Интерьерное оформление

Франциск 2 биография. Франциск II и Мария Стюарт. Ужесточение религиозной политики

Франциск 2 биография. Франциск II и Мария Стюарт. Ужесточение религиозной политики

Королева Мария Шотландская была замужем трижды. Но если бы свадьба в её жизни была только одна, если бы юная Мария не овдовела, если бы она осталась королевой Франции, быть может, мы бы не обрели легенду, зато она была бы куда счастливее?..


Портрет Марии Стюарт в возрасте 12-13 лет, Национальная библиотека им. Оссолинских, Вроцлав.

Когда французскому дофину Франциску было четыре года, во Францию приехала его невеста и будущая супруга, дочь француженки Марии де Гиз и шотландского короля Иакова V, пятилетняя королева Шотландии Мария Стюарт. Им предстояло воспитываться вместе; к счастью, высокая, красивая, очень живая девочка не оттолкнула от себя низенького, не выглядевшего на свой возраст болезненного мальчика. Наоборот, Франциск и Мария сблизились почти сразу. Юная королева росла, и французский двор всё сильнее подпадал под её очарование, включая и будущёго свёкра, короля Генриха II. Шли годы. Влияние Гизов, семьи Марии с материнской стороны, всё время росло, и, несмотря на молодость дофина, они всё больше настаивали на скорейшей его свадьбе. Дофин, обожавший свою красавицу-невесту, был бы только счастлив. А вот Екатерина Медичи и Диана де Пуатье, законная супруга и любовница Генриха, враждовавшие всю жизнь, на сей раз обе были не в восторге – ни той, ни другой не хотелось возвышения Гизов. Однако король их не слушал.


Портрет Франциска кисти Ф.Клуэ; Национальная фрнцузская библиоткека.

19 апреля 1558 года в Лувре состоялась церемония обручения. Сияющую невесту в белом атласном платье, расшитом драгоценными камнями, к кардиналу Лотарингскому подвёл король Генрих II, а Антуан де Бурбон, король Наварры, сопровождал жениха. Марии было пятнадцать с половиной, Франциску – четырнадцать. Кардинал торжественно соединил их руки, а они, ещё почти дети, обменялись кольцами. После этого состоялся великолепный пир.

Однако последовавшие празднества превзошли этот день по размаху и великолепию. Ещё бы! Венчались французский дофин и шотландская королева, приносившая в приданое целую страну.

Свадьба состоялась 24 апреля в сердце Парижа. Собор Нотр-Дам и дворец архиепископа Парижского соединили высокой, около 4 м, деревянной галерей, по которой должна была пройти свадебная процессия. Галерея соединялась с огромным помостом, выстроенным у входа, и шла дальше внутри самого собора вплоть до алтаря. Над ней тянулся бархатный навес лазурного цвета с вышитыми золотыми геральдическими лилиями, но с боков галерея была открыта, так что все могли видеть жениха с невестой и тех, кто их сопровождал.

Место на помосте заняли иностранные послы и сановники, простые парижане огромными толпами заполнили всё пространство кругом, и праздник начался. Первыми, в десять утра, появились швейцарские алебардщики, и полчаса под музыку демонстрировали своё умение владеть оружием. Затем, по команде дяди невесты, герцога Гиза, который был распорядителем торжества, появились музыканты в красных и жёлтых костюмах. После их выступления торжественно двинулась свадебная процессия – разодетые придворные кавалеры, принцы и принцессы крови, за ними – представители церкви. Далее следовал жених, четырнадцатилетний Франциск, в сопровождении своих младших братьев (будущих королей Карла IX и Генриха III) и короля Наваррского; его отец, Генрих II, вёл невесту, а замыкала шествие Екатерина Медичи в сопровождении брата наваррского короля и своих фрейлин.


Мария Стюарт и Франциск II в часослове Катерины Медичи.

Однако звездой этого праздника была Мария Стюарт. Утром она написала письмо своей матери, Марии де Гиз, вдовствующей королеве Шотландии, что чувствует себя счастливейшей женщиной в мире. Она была юна, она была красива, она была королевой одной страны, и теперь венчалась с будущим королём другой. Она была ослепительна, и наверняка знала это.

Каким было платье невесты в тот день, источники рассказывают по-разному. В одних упоминается, что платье было белоснежным, необыкновенно богатым, вышитыми бриллиантами и другими драгоценными камнями, и очень шло к её светлой коже. В других – что это роскошное белое платье Мария надевала в день обручения, а на свадьбе была в голубом бархате, вышитом серебряными лилиями и драгоценными камнями. Как бы там ни было, белое платье на свадебные торжества Мария действительно надевала, а ведь траурный цвет французских королев именно белый... Не пройдёт и трёх лет, как ей придётся его надеть.

Шею Марии украшал подарок короля, большая драгоценная подвеска с его инициалами; волосы юной невинной невесты были распущены по плечам, а голову венчала небольшая золотая корона, полностью усыпанная жемчугом, бриллиантами, сапфирами, рубинами и изумрудами. Хронист Брантом писал: "В то величественное утро, когда она шла к венцу, была она в тысячу раз прекраснее богини, спустившейся с небес; и так же выглядела она после полудня, когда танцевала на балу; и ещё более прекрасна она была, когда опустился вечер, и она сдержанно, в надменном безразличии, отправилась завершать консуммацией обет, данный у алтаря Гименея. И все при дворе и в великом городе возносили ей хвалу, и говорили, что благословен будь сто раз принц, которого сочетали с такой принцессой. И если Шотландия представляла собой большую ценность, то её королева – ещё большую; и даже если бы не было у неё короны или скипетра, божественно прекрасная, сама она стоила бы целого королевства; однако, будучи королевой, сделала она своего супруга счастливым вдвойне".


Мария Стюарт и Франциск II.

Жениха и невесту встретил у входа архиепископ Парижский, и препроводил в королевскую часовню. Там они преклонили колена на золотые парчовые подушки, и приняли причастие.

В то время, пока шла торжественная церемония, горожанам несколько раз бросали золотые и серебряные монеты от имени короля и королевы Шотландии. Это, разумеется, вызвало бурный восторг, но и не менее бурные столкновения – буквально в нескольких шагах от роскошного помоста началась давка и драка за монеты, так что герольдам пришлось вмешаться, чтобы дело не закончилось чьей-нибудь смертью.

После венчания свадебная процессия отправилась обратно во дворец архиепископа на свадебный обед, за которым последовал бал. Золотая, усыпанная драгоценностями корона Марии стала слишком давить ей на лоб, поэтому один из придворных держал её над головой королевы Шотландии и дофины Франции в течение почти всего обеда, а на балу Мария танцевала уже без короны.

Но на этом праздник не закончился. После бала, в пять часов, свадебная процессия направилась в официальную резиденцию городского управления, на другой конец Ситэ, причём маршрут был проложен не самый короткий, а, наоборот, подлиннее, чтобы парижане могли полюбоваться на кортеж. Мария ехала в позолоченном экипаже вместе со своей свекровью, Катериной Медичи, Франциск и король Генрих сопровождали их верхом на конях с очень богатой упряжью.
Роскошный банкет навсегда врезался в память тем, кто на нём присутствовал. Впрочем, забыть представления, которые разыгрывались перед гостями, действительно трудно – например, семь прекрасных девушек в роскошных костюмах, которые изображали семь планет, и пели эпиталаму; или двадцать пять пони с позолоченной упряжью, на которых ехали "маленькие принцы в сияющих одеждах"; белые пони влекли повозки, на которых ехали античные боги, и музы, и все они славили новобрачных.

Кульминацией представления стало морское сражение. В зал въехали шесть кораблей, убранных парчой и алым бархатом, с серебряными мачтами и парусами из серебристого газа. Они были механическими, и двигались по раскрашенному полотну, изображавшему морские волны, а тончайшие паруса надувались от ветра (скрытых мехов). На палубе каждого корабля было по два сиденья, одно занимал капитан, чьё лицо было скрыто под маской, другое же было пустым. Совершив семь кругов по залу, каждый корабль остановился перед дамой, по выбору своего капитана. Дофин – перед своей матерью, королевой, а король – перед Марией. Когда суда, на этот раз со своими прекрасными пассажирками, вновь объехали зал, зрителям пояснили, что перед ними – плавание за Золотым руном, которое возглавлял Язон. Захватив руно-Марию, отныне он "создаст империю", которая будет включать Францию, Англию и Шотландию.


Портрет Марии Стюарт времён её замужества; Королевская коллекция, Лондон.

В честь только что заключённого брачного союза на этом празднике прозвучало немало речей и стихотворений, и главным мотивом было объединение Франции с соседями – разумеется, при её главенстве. Что ж, всего через полгода после этой свадьбы скончается английская королева Мария Тюдор, а на престол взойдёт её сводная сестра Елизавета; чем же хуже, полагали во Франции (и не только) католичка Мария Стюарт, законная королева Шотландии, правнучка Генриха VII Тюдора, чем его внучка Елизавета, протестантка, дочь казнённой матери? Так начнётся длинная история, которая, в конце концов, приведёт Марию Стюарт на плаху.

И всё же исход мог бы, вероятно, стать иным, если бы идеальный династический брак между Францией и Шотландией, между юными Марией и Франциском, не закончился так рано со смертью последнего – бедняжка скончался, когда ему не успело исполниться и шестнадцати. Жизнь Марии во Франции, где она росла, где её обожали, закончилась. Золотая клетка оказалась распахнутой – но жизнь на воле сохранить нелегко...


Портрет Марии Стюарт кисти Ф.Клуэ 1559 или 1560 г. - она в трауре, но ещё не по мужу, а по свёкру и матери; Королевская коллекция, Лондон.

Французский король Франциск II Валуа покинул этот мир на семнадцатом году жизни, едва достигнув расцвета юности. Столь же непродолжительным было и его царствование, на которое судьба отпустила ему чуть больше шестнадцати месяцев, наполнив их многими драматическими событиями. Детский портрет будущего короля открывает статью.

Юный наследник престола

На троне могущественнейшего европейского государства пятнадцатилетний Франциск II оказался после смерти своего отца Генриха II, трагически погибшего в июле 1559 года на турнире, устроенном им в честь окончания войны с Италией и заключения мира. Его портрет помещён ниже.

Согласно свидетельству современников, наследник престола с детства отличался болезненностью и психической неустойчивостью. Однако это не помешало ему в апреле 1558 года, то есть ещё до восшествия на французский престол, сочетаться браком с юной королевой Шотландии Марией Стюарт, и, таким образом, стать королём-консортом (мужем правящей королевы) этого государства. Разумеется, такой союз, где мужу было 14 лет, а его супруге 16, был заключён из сугубо династических соображений.

Истинные правители Франции

Поскольку к моменту, когда Франциск II оказался на троне, он считался уже совершеннолетним, вопрос о регентстве не подымался, и номинально он являлся полновластным правителем. Тем не менее, для всех было очевидно, что ввиду его природных особенностей, а главное, полного нежелания заниматься государственными делами, реальная власть окажется в руках ближайшего окружения.

Такими людьми стали родные дядья его жены - братья Карл и Франсуа Гизы. В предыдущее царствование эти два отпрыска древнейшего аристократического рода также рвались к власти, но всегда были оттесняемы коннетаблем Монморанси - маршалом Франции и ближайшим доверенным лицом Генриха II. Теперь же настал их час, поскольку покровительство им оказывала не только их племянница Мария Стюарт, но и мать юного короля, Екатерина Медичи, имевшая на сына большое влияние. Таким образом, от имени слабого и безвольного правителя, правили совершенно иные люди.

Соглашаясь со всем, что предлагало окружение, в которое входили уже упомянутые выше братья Гизы, а также жена - Мария Стюарт и мать, молодой баловень судьбы проводил время в выездах на охоту, посещении многочисленных дворцов и всевозможных забавах, полностью отстранившись от государственных дел, а их тем временем скопилось немало.

Ужесточение религиозной политики

Дело в том, что в этот период особую остроту приняла религиозная борьба между протестантами (гугенотами) и католиками, имевшими ранее мощную опору в лице Генриха II. Являясь ревностным сторонником римской церкви, почивший король издал в 1559 году эдикт, согласно которому, еретики, к которым он относил и протестантов, подвергались смертной казни. Этим ему удалось на время загнать их в подполье.

После внезапной смерти своего гонителя гугеноты предприняли ряд выступлений в надежде укрепить свои позиции, однако, встретили не менее активное сопротивление со стороны дорвавшихся до власти братьев Гизов. Эти ревностные католики, а также, сочувствовавшая им Екатерина Медичи, убедили Франциска II дополнить ранее изданный его отцом эдикт ещё несколькими пунктами. Теперь, на основании новой редакции, разрушались дома, в которых происходили тайные сходки гугенотов, а смерти предавались не только они, но и члены их семей.

Амбуазский заговор

Такое ужесточение мер вызвало ответную реакцию протестантов, во главе которых стояли два брата из рода Бурбонов - король Наварры Антуан де Бурбон и принц Людовик Конде. К ним примкнул и адмирал Гаспар де Калиньи. При поддержке значительного числа дворян, ими был организован заговор, целью которого являлся захват короля во время его посещения родового замка Блуа, и принуждение его к прекращению религиозных гонений и удалению от себя ненавистных им Гизов. Штаб-квартира протестантов помещалась в Нанте - небольшом городе, расположенном в западной части Франции.

Однако, при всём своём рвении последователи Мартина Лютера (основоположника протестантизма) оказались весьма посредственными заговорщиками. В результате Франциск II был осведомлён об их планах ещё задолго до начала активных действий, и вместе с семьёй удалился в хорошо укреплённый замок Амбуаз, по названию которого и стал именоваться впоследствии провалившийся заговор. Его фото помещено в статье.

Печальный итог заговора

Несмотря на всю безнадёжность ситуации, протестанты попытались предпринять штурм королевской резиденции, но потерпели полную неудачу. Большинство участников выступления были перебиты, а те, кто остался в живых, немедленно казнены без всякого судебного разбирательства.

Как ни странно, но избежать гибели удалось двум главным зачинщикам восстания - Антуану де Бурбону и принцу Конде. Оба они, послав на смерть своих соратников, сумели вовремя скрыться. Тем не менее, и у них случились неприятности. Через год их арестовали в Орлеане на заседании Генеральных Штатов. Поспешно организованный суд приговорил обоих к смертной казни, от которой их спасло лишь вмешательство матери короля Екатерины Медичи.

Кончина молодого монарха

А тем временем шестнадцатилетний Франциск II, король Франции приближался к концу своих дней. Причиной его внезапной смерти стал свищ, образовавшейся в левом ухе. Из-за отсутствия надлежащей медицинской помощи, вскоре началась гангрена, и, проболев около полутора недель, молодой человек скончался. Произошло это 5 декабря 1560 года в его орлеанском дворце Грослот.

Поскольку почивший монарх не оставил после себя детей, престол унаследовал его десятилетний брат, вошедший в историю Франции под именем короля Карла IX. Его правление продолжалось 14 лет, и было отмечено возросшим накалом войны между католиками и протестантами, одним из наиболее кровавых эпизодов которой стала, печально известная Варфоломеевская ночь, унесшая более 30 тыс. жизней.

Эпилог

В завершение отметим, что у короля Франциска II, ставшего героем этой статьи, есть исторический тёзка, с которым его нередко путают - это Франциск II, герцог Бретани, живший на сто лет раньше, и правивший не Францией, а лишь Бретанью - в то время суверенным государством, расположенным в её северо-западной части.

Первым из сыновей Генриха II и Екатерины Медичи на престол Франции взошел Франциск II (1544-1560). Сказать о правлении этого монарха можно немного, разве только то, что при нем возник так называемый Амбуазский заговор, направленный на захват короля гугенотами с целью освобождения монарха от власти представителей католического клана Гизов. Заговор был раскрыт и жестоко подавлен – в Амбуазском замке до сих пор показывают балкон, на котором длительное время висели казненные через повешание заговорщики.

Франциск II умер в декабре 1560 г. от гангрены, возникшей у него в левом ухе. Он был женат на широко известной королеве Шотландии Марии Стюарт (1542-1587, королева с 1542 г.). Неизвестно, был ли этот брак осуществлен «на деле» в силу того, что король обладал слабым здоровьем, и на момент смерти ему было всего лишь 16 лет. Во всяком случае, детей от этого брака не было.

Мать Марии Стюарт, Мария де Гиз (1515-1560), происходила из ранее упомянутого семейства Гизов. Кроме того, Мария Стюарт по женской линии являлась потомком династии английских королей Тюдоров. С учетом того, что Мария Стюарт была убежденной католичкой, позднее это сделало из нее опасную соперницу для английской королевы – «девственницы» Елизаветы I (1533-1603, правила с 1558 г.). Дело в том, что Елизавета, во-первых, была протестанткой (англиканская церковь была основана ее отцом, королем Англии Генрихом VIII), во-вторых, не была замужем и не имела детей, а ее самой ближайшей по старшинству родственницей являлась именно Мария Стюарт.

Такая ситуация создавала весьма заманчивое для многих католиков желание избавиться от Елизаветы, после чего на престол Англии взошла бы Мария Стюарт, которая могла бы восстановить в этой стране католицизм. Думается, что во многом из-за ощущения этой опасности Елизавета и решилась на казнь Марии Стюарт в 1587 г. Шотландский престол после этого перешел к сыну казненной королевы, Якову (Джеймсу) VI (1566-1625), который в 1603 г., после смерти Елизаветы I, взошел и на английский трон под именем Якова I. Это заложило основы будущей унии Англии и Шотландии, окончательно оформленной в 1707 г.

После смерти Франциска II на престол взошел его следующий по старшинству брат, Карл IX (1550-1574). Фактически все дела правления в царствование Карла IX находились в руках королевы-матери Екатерины Медичи и клана Гизов. Отчасти из-за нетерпимости представителей этой семьи к протестантам и вспыхнули Религиозные войны (1562-1598).

Катастрофическим апогеем этих войн стала печально знаменитая Варфоломеевская ночь (1572), когда по всей Франции было убито около 30 тысяч гугенотов. Большая часть из них погибла в Париже, куда они приехали на свадьбу короля Наваррского Генриха Бурбона (1553-1610, позднее король Франции Генрих IV), бывшего гугенотом, и сестры короля Карла IX Маргариты (1553-1615), знаменитой «королевы Марго».

Сложно сказать, кто был инициатором этого массового избиения протестантов. Традиционно в этом обвиняли королеву-мать. Однако, вряд ли такая разумная женщина, как Екатерина Медичи, всегда стремившаяся избегать конфликтов и предпочитавшая лавировать, совершенно добровольно согласилась бы на такую убийственную акцию и тем более – была ее инициатором. Если полагать, что за указанной акцией действительно стояла она, то совершенно невозможно понять, какие причины могли ею двигать. Менее всего Екатерина Медичи может быть охарактеризована эпитетом "фанатичная", в том числе - в религиозном отношении.

Кроме того, она не могла не понимать, что убийство отдельных протестантов, пусть даже если их будет много, по большому счету ничего не изменит и не только не сможет разрешить столь остро стоящую религиозную проблему, но, наоборот, только усложнит ее. Помимо этого, достаточно очевидно то, что такое безжалостное истребление гугенотов, да еще в столице государства, нанесет серьезный урон престижу французской короны. На мой взгляд, совершенно прав историк Пьер Шевалье, отметивший, что Варфоломеевская ночь явилась признаком полного коллапса королевской власти, вынужденной под жестким напором католиков дать согласие на это кровавое мероприятие, т.е, по сути - капитулировать, признать свое бессилие.

Другим очевидным следствием массового избиения гугенотов было неизбежное умаление протестантской партии, означавшее стремительное возвышение их соперников – католиков, т.е. Гизов. Это было совсем не в интересах королевской власти, особенно с учетом притязаний «лотарингских дроздов» на трон Франции.

Сам Карл IX предпочитал проводить свое время, участвуя в разных развлечениях, прежде всего, в охоте, что, впрочем, вполне объяснимо, учитывая его возраст.

В 1570 г. короля женили на дочери правителя Священной Римской империи Максимилиана II (1527-1576, правил с 1564 г.) Елизавете Австрийской (1554-1592), по линии матери являвшейся внучкой заклятого врага Франциска I - Карла V. Она считалась одной из первых красавиц Европы, но король, видимо, не любил ее. От этого брака родилась лишь одна дочь, Мария Елизавета (1572-1578). Еще у Карла IX была фаворитка, Мари Туше (1549-1638), от которой он имел внебрачного сына, Шарля, герцога Ангулемского (1573-1650).

30 мая 1574 г. король Карл IX умер от плеврита, развившегося на фоне туберкулезной инфекции (впрочем, существует мнение, что его отравили. Отравительницей, конечно же, якобы опять являлась Екатерина Медичи). Преемником Карла IX был объявлен брат, Эдуард-Александр, принявший имя Генриха III и ставший последним, тринадцатым королем из династии Валуа.

P.S. На иллюстрации - портрет короля Карла IX кисти Франсуа Клуэ.


Портрет Марии Стюарт в возрасте 12-13 лет, Национальная библиотека им. Оссолинских, Вроцлав.

Когда французскому дофину Франциску было четыре года, во Францию приехала его невеста и будущая супруга, дочь француженки Марии де Гиз и шотландского короля Иакова V, пятилетняя королева Шотландии Мария Стюарт. Им предстояло воспитываться вместе; к счастью, высокая, красивая, очень живая девочка не оттолкнула от себя низенького, не выглядевшего на свой возраст болезненного мальчика. Наоборот, Франциск и Мария сблизились почти сразу. Юная королева росла, и французский двор всё сильнее подпадал под её очарование, включая и будущёго свёкра, короля Генриха II. Шли годы. Влияние Гизов, семьи Марии с материнской стороны, всё время росло, и, несмотря на молодость дофина, они всё больше настаивали на скорейшей его свадьбе. Дофин, обожавший свою красавицу-невесту, был бы только счастлив. А вот Екатерина Медичи и Диана де Пуатье, законная супруга и любовница Генриха, враждовавшие всю жизнь, на сей раз обе были не в восторге - ни той, ни другой не хотелось возвышения Гизов. Однако король их не слушал.

Портрет Франциска кисти Ф.Клуэ; Национальная фрнцузская библиоткека.

19 апреля 1558 года в Лувре состоялась церемония обручения. Сияющую невесту в белом атласном платье, расшитом драгоценными камнями, к кардиналу Лотарингскому подвёл король Генрих II, а Антуан де Бурбон, король Наварры, сопровождал жениха. Марии было пятнадцать с половиной, Франциску - четырнадцать. Кардинал торжественно соединил их руки, а они, ещё почти дети, обменялись кольцами. После этого состоялся великолепный пир.

Однако последовавшие празднества превзошли этот день по размаху и великолепию. Ещё бы! Венчались французский дофин и шотландская королева, приносившая в приданое целую страну.

Свадьба состоялась 24 апреля в сердце Парижа. Собор Нотр-Дам и дворец архиепископа Парижского соединили высокой, около 4 м, деревянной галерей, по которой должна была пройти свадебная процессия. Галерея соединялась с огромным помостом, выстроенным у входа, и шла дальше внутри самого собора вплоть до алтаря. Над ней тянулся бархатный навес лазурного цвета с вышитыми золотыми геральдическими лилиями, но с боков галерея была открыта, так что все могли видеть жениха с невестой и тех, кто их сопровождал.

Место на помосте заняли иностранные послы и сановники, простые парижане огромными толпами заполнили всё пространство кругом, и праздник начался. Первыми, в десять утра, появились швейцарские алебардщики, и полчаса под музыку демонстрировали своё умение владеть оружием. Затем, по команде дяди невесты, герцога Гиза, который был распорядителем торжества, появились музыканты в красных и жёлтых костюмах. После их выступления торжественно двинулась свадебная процессия - разодетые придворные кавалеры, принцы и принцессы крови, за ними - представители церкви. Далее следовал жених, четырнадцатилетний Франциск, в сопровождении своих младших братьев (будущих королей Карла IX и Генриха III) и короля Наваррского; его отец, Генрих II, вёл невесту, а замыкала шествие Екатерина Медичи в сопровождении брата наваррского короля и своих фрейлин.


Мария Стюарт и Франциск II в часослове Катерины Медичи.

Однако звездой этого праздника была Мария Стюарт. Утром она написала письмо своей матери, Марии де Гиз, вдовствующей королеве Шотландии, что чувствует себя счастливейшей женщиной в мире. Она была юна, она была красива, она была королевой одной страны, и теперь венчалась с будущим королём другой. Она была ослепительна, и наверняка знала это.

Каким было платье невесты в тот день, источники рассказывают по-разному. В одних упоминается, что платье было белоснежным, необыкновенно богатым, вышитыми бриллиантами и другими драгоценными камнями, и очень шло к её светлой коже. В других - что это роскошное белое платье Мария надевала в день обручения, а на свадьбе была в голубом бархате, вышитом серебряными лилиями и драгоценными камнями. Как бы там ни было, белое платье на свадебные торжества Мария действительно надевала, а ведь траурный цвет французских королев именно белый... Не пройдёт и трёх лет, как ей придётся его надеть.

Шею Марии украшал подарок короля, большая драгоценная подвеска с его инициалами; волосы юной невинной невесты были распущены по плечам, а голову венчала небольшая золотая корона, полностью усыпанная жемчугом, бриллиантами, сапфирами, рубинами и изумрудами. Хронист Брантом писал: "В то величественное утро, когда она шла к венцу, была она в тысячу раз прекраснее богини, спустившейся с небес; и так же выглядела она после полудня, когда танцевала на балу; и ещё более прекрасна она была, когда опустился вечер, и она сдержанно, в надменном безразличии, отправилась завершать консуммацией обет, данный у алтаря Гименея. И все при дворе и в великом городе возносили ей хвалу, и говорили, что благословен будь сто раз принц, которого сочетали с такой принцессой. И если Шотландия представляла собой большую ценность, то её королева - ещё большую; и даже если бы не было у неё короны или скипетра, божественно прекрасная, сама она стоила бы целого королевства; однако, будучи королевой, сделала она своего супруга счастливым вдвойне".

Мария Стюарт и Франциск II.

Жениха и невесту встретил у входа архиепископ Парижский, и препроводил в королевскую часовню. Там они преклонили колена на золотые парчовые подушки, и приняли причастие.

В то время, пока шла торжественная церемония, горожанам несколько раз бросали золотые и серебряные монеты от имени короля и королевы Шотландии. Это, разумеется, вызвало бурный восторг, но и не менее бурные столкновения - буквально в нескольких шагах от роскошного помоста началась давка и драка за монеты, так что герольдам пришлось вмешаться, чтобы дело не закончилось чьей-нибудь смертью.

После венчания свадебная процессия отправилась обратно во дворец архиепископа на свадебный обед, за которым последовал бал. Золотая, усыпанная драгоценностями корона Марии стала слишком давить ей на лоб, поэтому один из придворных держал её над головой королевы Шотландии и дофины Франции в течение почти всего обеда, а на балу Мария танцевала уже без короны.

Но на этом праздник не закончился. После бала, в пять часов, свадебная процессия направилась в официальную резиденцию городского управления, на другой конец Ситэ, причём маршрут был проложен не самый короткий, а, наоборот, подлиннее, чтобы парижане могли полюбоваться на кортеж. Мария ехала в позолоченном экипаже вместе со своей свекровью, Катериной Медичи, Франциск и король Генрих сопровождали их верхом на конях с очень богатой упряжью.
Роскошный банкет навсегда врезался в память тем, кто на нём присутствовал. Впрочем, забыть представления, которые разыгрывались перед гостями, действительно трудно - например, семь прекрасных девушек в роскошных костюмах, которые изображали семь планет, и пели эпиталаму; или двадцать пять пони с позолоченной упряжью, на которых ехали "маленькие принцы в сияющих одеждах"; белые пони влекли повозки, на которых ехали античные боги, и музы, и все они славили новобрачных.

Кульминацией представления стало морское сражение. В зал въехали шесть кораблей, убранных парчой и алым бархатом, с серебряными мачтами и парусами из серебристого газа. Они были механическими, и двигались по раскрашенному полотну, изображавшему морские волны, а тончайшие паруса надувались от ветра (скрытых мехов). На палубе каждого корабля было по два сиденья, одно занимал капитан, чьё лицо было скрыто под маской, другое же было пустым. Совершив семь кругов по залу, каждый корабль остановился перед дамой, по выбору своего капитана. Дофин - перед своей матерью, королевой, а король - перед Марией. Когда суда, на этот раз со своими прекрасными пассажирками, вновь объехали зал, зрителям пояснили, что перед ними - плавание за Золотым руном, которое возглавлял Язон. Захватив руно-Марию, отныне он "создаст империю", которая будет включать Францию, Англию и Шотландию.

Портрет Марии Стюарт времён её замужества; Королевская коллекция, Лондон.

В честь только что заключённого брачного союза на этом празднике прозвучало немало речей и стихотворений, и главным мотивом было объединение Франции с соседями - разумеется, при её главенстве. Что ж, всего через полгода после этой свадьбы скончается английская королева Мария Тюдор, а на престол взойдёт её сводная сестра Елизавета; чем же хуже, полагали во Франции (и не только) католичка Мария Стюарт, законная королева Шотландии, правнучка Генриха VII Тюдора, чем его внучка Елизавета, протестантка, дочь казнённой матери? Так начнётся длинная история, которая, в конце концов, приведёт Марию Стюарт на плаху.

И всё же исход мог бы, вероятно, стать иным, если бы идеальный династический брак между Францией и Шотландией, между юными Марией и Франциском, не закончился так рано со смертью последнего - бедняжка скончался, когда ему не успело исполниться и шестнадцати. Жизнь Марии во Франции, где она росла, где её обожали, закончилась. Золотая клетка оказалась распахнутой - но жизнь на воле сохранить нелегко...

Введение

Франци́ск (Франсуа) II (фр. François II ; 19 января 1544(15440119), Дворец Фонтенбло, Франция - 5 декабря 1560, Орлеан, Франция) - король Франции с 10 июля 1559 года, король-консорт Шотландии с 24 апреля 1558 года. Из династии Валуа.

1. Детство Франциска

Старший сын Генриха II, назван в честь деда, Франциска I. 24 апреля 1558 года женился на юной королеве Шотландии Марии Стюарт (был первым из трёх её мужей); после заключения этого брака стал королём-консортом Шотландии. Соглашение об этом браке было заключено ещё 27 января 1548 года (когда жениху и невесте было соответственно 4 года и 6 лет), и 10 последующих лет Мария воспитывалась при французском дворе.

2. Вступление на престол

Франциск II и Мария Стюарт.

Франциск был болезненным и психически неустойчивым подростком неполных шестнадцати лет, когда 10 июля 1559 года несчастный случай на турнире с его отцом Генрихом II возвёл его на трон Франции и 21 сентября он был коронован в Реймсе. По французским законам он считался совершеннолетним. Но не возникало никаких сомнений, что править без посторонней помощи он не сможет и не захочет.

Действительно, Франциск не стал заниматься государственными делами, перепоручив их дядьям Марии Стюарт, братьям Гизам: герцогу Франсуа и его брату Карлу, изысканному и острому на язык кардиналу Лотарингскому. Регентшей стала его мать Екатерина Медичи. Если в прежнее царствование Гизы должны были постоянно уступать первенство коннетаблю Монморанси, то теперь, благодаря их племяннице королеве Марии Стюарт, обрели безраздельное могущество. Король ни во что не вникал, и всё его время проходило в забавах, разъездам по загородным дворцам, поездкам на охоту, а самое главное - в наслаждениях, целый рой которых он находил объятиях своей жены, любимой им до обожания.

3. Религиозная политика

Отель Грослот в Орлеане, место смерти Франциска II.

Гизы были ревностными католиками, поэтому особенно сильно их влияние проявилось в сфере религиозной политики. Они побудили Франциска продолжать непреклонную линию своего отца Генриха II, который в своём эдикте 1559 года распорядился наказывать смертью всех виновных в ереси. Теперь были добавлены и другие меры: дома, служившие местом собрания протестантов, должны были разрушаться, а за участие в тайных сходках назначалась смертная казнь. Гонения на гугенотов вызвали с их стороны ответные действия. Во главе протестантской партии стояли тогда два принца из дома Бурбонов: Антуан де Бурбон, король Наварры, и его брат Людовик Конде.

Большую роль играл также племянник коннетабля Монморанси адмирал Гаспар де Колиньи. При их непосредственном участии в Нанте сложился так называемый Амбуазский заговор, организованный провинциальным дворянином Ла Реноди. Заговорщики предполагали захватить короля со всем его двором в замке Блуа, принудить его отказаться от религиозных гонений и удалить от себя Гизов. Предприятие это, впрочем, было раскрыто гораздо раньше его осуществления. Двор поспешно укрылся в Амбуазе. Когда Ла Реноди всё-таки попытался осушествить свой замысел, то потерпел полный провал: его люди были перебиты, а сам он пал в бою. Множество протестантов, заподозренных в государственной измене, было схвачено и казнено почти без всякого суда. В декабре 1560 года арестовали Антуана де Бурбона и принца Конде, прибывших в Орлеан на заседание Генеральных Штатов. Оба они были приговорены к смерти и только благодаря вмешательству осторожной Екатерины Медичи избежали немедленной расправы.

4. Смерть Франциска

В разгар этих событий король был внезапно сведён в могилу быстрой и смертельной болезнью: в левом ухе у него образовался свищ, началась гангрена, и, проболев меньше двух недель, Франциск II скончался в Орлеане незадолго до 17-летия. Детей у него не было, и на престол вступил его 10-летний брат Карл IX.

Литература

    Рыжов К. Франциск II Валуа // Все монархи мира. Западная Европа. - М.: Вече, 1999. - 656 с. - 10000 экз. - ISBN 5-7838-0374-X

    Henri Naef, La Conjuration d"Amboise et Genève , in Mémoires et documents publiés par la Société d"histoire et d"archéologie de Genève , 32 (2e sér., 2.2), 1922.

    Lucien Romier, La Conjuration d"Amboise. L"aurore sanglante de la liberté de conscience, le règne et la mort de François II , Paris, Librairie académique Perrin et Cie, 1923. 292 p.

    Louis-Raymond Lefèvre, Les Français pendant les guerres de religion. Le Tumulte d"Amboise , Paris, Gallimard, NRF, 1949. 256 p.

    Corrado Vivanti, « La congiura d"Amboise » in Complots et conjurations dans l"Europe moderne , Publications de l"École française de Rome, 1996, pp. 439-450. ISBN 2-7283-0362-2

    Elizabeth A. R. Brown, « La Renaudie se venge: l"autre face de la conjuration d"Amboise » in Complots et conjurations dans l"Europe moderne , Publications de l"École française de Rome, 1996, pp. 451-474. ISBN 2-7283-0362-2

    Arlette Jouanna, « Le thème polémique du complot contre la noblesse lors des prises d"armes nobiliaires sous les derniers Valois » in Complots et conjurations dans l"Europe moderne , Publications de l"École française de Rome, 1996, pp. 475-490. ISBN 2-7283-0362-2