтенного пособия, до дня, предшествующего дате погашения долга по взносам или НДФЛ.
  • Провести корректировку обязательной отчетности страхователя: формы 2-НДФЛ и 6-НДФЛ корректируется, если компания решила удержать НДФЛ с ранее необлагаемых налогом сумм, а также 4-ФСС, РСВ-1 (за периоды до 2017 года) и РСВ 2017 (за периоды с 2017 года).

Какие именно правки нужно внести в отчетность, расскажем в следующей статье.

В бюджетном учреждении по результатам проверки ФСС России за II полугодие 2017 года и I квартал 2018 года не приняты к зачету суммы некоторых больничных по различным причинам (счетные ошибки, неверное оформление больничного листа). Регион, на территории которого находится бюджетное учреждение, не является участником пилотного проекта ФСС.
Какими бухгалтерскими записями отразить не принятые к зачету суммы, если в учреждении принято решение по отнесению расходов за счет средств учреждения?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При принятии бюджетным учреждением решения об отнесении сумм больничных, не принятых к зачету ФСС, на расходы учреждения такие выплаты могут быть отнесены на вид расходов 111 "Фонд оплаты труда учреждений" и "Заработная плата" КОСГУ либо на вид расходов 853 "Уплата иных платежей" и "Иные расходы" КОСГУ.
Возможность расходования средств по виду расходов 111 или 853 на оплату сумм пособий, выплаченных в 2018 году, но не принятых к зачету, должна быть предусмотрена планом ФХД бюджетного учреждения.
Корректировка сумм начисленных за счет ФСС больничных может быть отражена с применением метода "Красное сторно". При этом в отношении оплаты больничных 2018 года, не принятых к зачету ФСС, дополнительно следует отразить уточнение платежей на лицевом счете.
Кроме того, следует учесть, что не принятые к зачету ФСС суммы больничных нельзя однозначно рассматривать как выплаты, не облагаемые страховыми взносами.

Обоснование вывода:
Расходы бюджетного учреждения по выплате страхового обеспечения за счет средств ФСС РФ учитываются по элементу видов расходов 119 "Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений" и коду 213 "Начисления на выплаты по оплате труда" КОСГУ (пп. 5.1.2 п. 5.1 раздела III, п. 3 раздела V Указаний, утвержденных Минфина России от 01.07.2013 N 65н).
Вместе с тем не принятые к зачету выплаты по больничным уже не являются страховым обеспечением, осуществляемым в соответствии с действующим законодательством за счет средств ФСС РФ. Соответственно, указанные расходы не могут быть отражены с применением элемента видов расходов 119 "Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений".
При принятии решения об отнесении сумм, не принятых к зачету, на расходы учреждения порядок применения элементов видов расходов и подстатей КОСГУ будет зависеть от положений локальных актов учреждения. Так, указанные выплаты могут быть отнесены на элемент видов расходов 111 "Фонд оплаты труда учреждений" и "Заработная плата" КОСГУ в случае, если в локальном акте предусмотрена возможность осуществления за счет средств фонда оплаты труда или его экономии подобных выплат по решению руководителя.
При отсутствии возможности осуществления указанных выплат за счет фонда оплаты труда расходы подлежат отражению с применением элемента видов расходов 853 "Уплата иных платежей" в увязке с "Иные расходы" КОСГУ как расходы, не связанные с оплатой труда. Возможность осуществления указанных расходов должна быть предусмотрена Планом ФХД бюджетного учреждения.
Порядок отражения операций по корректировке начислений и выплат, необходимость отражения которых обусловлена непринятием к зачету выплаченных сумм пособий, положениями Инструкции, утвержденной Минфина России от 01.12.2010 N 157н, и Инструкции, утвержденной Минфина России от 16.12.2010 N 174н (далее - N 174н), не установлен. Бухгалтерские записи в такой ситуации учреждению необходимо определить в рамках учетной политики в порядке, предусмотренном Инструкции N 174н. При этом применяемые учреждением корреспонденции счетов не должны вступать в противоречие с положениями N 174н.
В отношении сумм пособий, выплаченных в текущем году и не принятых к зачету ФСС РФ, необходимо отдельно отметить следующее. В отношении указанных сумм бюджетным учреждением может быть произведена корректировка кассовых расходов, отраженных на лицевом счете. Для этого путем оформления Уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа (ф. 0531809) уменьшается сумма расходов по КВР 119 и КОСГУ 213 с одновременным увеличением по КВР 111 (853) и 211 (296) КОСГУ.
Отдельно следует остановиться на вопросе доначисления страховых взносов с непринятых к зачету сумм больничных. По мнению уполномоченных органов в случае, если расходы по не принятым к зачету суммам относятся за счет средств учреждения, то они подлежат обложению страховыми взносами (смотрите, в частности, Минфина России от 01.09.2017 N 03-15-07/56382, ФНС России от 22.09.2017 N ЕД-4-15/19093, письмо Минздравсоцразвития России от 26.02.2016 N 17-3/В-76). Объясняется это тем, что суммы больничных, не принятые к зачету ФСС, уже не исключаются из расчета базы обложения страховыми взносами по НК РФ.
В то же время существует и другая точка зрения (п. 34 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 5 (2017), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017). Верховный суд пришел к выводу, что отказ ФСС РФ в принятии к зачету расходов по выплате пособий не может изменить статус выплаченных средств как страховое обеспечение, то есть страховые выплаты, обусловленные наступлением страхового случая. Указанные суммы сохраняют свою социальную направленность и не являются вознаграждением за выполнение работником трудовых функций. Таким образом, не принятые ФСС суммы не могут квалифицироваться как объекты обложения соответствующими страховыми взносами.
При принятии решения о необложении страховыми взносами сумм, не принятых к зачету ФСС, возникают риски судебных споров. Соответственно, приведенные ниже бухгалтерские записи будут применяться в случае принятия учреждением решения о доначислении страховых взносов на суммы не принятых к зачету выплат.
По нашему мнению, с учетом положений N 174н для отражения в бухгалтерском учете расчетов по суммам пособий, не принятых к зачету ФСС, может применяться следующая схема корреспонденций счетов:
1. Дебет 0 303 02 830 Кредит 0 302 13 730
- методом "Красное сторно" отражены расходы, не принятые ФСС к зачету;
2. Дебет 0 401 20 211 (0 402 20 296) (0 109 ХХ 211(0 109 ХХ 296)) Кредит 0 302 11 730 (0 302 96 730)
- отражено отнесение на расходы учреждения не принятой к зачету суммы пособия за счет средств фонда оплаты труда (либо при отнесении выплат к прочим расходам);
3. Дебет 0 302 13 830 Кредит 0 303 01 730
- методом "Красное сторно" откорректирована сумма удержанного ранее из пособия НДФЛ;
4. Дебет 0 302 11 830 (0 302 96 830) Кредит 0 303 01 730
- сумма НДФЛ, удержанного из не принятого к зачету пособия, отнесена на расходы учреждения;
5. Дебет 0 401 20 213 (0 401 20 296) (0 109 ХХ 213(296)) Кредит 0 303 ХХ 730
- отражено доначисление страховых взносов;
6. Дебет 0 302 13 830 Кредит 0 201 11 610
- методом "Красное сторно" откорректирована сумма выплаченных в 2018 году пособий, не принятых к зачету;
7. Дебет 0 302 11 830 (0 302 96 830) Кредит 0 201 11 610
- кассовые расходы по оплате пособий 2018 года, не принятых к зачету, отнесены на расходы учреждения;
8. Дебет 0 303 01 830 Кредит 0 201 11 610
увеличение забалансового счета 18, 119 КВР, 213 КОСГУ
- методом "Красное сторно" откорректирован платеж по НДФЛ, удержанный из пособия в 2018 году;
9. Дебет 0 303 01 830 Кредит 0 201 11 610
увеличение забалансового счета 18, 111 (853) КВР, 211 (296) КОСГУ
- уточнен платеж на сумму выплаты НДФЛ, удержанный в 2018 году из пособий, не принятых к зачету.
10. Дебет 0 303 ХХ 830 Кредит 0 201 11 610
увеличение забалансового счета 18, 111 (853) КВР, 211 (296) КОСГУ
- отражена уплата страховых взносов, начисленных на сумму не принятых к зачету ФСС пособий.
По итогам отражения указанных бухгалтерских записей очевидно, что в учете образуется задолженность по больничным листам 2017 года по счетам 0 302 13 000 (в отрицательном значении) и 0 302 11 000 (0 302 96 000) (в положительном значении). Бухгалтерских записей для их "взаимозачета" N 174н не содержит. Поэтому соответствующую корреспонденцию также необходимо согласовать в порядке Инструкции N 174н. Одним из вариантов может быть, например, перенос задолженности с использованием "прямой" проводки по дебету счета 0 302 11 830 в корреспонденции с кредитом счета 0 302 13 730.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сульдяйкина Валентина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

ФСС РФ отказался принять к зачету расходы на выплату пособий. Как учесть такие суммы и отчитаться об исправлении нарушения, читайте в статье.

Таким образом, в иных случаях для возврата суммы не принятого фондом пособия необходима добрая воля получателя. Однако добровольное внесение на практике встречается редко. Как правило, эти суммы приходится списывать за счет собственных средств организации, производить исправления в бухгалтерском и налоговом учете, корректировать уже представленные отчетные формы.

Исправительные записи в бухгалтерском учете

Факт отказа фонда возместить выплаченные суммы пособия отражается в Решении о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по , утвержденной .

Сторно начисленных пособий. На основании этого документа страхователь сторнирует записи по начислению сумм не принятых к зачету расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности и всвязи с материнством на дату вынесения решения (п. и ПБУ 22/2010).

Бывшее пособие - за счет собственных средств. Суммы, восстановленные по дебету счета 69, не могут быть списаны на затраты, как, например, зарплата. Их следует отнести в уменьшение собственных средств страхователя.

Поскольку они не признаются при расчете налога на прибыль, в бухгалтерском учете возникает постоянная разница и соответствующее ей постоянное налоговое обязательство.

НДФЛ. Заметим, что пособие по временной нетрудоспособности облагается НДФЛ в силу прямого указания в статьи 217 Налогового кодекса (). Поскольку мы говорим о случае, когда работник добровольно не вернул сумму пособия, не принятого фондом (он получил доход), сторнировать сумму удержанного с него НДФЛ нет необходимости.

Если фонд не принял к зачету не облагаемое налогом пособие, эту сумму следует включить в облагаемую базу по НДФЛ.

Рассмотрим на примере бухгалтерские записи по исправлению допущенного нарушения.

ПРИМЕР 1.

В ЗАО «Амурские куры» в феврале 2015 года работникам были выплачены:

  • пособие по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве в размере 26 827,33 руб.;
  • единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, в размере 465,2 руб. ( «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»).

Однако по результатам камеральной проверки, проведенной фондом в августе, расходы на выплату пособий из-за неправильного оформления представленных документов приняты не были.

Необходимо составить исправительные проводки.

ДЕБЕТ 69 субсчет «Расчеты с ФСС РФ по страховым взносам на случай травматизма» КРЕДИТ 70

26 827,33 руб. - сторнирована сумма пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве, не принятого к зачету;

ДЕБЕТ 69 субсчет «Расчеты с ФСС РФ по страховым взносам на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» КРЕДИТ 70

465,2 руб. - сторнирована сумма единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, не принятого к зачету;

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 70

27 292,53 руб. (26 827,33 руб. + 465,2 руб.) - выплаченные работникам суммы не принятых к зачету пособий отражены по счету расчетов с разными дебиторами и кредиторами;

ДЕБЕТ 69 субсчетов расчетов с ФСС РФ по двум видам социального страхования КРЕДИТ 51

27 292,53 руб. (26 827,33 руб. + 465,2 руб.) - перечислены в ФСС РФ суммы задолженности страхователя перед фондом, возникшие в связи с отказом фонда принять суммы пособия к зачету;

ДЕБЕТ 84 КРЕДИТ 76

27 292,53 руб. (26 827,33 руб. + 465,2 руб.) - отнесены за счет собственных средств страхователя суммы выплаченных работникам пособий, не принятых фондом к зачету;

ДЕБЕТ 70 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты с бюджетом по НДФЛ»

60 руб. (465,2 руб. × 13%) - удержан НДФЛ с суммы единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, не принятого к зачету;

ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты с бюджетом по налогу на прибыль»

5458,51 руб. [(26 827,33 руб. + 465,2 руб.) × 20%] - отражено постоянное налоговое обязательство.

Заметим, что если речь идет об обычном пособии по временной нетрудоспособности, то следует сторнировать и начисление пособия за первые три дня временной нетрудоспособности на счета затрат (20, 23, 25, 26, 29, 44).

Последствия неначисления страховых взносов с не принятых фондом пособий

В связи с отказом территориального отделения фонда принять пособие к зачету возникает вопрос о занижении суммы выплат, облагаемых страховыми взносами.

Доначисление страховых взносов

Пока выплата считалась пособием. В момент назначения пособия оно считается начисленным правомерно и не облагается страховыми взносами ( ч.1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, далее - , и п. 1 ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ, далее - ).

Когда выявлено нарушение. В момент вынесения решения о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения выплаченные суммы утрачивают статус страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию. Таким образом, они должны быть исключены из перечня не облагаемых страховыми взносами выплат и на них следует начислить страховые взносы ().

Нарушение допущено в текущем году. Если фонд не принял к зачету пособия, выплаченные в текущем году, доначисление страховых взносов производится в том отчетном периоде, когда выявлена ошибка ().

Нарушение прошлых периодов. Если речь идет о результатах выездной проверки, глубина которой охватывает и прошлые периоды, порядокдоначисления страховых взносов зависит от момента выявления ошибки, от того является ли она существенной, утверждена ли отчетность прошлого года и т. д.

Пример 2

Воспользуемся условиями примера 1, дополнив их. ЗАО «Амурские куры» не имеет права применять пониженные тарифы страховых взносов. Основной вид деятельности ЗАО «Амурские куры» относится к VII классу профессионального риска. Ему соответствует тариф страховых взносов на случай травматизма - 0,8%.

Получатели непринятых сумм пособий родились после 1967 года. Сумма их доходов, облагаемых страховыми взносами, в совокупности с суммами непринятых к зачету пособий в августе не превысила предельную величину облагаемой базы. Как доначислить страховые взносы с непринятых сумм пособий?

РЕШЕНИЕ. В августе 2015 года бухгалтер ЗАО «Амурские куры» сделал следующие проводки:

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 69 субсчет «Расчеты с ПФР по страховым взносам»

6004,35 руб. [(26 827,33 руб. + 465,2 руб.) × 22%] - доначислены страховые взносы в ПФР на страховую часть трудовой пенсии;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 69 субсчет «Расчеты с ФСС РФ по страховым взносам на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»

791,48 руб. [(26 827,33 руб. + 465,2 руб.) × 2,9%] - доначислены страховые взносы в ФСС РФ на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 69 субсчет «Расчеты с ФСС РФ по страховым взносам на случай травматизма»

218,34 руб. [(26 827,33 руб. + 465,2 руб.) × 0,8%] - доначислены страховые взносы в ФСС РФ на случай травматизма;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 69 субсчет «Расчеты с ФФОМС»

1391,92 руб. [(26 827,33 руб. + 465,2 руб.) × 5,1%] - доначислены страховые взносы в ФФОМС.

Ответственность за занижение облагаемой базы по страховым взносам

Если расходы на выплату пособий приняты не были, у организации возникает недоимка по страховым взносам. Недоимка взыскивается с начислением пеней и облагается штрафом за занижение облагаемой базы.

Пени по страховым взносам за просрочку. Согласно статьи 25 Закона № 212-ФЗ пени рассчитываются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов за каждый календарный день просрочки уплаты страховых взносов. Заметим, что день погашения просроченной задолженности по страховым взносам в период просрочки не входит (). Процентная ставка принимается равной 1/300 действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме. Это предусмотрено , и ст. 25 Закона № 212-ФЗ.

Штраф. За занижение облагаемой базы организацию могут оштрафовать в размере 20% неуплаченной суммы взносов, а в случае умышленных действий со стороны страхователя - в размере 40% (ч. и ст. 47 Закона № 212-ФЗ и Закона № 125-ФЗ).

Уточнение ранее сданных расчетов по страховым взносам

Если организация занизила облагаемую взносами базу, она согласно статьи 17 Закона № 212-ФЗ обязана представить уточненные расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам (форму-4 ФСС и форму РСВ-1 ПФР).

Если база занижена в текущем году. Следует подать уточненный расчет за тот период отчетного года, в котором нарушение допущено. Например, если организация выплатила пособия в феврале 2015 года, а фонд не принял эти суммы в августе 2015 года, нужно представить уточненный расчет только за I квартал 2015 года.

Обратите внимание , сложившаяся практика показывает, что «уточненка», сданная после окончания приема отчетности, используется в справочных целях. Ее показатели не меняют картину «закрытого» отчетного периода. Исправление нарушения специалисты фонда учтут на основании расчета за период, когда нарушение было выявлено и фактически исправлено (за 9 месяцев).

База была занижена в прошлом году. Если выявлено нарушение, допущенное в предыдущем отчетном периоде, уточненный расчет (также для справки) нужно подать за тот год, а фактические исправления отразить в строках 4 и 5 таблиц 1 и 7 расчета за период, когда нарушение выявлено и исправлено. Сдать уточненный расчет нужно на старом бланке (

РЕШЕНИЕ. Нарушение допущено и исправлено в течение одного года. Определим перечень корректировок показателей расчета за I квартал 2015 года, которые бухгалтер должен произвести в уточненном расчете. Скажем сразу, уточненный расчет за I квартал 2015 года в конечном итоге должен отражать расчеты с фондом таким образом, как будто нарушения и не было. Для этого ряд показателей первичного расчета за I квартал 2015 года следует уменьшить (увеличить) на непринятые суммы пособий.

На сумму непринятого единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности (465,2 руб.), следует уменьшить (-):

  • показатель строки 15 «Расходы на цели обязательного социального страхования» таблицы 1. Уменьшение должно отразиться в графе 1 («2 месяц» и «за последние три месяца отчетного периода»), в графе 3 строки 15 таблицы 1;
  • графы 3 строки 18 «Всего (сумма строк 12 + 15 + 16 + 17)» таблицы 1;
  • графы 4 строки 5 «Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности» таблицы 2;
  • графы 3 строки 12 «Итого (сумма строк 1 + 3 + 5 + 6 + 7 + 10 + 11)» таблицы 2.

Одновременно на сумму непринятого единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности (465,2 руб.), следует увеличить (+) показатель графы 3 строки 19 «Задолженность за страхователем на конец отчетного (расчетного) периода» таблицы 1.

На сумму не принятых к зачету пособий следует увеличить (+) показатели, отражающие величину облагаемой базы по обоим видам страхования:

  • граф 5 и 3 строки 1 «Сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ» таблицы 3;
  • граф 5 и 3 строки 4 «Итого база для начисления страховых взносов (стр. 1 – стр. 2 – стр. 3)» таблицы 3;
  • графы 3 «Выплаты и иные вознаграждения в пользу работников, на которые начисляются страховые взносы» строк 4, 2 и 1 таблицы 6.

На сумму доначисленных страховых взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (791,48 руб.) с сумм непринятых пособий следует увеличить (+) следующие показатели:

  • строки 2 «Начислено к уплате страховых взносов» таблицы 1. Увеличение должно отразиться в графах 1 и 3 («2 месяц» и «за последние три месяца отчетного периода»);
  • графы 3 строки 8 «Всего (сумма строк 1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6 + 7)» таблицы 1;
  • графы 3 строки 19 «Задолженность за страхователем на конец отчетного (расчетного) периода» таблицы 1.

На сумму непринятого пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве (26 827,33 руб.) нужно уменьшить (-) показатели:

  • строки 11 «Расходы по обязательному социальному страхованию» таблицы 7. Уменьшение должно отразиться в графе 1 («2 месяц» и «за последние три месяца»), в графе 3 строки 11 таблицы 7;
  • графы 3 строки 14 «Всего (сумма строк 10 + 11 + 12 + 13)» таблицы 7;
  • графы 4 строки 1 «Пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве, всего» таблицы 8;
  • графы 3 строки 10 «Всего расходов (сумма строк 1 + 4 + 7 + 9)» таблицы 8.

На сумму непринятого пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве (26 827,33 руб.) следует увеличить (+) показатель графы 3 строки 15 «Задолженность за страхователем на конец отчетного периода» таблицы 7.

На сумму доначисленных взносов на случай травматизма (218,34 руб.) с сумм непринятых пособий следует увеличить (+) следующие показатели II раздела формы-4 ФСС, посвященного страховым взносам на случай травматизма:

  • граф 1 и 3 строки 2 «Начислено к уплате страховых взносов» таблицы 7 («2 месяц» и «за последние три месяца отчетного периода»);
  • графы 3 строки 8 «Всего (сумма строк 1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6 + 7)» таблицы 7;
  • графы 3 строки 15 «Задолженность за страхователем на конец отчетного (расчетного) периода» таблицы 7.

Помимо корректировки стоимостных показателей, следует поправить натуральные показатели, отражающие количество выданных пособий (графа 3 строки 5 таблицы 2), дней временной нетрудоспособности (графа 3 строки 1 таблицы 8), численность пострадавших (графа 3 строки 1 таблицы 9).

Напомним, что поданная «уточненка» за I квартал используется лишь в справочных целях, поэтому реальное исправление нарушения нужно отразить при составлении расчета за 9 месяцев, а именно:

  • увеличение облагаемой базы по обоим видам социального страхования (26 827,33 руб. + 465,2 руб.);
  • фактически произведенное доначисление страховых взносов по двум видам социального страхования (791,48 руб. и 218,34 руб.) с суммы не принятых к зачету пособий, не взысканных с получателей;
  • уплату сумм не принятых к зачету пособий и доначисленных страховых взносов по обоим видам социального страхования.

Подали на возмещение больничного листа в Фонд Социального Страхования документы во 2-м квартале 2018г. Проверка закончилась в конце третьего квартала 2018г. Фонд не принял часть больничного листа.
1. Сумму которую не принял фонд необходимо отразить в зарплату?

2. Сумму которую не принял фонд необходимо отразить в отчетности за 3-й квартал или подать уточненку за 2-ой квартал?

3. В какой срок необходимо доплатить налоги по не принятой сумме?

4. Как не принятую сумму отразить в бухгалтерском учете?

Сообщаю Вам следующее:

Получив из ФСС решение о непринятии расходов, действуйте так.

  1. Сторнируйте незачтенное пособие. Если это больничный, сторнируйте и исключите из налоговых расходов пособие за первые три дня болезни, выплаченное за счет фирмы.
  2. Начислите работнику выплату, равную ранее исчисленному пособию по дебету счета 91. Она не учитывается в налоговых расходах, облагается страховыми взносами и НДФЛ. Если это было пособие по болезни, НДФЛ с него вы уже удержали. Если другое пособие, удержите налог с ближайшей выплаты.
  3. Сдайте в ИФНС по взносам за квартал, в котором были начислены незачтенные пособия. Исправьте в нем данные о необлагаемых выплатах, базе, взносах и пособиях. В Документе 3 отражен порядок представления уточненного расчета.
  4. Доплатите взносы по уточненному расчету и . Рекомендуется уплатить недоимку и пени в кратчайшие сроки, так как за каждый день просрочки начисляются пени (в Документе 4 представлен материал, где указан порядок взыскания задолженности налоговым органом).

Проводки по пособиям, не принятым к зачету ФСС

Подборка документов из Систем КонсультантПлюс:

Документ 1

Как учесть расходы, не принятые к зачету ФСС

ФСС может не принять расходы к зачету, если документы на выплату пособий неправильно оформлены, фальшивые либо их совсем нет ( Закона N 255-ФЗ). Получив из ФСС решение о непринятии расходов, действуйте так.

  1. Сторнируйте незачтенное пособие. Если это больничный, сторнируйте и исключите из налоговых расходов пособие за первые три дня болезни, выплаченное за счет фирмы.
  2. Начислите работнику выплату, равную ранее исчисленному пособию по дебету счета 91. Она не учитывается в налоговых расходах, облагается страховыми взносами и НДФЛ. Если это было пособие по болезни, НДФЛ с него вы уже удержали. Если другое пособие, удержите налог с ближайшей выплаты ( ФНС от 05.03.2018 N ГД-4-11/4193@).
  3. Сдайте в ИФНС по взносам за квартал, в котором были начислены незачтенные пособия. Исправьте в нем данные о необлагаемых выплатах, базе, взносах и пособиях ( ФНС от 05.03.2018 N ГД-4-11/4193@).
  4. Доплатите взносы по уточненному расчету и .

Проводки по пособиям, не принятым к зачету ФСС

Документ 3

Порядок представления уточненного расчета следующий:

— в уточненный расчет подлежат включению те разделы расчета и приложения к ним, которые ранее были представлены плательщиком в налоговый орган (за исключением «Персонифицированные сведения о застрахованных лицах»), с учетом внесенных в них изменений, а также иные разделы расчета и приложения к ним, в случае внесения в них изменений (дополнений);

— в уточненный расчет подлежит включению «Персонифицированные сведения о застрахованных лицах» в отношении тех физических лиц, в отношении которых производятся изменения (дополнения);

— при перерасчете сумм страховых взносов в периоде совершения ошибки (искажения) уточненные расчеты представляются по форме, действовавшей в том расчетном (отчетном) периоде, за который производится перерасчет сумм страховых взносов.

И, конечно, уточненный расчет представляется за тот период, в котором непринятые расходы были первоначально отражены.

Если в уточненном расчете меняется только сумма расходов на выплату страхового обеспечения, то из него надо исключить не принятые ФСС расходы на выплату пособий:

— корректировки вносятся в расчета;

— соответствующие изменения вносятся в Приложение 2 к разд. 1 расчета ( — );

На основании приведенных норм финансисты делают следующие выводы:

— во-первых, непринятые суммы пособий не являются выплатами страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию;

— во-вторых, выплаченные работнику суммы облагаются страховыми взносами в общеустановленном порядке.

Данный подход к рассматриваемому вопросу представлен и в более поздних письмах ФНС России ( от 05.03.2018 N ГД-4-11/4193@).

Если территориальный орган ФСС не принял к зачету расходы на выплату пособий на обязательное социальное страхование, то плательщик обязан представить уточненный расчет по страховым взносам, скорректировав сумму расходов.

Что касается вопроса об обложении страховыми взносами сумм не принятых к зачету расходов, он сегодня является спорным. Плательщик должен принять самостоятельное решение, следовать ему разъяснениям контролирующих органов, которые настаивают на обложении указанных выплат, или руководствоваться судебными решениями, признающими спорные суммы страховым обеспечением, которые не могут квалифицироваться как объекты обложения страховыми взносами.

Документ 4

1.1. Действия плательщика после выявления им недоимки по страховым взносам

Если в расчете отражена неправильная сумма взноса, нужно подать уточненный расчет ( , НК РФ).

Срок, в течение которого возможно взыскание недоимки, включает:

  1. Требование об уплате страховых взносов

Требование может направлять инспекция, в которой страхователь состоит на учете. Также его может направить налоговый орган, который вынес решение о привлечении к ответственности или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения по НК РФ ( , НК РФ).

  • сумму задолженности (на момент направления требования);
  • размер пеней, начисленных на момент направления требования;
  • срок исполнения требования (если дата исполнения не указана, то его нужно исполнить в течение восьми дней с даты его получения; меньший срок не может быть установлен, срок можно продлить);
  • меры по взысканию и обеспечению, которые применяются в случае неисполнения требования;
  • основания взимания сбора со ссылками на законодательство;
  • предупреждение об обязанности налогового органа направить материалы в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, если размер недоимки содержит признаки преступления, совершенного в крупных и особо крупных размерах ( УК РФ).

На основании решения о привлечении налогоплательщика к ответственности налоговый орган обязан передать материалы в следственные органы, если в течение двух месяцев после окончания срока исполнения требования задолженность не погашена в полном объеме ( НК РФ).

Если обязанность по погашению недоимки не исполнена, можно использовать средства банковского вклада (в том числе в драгоценных металлах), но только по истечении договора банковского вклада. Тогда на основании поручения банк проводит перечисление средств на расчетный (текущий) счет страхователя в размере, необходимом для погашения недоимки.

При продлении договора вклада банк сначала исполняет поручение налогового органа ( Минфина России от 26.05.2017 N 03-02-07/1/32431).

Обеспечительные меры в виде приостановления операций по счетам в банках и переводов электронных денег

Услуга оказывается в соответствии с регламентом услуги . Рекомендуем заранее с ним ознакомиться.

Услуга «Линия Консультаций» включает в себя подбор, анализ и предоставление информации, а также нормативных и консультационных материалов Справочно-правовых Систем КонсультантПлюс по вопросу

Территориальное отделение ФСС России отказало нашей организации в возмещении пособий по временной нетрудоспособности. Причина - несколько больничных были оформлены с ошибками. Нужно ли на эти суммы теперь начислять страховые взносы?

Мы считаем, что на суммы пособий по временной нетрудоспособности, которые территориальное отделение ФСС России не приняло к зачету, страховые взносы начислять не надо. Ведь данные выплаты хоть и произведены в рамках трудовых отношений, но не являются вознаграждением за труд. Однако чиновники считают иначе. Расскажем подробнее.

Фискальная точка зрения

Свой взгляд на рассматриваемую проблему Минфин России изложил в письме от 01.09.2017 № 03-15-07/56382 . По мнению финансового ведомства, суммы начисленных работнику выплат, которые не являются выплатами страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию по причине непринятия к зачету территориальным органом ФСС России, подлежат обложению страховыми взносами. Аргументируется такая позиция следующим образом.

Объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений (подп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ). При этом база по страховым взносам определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма облагаемых выплат и иных вознаграждений, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом (п. 1 ст. 421 НК РФ).

Перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, установлен в ст. 422 НК РФ. В него включены пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию (подп. 1 п. 1 ст. 422 НК РФ). То есть в общем случае больничные не облагаются страховыми взносами.

В части 1 ст. 1.4 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» указано, когда территориальный орган ФСС России может вынести решение о непринятии расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности. Это произойдет, если организация выплатила работникам пособие:

С нарушением законодательства РФ об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

При отсутствии документов;

На основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов.

Если продолжить логическую цепочку рассуждений финансистов, то получается, что не принятое к зачету пособие перестает быть страховым обеспечением по социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Следовательно, на такие выплаты положения подп. 1 п. 1 ст. 422 НК РФ не распространяются. А значит, данные суммы включаются в базу по страховым взносам, так как выплаты произведены при наличии трудовых отношений между организацией и работниками.

Вышеназванное письмо финансового ведомства специалисты ФНС России направили нижестоящим налоговым органам для использования в работе (письмо от 22.09.2017 № ЕД-4-15/19093).

В марте этого года налоговая служба выпустила письмо, в котором указала, что в случае непринятия территориальным органом ФСС России к зачету расходов на выплату страхового обеспечении, компания должна представить в налоговые органы уточненный расчет по страховым взносам (письмо от 05.03.2018 № ГД-4-11/4193@). Напомним, что форма расчета и порядок его заполнения утверждены приказом ФНС России от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@ (далее - Порядок).

Налоговики отметили, что согласно Порядку при расчете сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством организации в соответствующих строках и графах приложения № 2 к разделу 1 расчета отражают суммы выплат и иных вознаграждений, которые признаются объектом обложения страховыми взносами. По мнению специалистов ФНС России, в случае получения организацией решения территориального органа ФСС России о непринятии к зачету расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности, компания должна уточнить данные о суммах выплаченных пособий на сумму неподтвержденных расходов. Одновременно суммы начисленных работнику выплат, которые не являются пособиями по причине непринятия к зачету территориальным органом ФСС России, подлежат обложению страховыми взносами в общем порядке.

Согласно п. 1.2 раздела I Порядка при обнаружении организацией в сданном в налоговый орган расчете факта неотражения или неполноты отражения, а также ошибок, приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате, плательщик обязан внести необходимые изменения в расчет и представить в налоговый орган уточненный расчет в порядке, установленном ст. 81 НК РФ.

Будем спорить!

С фискальным подходом чиновников категорически не согласны суды, причем на высшем уровне. Правда, благоприятные для компаний решения были вынесены по спорам, которые возникли в период действия Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее - Закон № 212-ФЗ). Но, на наш взгляд, приведенными аргументами можно воспользоваться и сейчас, так как положения Закона № 212-ФЗ и главы 34 «Страховые взносы» НК РФ практически идентичны.

Арбитры указывают, что согласно п. 1 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию (сейчас аналогичная норма содержится в подп. 1 п. 1 ст. 422 НК РФ). Отказ территориального органа ФСС России в принятии к зачету расходов по выплате пособий не может изменить статус выплаченных средств. Они по-прежнему являются страховым обеспечением, так как выплата пособия обусловлена наступлением страхового случая (болезни работника). Указанные суммы сохраняют свою социальную направленность и не являются вознаграждением за выполнение работником трудовых функций.

Действующее законодательство не содержит норм, обязывающих включать в базу для начисления страховых взносов не принятые к зачету суммы выплаченного пособия. Поэтому данные выплаты не могут квалифицироваться как объекты обложения страховыми взносами.

К такому выводу пришел Верховный суд РФ в определениях от 04.08.2017 № 308-КГ17-680 и от 11.08.2017 № 310-КГ17-10343.

Нижестоящие суды также на стороне компаний (см., например, постановления АС Западно-Сибирского округа от 28.09.2017 по делу № А27-5175/2017, от 19.09.2017 по делу № А27-516/2017, Уральского округа от 01.09.2017 по делу № А76-23412/2016, Северо-Западного округа от 15.08.2016 по делу № А13-10649/2015). Арбитры отмечают, что суммы не принятых к зачету расходов не могут быть автоматически признаны выплатами в пользу работников в рамках трудовых отношений, на которые начисляются страховые взносы. Кроме того, выявленные территориальным органом ФСС России ошибки и (или) нарушения не могут являться безусловной причиной для непризнания наступившей нетрудоспособности работника страховым случаем.

Как видите, в случае возникновения спора у компаний есть хороший шанс выиграть судебное разбирательство.