Пол

Кто первым покорил луну? ссср или сша? Почему русские не были на луне Русские космонавты побывавшие на луне

Кто первым покорил луну? ссср или сша? Почему русские не были на луне Русские космонавты побывавшие на луне

В 2020 году российские космонавты полетят на Луну. Такое заявление недавно сделало руководство Роскосмоса, разбередив нашу старую рану. Ведь первый полёт человека на Луну в СССР планировался ещё в 1968 году, но, увы, не состоялся... Почему? По каким причинам в конце 60-х годов мы проиграли «лунную гонку» американцам, которым удалось-таки несколько раз слетать на ближайший спутник Земли? Или, может быть, русские всё-таки побывали на Луне, но полёт закончился катастрофой, и поэтому от нас скрывают правду?

Лунная команда

Сама идея - отправить человека на Луну - сначала пришла в голову американцам. В 1961 году американский президент Джон Кеннеди заявил, что для США будет делом чести первыми побывать на Луне, чтобы взять реванш в космосе после полёта Юрия Гагарина и «утереть нос» Советам.

После этого в СССР тоже заговорили о Луне. Постановление ЦК КПСС и Совмина о лунной программе было подписано главой государства Никитой Хрущёвым в 1964 году. Планировали, что в 1967 году три пилотируемых космических корабля для начала облетят Луну, а в 1968-м на планете-спутнике состоится высадка космонавта.

По разработанной схеме, на Луну должен был ступить только один советский космонавт, предположительно - Алексей Леонов. Предполагали, что второй член экипажа в это время останется в корабле на лунной орбите. Чтобы уменьшить вес лунного корабля, конструкторы собирались отказаться от орбитального отсека для космонавтов.

«Это означало, что экипаж семь суток должен был работать и спать в скованном сидячем положении, - объяснял потом лётчик-космонавт Алексей Леонов. - Но мы были готовы на всё». Леонов, в 1965 году выходивший в открытый космос, был назначен руководителем «лунной группы».

Всего в ней числилось три экипажа по два космонавта: Алексей Леонов - Олег Макаров, Валерий Быковский - Николай Рукавишников, Павел Попович - Георгий Гречко. По словам Леонова, к полёту на Луну советские космонавты готовились очень серьёзно.

В конструкторском бюро в подмосковных Подлипках был создан супер-тренажёр, имитирующий космический корабль. Он раскручивался на огромной центрифуге, и космонавты находились внутри в состоянии невесомости. Они учились «рулить» кораблём вручную в условиях аварийной ситуации и отказа автоматики.

По словам Леонова, «лунным» космонавтам необходимо было хорошо знать все звёзды Южного полушария Земли.«Заход на посадку происходит сугубо с южной стороны Земли, точнее - с Антарктиды», - пояснил он. Чтобы изучить южное небо, космонавты занимались в обсерваториях Грузии, Армении и даже Сомали.

«Все этапы пути на Луну и обратно мы отработали, как «Отче наш», - рассказал Алексей Леонов. - И стали ждать приказа прибыть на Байконур. Однако время шло, а отмашки всё не было...». Как выяснилось, главная проблема, из-за которой полёт на Луну откладывался, была связана с ракетой-носителем: лететь-то, собственно, было не на чем.

Царь-ракета

Как выяснилось, за право сконструировать мощную ракету, которая смогла бы вывести космический корабль на лунную орбиту, в СССР боролись три ведущих конструкторских бюро: ОКБ-1 Сергея Королёва, ОКБ-52 Владимира Челомея и ОКБ-586 Михаила Янгеля.

Поначалу между ними шли бесконечные споры по поводу будущего корабля. Сергей Королёв настаивал на разработке новой ракеты Н-1, а Челомей хотел усовершенствовать свой «Протон». В качестве топлива Челомей хотел использовать азотный тетраоксид, а Королёв - керосин, кислород и водород.

По поводу конфликта ведущих конструкторов космонавт Алексей Леонов говорил так: «Очень сложные отношения и конкуренция между Королёвым и Челомеем не пошли на пользу общему делу. Их всё время сталкивали, противопоставляли друг другу. Несогласие закончилось поражением самой «лунной программы».

В середине 60-х в конструкторской войне победил Сергей Королёв, который пользовался тогда огромным авторитетом. ОКБ-1 было поручено разработать лунную ракету-носитель Н-1, которую окрестили «царь-ракетой»: высота - 105 метров, диаметр основания - 17 метров, масса - около 3 тысяч тонн.

Однако в 1966 году Сергей Королёв скоропостижно умер в самый разгар работы. «Для нас, космонавтов, это был чуть ли не конец света, - рассказывал Алексей Леонов. - Именно Королёв больше всех был «заряжен» лететь на Луну. После него «лунное дело» пустили на самотёк».

По словам Леонова, преемник Королёва, академик Василий Мишин, хоть и был неплохим проводником «королёвских идей», но «ничего не мог сдвинуть с места». «Мишин был очень хороший инженер и аналитик, но никудышный руководитель, - писал Леонов. - И не стратег...»

Четыре испытания ракеты Н-1 в 1969 - 1972 годах закончились авариями. Вот как рассказывал об этом Алексей Леонов:

«При первом запуске двигатели поработали 20 секунд и... вырвало днище. Начался пожар. Пришлось дать команду на подрыв ракеты на высоте 80 километров. Вторая ракета вообще через 10 секунд грохнулась. С третьей тоже что-то случилось. Короче, сплошная полоса неудач из-за нелепости заложенных конструкторских решений...»

Подробности этих катастроф засекречены и мало известны. Каким-то образом просочились в прессу детали одной из них, которая случилась 3 июля 1969 года:

«Через несколько секунд после старта взорвался один из двигателей, и ракета рухнула на стартовый комплекс. Байконурская степь заходила ходуном, с неба хлынул дождь из горячего металла. Люди, присутствовавшие на запуске, посыпались, как горох, в укрытия. Наутро вся степь была усыпана трупами мёртвых зверьков и птиц».

Самое обидное, что вскоре после этой катастрофы на Байконуре, а именно - 20 июля 1969 года, американские космонавты уже высадились на Луну и первыми в мире прогулялись по планете-спутнику. Лунная гонка нашей страной была проиграна.

Комплекс Луны

Если верить академику Василию Мишину, переиграть США в борьбе за Луну мы объективно не могли.

« Кишка у нас была тонка и денег не было! - говорил Мишин. - Мы были в состоянии выводить аппараты только на околоземную орбиту. А полёт к Луне - это затраты на порядок выше! США в то время могли пойти на такие огромные затраты, а мы - нет...»

Такой же точки зрения придерживался и космонавт Алексей Леонов. «Американский конгресс на освоение Луны выделил астрономическую сумму — 25 миллиардов долларов. СССР на лунную программу потратил 2,5 миллиарда рублей. Исходя из этих цифр и надо сравнивать, что сделали они и что сделали мы...»

По мнению Василия Мишина, реально слетать на Луну мы могли бы только в 1976 году. Последнее испытание ракеты Н-1 в 1974 году прошло успешнее предыдущих: она взорвалась лишь за семь секунд до отделения первой ступени, отработав 95 процентов положенного времени. По его словам, до победы оставалось полшага - нужно было ещё немного усовершенствовать двигатель.

Однако в 1974 году руководство СССР решило сначала приостановить, а затем - окончательно прекратить лунную программу. Была разобраны две уже практически готовые для испытаний ракеты, замерла работа на сотнях заводов космической отрасли.

Академик Василий Мишин считал, что руководство страны потеряло интерес к Луне сразу же после того, как американцы опередили нас в лунной гонке. «Раз опоздали, раз не первые - значит, всё...» - говорил он в интервью.

Ещё есть версия, что мы уступили американцам Луну взамен на их политические уступки. Якобы после того как свернули советскую лунную программу, в отношениях между СССР и США наступила разрядка напряжённости. И всё это якобы стало результатом неких политических договорённостей.

Возможно, что так оно и было. Но с тех пор Луна осталась для русских космонавтов непокорённой вершиной и нереализованной мечтой. Теперь остаётся только надеяться, что хотя бы в 2020 году наши мечты о полёте на Луну наконец-то осуществятся.

За нашей страной был первый облет Луны и фотографирование ее обратной стороны, доставка на Землю первых образцов лунного грунта, первый луноход. Казалось, еще немного — и космонавт СССР ступит на ее поверхность, а высадились на Луну американцы. Почему? СМИ объясняли: у нас другая программа — исследование дальнего космоса автоматами. Мы бережем людей. Убедительно? Вроде бы да. А как на самом деле?

В 1986 г. на Международной книжной ярмарке в Москве стояла на стеллаже энциклопедия К.Гетланда «Космическая техника». Книга как книга. Но она повергла в шок наших ученых и инженеров. На ее страницах рядом с огромным американским носителем «Сатурн-5» красовалась советская лунная ракета! Та самая ракета Н1, разработка которой велась в строжайшей тайне.

Ларчик открылся просто. В 60-70-е гг. гигантскую ракету несколько раз вывозили на стартовые позиции Байконура. Американские спутники-шпионы ее сфотографировали, а специалисты НАСА определили назначение.

Между тем ракету Н1 можно назвать «последней любовью» С.П.Королева. Главный конструктор мечтал не только о завоевании околоземного пространства, но и о полетах к другим планетам.

Постановление о создании ракеты Н1, способной поднимать в космос до 40-50 т, было принято в 1960 г. Но только в 1966 г. (??) государственная комиссия под руководством академика М.В.Келдыша одобрила проект лунной экспедиции. По плану, она должна была высадить на Луне одного космонавта. Другой дожидался бы своего товарища на окололунной орбите.

Названы были и кандидаты лунного полета — В.Быковский, А.Леонов, Н.Рукавишников, В.Кубасов. Почти два года шла подготовка к полету. А когда все было почти готово, программу отменили! Что же случилось? Все знали: американцы стартуют к Луне в 1969 г. В СССР приступили к работе в феврале 1967 г. Времени было мало. Заочная гонка нервировала всех. И на беду разругались В.П.Глушко и С.П.Королев — в пух и прах. Оба академики, генералы крыли друг друга матом.

Два таланта, может быть, гения, не сошлись в концепции ракетного топлива. Было ясно, что керосин и сжиженный кислород исчерпали свои возможности. Королев предлагал перейти на жидкие водород и кислород. Глушко думал, что лучшими компонентами будут жидкий фтор и азотная кислота. Логика Глушко: такое топливо займет меньший объем. Но любой человек, который помнит школьный курс химии, придет в ужас. Как обслуживать такой «ядовитый» двигатель? А что будет с окружающей средой? Ведь эти компоненты крайне ядовиты. Впоследствии и сам Глушко изменил свои взгляды: созданная в его КБ ракета «Энергия» летает на водороде. Но в то время… споры и ругань продолжались.

Королев, скрепя сердце, передал заказ в «чисто» авиационное КБ Н.Д.Кузнецова в Куйбышеве (Самаре). Там строили отличные авиационные двигатели (ими оснащались и военные, и гражданские самолеты: Ту-16, Ту-95, Ту-104, Ту-114). Отлетав свой ресурс на самолете, они служили на земле, перекачивая газ на газокомпрессорных станциях. (Я сам лично обслуживал автоматику двигателя НК-12СТ. Это прекрасный двигатель, который работал на земле иногда 2-3 месяца подряд без остановок и сбоев в суровых уральских условиях.)

А вот ракетные двигатели там не делали! Начинали с нуля, но КБ Кузнецова с задачей справилось. Ракета получилась выше знаменитой кремлевской колокольни Ивана Великого. В основании «башни» находилась связка из 30 двигателей, которые давали тягу и управляли полетом. Много новинок было и в ракете-носителе. Системы управления, измерительная техника, многие конструкционные решения были на высшем уровне. Словом, и спустя 35 лет не стыдно за эту ракету.

Но неприятности ждали впереди. Неожиданно умер С.П.Королев. А тут еще началось подстегивание сверху.

На одном из совещаний, проводимых Д.Ф.Устиновым, вопрос был поставлен так: «Через два месяца праздники, в США снова полетят. Что сделали мы?» В спешке начались летные испытания. Первый старт 21 февраля 1969 г. Через 70 секунд после старта в хвостовом отсеке ракеты возник пожар.

В июле 1969 г. — попытка второго запуска, и вновь неудача. Из-за неисправности кислородного насоса произошел взрыв, который разрушил стартовый комплекс. На его восстановление, анализ аварии и строительство новой ракеты ушло два года.

Третий старт состоялся 27 июня 1971 г. Ракета уже приподнялась над землей, но… внезапно потеряв управление, упала на полигон.

С четвертой попытки ракета полетела. Пятый старт был намечен на август 1974 г., а на декабрь 1974 г. — шестой. Но ракета Н1 в серию не пошла. Сначала программу заморозили. А потом пришло понимание: на Луну мы опоздали!

Все ресурсы страны были брошены на очередную «великую стройку» — БАМ. А две-три дорогостоящие программы были не по карману экономике СССР.

Так и не сбылась мечта Сергея Павловича Королева о полете на Луну.

А может, еще рано ставить точку?!

Литература

  1. Астрономия и космонавтика. — Киев, 1967.
  2. Воспоминания конструктора-ракетчика. — Молодая гвардия, 1999, № 4, 5.

Комментарии

Анатолий Колпаков

Ничего нет ужаснее реактивной космонавтики. Она требует слишком много материала, топлива, денег; она чрезмерно расточительна – её КПД меньше чем у паровоза; сложна конструктивно и ненадёжна – является настоящим уничтожителем госбюджета и космонавтов; громоздка – её ракеты представляют собой огромныt монстрs, а пользы – на копейку; кроме этого она имеет десятки других отрицательных качеств.
Основу КБД составляют безопорные движители – левитаторы, которые не нуждается в топливе и могут создавать тягу как угодно долго – вечно потому что лишены износов. Левитаторные космолёты (ЛК) могут сотни тысяч раз выходить в открытый Космос и возвращаться обратно на Землю без опасных перегрузок, двигаться в Космосе с постоянно действующей тягой, т.е. непрерывно и как угодно долго совершать активный полет с ускорением равным ускорению земного притяжения исключающим невесомость и перегрузки. Достигать в Космосе колоссальных скоростей движения тем самым существенно сокращая время перелётов на большие расстояния – от одной планеты к другой.

Анатолий Колпаков

Ничего нет ужаснее реактивной космонавтики. Она требует слишком много материала, топлива, денег; она чрезмерно расточительна – её КПД меньше чем у паровоза; сложна конструктивно и ненадёжна – является настоящим уничтожителем госбюджета и космонавтов; громоздка – её ракеты представляют собой огромные монстры, а пользы – на копейку; кроме этого она имеет десятки других отрицательных качеств.
Пришла пора отказаться от реактивной космонавтики. Всё готово для новой Космонавтики безопорного движения (КБД).
Основу КБД составляют изобретённые мной безопорные движители – левитаторы, которые не нуждается в топливе и могут создавать тягу как угодно долго – вечно потому что лишены износов. Левитаторные космолёты (ЛК) могут сотни тысяч раз выходить в открытый Космос и возвращаться обратно на Землю без опасных перегрузок, двигаться в Космосе с постоянно действующей тягой, т.е. непрерывно и как угодно долго совершать активный полет с ускорением равным ускорению земного притяжения исключающим невесомость и перегрузки. Достигать в Космосе колоссальных скоростей движения тем самым существенно сокращая время перелётов на большие расстояния – от одной планеты к другой.

Луну покорили не американцы - первыми были мы. Хромированная советская ракета взлетела с секретного космодрома, ныне заброшенного и залитого бетоном, 29 августа 1937 года.

На борту находился Иван Харламов, плечистый, красивый, спокойный, невиданной силы мужик. Космолетчик (как их тогда называли) был упакован в свинцовый скафандр - в условиях земного тяготения в нем можно было только лежать.
Но старт этот долго замалчивался. Еще на взлете ракете оторвало часть обшивки, связь вскоре была потеряна, конструктор бежал за границу, а участников проекта (в том числе трех космолетчиков-дублеров) устранили силами НКВД.

Эта невероятная история собрана буквально по кусочкам - в архивах ФСБ и Госфильмофонда, из хроники СовКино и СоюзКиножурнала, а также из интервью очевидцев, сделанных в наши дни. Удивительные, часто непонятно как снятые (зафиксирован едва ли не каждый день подготовки и краха проекта), эти кадры из-под грифа "секретно". Часть их сделана еще в 1930-х ручной бесшумной кинокамерой СК-29, предназначенной для тайного наблюдения: такую можно было вложить в чемодан и спокойно следить за объектом. Поэтому, как объясняет заведующий архивами ФСБ: "Все, что было, могло быть снято, а если снято - значит, оно было".


Первые на Луне. Кадр из фильма.

Почему сенсация попала в конкурс фестиваля "Кинотавр" в качестве фильма под названием "Первые на Луне", а не в телевизионный прайм-тайм? Все очень просто: на самом деле... ничего не было. Не было ракеты, Харламова, запуска, а летчиков-дублеров не травили газом после неудачного старта; не было бесшумных камер СК-29; не было десанта на Луну. В игровом фильме "Первые на Луне" использованы хроникальные кадры, но 99- - это фальсификация, кропотливо, по крошкам, в течение двух лет снимавшаяся в Свердловске.

Режиссер-дебютант Алексей Федорченко - не первооткрыватель жанра мистификации. Например, в Америке и Канаде в 1990-х наделало шума "Вскрытие инопланетянина" - якобы документальный репортаж о вскрытии пришельца, сделанный в полевых условиях спецслужбами США. Камера в этой "хронике" тряслась, тело пришельца выпадало из фокуса, врачи были сплошь в масках, и вообще зацепиться было не за что. Но зритель поверил - даже несмотря на финальный титр,объясняющий, что все показанное - цирк.

Публика сможет увидеть "Первых на Луне", скорее всего, не в кино, а только на видео или DVD. Показывать столь неформатный фильм в кинотеатрах, говорят, невыгодно. Однако на фестивале обозреватели поставили ленте максимальные оценки - советская космическая программа понравилась почти всем.

Артем АРТЕМОВ, по материалам сайта "Утро.ру".
http://www.sm-k.narod.ru/archives/2005/jun/82/25.htm

К 40-летию полета американского космического корабля «Аполлон-11»

«Один маленький шаг для человека, один гигантский скачок для человечества» (That is one small step for a man, one giant leap for mankind) - эти слова сказал Нейл Армстронг, когда первым из людей ступил на поверхность Луны. Произошло это эпохальное событие 40 лет назад, 20 июля 1969 года.

1. Дважды два вопроса

По прошествии десятилетий вокруг темы посещения человеком Луны развилось множество легенд и спекуляций. Самая известная и сенсационная из них – что американские астронавты не высаживались на поверхность Луны, а все телевизионные репортажи о высадке и сама программа «Аполлон» были грандиозной мистификацией. Некоторые острословы даже переиначили фразу Армстронга о «гигантском скачке человечества» в «гигантское надувательство человечества». «Неопровержимой аргументации» в пользу того, что люди не были на Луне, уже посвящена обширная литература и десятки, если не сотни фильмов, снятых в разных странах и на разных языках.

Почти одновременно с этим, в конце 1980-х годов, в (тогда ещё) СССР были обнародованы сведения о наличии в 1960-1970-е гг. советской программы пилотируемых полётов на Луну. Стало известно, что в СССР также планировалось осуществить сначала облёт Луны космонавтами, а потом высадку на поверхность нашего естественного спутника.

Однако руководство СССР, как, впрочем, и США, видело в высадке на Луну только политический смысл.

После полёта «Аполлона-11» стало ясно, что Советский Союз безнадёжно отстал от США в осуществлении лунной программы. По мнению вождей КПСС, полёт советских космонавтов на Луну в таких условиях уже бы не возымел должного эффекта в остальном мире. Поэтому советская лунная программа была заморожена на стадии, уже близкой к пилотируемому полёту, а официально было объявлено, что у СССР как будто и не было никогда такой программы. Что СССР двигался альтернативным путём и уделял главное внимание не политическому престижу, а научным исследованиям Луны с помощью автоматических аппаратов, в чём наша космонавтика, действительно, добилась больших успехов. Таково наиболее популярное объяснение того, почему советские космонавты так и не повторили достижения американских коллег-конкурентов.

Итак, в историографии (если так можно выразиться) лунной проблемы сейчас господствуют два различно решаемых вопроса:

1. Высаживались ли американцы на Луне?

2. Почему не была доведена до конца советская лунная программа?

Если всмотреться внимательно, то оба вопроса взаимосвязаны, и сама постановка второго есть как бы ответ на первый. В самом деле, если советская лунная программа действительно существовала и уже была близка к осуществлению, почему нельзя предположить, что американцы смогли реально воплотить в жизнь свою программу «Аполлон»?

Ещё один вопрос, вытекающий отсюда. Если бы у советских специалистов по космосу имелись хоть малейшие сомнения в подлинности факта высадки американцев на Луне, неужели советское руководство, исходя именно из политических целей лунной программы, не довело бы её до конца только для того, чтобы уличить американцев во вселенской лжи и нанести тем самым смертельный удар международному престижу США, одновременно подняв на небывалую высоту авторитет СССР?

Хотя в этих двух вопросах уже содержится ответ на самый первый, разберёмся во всём по порядку. Начнём с официальной версии истории программы «Аполлон».

2. Как немецкий гений поднял янки в космос

Успехи американского ракетостроения связаны в первую очередь с именем знаменитого немецкого конструктора барона Вернера фон Брауна – создателя первых боевых баллистических ракет V-2 (Фау-2). В конце войны Браун в числе других немецких специалистов в сфере передовых военных технологий был вывезен в США.

Однако американцы долго не доверяли Брауну проведение серьёзных исследований. Работая в арсенале Хантсвилля (штат Алабама) над ракетами малой дальности, Браун продолжал проектирование перспективных ракет-носителей (РН), способных развить космическую скорость. Но контракт на создание такой ракеты и спутника получили ВМС США.

В июле 1955 года президент США Дуайт Эйзенхауэр публично пообещал, что его страна в самом скором времени запустит первый искусственный спутник Земли (ИСЗ). Однако сказать было легче, чем сделать. Если у нас гений Сергея Павловича Королёва довольно быстро создал принципиально новые ракетные системы, то у американцев доморощенных мастеров такого уровня не было.

Несколько неудачных попыток ВМС запустить свою неизменно взрывавшуюся на старте ракету побудили Пентагон благосклоннее отнестись к бывшему штурмбанфюреру СС, ставшему в 1955 году гражданином США.

В 1956 году Вернер фон Браун получил контракт на разработку межконтинентальной МБР «Юпитер-С» и спутника.

В 1957 году как громом среди ясного неба прозвучало для американцев известие об успешном запуске советского ИСЗ. Стало ясно, что США существенно отстали от СССР в деле проникновения в космос. После очередной неудачи ВМС с запуском своей РН, в руках Брауна были сосредоточены основные работы по созданию перспективных РН и ИСЗ. Эта сфера деятельности была изъята из ведения Пентагона. Для неё в 1958 году была создана особая структура – Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) при федеральном правительстве США.

Браун возглавил Космический центр имени Джона Маршалла, преобразованный в 1960 году в Центр космических полётов НАСА. Под его началом работали 2 тысячи сотрудников (затем больше), сосредоточенные в 30 отделах. Все начальники отделов первоначально были немцами – бывшими сотрудниками Брауна по программе V-2. 1 февраля 1958 года состоялся первый успешный запуск РН «Юпитер-С» и вывод на орбиту первого американского ИСЗ «Эксплорер-1». Но венцом всей жизни Вернера фон Брауна стали его ракета «Сатурн-5» и программа «Аполлон».

3. На пути к Луне

1961 год ознаменовался новым триумфом советской науки и техники. 12 апреля первый полёт на космическом корабле (КК) «Восток» совершил Юрий Гагарин. Стремясь создать видимость покрытия отставания от СССР, американцы 5 мая 1961 года запустили по баллистической траектории РН «Редстоун-3» с КК «Меркурий». Первый официально считаемый таковым американский астронавт Алан Бартлет Шепард (впоследствии побывавший на Луне) пробыл в космосе лишь 15 минут и совершил приводнение в Атлантическом океане всего в 300 милях от места старта на мысе Канаверал. Космической скорости его КК так и не достиг. Следующий четвертьчасовой суборбитальный полёт «Меркурия» (астронавт Вирджил И. Гриссом) состоялся 21 июля 1961 года.

Как бы в издёвку 6-7 августа состоялся второй полноценный орбитальный полёт советского КК. Космонавт Герман Титов на «Востоке-2» пробыл в космосе 25 ч 18 мин, совершив за это время 17 оборотов вокруг Земли. Первый нормальный орбитальный полёт у американцев получился только 20 февраля 1962 года (астронавт Джон Х. Гленн) благодаря новой, более мощной РН «Атлас». КК «Меркурий» совершил всего 3 оборота вокруг Земли, пробыв на орбите менее пяти часов.

В 1961 году президент США Джон Кеннеди провозгласил своего рода «национальный проект», призванный покончить с отставанием США от СССР в космической области и преодолеть возникший у американцев комплекс неполноценности.

Он пообещал, что американцы раньше русских высадятся на Луну и произойдёт это ещё до конца 1960-х гг. Отныне любые программы пилотируемых космических полётов в США (следующим стал проект «Джемини») были подчинены одной цели – подготовке высадки на Луну. Так был дан старт проекту «Аполлон». Правда, Кеннеди не довелось дожить до его осуществления.

Высадка на Луну требовала решения двух сложнейших технических задач. Первая – маневрирование, расстыковка и стыковка модулей КК на околоземной и окололунной орбитах. Вторая – создание достаточно мощной РН, способной придать полезному грузу, состоящему из двухмодульного КК, трёх астронавтов и систем жизнеобеспечения (СЖО), второй космической скорости (11,2 км/сек).

В ходе полётов КК «Джемини» вокруг Земли уже наметилось преодоление отставания США от СССР в решении сложных задач для космических аппаратов и человека в космосе. «Джемини-3» (экипаж В.И. Гриссом и Джон У. Янг) 23 марта 1965 года совершил первый манёвр в космосе с помощью ручного управления. В июне 1965 года астронавт Эдуард Х. Уайт покинул «Джемини-4» и пробыл в открытом космосе 21 минуту (тремя месяцами раньше наш Алексей Леонов – 10 минут). В августе 1965 года экипаж «Джемини-5» (Л. Гордон Купер и Чарльз Конрад) установил новый мировой рекорд продолжительности орбитального полёта – 191 час. Для сравнения: в то время советский рекорд продолжительности орбитального полёта, установленный в 1963 году пилотом «Востока-5» Валерием Быковским, составлял 119 часов.

А в декабре 1965 года экипаж «Джемини-7» (Фрэнк Борман и Джеймс А. Ловелл) совершил за 330 с половиной часов 206 витков по околоземной орбите! В ходе этого полёта было осуществлено сближение с «Джемини-6А» (Уолтер М. Ширра и Томас П. Стаффорд) на расстояние менее двух метров (!), и в таком положении оба КК совершили несколько оборотов вокруг Земли. Наконец, в марте 1966 года экипаж «Джемини-8» (Нейл А. Армстронг и Дэвид Р. Скотт) совершил первую стыковку на орбите с беспилотным модулем «Аджена».

Первые КК серии «Аполлон» были беспилотными. На них в автоматическом режиме отрабатывались элементы полёта на Луну. Первое испытание новой мощной РН «Сатурн-5» было проведено в ноябре 1967 года в блоке с КК «Аполлон-4». Третья ступень РН придала модулю скорость порядка 11 км/сек и вывела его на эллиптическую орбиту с апогеем 18 тыс. км, по сходе с которой КК сгорел в атмосфере. На «Аполлоне-5» в феврале 1968 года на орбите ИСЗ в беспилотном режиме имитировались разные режимы работы лунного модуля.

«Сатурн-5» до сих пор остаётся самой мощной РН в истории.

Стартовый вес РН составлял 3000 тонн, из которых 2000 тонн – вес топлива первой ступени. Вес второй ступени – 500 тонн. Две ступени выводили третью с двухмодульным КК на орбиту ИСЗ. Третья ступень придавала КК, состоящему из орбитального отсека с маршевым двигателем и лунной кабины, разделённой на посадочную и взлётную ступени, вторую космическую скорость. «Сатурн-5» была способна вывести на околоземную орбиту полезный груз весом до 150 тонн (включая вес третьей ступени с полными баками), а на траекторию полёта к Луне – 50 тонн. На космодроме вся эта конструкция вздымалась на высоту 110 м.

Первый пилотируемый полёт по программе «Аполлон» состоялся в октябре 1968 года. «Аполлон-7» (Уолтер М. Ширра – первым из людей трижды слетал в космос, Донн Ф. Эйзел, Р. Уолтер Каннингэм) совершил 163 оборота вокруг Земли продолжительностью 260 часов, что превышало расчётный при полёте к Луне и обратно. 21 декабря 1968 года «Аполлон-8» (Фрэнк Борман, Джеймс А. Ловелл, для которого это был третий космический полёт, и Уильям А. Андерс) отправился в первый в истории пилотируемый полёт к Луне. Вообще-то, сначала планировалась отработка экипажем всех элементов полёта к Луне на орбите ИСЗ, но лунный спускаемый аппарат (лунная кабина) ещё не был готов. Поэтому было решено сначала совершить облёт Луны на орбитальном модуле. «Аполлон-8» совершил 10 оборотов вокруг Луны.

По некоторым сведениям, именно этот полёт стал решающим в замораживании руководством СССР собственной лунной программы: стало очевидным теперь уже наше отставание от американцев.

Экипаж «Аполлона-9» (Джемс А. Макдивитт, Дэвид Р. Скотт, Рассел Л. Швейкарт) в марте 1969 года совершил на околоземной орбите все манёвры, связанные с расстыковкой и стыковкой модулей, переходом астронавтов из одного отсека в другой через герметичный стык без выхода в космос. А «Аполлон-10» (Томас П. Стаффорд и Джон У. Янг – для обоих это был третий полёт в космос, Юджин А. Сернан) в мае 1969 года выполнил всё то же самое, но уже на окололунной орбите! Орбитальный (командный) отсек совершил 31 оборот вокруг Луны. Лунная кабина, отстыковавшись, выполнила вокруг Луны два самостоятельных оборота, спустившись до высоты 15 км над поверхностью спутника! В общем, были выполнены все этапы полёта на Луну, кроме, собственно, высадки на неё.

4. Первые люди на Луне

«Аполлон-11» (командир корабля – Нейл Алден Армстронг, пилот лунного модуля – Эдвин Юджин Олдрин, пилот орбитального модуля – Майкл Коллинз; для всех троих это был второй полёт в космос) стартовал с мыса Канаверал 16 июля 1969 года. После проверки бортовых систем, в течение полутора витков по околоземной орбите, была включена третья ступень и КК вышел на траекторию полёта к Луне. Этот путь занял порядка трёх суток.

Конструкция «Аполлона» требовала одного серьёзного манёвра в ходе полёта. Орбитальный модуль, состыкованный с лунной кабиной своей хвостовой частью, где располагался маршевый двигатель, был отстыкован, совершил разворот на 180 градусов и пристыкован к лунной кабине носовой частью. После чего от перестроенного таким образом КК была отделена отработавшая третья ступень. По той же схеме проходили и остальные шесть полётов на Луну.

При подлёте к Луне астронавты включили маршевый двигатель орбитального (командного) модуля для торможения и перехода на окололунную орбиту. Затем Армстронг и Олдрин перебрались в лунный модуль, который вскоре был отстыкован от орбитального отсека и вышел на самостоятельную орбиту искусственного спутника Луны, выбирая место для посадки. 20 июля 1969 года в 15 часов 17 минут по времени восточных штатов США (23-17 по Москве) лунная кабина «Аполлона-11» совершила мягкую посадку на Луне в юго-западной части Моря Спокойствия.

Через шесть с половиной часов, после облачения в скафандры и разгерметизации лунного отсека, Нейл Армстронг первым из людей ступил на поверхность Луны. Именно тогда он и сказал свою знаменитую фразу.

Прямая телевизионная трансляция с поверхности Луны велась на сотни государств мира. За ней наблюдали 600 миллионов человек (из тогдашнего населения планеты в 3,5 млрд.) в шести частях света, включая Антарктиду, а также соцстраны Восточной Европы.

СССР это событие проигнорировал.

«Лунная поверхность в момент прилунения была ярко освещена и напоминала пустыню в знойный день. Поскольку небо чёрное, можно было вообразить, что находишься на усыпанной песком спортивной площадке ночью, под лучами прожекторов. Ни звёзд, ни планет, за исключением Земли, не было видно», – описывал свои впечатления Армстронг. Примерно то же он сказал в телекамеру и вскоре после выхода на поверхность: «Словно высокогорная пустыня в Соединённых Штатах. Неповторимая красота!». «Величественное одиночество!», – вторил ему Олдрин, присоединившийся к Армстронгу через 20 минут.

«Грунт на поверхности мягкий и сыпучий, – сообщал Армстронг о своих впечатлениях, – Я легко поднимаю пыль носком башмака. В грунт я погружаюсь всего на какую-то одну восьмую дюйма, но я вижу следы моих ног». «Серовато-коричневый грунт Луны, – писал ноябрьский (1969 г.) номер журнала «Америка», выходившего в СССР, – оказался скользким, он прилипал к подошвам астронавтов. Когда Олдрин вставлял в грунт шест, ему казалось, что шест входил во что-то сырое». Впоследствии эти «земные» сравнения стали использоваться скептиками для подтверждения мысли, будто астронавты не были на Луне.

Вернувшись в лунную кабину, астронавты подкачали кислород, сняли скафандры и после отдыха стали готовиться к взлёту. Отработанная посадочная ступень была отстыкована, и теперь лунный модуль состоял из одной взлётной ступени. Общее время пребывания астронавтов на Луне составило 21 час 37 минут, из них вне лунной кабины астронавты пробыли всего лишь немногим больше двух часов.

На орбите лунный отсек присоединился к основному, пилотируемому Майклом Коллинзом. Ему была уготована самая незавидная, но и самая безопасная роль в лунной экспедиции – кружиться на орбите, дожидаясь своих коллег. Перейдя в орбитальный отсек, астронавты задраили переходный люк и отстыковали то, что оставалось от лунной кабины. Теперь КК «Аполлон-11» представлял собой один основной блок, который и взял курс на Землю. Обратный путь был короче пути на Луну и составлял всего двое с половиной суток – упасть на Землю легче и быстрее, чем с неё улететь.

Вторая высадка на Луну состоялась 19 ноября 1969 года. Члены экипажа «Аполлона-12» Чарльз Питер Конрад (третий полёт в космос; всего он совершил их четыре) и Алан Лаверн Бин пробыли на поверхности Луны 31 час с половиной, из них вне КК 7,5 часов за два выхода. Помимо установки научных приборов, астронавты демонтировали для доставки на Землю ряд приборов с американского автоматического космического аппарата (АКА) «Сервейор-3», опустившегося на поверхность Луны в 1967 году.

Рейс «Аполлона-13» в апреле 1970 года оказался неудачным. В полёте произошла серьёзная авария, возникла угроза выхода из строя СЖО. Вынужденно отменив высадку на Луну, экипаж «Аполлона-13» совершил облёт нашего естественного спутника и по той же эллиптической орбите вернулся на Землю. Командир корабля Джеймс Артур Ловелл стал первым человеком, дважды слетавшим к Луне (правда, на её поверхности ему так и не суждено было побывать).

Это, кажется, единственный полёт на Луну, на который Голливуд откликнулся художественным фильмом. Удачные полёты не привлекли его внимания.

Едва не случившаяся катастрофа с «Аполлоном-13» заставила уделить повышенное внимание надёжности всех бортовых систем КК. Следующий полёт по лунной программе состоялся только в 1971 году.

5 февраля 1971 года ветеран американской астронавтики Алан Бартлет Шепард и новичок Эдгар Дин Митчелл прилунились в районе кратера Фра Мауро. Они дважды выходили на лунную поверхность (каждый раз – более четырёх часов), а общее время пребывания модуля «Аполлона-14» на Луне составило 33 часа 24 минуты.

30 июля 1971 года на поверхность Луны опустился модуль «Аполлона-15» с Дэвидом Рэндольфом Скоттом (третий полёт в космос) и Джеймсом Бенсоном Ирвином. Астронавты впервые использовали механическое средство передвижения по Луне – «лунный автомобиль» – платформу с электромотором мощностью всего 0,25 лошадиной силы. Астронавты совершили три экскурсии общей продолжительностью 18 часов 35 минут и проехали по Луне 27 километров. Общее время пребывания на Луне составило 66 часов 55 минут. Перед стартом с Луны астронавты оставили на её поверхности телекамеру, работавшую в автоматическом режиме. Она передала на экраны земного телевидения момент взлёта лунной кабины.

«Лунный автомобиль» использовали участники двух следующих экспедиций. 21 апреля 1972 года командир «Аполлона-16» Джон Уоттс Янг и пилот лунного модуля Чарльз Мосс Дьюк высадились в районе кратера Декарт. Для Янга это был второй полёт к Луне, но первая высадка на неё (всего Янг совершил шесть полётов в космос). Почти трое суток КК пробыл на Луне. За это время было совершено три экскурсии общей продолжительностью 20 часов 14 минут.

Последними на сегодняшний день людьми, побывавшими на Луне, 11-14 декабря 1972 г. стали Юджин Эндрю Сернан (для которого, как и для Янга, это был второй полёт к Луне и первая высадка на неё) и Харрисон Хейган Шмит. Экипаж «Аполлона-17» поставил целый ряд рекордов: пробыл на Луне 75 часов, из них 22 часа вне КК, проехал по поверхности ночного светила 36 км и привёз на Землю 110 кг образцов лунных пород.

К этому моменту общая стоимость расходов по программе «Аполлон» превысила 25 млрд. долларов (135 млрд. в ценах 2005 года), что побудило НАСА свернуть её дальнейшее осуществление. Намеченные полёты на «Аполлонах-18, -19 и -20» были отменены. Из трёх оставшихся РН «Сатурн-5» одна вывела в 1973 году на орбиту ИСЗ единственную американскую орбитальную станцию «Скайлэб», две другие стали музейными экспонатами.

Ликвидация программы «Аполлон» и отмена некоторых других амбициозных проектов (в частности, пилотируемого полёта на Марс) стали разочарованием для Вернера фон Брауна, в 1970 году ставшего заместителем директора НАСА по планированию космических полётов, и, возможно, ускорили его смерть. В 1972 году Браун уволился из НАСА и спустя пять лет умер.

Стимулировав вначале старт лунных программ США и СССР, «холодная война» затем направила развитие космических технологий в узкое русло гонки вооружений.

Для США приоритетной стала программа КК многоразового использования «Спейс Шаттл», для СССР – долговременных орбитальных станций. Казалось, мир неудержимо катится к «звёздным войнам» в околоземном пространстве. Эпоха космической романтики и покорения пространств отходила в прошлое…

5. Откуда сомнения?

По прошествии нескольких лет стали высказываться сомнения: а правда ли американцы высаживались на Луне? Ныне существуют уже достаточно большой пласт литературы и богатая фильмотека, доказывающие, что программа «Аполлон» была грандиозной мистификацией. При этом среди скептиков есть две точки зрения. Согласно одной, в рамках программы «Аполлон» вообще не производилось никаких космических полётов. Астронавты всё время оставались на Земле, а «лунные кадры» снимались в особой секретной лаборатории, созданной специалистами НАСА где-то в пустыне. Более умеренные скептики признают возможность осуществления американцами реальных облётов Луны, однако сами моменты высадки считают фальшивкой и киномонтажем.

Приверженцы этой сенсационной гипотезы разработали подробную аргументацию. Наиболее сильным доводом, по их мнению, является то, что на кадрах высадки астронавтов на Луну лунная поверхность выглядит не так, как (опять же, по их разумению) она должна была бы выглядеть. Так, они считают, что на снимках должны быть видны звёзды, так как на Луне нет атмосферы. Обращают внимание и на то, что на некоторых снимках, якобы, положение теней указывает на очень близкое, в пределах нескольких метрах, расположение источника света. Отмечают также чрезмерно близкую и как бы обрезанную линию горизонта.

Следующая группа аргументов связана с «неправильным» поведением материальных тел. Так, установленный астронавтами флаг США колыхался как будто под порывами ветра, между тем как на Луне – вакуум. Обращают внимание и на странное передвижение астронавтов в скафандрах. Они утверждают, что в условиях силы тяжести вшестеро меньше земной астронавты должны были передвигаться огромными (чуть ли не в десяток метров) прыжками. И уверяют, что странная походка астронавтов как раз имитировала в условиях земного притяжения «прыжковое» передвижение по Луне с помощью… пружинных механизмов в скафандрах.

Внушают, что чуть ли не все астронавты, летавшие, согласно официальной версии, к Луне, впоследствии отказывались распространяться о своих полётах, давать интервью, писать мемуары. Многие сходили с ума, умирали загадочной смертью и т.д. Для скептиков это доказательство того, что астронавты испытывали страшное напряжение, связанное с необходимостью скрывать какую-то страшную тайну.

Любопытно, что для уфологов странное поведение многих астронавтов «лунного отряда» служит для доказательства совсем другого, а именно – того, что на Луне они якобы вступили в контакт с внеземной цивилизацией!

Наконец, последняя группа аргументов основывается на тезисе, будто технологии конца 1960-х – начала 1970-х годов не позволяли совершить трём людям пилотируемый полёт на Луну с возвращением на Землю. Указывают на недостаточную мощность тогдашних РН, а самое главное (неотразимый аргумент в наше время!) – на несовершенство компьютеров! Причём здесь скептики себе же противоречат. Они тем самым вынуждены признать, что в те времена не было возможностей для компьютерно-графической имитации хода лунной экспедиции!

У сторонников подлинности высадок человека на Луну существует столь же развёрнутая система контраргументов. Помимо указаний на внутренние противоречия скептической теории, а также на то, что её аргументы могут использоваться для доказательства сразу нескольких взаимоисключающих точек зрения, что по логике считается автоматическим опровержением всех их, они дают физическое объяснение отмеченным «странностям».

Первая – лунное небо, на котором не видно звёзд. Попробуйте посмотреть ночью на ясное небо, находясь в ярком свете уличного фонаря. Увидите вы хоть одну звезду? Но они там есть: стоит отойти в тень от фонаря – звёзды проступят. Взирая на лунный мир при ярчайшем (в вакууме же!) свете Солнца через мощные светофильтры, и астронавты, и «глаз» телекамеры, естественно, могли фиксировать только самые яркие объекты –лунную поверхность, лунную кабину и людей в скафандрах.

Луна почти вчетверо меньше Земли, поэтому и кривизна поверхности там больше, а линия горизонта расположена ближе, чем мы привыкли. Эффект близости усиливается отсутствием воздуха – объекты на линии горизонта Луны видны также отчётливо, что и находящиеся вблизи наблюдателя.

Колебания флага из фольги происходили, естественно, не под действием ветра, а по принципу маятника – древко с силой втыкали в лунный грунт. В дальнейшем он получал ещё импульсы для колебаний от шагов астронавтов. Установленный ими сейсмограф сразу уловил сотрясение грунта, вызванное передвижением людей. Эти колебания, как и любые другие, имели волновую природу и соответственно передавались на флаг.

Когда на экранах ТВ мы видим космонавтов в скафандрах, мы всегда поражаемся их неуклюжести в такой громоздкой конструкции. И на Луне, несмотря на вшестеро меньшую силу тяжести, они при всём желании не смогли бы летать, чего от них почему-то ожидали. Они пробовали было двигаться прыжками, но потом установили, что земной шаг (в скафандрах) приемлем и на Луне. На экранах Армстронг легко поднял тяжеленный (на Земле) ящик с инструментами и сказал с ребяческим восторгом: «Вот уж где можно далеко забросить любую вещь!». Впрочем, скептики уверяют, что сцена была наигранной, и что ящик, из которого астронавты потом доставали научное оборудование, в тот момент был…пустым.

Слишком уж грандиозной и многолетней должна была бы быть мистификация, а в тайну пришлось бы посвятить не одну тысячу учёных специалистов!

Вряд ли даже тоталитарное государство способно осуществить столь жёсткий контроль над такой массой людей и не допустить утечки информации. Члены экипажа «Аполлона-11» установили на Луне лазерный отражатель, который потом использовался для лазерной локации с Земли и определения точного расстояния до Луны. Сеанс локации тоже был сфабрикован? Или отражатель и другие приборы, передававшие сигналы на Землю до 1980-х годов, все были установлены автоматами?

Астронавты всех шести экспедиций, высаживавшихся (согласно официальной версии) на Луну, привезли на Землю в общей сложности 380 кг образцов лунных пород и лунной пыли (для сравнения: советские и американские АКА – всего 330 граммов, что доказывает гораздо более высокую эффективность пилотируемых полётов по сравнению с АКА для исследований небесных тел). Неужели все они были собраны на Земле, а потом выданы за лунные? Даже те, возраст которых составляет 4,6 млрд. лет, что не имеет признанных аналогов на Земле? Впрочем, скептики говорят (отчасти они правы), что нет надёжных методов для точного определения возраста столь древних пород. А все эти центнеры лунного грунта якобы привезены на Землю автоматами. Тогда почему их вес на три порядка выше, чем привезённого всеми прочими АКА, вместе взятыми? А если они земные, тогда почему их состав идентичен лунному грунту, доставленному автоматами на Землю или проанализированному нашими «Луноходами» на самой Луне?

Обращает на себя внимание и то, что скептики концентрируют усилия главным образом на опровержении подлинности первой высадки человека на Луну. Тогда как для подтверждения своей теории им необходимо опровергнуть по отдельности подлинность каждой из шести официально имевших место высадок. Чего они не делают.

Что касается несовершенства тогдашних технологий, то «убийственность» данного аргумента отражает ущербность сознания современного цивилизованного человечества, поставившего себя в фатальную зависимость от компьютеров.

Как раз на рубеже 1960-1970-х гг. цивилизация стала круто менять парадигму своего развития. На смену установке на покорение пространства приходила установка на производство и использование информации, причём в утилитарных, потребительских целях. Это вызвало всплеск развития компьютерных технологий, но одновременно положило конец внешней экспансии человечества. Попутно в те же годы стало меняться общее отношение к научному прогрессу – от восторженного оно сначала сделалось сдержанным, а потом стал преобладать негатив. Эту смену общественных настроений хорошо отразил (а может быть, в известной степени, и сформировал) голливудский кинематограф, одним из хрестоматийных образов которого стал учёный, чьи опыты и открытия становятся страшной угрозой безопасности людей.

Большинству современных людей, воспитанных в категориях линейного прогресса, трудно представить, что ещё 40-50 лет назад наша цивилизации была в некоторых отношениях выше (я бы даже сказал – возвышеннее), чем теперь, идеалистичнее. В том числе и в области технологий, связанных с проникновением во внеземное пространство. Этому немало способствовало соревнование альтернативных общественно-экономических систем. Романтику и героику борьбы и экспансии ещё не убил до конца вирус самодовольного всепоглощающего потребительства.

Поэтому все ссылки на невозможность для американцев построить в 1960-е годы лунный КК просто несостоятельны. В те годы США действительно обогнали СССР по многим направлениям космических исследований. Так, ещё одним триумфом заокеанской державы стала программа АКА «Вояджер». В 1977 году к дальним планетам Солнечной системы были запущены два аппарата этой серии. Первый пролетел рядом с Юпитером, Сатурном и Ураном, второй исследовал все четыре планеты-гиганта. На Землю были переданы тысячи потрясающих снимков, обошедших страницы всех научно-популярных изданий. Результатом стали сенсационные научные открытия, в частности, десятков новых спутников внешних планет, колец Юпитера и Нептуна, и др. Это тоже мистификация?! Кстати, связь с обоими АКА, находящимися сейчас на расстоянии 90 астрономических единиц (14,85 млрд. км) от Земли и исследующими уже межзвёздное пространство, поддерживается до сих пор.

Так что нет никаких оснований отрицать способность цивилизации второй половины прошлого века, в том числе в США, совершить серию пилотируемых полётов на Луну. Тем более, что и в СССР осуществлялась аналогичная программа.

Её наличие и степень её развития служат самым главным доказательством подлинности события, совершившегося 40 лет назад.

6. Почему наши космонавты так и не побывали на Луне?

Один из ответов на поставленный вопрос заключается в том, что советское руководство, в отличие от американского, не концентрировало на этом направлении главных усилий. Развитие космонавтики в СССР после успешных запусков ИСЗ и первых пилотируемых полётов стало «многовекторным». Расширялись функции спутниковых систем, совершенствовались КК для околоземных полётов, запускались АКА к Венере и Марсу. Казалось, что первые успехи сами по себе создали достаточно прочный и долгий задел лидерства СССР в этой области.

Вторая причина – то, что нашим специалистам не удалось решить многих технических проблем, возникших при реализации лунной программы. Так, советские конструкторы не смогли создать действующую достаточно мощную РН – аналог «Сатурна-5». Прототип такой ракеты – РН Н-1 (на фото) – постиг целый ряд катастроф. После чего работы над ней, в связи с уже состоявшимися полётами американцев на Луну, были свёрнуты.

Третья причина заключалась в том, что, как ни парадоксально, но именно в СССР, в отличие от США, существовала реальная конкуренция вариантов лунных программ между объединёнными конструкторскими бюро (ОКБ). Политическое руководство СССР оказывалось перед необходимостью выбирать приоритетный проект, а в силу своей научно-технической некомпетентности оно не всегда могло сделать удачный выбор. Параллельная поддержка двух и более программ приводила к распылению человеческих и финансовых ресурсов.

Другими словами, в СССР, в отличие от США, лунная программа не была единой.

Она состояла из различных, часто многофункциональных проектов, которые так и не слились в один. Программы облёта Луны, высадки на Луну и создания тяжёлой РН реализовывались во многом раздельно.

Наконец, руководство СССР рассматривало высадку человека на Луне исключительно в политическом контексте. Отставание от США в осуществлении пилотируемого полёта на Луну почему-то оценивалось им как худшее признание поражения, нежели «отмазка», будто лунной программы у СССР вовсе не было. В последнее мало кто верил даже тогда, а отсутствие намёков на попытки хотя бы повторить достижение американцев воспринимались и в нашем обществе, и во всём мире, как признак безнадёжного отставания от США в сфере космических технологий.

Проект ЛК-1 («Лунный корабль-1»), предусматривавший облёт Луны с одним космонавтом на борту КК, был подписан руководителем ОКБ-52 Владимиром Николаевичем Челомеем 3 августа 1964 года. Он ориентировался на разрабатывавшуюся в этом же ОКБ РН УР500К (прототип последующей РН «Протон», впервые успешно испытанной 16 июля 1965 года). Но в декабре 1965 года Политбюро решает сосредоточить все практические работы по лунной программе в ОКБ-1 Сергея Королёва. Там были представлены два проекта.

Проект Л-1 предусматривал облёт Луны экипажем из двух человек. Другой (Л-3), подписанный Королёвым ещё в декабре 1964 года – полёт к Луне экипажа тоже из двух человек с высадкой на поверхность Луны одного космонавта. Первоначально срок его осуществления был назначен Королёвым на 1967-1968 гг.

В 1966 году Главный Конструктор неожиданно умирает во время неудачной операции. Главой ОКБ-1 становится Василий Павлович Мишин. История руководства и научно-технического обеспечения советской космонавтики, роль в этом отдельных личностей – особая тема, её разбор увёл бы нас слишком далеко.

Первый удачный запуск комплекса «Протон»—Л-1 был осуществлён с Байконура 10 марта 1967 года. На орбиту ИСЗ был выведен макет модуля, получивший официальное обозначение «Космос-146». К этому времени американцы уже почти год как провели первое испытание «Аполлона» в автоматическом режиме.

2 марта 1968 года прототип Л-1 под официальным наименованием «Зонд-4» совершил облёт Луны, однако спуск в земной атмосфере оказался неудачным. Последующие две попытки запуска оказались неудачными из-за сбоев в работе двигателей РН. Только 15 сентября 1968 года на траекторию полёта к Луне был выведен Л-1 под названием «Зонд-5». Однако спуск состоялся в незапланированный район. Системы спуска в атмосфере подвели и «Зонд-6» по его возвращении в ноябре 1968 года. Напомним, что уже в октябре 1968 года американцы перешли от автоматических к пилотируемым полётам по программе «Аполлон». А в декабре того же года первый триумфальный облёт Луны совершил «Аполлон-8».

В январе 1969 года РН снова захандрила на старте. Только в августе 1969 года состоялся успешный беспилотный полёт «Зонда-7» с возвращением на Землю в заданный район. К этому времени американцы уже побывали на Луне…

В октябре 1970 года состоялся рейс «Зонда-8». Практически все технические проблемы были решены. Следующие два аппарата этой серии были уже подготовлены к пилотируемым полётам, но… программу было приказано свернуть.

Проект Л-3, предназначенный для посадки на Луну, имел существенные отличия от американского. Принципиальная схема полёта была той же. Однако более мощный двигатель ЛК не требовал разделения кабины на посадочную и взлётную ступени. Другим отличием было то, что переход космонавта между ЛОК и ЛК должен был осуществляться через открытый космос. Это было связано с тем, что к тому моменту отечественная космонавтика ещё не решила технических проблем, связанных с герметичной стыковкой двух КК. Первый успешный опыт такого рода был проделан нашими только в 1971 году при запуске к орбитальной станции «Салют-1» КК «Союз-11». А американцы уже в марте 1969 года на «Аполлоне-9» выполнили первую в истории герметичную стыковку и расстыковку и переход из одного космического модуля в другой без выхода в открытый космос. Необходимость создания в советском ЛОК шлюзовой камеры и присутствия там пилота в скафандре резко ограничивала полезный объём и полезную нагрузку всего лунного комплекса. Поэтому в экспедицию намечалось только два человека, а не три, как у американцев.

Испытания отдельных элементов полёта на Луну проходили первоначально в рамках проектов «Союз» и «Космос». 30 сентября 1967 года была выполнена первая стыковка на орбите ИСЗ беспилотных аппаратов «Космос-186 и -187». В январе 1969 года Владимир Шаталов на «Союзе-4», Борис Волынов, Алексей Елисеев и Евгений Хрунов на «Союзе-5» совершили первую стыковку пилотируемых аппаратов и переход из одного в другой через открытый космос. Отработка расстыковки, торможения, ускорения и стыковки ЛК на околоземной орбите продолжалась и после принятия решения об отмене пилотируемого полёта, в начале 1970-х.

Главным препятствием на пути лунного проекта стали трудности с созданием РН Н-1.

Её аванпроект был подписан Королёвым ещё в 1962 году, причём на эскизе Главный Конструктор сделал пометку: «Мы мечтали об этом ещё в 1956-57 гг.» С созданием тяжёлой РН связывались надежды на осуществление не только полёта на Луну, но и дальних межпланетных перелётов.

Конструкция РН Н-1 была пятиступенчатой (!) начальным весом 2750 тонн. По проекту первые три ступени должны были выводить на траекторию полёта к Луне груз общим весом 96 тонн, включавший, кроме лунного корабля, две ступени для маневрирования у Луны, спуска на её поверхность, подъёма с неё и отлёта к Земле. Вес собственно лунного корабля, состоявшего из орбитального отсека и лунной кабины, не превышал 16 тонн.

Ракету Н-1, первое испытание которой состоялось в январе 1969 года (уже после первого облёта Луны американцами), с начала и до конца преследовали фатальные неудачи, вызванные сбоем работы двигателей. Ни один запуск Н-1 не был успешным. После катастрофы при четвёртом старте в ноябре 1972 года дальнейшие работы над Н-1 были прекращены, хотя причины аварий были выявлены и вполне подлежали устранению.

Ещё в 1966 году Челомей предложил альтернативный проект лунной экспедиции, базировавшийся на создании РН УР700 (дальнейшее, так и не осуществлённое развитие УР500, то есть «Протона»). Схема полёта по этой программе напоминала первоначальный проект американцев (от которого те потом отказались). Она предусматривала одномодульный лунный корабль, без разделения на орбитальный и взлётно-посадочный отсеки, с двумя космонавтами на борту. Однако ОКБ-52 дали «добро» только на теоретическую разработку данного проекта.

Если бы не поспешное политическое решение советского руководства, можно утверждать, что, несмотря на все технические проблемы, наши космонавты вполне реально смогли бы осуществить первый облёт Луны в 1970-1971 гг., а первую высадку на Луну – годах в 1973-1974-м.

Но в это время, после успешных полётов американцев, вожди КПСС охладели к лунной программе. Это указывает на резкое изменение их менталитета. Можно ли представить, что, сумей США опередить нас в разработке первого ИСЗ или запуске первого космонавта, советская космическая программа была бы свёрнута ещё на начальном этапе? Конечно, нет! В конце 50-х – начале 60-х гг. такое было бы невозможно!

Но в 70-е годы у лидеров КПСС были другие приоритеты. Необходимость уделить особое внимание военной составляющей служила только предлогом для свёртывания лунной программы (тем более, что начало 70-х характеризуется разрядкой международной напряжённости). Отныне престиж советской космонавтики базировался лишь на постоянно обновляемых рекордах длительности полёта. В 1974 году в результате корпоративных интриг Мишин был уволен с должности руководителя ОКБ-1. На его место пришёл Валентин Глушко, который не только прекратил все работы над Н-1, даже теоретические, но и приказал уничтожить готовые к испытаниям экземпляры этой РН.

Вопрос, вынесенный в заголовок этого раздела, вполне уместно дополнить другим: почему наши космонавты не были на Марсе? Точнее, около Марса.

Дело в том, что проект Н-1 рассчитывался как многоцелевой. Эта РН (которая планировалась лишь как первая в семействе тяжёлых носителей) разрабатывалась в перспективе не только под лунный корабль, но и под «тяжёлый межпланетный корабль» (ТМК). Данный проект предусматривал вывод КК на гелиоцентрическую орбиту, позволявшую пролететь в нескольких тысячах км от Марса и возвратиться на Землю.

Отработка СЖО такого корабля проводилась на Земле. Испытатели-добровольцы Мановцев, Улыбышев и Божко в 1967-1968 гг. провели в герметичной камере с автономной СЖО целый год. Аналогичные эксперименты значительно меньшей продолжительности начались в США лишь в 1970 году. В дальнейшем многомесячное пребывание ряда советских экипажей на «Салютах» формировало подозрения, что руководство СССР готовится к выполнению «марсианской программы». Увы, это были только домыслы. Такой программы в реальности не существовало. Работы над ТМК были прекращены одновременно с работами над Н-1.

В принципе, выполнение пилотируемого полёта вокруг Марса с возвращением на Землю было бы вполне реально для СССР уже в начале – середине 1980-х годов.

Конечно, при условии, если бы все элементы лунной программы, пригодные для использования в полёте к Марсу, продолжали развиваться и работы по ним не прекратились в 70-е годы. Моральный эффект от такого полёта был бы сравним с высадкой американцев на Луне, если не больше. Увы, позднее советское руководство в очередной раз упустило исторический шанс для великой страны…

7. Есть ли будущее у лунных экспедиций?

Для этого необходимо в первую очередь коренное изменение менталитета современной цивилизации. Несмотря на появляющиеся время от времени обещания лидеров США или руководителей нашей космонавтики организовать полёт человека на Марс, ясно, что они уже не воспринимаются обществом с таким энтузиазмом, как 40-50 лет назад обещания первых полётов в космос и на Луну. Джордж Буш-младший провозгласил задачу возвращения американцев на Луну до 2020 года и последующего полёта на Марс. К тому времени сменится уже несколько президентов, и с Буша, в случае неисполнения его «предначертаний», как говорится, взятки будут гладки.

В наше время космические исследования и покорение мировых пространств решительно сместились из приоритетов на периферию общественного интереса буквально во всех странах мира.

Это хорошо видно и по удельному весу сообщений такого рода в общем медиа-потоке. Если в советское время почти каждый гражданин СССР знал, есть ли сейчас наши космонавты на орбите и кто именно, то сейчас лишь незначительное меньшинство твёрдо знает, находятся ли в данный момент космонавты на борту Международной космической станции. Впрочем, большинство, вероятно, даже не знает, что это такое.

Между тем эффективность пилотируемых полётов для научных исследований была доказана теми же экспедициями «Аполлонов». За трое суток пребывания на Луне два астронавта успевали проделать объёмы научной работы, на порядки превышавшие те, которые провели оба наших лунохода за 15 месяцев! Программа «Аполлон» имела важное значение для научно-технического прогресса. Многие её наработки были использованы затем в самых различных проектах. Испытание новейшего оборудования в условиях дальних космических перелётов – это совершенно уникальная возможность, чреватая резким рывком вперёд во всех научно-технических сферах. Многомиллиардные затраты на программу «Аполлон» в конечном итоге полностью окупились и принесли прибыль благодаря внедрению новых технологий.

Однако, несмотря на появляющиеся время от времени проекты долговременных обитаемых станций на Луне, правительства ведущих держав мира ни по отдельности, ни вместе, не спешат раскошеливаться на подобные программы. Дело тут не только в прижимистости, но и в отсутствии амбиций. Внеземные пространства перестали волновать и притягивать людей. Человечество явно нуждается в дополнительных стимулах для активизации космического вектора своего развития.

Специально для Столетия

3 июля 1969 года, космодром Байконур. На переднем плане советская лунная ракета Н-1 (изделие №5Л). На заднем плане примерочная ракета для отработки наземных систем пуска (обратите внимание на то, что на примерочной ракете отсутствует система аварийного спасения).

Закрытие советской пилотируемой программы полетов на Луну произошло в июне 1974 г, тогда же расформировали весь отряд космонавтов. В следующем месяце были разрезаны на части готовые к старту ракеты. Уничтожение технологического задела привело к 15-летнему отставанию в развитии космонавтики. Что же тому виной? Почему прекратились попытки попасть на Луну?


Часто говорится о том, что промышленность СССР не могла создать космический аппарат для полета на Луну, что не имелось соответствующей технологической базы. Говорят и о том, что соревноваться с США было попросту невозможно. Но основной причиной провала проекта, обошедшегося по ценам 1974 года в 4 млр. руб., стала неспособность различных ведомств договориться между собой и личные чаяния некоторых руководителей.

США начали лунную программу с единственной целью: превзойти СССР после того как русские вывели первый в мире спутник, получили снимки обратной стороны Луны и первыми запустили человека в космос. Высадка человека на Луну была последним шансом. Для достижения поставленной цели собрали лучших представителей науки, заказы отдавались наиболее подходящим корпорациям в отсутствии конкурентной борьбы. Этому пути обычно следовал и СССР.

Советская лунная программа стала всего лишь ответом США. Сама по себе Луна не была интересна руководителям ОКБ-1 Королева. Но США бросили вызов и в СССР его приняли. Ракетный проект Н-1 стал продолжением существующего проекта, который разрабатывался как средство доставки водородной бомбы и вывода на орбиту крупногабаритных комплексов, в разы больших, чем более поздние «Союзы», «Салюты» и «Мир».

Реализация лунной программы была экономически нецелесообразна. Но ЦК КПСС от нее не отказался. Согласно Постановлению Правительства, вышедшего в 1960 году, предполагалось создание новой ракетной системы для вывода на орбиту тяжелого космического корабля массой до 60-80 т, создание новых ракетных двигателей, систем управления и космической радиосвязи. В 1964 году была поставлена новая цель - пилотируемый полет к Луне и высадка на ее поверхности раньше американцев.

Лунный проект Л-1 стал причиной ожесточенной борьбы между конструкторскими бюро Королева и Челомея. Существующий ракетоноситель «Протон» теоретически мог совершить пилотируемый полет вокруг Луны, однако воспоминания участников событий говорят о том, что Королев отказывался сажать космонавтов на ядовитую ракету. Дело в том, что топливом для «Протона» служил гептил, окислителем - азотная кислота. В Казахстане было зафиксировано множество отравлений среди местных жителей, использовавших в своем хозяйстве первые ступени «Протонов». Официальная же информация утверждала, что от использования «Протона» отказались по причине слишком высоких перегрузок, которые не могли выдержать космонавты.

Трудным испытанием для проекта стал конфликт между Королевым и Глушко, в результате которого последний отказался от разработки двигателя для ракеты. Работу передали в конструкторское бюро Кузнецова.

Планировалось, что в лунном проекте будут участвовать два космонавта, причем на поверхность Луны спустится только один, второй же должен был оставаться на орбите. Первым человеком, побывавшим на Луне, должен был стать А.А. Леонов, в качестве дублера должен был выступать Ю.А. Гагарин. Ракета-носитель Н-1 была рассчитана для доставки корабля «Союз» с пилотируемым лунным модулем на орбиту Луны.

Так почему же не случилось? Одной из причин стала жесткая экономия. Четыре запуска Н-1 были неудачными из-за первой ступени, для которой не был построен испытательный стенд. Так как все двигатели первой ступени испытывались по отдельности, установить причину отказа ступени оказалось невозможно.

Когда стало известно, что американцы вот-вот отправятся на Луну, Леонов рвался в полет, но его не пустили, что спасло ему жизнь. Н-1 стартовала 21 февраля 1969 года без экипажа, за полгода до старта Апполон-11. Ракета взорвалась вскоре после начала полета. Вторая попытка была осуществлена 3 июля 1969. Ракета взорвалась прямо на стартовом столе, почти полностью разрушив стартовый комплекс. Уже тогда стало понятно, что первыми на Луну нам не попасть.

Уходят из жизни Королев и Гагарин. Эти две смерти были равносильны смерти отечественной космонавтики. И дело не в том, что не было других талантливых конструкторов и подготовленных космонавтов. Королев и Гагарин были вхожи в Кремль, к их мнению прислушивались. Королев не только спорил с кем угодно, не смотря на чины, он умел так преподнести свой проект, что за необходимость его осуществления выступали военные. Первый спутник был маяком для баллистических ракет. Он же убедил военных, что постройка базы на Луне позволит держать под прицелом весь мир. О практически неподъемной для страны стоимости проекта он умолчал. Военные схватились за идею. К тому же ракета Н-1 могла выводить на орбиту станции весом свыше 100 тонн, такие как станция «Звезда», задумывавшаяся для военных целей.

Королев умел использовать нужды и желания военных в собственных целях, выбивая средства для осуществления своих проектов. Для самого Королева полет на Луну был лишь первым шагом к полету на Марс.

Смена руководства в конструкторском бюро не принесла ничего хорошего. Существенно снизилось финансирование, испытательный стенд не был построен. Был восстановлен стартовый комплекс, но и следующие попытки запуска ракеты не были успешными по той же причине отказа первой ступени. А американцы уже принимали поздравления с успешной высадкой на Луну. Советская лунная программа была свернута, про Марс тоже забыли.

Однако была осуществлена еще одна попытка. Надежды отечественной космонавтики связывали с ракетой «Энергия». Испытания прошли успешно. Но ракета была погребена под рухнувшей крышей монтажно-испытательного корпуса на Байконуре. Это поставило последнюю точку в планах России. США стали лидерами в освоении космоса. Пытаться соревноваться с ними, затрачивая на полеты сотни миллиардов, смысла уже нет.

Лидерство России в космосе осталось в прошлом из-за сворачивания лунной программы и смены руководства в космонавтике. Сегодняшний бесспорный лидер - США. А ведь, если бы руководство страны не забывало слова Циолковского о том, что завоевавший космос будет владеть миром, ситуация могла бы сложиться по-другому.

Кто же может стать лидером завтра? Скорее всего, Китай. Его космическая программа довольно фантастична, проект высадки на Луну должен завершиться постройкой лунной базы уже к 2021 году. Многие не верят в осуществимость этого проекта, но Китай уже доказал, что способен на очень неожиданные поступки, об этом говорит хотя бы сверхбыстрый рост его экономики.

Фото секретной лунной программы СССР

Данные фотоматериалы являются одними из оставшихся на сегодняшний день доказательств того, что СССР также пытался высадить человека на Луну - очевидно, после того, как это не смогли, или, точнее, не успели сделать, о программе забыли.

Впрочем, к счастью, мало что исчезает безвозвратно и бесследно. На снимках, которые мы можем видеть, запечатлена одна из лабораторий Московского авиационного института, а также аэрокосмическое оборудование, в том числе, космический аппарат и посадочный лунный модуль.

История «Лунной гонки» хорошо известна многим современникам: до того, как американский президент Джон Кеннеди инициировал запуск программы «Аполлон», Советский союз заметно опережал США в вопросах исследования Луны. В частности, в 1959 на поверхность Луны была доставлена автоматическая межпланетная станция «Луна-2» а в 1966 на ее орбиту вышел советский спутник.

Как и американцы, советские ученые разработали многошаговый подход к выполнению поставленной задачи. У них также было два отдельных модуля для пребывания на орбите и для посадки.

В то время как экипаж «Аполлона-11» включал в себя трех членов, вся тяжесть выполнения советской лунной программы должна была возлечь на плечи одного космонавта - таким образом, вес оборудования удалось существенно сократить. К тому же, были и другие отличия, делающие советский аппарат более легким. В первую очередь к таковым можно отнести сравнительную простоту конструкции, использование одного и того же двигателя для посадки и взлета, а также отсутствие прямого соединения между орбитальным и лунным модулем. Это значило, что астронавту было бы необходимо выходить в открытый космос, чтобы перебраться в посадочный модуль перед высадкой и, позже, чтобы забраться обратно в орбитальный модуль после возвращения с Луны. После этого лунный модуль отсоединялся, и космический аппарат отправлялся на Землю без него.

Главной причиной, помешавшей советской стороне осуществить высадку человека на Луну, стали неудачи с ракетами-носителями. Несмотря на то, что два первых тестовых запуска были успешными, в ходе третьего ракета разбилась. В четвертом тесте, проводимом в 1971 году, пробный космический аппарат вернулся на Землю по неверной траектории, попав в воздушное пространство Австралии, вследствие чего мог возникнуть международный скандал: советским дипломатам якобы пришлось убеждать австралийцев в том, что падающих на них объект - это испытательный космический модуль «Космос-434», а не ядерная боеголовка.

После нескольких неудач программа стала слишком дорогой, а после того, как американцы представили миру документальное доказательство успеха миссии «Аполлон-11», в ней вообще пропал смысл. В результате, космическое оборудование стало чем-то вроде музейных экспонатов.