Интерьерное оформление

Авизо типа Bougainville. «дивизион плохой погоды Постройка и испытания

Авизо типа Bougainville. «дивизион плохой погоды Постройка и испытания

Первая мировая война, две революции, гражданская война и разруха… Испытания, выпавшие на долю России в первой четверти XX века, казалось, навсегда должны были вычеркнуть ее из числа великих морских держав. К середине 20-х годов даже наиболее боеспособные Морские силы Балтийского моря насчитывали в строю всего восемь эсминцев-«новиков». Причем наиболее остро ощущалась нехватка кораблей для повседневной службы - тральщиков, заградителей, сторожевиков. Боевой опыт свидетельствовал: в прибрежных водах и на ограниченных морских театрах роль этих неприметных боевых судов трудно переоценить.

Поэтому неудивительно, что воссоздание флота в нашей стране началось именно с проекта сторожевого корабля (СКР). В тяжелых экономических условиях РККФ был необходим относительно небольшой и дешевый корабль, эксплуатация которого требовала меньших расходов, чем уже порядком изношенные эсминцы.

Правда, первоначально задумывался даже не сторожевик, а патрульный катер. В 1922 году Морской штаб РСФСР определил свои требования: вооружение из 102-мм орудия и глубинных бомб, скорость хода 30 узлов. Нелепость установки длинноствольной четырехдюймовки Обуховского завода (а других современных пушек в то время просто не было) на небольшом суденышке стала очевидной еще до составления чертежей, и спустя три года состав артиллерии в техзадании изменился. Теперь вооружение состояло из легких зенитных автоматов и пулеметов, а также двух торпедных аппаратов, мин и глубинных бомб. Скорость увеличилась до 35 узлов. Этот странный, хотя довольно любопытный гибрид миноносца и охотника за подводными лодками также не вышел из стадии эскизных набросков. Для того, чтобы довести разработку до стапеля, требовалась серьезная инженерная работа.

За нее взялся учрежденный в 1923 году Научно-технический комитет морского ведомства, прямой наследник дореволюционного МТК. Нехватка кадров (в комитете числилось всего 30 человек) и отсутствие четкого понимания руководством РККФ, что же именно нужно строить, вылились в удивительный спектр самых разнообразных вариантов. К 1926 году остался наиболее разумный и сбалансированный из них - сторожевик водоизмещением 650 т со скоростью 30 узлов, паротурбинной установкой и вооружением из двух или трех 102-мм орудий, зенитных автоматов, пулеметов и трехтрубного 450-мм торпедного аппарата. На стадии детальной проработки главные проблемы заключались в выборе подходящей пушки (тип артиллерийской установки за время проектирования и постройки меняли четыре раза) и недостаточной мощности силовой установки (как показали испытания моделей в бассейне, двигатели в 6800 л.с. могли обеспечить ход не более 26,5 узла).

По плану к 1929 году предполагалось построить шесть единиц в Ленинграде и еще две в Николаеве, на заводе имени А.Марти. Ход работ осложнялся традиционными для отечественной промышленности проблемами: недостатком квалифицированных кадров и непрерывными «улучшениями» проекта. Менялись местами погреба и кладовки, параваны и стеллажи с глубинными бомбами, рангоут… Однако наибольшая неприятность заключалась в ошибках расчета прочности. Пришлось срочно подкреплять конструкцию корпуса, что внесло свою лепту в строительную перегрузку. В итоге, в 1929 году удалось спустить на воду только три сторожевика. Далее последовали первые чистки 30-х годов, что также не способствовало скорости постройки. Лишь 12 сентября 1931 года в состав Морских сил Балтийского моря вошел первый советский СКР «Ураган». За ним последовали «Вихрь», «Тайфун», «Циклон», «Шквал». Моряки немедленно окрестили новую серию «дивизионом плохой погоды».

Служба первенцев советского судостроения в 30-е годы была весьма интенсивной. Еще до начала Великой Отечественной войны сторожевики прошли ряд модернизаций: 102-миллиметровки уступили место новым 100-мм орудиям в установках Б-24-БМ, защищенным легкими щитами и имевшим большую дальность стрельбы. Позже изменился и состав зенитного вооружения: вместо малоэффективных 45-мм полуавтоматов и пулеметов ружейного калибра смонтировали современные 37-мм автоматы и спаренные крупнокалиберные пулеметы. Не забыли и средства борьбы с главным противником - подводными лодками. На корме появились дополнительные бомбометы, запас глубинных бомб довели до 34 штук, а в носовой части корпуса установили шумопеленгаторную станцию «Посейдон». Полное обновление прошли средства связи и навигации.

К сожалению, все эти своевременные и логичные меры привели к заметной перегрузке, усугубленной еще и тем, что корпус, предельно облегченный при постройке, пришлось дополнительно подкрепить. Водоизмещение возросло почти до 600 т, а скорость упала до 23 узлов. При этом корабли стали весьма малоостойчивыми - настолько, что могли принимать мины на верхнюю палубу лишь при наличии в цистернах полного запаса топлива или замещающей его воды.

Корабли «дивизиона плохой погоды» стали активными участниками войны. «Циклон» в августе 1941 года вместе с другими кораблями Балтийского флота пытался прорваться из Таллина в Кронштадт, но подорвался на мине и затонул. «Вихрь» пошел ко дну у стенки в Кронштадте после атаки германской авиации в следующем месяце, но после снятия блокады Ленинграда был поднят и введен в строй. Аналогичная судьба постигла «Смерч» в Мурманске. Прямое попадание авиабомбы в декабре 1942 года нанесло ему тяжелейшие повреждения, но спасатели совершили настоящий подвиг: в суровых условиях зимнего Заполярья всего за две недели они подняли сторожевик. В 1944 году все корабли серии, кроме погибшего «Циклона», были в строю. При этом «Тайфун» прошел переоборудование в эскадренный тральщик. Вместо ставшего ненужным торпедного аппарата на нем установили оборудование для траления новомодных магнитных и акустических мин.

Проект первого относительно крупного советского военного корабля получил в свое время довольно противоречивые оценки. С одной стороны, указывалось, что его тактико-технические характеристики едва соответствуют данным предвоенных эсминцев типа «Украйна», построенным почти на четверть века раньше. (Такое утверждение едва ли можно принять, поскольку оборудование и легкое вооружение «Урагана» полностью отличались от этого псевдо-прототипа.) С другой стороны, сторожевики неплохо показали себя на службе, а в некоторых аспектах явились даже провозвестниками нового типа боевых судов - эскортных миноносцев, получивших вскоре широкое распространение во флотах главных морских держав.

9.Сторожевой корабль «Ураган», СССР, 1931 г.

Построен на Северной верфи в Ленинграде. Водоизмещение нормальное 470 т, полное 535 т. Длина наибольшая 71,5 м, ширина 7,24 м, осадка 2,1 м. Мощность двухвальной паротурбинной установки 6850 л.с., скорость 26 узлов. Вооружение: два 102-мм и четыре 45-мм орудия, два пулемета, один трехтрубный 450-мм торпедный аппарат, до 48 малых или 16 больших мин, до 40 глубинных бомб. Всего в 1931 - 1938 гг. построено 18 единиц.

10.Колониальный шлюп «Бугенвиль», Франция, 1932 г.

Построен фирмой «Форж э Шантье де ля Жиронд». Водоизмещение стандартное 1970 т, нормальное 2160 т, полное 2600 т. Длина наибольшая 100,7 м, ширина 12,7 м, осадка 4,5 м. Мощность двухвальной дизельной установки 3200 л.с., скорость 18 узлов. Вооружение: три 138-мм орудия, четыре 37-мм автомата и шесть пулеметов, 50 мин, один гидросамолет. Всего в 1931 - 1940 гг. построено 8 единиц.

11.Авизо-тральщик «Элан», Франция, 1940 г.

Построен на верфи ВМФ в Лорьяне. Водоизмещение стандартное 630 т, нормальное 750 т, полное 900 т. Длина наибольшая 78,31 м, ширина 8,7 м, осадка 3,28 м. Мощность двухвальной дизельной установки 4000 л.с., скорость 20 узлов. Вооружение: два 100-мм зенитных орудия, восемь 13,2-мм пулеметов, глубинные бомбы. Всего в 1938 - 1940 гг. заложено 22 единицы, достроено для французского флота 13.

Но этот путь развития кораблей эскорта и охраны был отнюдь не единственным. В колониальных державах складывалась совершенно другая концепция универсальных боевых судов похожего назначения. К примеру, Франция, обладательница второй в мире империи, раскинувшейся по берегам трех океанов, испытывала острый недостаток в кораблях для «представительства» в своих владениях. Их роль исполняли старые авизо времен Первой мировой войны, однако те постепенно дряхлели, да и их вооружение не отвечало велениям времени.

Поэтому в середине 20-х годов началось проектирование боевой единицы нового типа, способной выполнять роль и мощной канонерской лодки, и флагманского корабля в колониях, и стационера, который мог бы при этом совершать дальние переходы. Поскольку большинство французских владений располагалось в тропиках, в качестве одного из требований выдвигались хорошие условия обитания в жарком климате, которые должны были обеспечивать мощная вентиляция и устройства для охлаждения помещений - столь привычные теперь и столь экзотические в те времена кондиционеры.

Новые авизо, или «колониальные шлюпы», как их классифицировали в англоязычных странах, вышли не только весьма удачными, но и красивыми кораблями. После попыток подделок под торговые суда времен Первой мировой войны они, скорее, напоминали по виду небольшие крейсера. Практически крейсерским являлось и вооружение: 138-мм орудия имели снаряд массой 40 кг и хорошие баллистические характеристики, хотя (что естественно для 2000-тонного корабля) их число составляло всего треть от обычной артиллерии крейсера тех времен. В сущности, бронирование также мало отличалось от защиты первых «договорных» крейсеров, ее практически лишенных. На «Бугенвиле» (новые авизо получили имена знаменитых французских путешественников, мореплавателей и колонизаторов) оно ограничивалось легким прикрытием мостика и рубки, а также тонкими щитами у палубных орудий.

Проектировщикам удалось выполнить практически все поставленные перед ними задачи. Обширные помещения и хорошие средства связи могли в кратчайший срок превратить любой из «колониальных шлюпов» в командный пункт. Имелся даже гидросамолет, который при необходимости мог вести разведку, корректировать огонь и доставлять важные сообщения. Чтобы обеспечить очень приличную дальность плавания, доходившую до 13 тыс. миль, конструкторы применили дизельную установку. Правда, отсутствие отечественных моторов такого класса заставило закупить их у австрийских и датских производителей. На испытаниях корабли показали отличные ходовые качества, на целых три узла превысив запланированную скорость.

Неудивительно, что «Бугенвиль» и его собратья получили очень хорошую оценку. Уже перед самым началом Второй мировой войны планировалось довести число единиц серии до десяти, однако из нового заказа удалось ввести в строй только один «Ла Грандьер»; «Ботам-Бопрэ» успели только спустить на воду, а постройку «Лаперуза» пришлось вообще отменить. Война нанесла тяжелейший удар и по находившимся в строю авизо, причем более всего пострадали они от рук союзников и своих же моряков. Вскоре после заключения перемирия между Францией и Германией в июле 1940 года английская подводная лодка потопила «Рига де Женуйи», а спустя четыре месяца разыгралась еще более нелепая драма. У побережья Африки вблизи Либервилля встретились два однотипных корабля, оба под французским флагом, но принадлежавшие ныне заклятым врагам: «Бугенвиль» представлял правительство Виши, а «Саворьян де Бразза» - Свободную Францию. Морякам пришлось стрелять по своим недавним сослуживцам. В итоге «Бугенвиль» был потоплен. При высадке англичан в Диего-Суарес на Мадагаскаре «Д’Антркасто» пострадал настолько сильно, что восстанавливать впоследствии его не стали. Не повезло и «Д’Ибервилю»: он оказался в ненужное время в ненужном месте, а именно - в ноябре 1942 года в Тулоне и был уничтожен своими моряками, чтобы не попасть в руки немцев. В самом конце войны за ним последовал «Амираль Шарне», затопленный командой в Индокитае. Оставшиеся три единицы активно использовались и после войны. Их сдали на слом только в 1957 - 1959 годах.

Понятно, что эти хорошие суда мало подходили для конвойной и сторожевой службы в водах собственно Франции, будучи слишком дорогими и роскошными для этой цели. Поэтому уже перед самой войной последовала закладка принципиально другой серии сторожевиков типа «Элан». По замыслу они предназначались в основном для траления мин, хотя приличное вооружение, включавшее спаренную установку 100-мм зениток, и 20-узловая скорость делали их оптимальными для охранения конвоев. К германскому вторжению большинство спущенных на воду кораблей смогли покинуть свои берега и «эмигрировать» в Англию, некоторые из них без вооружения. Англичане установили на них свои 102-миллиметровки и 40-мм автоматы. Несколько недостроенных сторожевиков ненадолго попали в состав флотов неприятелей Италии и Германии - правда, большинство из них так и не успело сделать ни одного боевого похода.

Еще одна программа по расширению французских сил эскорта также осталось неосуществленной. Она предусматривала постройку довольно большой серии кораблей сопровождения по типу британских корветов «Флауэр» (о них мы еще расскажем в будущем). Первые четыре единицы строились в Англии; там они и остались после падения Франции. Дополнительный заказ на 18 кораблей предполагалось поделить поровну между верфями союзников, однако реально в строй вошли только четыре, да и то уже в состав Кригсмарине. Королевским ВВС пришлось заняться «изменниками», три из которых пошли ко дну в 1944 году. Своеобразной компенсацией стала передача восьми «флауэров» силам Свободной Франции. Они доблестно сражались в рядах союзных сил; два из них - «Алисс» и «Мимоза» - погибли в 1942 году от торпед германских подводных лодок.

В. КОФМАН

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам.

Вооружение

Построенные корабли

Авизо типа Bougainville (рус. «Бугенвиль» ) - серия авизо ВМС Франции . Строились для службы в районах колониальных владений, в связи с чем были приспособлены для службы в тропиках. Должны были выполнять функции штабных кораблей , а так же осуществлять демонстрацию флага и участвовать в десантных операциях. В серии планировалась 10 кораблей, 8 из них были достроены и принимали участие во Второй Мировой войне .

Общие сведения

Авизо типа Bougainville предполагались для службы в составе военных флотов колониальных тропических владений. Их конструкция предполагала повышенную защищённость от высоких температур и влажности. Силовая установка была построена на дизельных двигателях , обеспечивающих высокую экономичность и большую дальность плавания . Постройка велась в рамках программ 1927, 1929, 1931 и 1937 годов, из 10 планировавшихся кораблей 8 было введено в строй как боевые единицы, в связи с началом Второй Мировой Войны постройка La Pérouse была отменена, а Beautemps-Beaupré затоплен в доках.

Bougainville , служивший под флагом Виши, был потоплен 9 ноября 1940 в Либревиле однотипным кораблём союзников Savorgnan de Brazza . Amiral Charner участвовал во франко-тайской войне не стороне правительства Виши и был затоплен 10 марта 1945 года. Dumont D`Urville был сдан на лом 26 марта 1958. D`Entrecasteaux был сильно повреждён во время боя 6 мая 1942 с британским линкором HMS Ramillies и 19 октября 1948 списан на лом. Ville D`Ys был переименован во время постройки в La Grandière , списан на лом 20 мая 1959. D`Iberville затоплен с другими кораблями французского флота в Тулоне 27 ноября 1942. Rigault de Genouilly затоплен британской подводной лодкой HMS Pandora 4 июля 1940 года у побережья Алжира. Savorgnan de Brazza в 1940 году покинул Францию и участвовал в боевых действиях на стороне союзников, 20 марта 1957 сдан на лом. Beautemps-Beaupré разобран на стапеле 24 июня 1940, года, постройка La Pérouse отменена.

История создания

Предшественники

Авизо 1 класса Yser (1917)

Флот Франции в составе колониальных сил имел особый класс кораблей - авизо, характеристики которых отличались от общепринятых и соответствовали классификации шлюпов . В отличии от других флотов, в составе которых авизо использовались для патрулирования и посыльной службы, французские авизо могли выполнять более широкий спектр задач и являлись развитием парусных корветов . Класс зародился в XIX веке как лёгкие парусно-паровые корабли, а в годы Первой Мировой войны в составе французского флота действовало несколько различных типов авизо. Они имели водоизмещение от 600 до 1 000 т и несли в качестве вооружения два-три орудия калибра 120-150 мм. Отличительной особенностью французских авизо была малая осадка , которая позволяла им действовать на мелководье , характерном для тропических берегов. В начале ХХ века были построены серии авизо Aldébaran и более лёгкие типов Ardent , Friponne и Marne . Однако все они обладали недостаточным для полноценной замены крейсеров водоизмещением, в связи с чем было принято решение о постройке более тяжелых кораблей, относящихся к типу колониальных авизо.

Предпосылки к созданию

Авизо La Dragonne

Исходя из требований французского флота, вновь строящиеся корабли должны были на протяжении 25-дневного плавания поддерживать скорость не менее 10 узлов , иметь дальность плавания не менее 10 000 миль , иметь размерности, позволяющие проводить ремонт в колониальных портах, обеспечивать приемлемые условия обитаемости и иметь адмиральские апартаменты и нести достаточное вооружение. В качестве дополнительной опции рассматривалась возможность оснащения кораблей катапультным гидросамолётом .

Проектирование

Планировка авизо типа Bougainville

Решение о постройке было принято в 1922 году, заказ классифицировал корабли как колониальные авизо, хотя фактически требования к кораблям соответствовали лёгким крейсерам. Во время Женевской конференции 1927 года были приняты международные ограничения для лёгких кораблей, которые должны были иметь водоизмещение не более 2 000 т, нести вооружение калибром менее 127 мм, не нести торпедных аппаратов и развивать скорость не более 19 узлов. Позднее ограничения калибра были увеличены до 155 мм по настоянию итальянской и французской делегаций и утверждены Лондонской конференцией 1930 года. При проектировании требовалось выполнить целый ряд противоречивых требований. Для обеспечения необходимой дальности хода требовалось использовать экономичную силовую установку , поэтому было решено использовать дизельные двигатели, а не более традиционные паровые двигатели или турбины . В качестве артиллерийского вооружения было решено установить полуавтоматические пушки 139-мм Mle 1927 , а также обеспечить надёжную защиту от авиации . Большое внимание было уделено обеспечению условий для размещения экипажа в условиях тропического климата, а так же защите корпуса от обрастания.

В результате проект приобрёл черты, типичные для лёгких крейсеров, а не традиционных авизо и корветов. При этом скорость было решено ограничить 16 узлами, что помогло соблюсти требования международных ограничений и корабли формально не были отнесены к классу крейсеров.

В связи с изменением политической обстановки Beautemps-Beaupré и La Pérouse планировалось строить по модернизированному проекту, с 100-мм орудиями главного калибра, в связи с чем эти два корабля иногда выделяются в отдельный тип.

Постройка и испытания

Спуск на воду D’Entrecasteaux

Постройка кораблей была распределена на несколько финансовых годов, что облегчило нагрузку на бюджет и позволило провести полноценные испытания. Перед постройкой кораблям были присвоены идентификационные строительные индексы, от А1 до А10 . По программе финансирования флота 1927 года предусматривалась постройка двух кораблей, ещё по два - по программам 1929 и 1930 годов, седьмой корабль должен был строиться по программе 1931 года. В связи с проблемами, возникшими при постройке линкоров типа Dunkerque и крейсеров типа La Galissonnière постройка колониальных авизо было перенесена и финансирование закладки двух кораблей было предусмотрено по программе 1937 финансового года, а последнего корабля серии - в 1938 финансовом году.

Контрактная стоимость постройки составила 36,5 миллионов франков. Все корабли получили имена в честь французских мореплавателей: Луи Антуана де Бугенвиля (фр. Louis Antoine comte de Bougainville ), Жюля Дюмон-Дюрвиля (фр. Jules Dumont d"Urville ), Пьера Саворньяна де Бразза (фр. Pierre Savorgnan de Brazza ), Жозефа Антуана де Брюни Д’Антркасто (фр. Antoine Bruni d"Entrecasteaux ), Шарля Риго де Женуилли (фр. Charles Rigault de Genouilly ), Леонара Виктора Жозефа Шарне (фр. Léonard Charner ), Пьера Лемуана д’Ибервиля (фр. Pierre Le Moyne d"Iberville ), Пьер-Поля де Ла Грандиэра (фр. Pierre-Paul de La Grandière ), Чарльза-Франсуа Бото-Бопре (фр. Charles-François Beautemps-Beaupré ) и Жан-Франсуа де Лаперуза (фр. Jean-François de Galaup, comte de Lapérouse )

Финансовый год Строительный номер Корабль Верфь Заложен Спущен на воду В строю Тактический номер
1927 А1 Bougainville FC de la Gironde , Бордо 25 ноября 1929 21 апреля 1931 13 февраля 1933
А2 Dumont d’Urville AC Maritime de Sud-Ouest , Бордо 19 ноября 1929 21 марта 1931 4 июня 1932 A02 , с 1950 - F732
1929 А3 Savorgnan de Brazza AC Maritime de Sud-Ouest , Бордо 6 декабря 1929 18 июня 1931 21 февраля 1933 A03 , с 1950- F733
А4 D’Entrecasteaux AC de Provence , Пор-де-Бук 29 января 1930 21 июня 1931 6 мая 1933
1930 А5 Rigault de Genouilly FC de la Gironde , Бордо 7 июля 1931 18 сентября 1932 14 марта 1934
А6 Amiral Charner AC Maritime de Sud-Ouest , Бордо 27 мая 1931 1 октября 1932 20 апреля 1934
1931 А7 D’Iberville AC de Provence , Пор-де-Бук 13 июня 1932 23 сентября 1934 22 сентября 1934
1937 А8 La Grandière AC de Provence , Пор-де-Бук 23 февраля 1938 22 июня 1939 20 июня 1940 A01 , A61 , с 1950 - F731
А9 Beautemps-Beaupré FC de la Gironde , Бордо 3 мая 1938 20 июня 1939 затоплен 24 июня 1940
1938 А10 La Pérouse FC de la Gironde , Бордо Отменен постройкой 24 июня 1940

На испытаниях в июле 1932 года Bougainville развил скорость 17,5 узла под двумя машинами и 12,5 под одной. В сентябре того же года удалось показать более высокие скорости: 17,3 и 14,7 соответственно, что было связано с более прохладной погодой, что повышало мощность силовой установки. Максимальная скорость достигалась при 170-200 оборотах валов в минуту, однако в диапазоне 120-140 оборотов отмечалась вибрация, от которой так и не удалось избавиться в годы службы. Подготовка машин к пуску занимало 40 минут на холодных дизелях и 20 минут на горячих.

Во время испытаний Dumont d’Urville развил скорость 17,2 узла, Amiral Charner 18,9 узла.

Описание конструкции

Корпус

План авизо типа Bougainville

Корпус французских кораблей как правило изготавливался из стали марки 50kg . Силовой набор корпуса авизо типа Bougainville был изготовлен из стали 60kg , имевшей более высокую прочность на растяжение. Размерности корпуса были выбраны из расчёта проведения ремонта в сухих доках колониальных владений. Поперечный набор состоял из шпангоутов , установленных с шагом 1,8 м. Для защиты корпуса от коррозии по стальной обшивке бортов снаружи были закреплены доски из сиамского тика толщиной 40 - 50 мм. Для этой же цели служило линолеумное покрытие палуб и пола во внутренних помещениях, закрепленное латунными скобами.

Для обеспечения защиты палубы от захлёста волн и обеспечения высоких мореходных качеств корпус кораблей имел высокий и протяжённый полубак , на котором размещалась надстройка с рубками , а так же два носовых орудия. За рубкой размещались шканцы и дымовые трубы , палуба вдоль шканцев была закрыта навесом, схожим на прогулочную палубу лайнера. Кормовая боевая рубка и кормовое орудие были расположены со смещением к миделю , так как в кормовой части были расположены механизмы сброса мин .

В общем машинном отделении кроме главных машин было установлено три основных дизель-генератора, которые обеспечивали питанием электрооборудование корабля. В качестве двигателей дизель-генераторов на кораблях с дизелями Burmeister & Wain использовались двигатели MAN 6 GVU 33 Ricardo и генераторы Schneider мощностью 85 КВт (120 В 700 А). С главными дизелями Sulzer устанавливались дизель-генераторы Sulzer 5 RKH мощностью 120 КВт (118 В 1017 А). Для аварийного электроснабжения было предусмотрено два дизель-генератора Bettus-Loire мощностью по 22 КВт, установленные за носовой рубкой на верхней палубе. Помимо основных машин и дизель-генераторов на кораблях было установлено по два вертикальных бойлерных котла Riley , вырабатывавшие пар давлением до 10 кг/см 2 , который подавался в различные пневматические машины и использовался для привода установок кондиционирования.

Для откачки воды из трюмов на кораблях было установлено 5 помп производительностью 100 тонн в час. Эти же помпы могли использоваться в качестве противопожарных.

Экипаж и обитаемость

Экипаж Savorgnan de Brazza под флагом Свободной Франции

Экипаж кораблей по мирному расписанию состоял из 14 офицеров и 121 нижнего чина. Командир корабля должен был иметь звание фрегат-капитан (фр. Capitaine de frégate ), помощник капитана - корвет-капитан (фр. Capitaine de corvette ). Так как служба планировалась в условиях тропического климата, размещению экипажа было уделено повышенное внимание. Корабли были оснащены двумя установками кондиционирования для помещений рядового и офицерского состава, а жилые помещения были оборудованы дополнительной внутренней теплоизолирующей обшивкой.

La Grandière был вооружён тремя орудиями 100-мм/45 Mle 1933, такие же орудия планировалось установить на Beautemps-Beaupré и La Pérouse .

Вспомогательная/зенитная артиллерия

Зенитный расчёт

В качестве противоминного и зенитного вооружения на штыревых станках с противоосколочными щитами на главной палубе по проекту были установлены четыре орудия 37-мм/50 Mle 1925 . Они имели скорострельность 30 выстрелов в минуту снарядами весом 0,725 кг при углах наведения от −15° до +80°, дальность стрельбы составляла 5 000 м.

Помимо артиллерии, на кораблях так же было установлено 6 пулемётов Hotchkiss Mle 1929 калибра 13,2 мм. Пулемёты устанавливались попарно, в трёх установках, две из которых находились на полубаке и одна в кормовой части надстройки. Пулеметы имели воздушное охлаждение и скорострельность до 700 выстрелов в минуту. Горизонтальная дальность стрельбы достигала 6 500 м, прицельная - 2 500 м, высота поражения воздушных целей до 1 500 м.

Серия колониальных авизо состояла из 8 единиц («Bougainville», «Dumont d’Urville», «Savorgnan de Brazza», «D’Entrecasteaux», «Rigault de Genouilly», «Amiral Charner», «D’lberville», «Villed-Ys» (La Grandiere), построена на верфях «A C Maritime du Sud Ouest», «F C de la Gironde», «A C de Provence» и принята в строй в 1931-1940 гг. Рубка и установки главного калибра имели противоосколочное бронирование. Авизо «Bougainville» и «Rigault de Genouilly» погибли в 1940 г, «D’lberville» затоплен в 1942 г, «Dumont d’Urville» и «Amiral Charner» — в 1945 г. Остальные корабли списаны в 1948-1959 гг. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 2 тыс. т., полное – 2,6 тыс. т.; длина – 98 м; ширина – 12,7 м; осадка – 4,5 м; скорость – 15,5 узл.; энергетические установки – 2 дизельных двигателя; мощность – 3,2 тыс. л.с; запас топлива – 297 т. соляра; дальность плавания – 9 тыс. миль; экипаж – 183 человека. Вооружение: 3х1 — 138-мм орудия; 4х1 – 37-мм или 4х1 – 20-мм зенитных автомата; 6х1 – 13,2-мм пулеметов; 50 мин, гидросамолет.

Рыбоохранный корабль был построен на верфи «Arsenal de Brest» и принят в строй в 1918 г. В 1930 г. корабль прошел перевооружение. В 1941 г. корабль исключен со списков ВМС. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 492 т.; длина – 70 м; ширина – 8,3 м; осадка – 3 м; скорость – 20 узл.; энергетические установки – 2 паротурбинные установки и 2 паровых котла; мощность – 4 тыс. л.с; запас топлива – 143 т. нефти; дальность плавания – 4 тыс. миль; экипаж – 107 человек. Вооружение: 4х1 — 100-мм орудия; 1х1 — 75-мм орудие; 2 пулемета.

Авизо «Ville d’Ys» (Andromeda)

Шлюп «Andromeda» был построен на британской верфи «Swan Hunter» в 1916-1917 гг. и выкуплен Францией. В 1940 г. исключен из боевого состава ВМС, в 1945 г. отправлен на слом. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 1,1 тыс. т., полное – 1,3 тыс. т.; длина – 75,4 м; ширина – 12 м; осадка – 5 м; скорость – 17,5 узл.; энергетические установки – паровая машина и 2 паровых котла; мощность – 2,8 тыс. л.с; запас топлива – 270 т. угля; дальность плавания – 2,4 тыс. миль; экипаж – 92 человека. Вооружение: 1х1 — 100-мм орудие; 3х1 – 75-мм зенитных орудия; 2х1 – 47-мм зенитных автомата; 2 бомбомета; бомбосбрасыватель.

Авизо «Marne», «Somme» и «Yser» были построены на верфях «Arsenal de Lorient», «Arsenal de Brest», «Arsenal de Rochefort» и приняты в строй в 1917 г. В 1920 г. корабли прошли перевооружение. Авизо «Somme» отправлен на слом в 1941 г, «Marne» — затоплен в 1945 г. «Yser» был затоплен экипажем в 1942 г., поднят и восстановлен германскими войсками, эксплуатировался под обозначением «SG-37». Отправлен на слом в 1946 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 570 — 600 т.; длина – 78 м; ширина – 9 м; осадка – 3,4 м; скорость – 20 — 21 узл.; энергетические установки – 2 паротурбинные установки и 2 паровых котла; мощность – 4 — 5 тыс. л.с; запас топлива – 135 т. нефти; дальность плавания – 4 тыс. миль; экипаж – 113 человек. Вооружение: 4х1 — 100-мм орудия или 1х1 — 75-мм орудие и 2х1 — 65-мм орудия; 2х1 – 47-мм зенитных автомата; бомбосбрасыватель.

Корабль был заложен на верфи «Arsenal de Rochefort» в 1913 г. как рыбоохранное судно. При строительстве был перепрофилирован в авизо и в 1918 г. принят в строй. В 1940 г. корабль захвачен британскими войсками, которыми использовался в учебных целях. В 1945 г. возвращен Франции, в 1947 г. – списан. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 585 т.; длина – 47 м; ширина – 8,4 м; осадка – 5,8 м; скорость – 14,5 узл.; энергетические установки – паровая машина и 2 паровых котла; мощность – 1,2 тыс. л.с; запас топлива – 105 т. угля; дальность плавания – 1,2 тыс. миль; экипаж – 53 человека. Вооружение: 1х1 — 75-мм орудие; 1х1 – 47-мм орудие.

Авизо «Ancre» и «Suippe» были построены на верфях «Arsenal de Lorient», «Arsenal de Brest» и приняты строй в 1918 г. В 1930-х гг. корабли прошли перевооружение. Оба корабля исключены из состава ВМС в 1940 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 604 т.; длина – 76,2 м; ширина – 8,7 м; осадка – 3,3 м; скорость – 20 узл.; энергетические установки – 2 паротурбинные установки и 2 паровых котла; мощность – 5 тыс. л.с; запас топлива – 143 т. нефти; дальность плавания – 4 тыс. миль; экипаж – 107 человек. Вооружение: 4х1 — 100-мм орудия; 1х1 — 75-мм орудие; 2 пулемета; 2 бомбосбрасывателя.

Серия авизо типа «Amiens» к началу войны состояла из 11 единиц («Arras», «Belfort», «Lassigny», «Les Eparges», «Tahure», «Coucy», «Epinal», «Vauquois», «Amiens», «Calais», «Ypres»), построена на верфях «F C de la Méditerranée», «Arsenal de Brest», «Arsenal de Lorient», «Penhoët», «A C de Bretagne», «A C de la Loire» и введена в строй в 1918-1919 гг. Авизо «Vauquois» погиб в 1940 г, «Tahure» — в 1944 г, «Les Eparges» — затоплен экипажем в 1942 г., «Ypres» — отправлен на слом в 1942 г. Остальные корабли списаны в 1946-1949 гг. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 644 т.; длина – 72 м; ширина – 8,4 м; осадка – 3,1 м; скорость – 19 узл.; энергетические установки – 2 паротурбинные установки и 2 паровых котла; мощность – 5 тыс. л.с; запас топлива – 200 т. нефти; дальность плавания – 3 тыс. миль; экипаж – 103 человека. Вооружение: 2х1 — 138-мм или 2х1 – 145-мм орудия; 1х1 — 75-мм орудие; 4 пулемета; 2 бомбосбрасывателя.

Серия авизо типа «Ardent» состояла из 4 единиц («Audacieux», «Dedaigneuse», «Etourdi», «Tapageuse»), построенных на верфях «A C de Provence», «F C de la Gironde», «Arsenal de Lorient» и принятая в строй в 1917 г. Корабли «Etourdi» и «Dedaigneuse» были затоплены в 1940 и 1942 гг., «Audacieux» и «Tapageuse» отправлены на слом в 1940 и 1944 гг. Известен вариант корабля с 630-сильным дизельным двигателем под обозначением «Luronne», отправленный на слом в 1941 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 266 — 310 т., полное – 400 – 410 т.; длина – 60 м; ширина – 7,2 м; осадка – 2,9 м; скорость – 14 — 17 узл.; энергетические установки – 1 — 2 паровые машины и 2 паровых котла; мощность – 1,5 – 2.2 тыс. л.с; запас топлива – 85 т. угля; дальность плавания – 2 тыс. миль; экипаж – 55 — 60 человек. Вооружение: 2х1 — 100-мм или 2х1 – 138-мм орудия; 1х1 – 47-мм орудие; 2 бомбосбрасывателя.

Серия авизо типа «Friponne» являлась дизельной модификацией авизо типа «Ardent» и к началу войны состояла из 3 единиц: «Diligente», «Engageante» и «Conquérante». Корабли были построены на верфи «Arsenal de Brest» и приняты в строй 1917-1918 гг. «Conquérante» и «Diligente» были захвачены британскими войсками в 1940 г. Первый погиб в 1941 г., второй — возвращен Франции в 1945 г. «Engageante» списан в 1944 г. ТТХ корабля (/«Conquérante»): водоизмещение стандартное – 315/457 т.; длина – 66 м; ширина – 7,2/7,9 м; осадка – 2,8 м; скорость – 14,5/17 узл.; энергетические установки – 2 дизельных двигателя; мощность – 0,9/1,8 тыс. л.с; запас топлива – 30 т. соляра; дальность плавания – 3 тыс. миль; экипаж – 54 человека. Вооружение: 2х1 — 100-мм орудия; 2 бомбосбрасывателя.

Авизо «Enseigne Henry» (Dumont d’Urville)

Авизо «Dubourdieu» и «Enseigne Henry» являлись дальнейшей модификацией авизо типа «Amiens», были построены на верфи «Arsenal de Lorient» и приняты в строй в 1918 и 1919 гг. «Enseigne Henry» затоплен экипажем с в 1940 г, а «Dubourdieu» погиб в 1942 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 433 т.; длина – 65 м; ширина – 8,2 м; осадка – 3,1 м; скорость – 16,7 узл.; энергетические установки – 2 паротурбинные установки и 2 паровых котла; мощность – 2 тыс. л.с; запас топлива – 140 т. нефти; дальность плавания – 2 тыс. миль; экипаж – 74 человека. Вооружение: 1х1 — 139-мм и 1х1 – 100-мм орудия; 2 бомбосбрасывателя.

Серия патрульных кораблей на базе торговых судов состояла из 7 единиц: «Marigot», «Cyrnos», «Sidi Obka», «Ville d’Ajaccio», «Cap Corse», «Pascal Paoli» и «Samiero Corso». Корабли были построены на верфях «A C de St-Nazaire-Penhoët», «Deschimag», «A C de Bretagne», «A C de Provence» и «A C de France» в 1929-1936 гг. и мобилизованы в 1939 г. В 1943 г. «Cyrnos» и «Pascal Paoli» были захвачены германскими войсками и служили под обозначением SG-13 и SG-5. Погибли в 1944 и 1943 гг. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 2,4 – 4 тыс. т.; длина – 85 – 100 м; ширина – 12 — 16 м; осадка – 5 — 6 м; скорость – 15 — 18 узл.; энергетические установки – 1 — 2 паровые машины и 2 паровых котла или 2 дизельных двигателя; мощность – 1,9 — 5 тыс. л.с. Вооружение: 4-5х1 — 100-мм орудий; 2-6 пулеметов.

Серия патрульных кораблей на базе каботажных судов состояла из 8 единиц: «Barsac», «Cerons», «Leoville», «Sauternes» (построены в 1922-1923 гг.), «Listras», «Pessac» (1907 г.), «Medoc» и «Pomerol» (1930 г.). Корабли были построены на верфях «A C de la Seine-Maritime» и «Henderson» и мобилизованы в 1939 г. «Barsac», «Cerons» и «Medoc» погибли в 1940 г. «Sauternes» — в 1941 г. Остальные корабли в 1940 г. были захвачены британскими войсками. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 0,8 – 1,2 тыс. т.; длина – 60 – 72 м; ширина – 8 — 10 м; осадка – 4 — 5 м; скорость – 12 узл.; энергетические установки – паровая машина; мощность – 600 — 900 л.с. Вооружение: 4х1 — 100-мм орудия; 2х1 – 37-мм зенитных автомата; бомбосбрасыватель; 45 глубинных бомб.

Серия патрульных кораблей на базе траулеров состояла из 44 единиц. Корабли были построены в 1906 – 1937 гг. и мобилизованы в 1939 г. Во время войны по 13 кораблей было захвачено германскими и британскими войсками. Погибло 14 кораблей. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 0,3 – 1,1 тыс. т.; длина – 43 – 66 м; ширина – 7 — 9 м; осадка – 4 — 5 м; скорость – 10 – 15 узл.; энергетические установки – паровая машина или дизельный двигатель; мощность – 0,5 – 1,3 тыс.л.с. Вооружение: 2-3х1 — 100-мм орудия; 2х1 – 37-мм или 20-мм зенитных автомата; 1-2 бомбосбрасывателя; 24 — 40 глубинных бомб.

Французское военно-морское командование в определенное время пришло к выводу, что держать в колониях в мирное время линейные боевые корабли нерентабельно. Когда не было непосредственной угрозы с моря в мирное время, флот нуждался в кораблях специального назначения с широким спектром возможностей - от патрульной службы и демонстрации флага в колониях до связи и доставки войск в различные регионы французской колониальной империи. Для этой цели лучше всего подходили авизо - сравнительно небольшие корабли с мощной артиллерией и неглубокой осадкой, чтобы иметь возможность не только крейсеровать в морях и океанах, но и заходить в реки.)



В тридцатые годы двадцатого века во Франции был разработан удачный проект колониальных авизо "Бугенвиль". Всего было выпущено с 1927 по 1937 годы 8 кораблей данной серии, получивших названия в честь знаменитых французских моряков, путешественников, колонизаторов и военных: "Бугенвиль", "Адмирал Шарнье", "Дюмон д’Юрвилль", "д’Антрекосто", "ла Грандьер", "д’Ибервиль", "Риго де Женуй" и "Саворньян де Бразза".

Корабли проекта "Бугенвиль" были водоизмещением 2 тысячи тонн, имели 104 метра в длину, 13 метров в ширину и 4,5 метра осадки. Одним из главных проектных требований была большая дальность хода, для этой цели в качестве силовой установки были выбраны экономичные дизельные двигатели "Шульцер" швейцарского или "Бурмейстер и Вайн" датского производства. Каждый корабль имел два двигателя общей мощностью 3200 лошадиных силы, позволяющей авизо развивать скорость до 17 узлов (31 км/ч). Имелась емкость для дизельного топлива объемом 297 тонн, что позволяло авизо автономно без заправки пройти 13 тысяч морских миль (24 тысячи км) при экономичной скорости 8,5 узлов (15,7 км/ч).

Вооружение авизо состояло из трех одиночных полуавтоматических морских артиллерийских орудий калибром 138 мм (два орудия на носу и одно на корме авизо). Вес снаряда орудия составлял 40 кг, а практическая максимальная дальность стрельбы 16,5 км. Также авизо имели орудия ПВО - по четыре 37 мм зенитных пушки фирмы "Schneider" и по шесть зенитных спаренных пулеметов фирмы "Hotchkiss" калибром 13,2 мм. На борту каждого авизо было до 50 морских мин, что позволяло применять его, как минный заградитель. Также на каждом авизо был даже гидросамолет, который можно было использовать для разведки, связи и корректировки огня. По вооружению авизо вполне можно было отнести к легким крейсерам. Правда, они проигрывали последним в скорости, зато с лихвой брали дальностью хода, что для отдаленных заморских колоний было гораздо важнее. Экипаж каждого авизо составлял 14 офицеров и 121 человек нижних чинов.

Большое внимание уделялось условиям размещения экипажа. Так как авизо предполагалось использовать для плавания в жарких широтах Западной Африки, Индокитая, Мадагаскара и Антильских островов, корабли оснащались мощной системой вентиляции и даже кондиционированием воздуха. Напомню, дело было в тридцатых годах прошлого века. На авизо было множество просторных помещений, что позволяло при необходимости перевезти на каждом роту солдат или принять офицеров штаба с адмиралом во главе. Для этой цели авизо оснащались самыми современными средствами связи. Кроме крейсерской службы и корабля управления, авизо могли успешно использоваться в качестве канонерских лодок, заходя в многочисленные полноводные реки Индокитая и Африки, и доставлять войска в отдаленные регионы.

По виду колониальные авизо получились очень изящными, с четкими линиями и походили скорее на прогулочные корабли или круизные лайнеры, если бы не артиллерийские орудия. Они почти не имели броневой защиты, за исключением тонких листов броневой стали у рубки и мостика, да башен орудий главного калибра. И тем не менее, этим красавцам удалось с успехом поучаствовать в боевых действиях.

Это произошло 17 января 1941 года в битве у острова Ко-Чанг между французскими и тайскими кораблями во время франко-тайской войны. После захвата Французского Индокитая войсками Императорской Японии Таиланд решил, что пришла пора прибрать к рукам спорные с французами земли в Камбодже. Тайцы рассчитывали, кроме своей пехоты, также и на свой относительно сильный флот, имевший в своем составе корабли японской и итальянской постройки, куда входили броненосцы, эсминцы, подводные лодки, канонерки, миноносцы и сторожевые катера.

Колониальный флот Французского Индокитая, базировавшийся на Сайгон, смог выделить для противодействия Сиаму только пять боеспособных кораблей. Среди них были легкий крейсер "Ламотт-Пике", колониальные авизо "Адмирал Шарнье" и "Дюмон д’Юрвилль" и два устаревших авизо "Марн" и "Таюр".

Первоначально французы рассчитывали поддержать огнем с моря свои наступающие пехотные части, но позже получили приказ из Сайгона атаковать сиамский флот, а точнее, его группировку, находившуюся в Сиамском заливе у острова Ко-Чанг. В состав тайской группировки входили броненосец береговой обороны "Тонбури", минный заградитель "Нонг Сарай", сторожевой катер "Тео Уток" и два миноносца "Сонгкла" и "Чонбури".

Французы разделили свои силы на три группы: первая группа (крейсер "Ламотт-Пике") наносила удар с востока, вторая группа (колониальные авизо "Адмирал Шарнье" и "Дюмон д’Юрвилль") должна была атаковать тайцев в центре и вытеснить их под огонь крейсера. Третья группа (старые авизо "Марн" и "Таюр") имела вспомогательную задачу и должна была атаковать с запада в случае необходимости. Первыми открыли огонь тайские миноносцы, но стрельба их была крайне неэффективной.

С французской стороны первыми огонь открыли колониальные авизо, затем к ним присоединился "Ламотт-Пике". Французы стреляли лучше - через час оба сиамских миноносца затонули. Далее французы атаковали основные силы противника. Началась дуэль флагманов - "Ламотт-Пике" и "Тонбури". Тайский броненосец имел орудия большего калибра и лучшую бронезащиту, но французы лучше стреляли - первыми выстрелами было выведено из строя рулевое управление броненосца и убит его командир.

Вскоре к "Ламотт-Пике" присоединились авизо "Адмирал Шарнье" и "Дюмон д’Юрвилль", которые тоже стали обстреливать сиамского флагмана. На том начались пожары и стал увеличиваться крен на правый борт. Преследовать "Тонбури" французы не смогли из-за мелководья, они безуспешно выпустили по нему несколько торпед. Сиамский броненосец медленно двигался к берегу.

В атаку поднялись штурмовики сиамских ВВС, но первую бомбу они сбросили по ошибке на свой же броненосец, усугубив еще более его состояние. Поврежденный "Тонбури" сел на мель недалеко от берега, экипаж покинул судно.

Тайские штурмовики продолжали атаковать французов, но из-за успешной стрельбы зенитных орудий европейцев прекратили атаки и вернулись на базу. Французские корабли с триумфом вернулись в Сайгон, где их ждал восторженный прием.