Установка сантехники

Протокол обследования детей с ринолалией. Методика логопедической работы при закрытой ринолалии. Степень восприятия речи

Протокол обследования детей с ринолалией. Методика логопедической работы при закрытой ринолалии. Степень восприятия речи

– расстройства артикуляции и голосообразования, обусловленные дефектами строения и функционирования речевого аппарата. Ринолалия характеризуется грубыми искажениями звукопроизношения, назализацией согласных и гласных звуков, вторичным нарушением фонематических процессов и письменной речи, недоразвитием лексико-грамматической стороны речи. Диагностическое обследование при ринолалии включает консультацию отоларинголога, челюстно-лицевого хирурга, логопеда для выявления анатомических и функциональных дефектов артикуляционного аппарата и степени нарушения всех сторон речи. С целью преодоления ринолалии может проводиться хирургическое, физиотерапевтическое, ортодонтическое лечение; психотерапия, логопедическая работа.

Общие сведения

Ринолалия - искажение звукопроизношения и тембра голоса вследствие нарушения нёбно-глоточного смыкания. Ринолалия встречается с частотой 1 случай на 760 человек. Некоторые авторы рассматривают ринолалию как форму механической дислалии , однако общепринятым в современной логопедии является выделение ринолалии в самостоятельное нарушение речи . Для обозначения ринолалии в литературе иногда используются термины «гнусавость» или «ринофония», однако оба этих понятия недостаточно полно отражают суть речевого нарушения, поскольку указывают лишь на специфическое нарушение голоса (назализацию), в то время как при ринолалии страдает артикуляционная и акустическая сторона речи.

Многообразие и сложность расстройств, лежащих в основе ринолалии, обусловливают необходимость участия в ее преодолении специалистов в области хирургической стоматологии , ортодонтии , отоларингологии , логопедии, психологии.

Классификация ринолалии

Механизм развития ринолалии связан с нарушением взаимодействия носовой полости и ротоглотки. В зависимости от особенностей этого нарушения принято выделять открытую и закрытую форму ринолалии. С учетом возможных причин (анатомических дефектов или нарушения функции речевого аппарата) каждая из форм может быть органической и функциональной.

Открытая ринолалия характеризуется наличием постоянного открытого сообщения между носовой и ротовой полостью, что обусловливает свободное прохождение воздушной струи одновременно через нос и рот в процессе речи и возникновение носового резонанса при фонации.

Закрытая ринолалия связана с наличием препятствия, преграждающего выход воздушной струи через нос. В зависимости от уровня расположении анатомического препятствия (полость носа или носоглотка) выделяют соответственно закрытую переднюю и закрытую заднюю ринолалию.

При сочетании непроходимости носа и недостаточности небно-глоточного кольца, говорят о смешанной ринолалии . В этом случае отмечается отсутствие носовых звуков и назальный оттенок голоса.

Причины ринолалии

По времени возникновения открытая органическая ринолалия может быть врожденной или приобретенной. Врожденная открытая ринолалия встречается у детей с расщелинами мягкого и твердого нёба («волчьей пастью »), расщеплением альвеолярного отростка верхней челюсти и верхней губы («заячьей губой »), укорочением мягкого нёба, раздвоением или отсутствием маленького язычка, скрытыми (субмукозными) расщелинами твердого нёба. Причинами врожденных расщелин лица может служить заражение беременной на ранних сроках гестации токсоплазмозом , гриппом , краснухой , паротитом и др. инфекциями; контакт с ядохимикатами и другими вредными веществами, курение, употребление наркотиков и алкоголя во время беременности, стрессы, эндокринные нарушения у будущей мамы. Критическим периодом для формирования расщелин лица служит 7-8 неделя эмбриогенеза.

Приобретенная открытая органическая ринолалия возникает в результате рубцовых деформаций, травматической перфорации нёба, параличей и парезов мягкого нёба, обусловленных ранением или опухолевой компрессией языкоглоточного или блуждающего нервов.

Случаи открытой функциональной ринолалии встречаются после удаления аденоидов или при постдифтерийных парезах мягкого неба. При этом наблюдается недостаточный подъем мягкого неба и неполное нёбно-глоточное смыкание при фонации.

Причинами закрытой органической ринолалии выступают различного рода анатомические изменения в носовой полости или носоглотке. Передняя закрытая ринолалия может быть связана с наличием искривления носовой перегородки , полипов носа , гипертрофии слизистой, опухолей полости носа . Задняя закрытая ринолалия вызывается аденоидами , полипами, фибромами носоглотки, ростом непарной глоточной миндалины и т. д.

Закрытая функциональная ринолалия возникает при гипертонусе мягкого неба, препятствующем выходу воздушной струи через нос. Данное состояние может развиваться вследствие аденоидэктомии, неврологических нарушений, а также на фоне копирования гнусавой речи окружающих.

Симптомы ринолалии

При открытой органической ринолалии, обусловленной врожденными расщелинами лица, с первых дней жизни у ребенка страдают жизненно-важные функции питания и дыхания. При кормлении ребенка молоко вытекает через нос, поэтому новорожденный недостаточно набирает массу тела и недополучает необходимые питательные вещества. Вдыхаемый воздух не успевает достаточно согреться в носовых ходах, т. к. через расщелину сразу поступает в нижние дыхательные пути. Дети с небными расщелинами и открытой ринолалией предрасположены к возникновению гипотрофии , отита , евстахиита , бронхита , пневмонии . Врожденные небные расщелины часто сочетаются с неправильным прикусом .

Состояние интеллекта у детей с открытой ринолалией может быть различным – от нормы до ЗПР и олигофрении различной степени. Часто у детей наблюдаются неврологические знаки: нистагм , птоз , гиперрефлексия.

Долингвистический период у детей с ринолалией протекает аномально: обращает внимание отсутствие модулированного и разнообразного лепета, тихая или беззвучная артикуляция звуков. Речевое развитие при ринолалии также запаздывает: первые слова ребенок нередко произносит после 2-х лет. Речь невнятная, невыразительная и непонятная для окружающих.

При открытой органической ринолалии грубо нарушается артикуляция звуков и звукопроизношение. Корень языка постоянно находится в приподнятом положении, а кончик языка – в пассивном, опущенном, в связи с чем большая часть согласных приобретает «заднеязычный» оттенок и напоминает звук [х]. При открытой ринолалии все звуки имеют сильный носовой (назальный) оттенок, между собой практически не дифференцируются; голос становится глухим и тихим.

Стремясь произносить звуки более внятно, дети напрягают мимическую мускулатуру, мышцы губ, языка и крыльев носа, что приводит к возникновению гримас и еще больше ухудшает общее впечатление от речи.

Неточная артикуляция и искаженное звучание звуков сопровождается вторичным нарушением слуховой дифференциации и фонематического анализа, приводя к нарушениям письменной речи – дисграфии и дислексии . Ограничение речевых контактов у детей с ринолалией приводит к недостаточной сформированности словарного запаса и грамматической стороны речи, т. е. ОНР .

Если ребенок с открытой органической ринолалией осознает и переживают свой дефект, это вызывает у него развитие вторичных психических наслоений: замкнутости, раздражительности, застенчивости.

При открытой функциональной ринолалии страдает, главным образом, звукопроизношение гласных; согласные звуки остаются сохранными ввиду достаточного нёбно-глоточного смыкания.

Закрытая органическая ринолалия сопровождается нарушением произношения носовых звуков ([м], [м"], [н], [н"]), заменой [м] на [б], [н] на [д]. При этом также страдает тембр голоса; из-за невозможности носового дыхания дети вынуждены дышать ртом. Дети с закрытой органической ринолалией склонны к простудным заболеваниям, развитию астенического синдрома . При закрытой функциональной ринолалии голос приобретает тусклый, неестественный, мертвый оттенок.

Диагностика ринолалии

Обследование детей и взрослых с ринолалией многопланово и проводится различными специалистами: отоларингологом , челюстно-лицевым хирургом , ортодонтом , неврологом , фониатром , логопедом , психологом . Наиболее важными инструментальными исследованиями, позволяющими выявить причины ринолалии, служат рентгенография носоглотки , риноскопия , фарингоскопия , электромиография и др.

При логопедическом обследовании больного с ринолалией основное внимание уделяется оценке строения и подвижности артикуляционного аппарата, физиологического и фонационного дыхания, нарушений голоса. Для выявления открытой ринолалии используется проба Гутцмана – произнесение гласных [а] и [и] с попеременным закрытием и открытием носовых ходов. При зажатых ноздрях звуки заглушаются, одновременно логопед ощущает пальцами сильную вибрацию крыльев носа. Затем исследуется звукопроизношение всех гласных и согласных звуков, просодическая сторона речи, фонематические процессы, состояние лексики и грамматики; у школьников – состояние чтения и письма.

Логопедические занятия по коррекции открытой органической ринолалии проводят в до- и послеоперационной периоде. До операции проводится артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, логопедический массаж (пальцевой массаж фрагментов твердого нёба и вибрационный массаж мягкого нёба). На этом этапе необходимо работать над постановкой и автоматизацией доступных звуков (при сохранении их назального оттенка), развивать силу и гибкость голоса, расширять словарь ребенка, воспитывать слуховое внимание и фонематический слух и т. д.

Целью послеоперационной работы по коррекции ринолалии служит закрепление достигнутых навыков в новых анатомических условиях. С этой целью проводится массаж послеоперационных рубцов нёба, развитие полноценного нёбно-глоточного смыкания, выработка дифференцированного ротового и носового выдоха, коррекция звукопроизношения, устранение назального оттенка голоса, ликвидация пробелов в лексико-грамматическом строе и фразовой речи.

Прогноз и профилактика ринолалии

Функциональная ринолалия, как правило, имеет благоприятный прогноз и устраняется с помощью фониатрических упражнений и логопедических занятий. Эффективность преодоления органической ринолалии во многом определяется результатами хирургического лечения, сроками начала и полнотой логопедической работы.

Профилактика ринолалии заключается в предупреждении возникновения и своевременном устранении анатомических дефектов и функциональных расстройств речевого аппарата.

Ф.И.О:

Дата рождения: Возраст:

Из какого сада и когда прибыл:

Ф.И.О родителей:

Образование родителей:

Место работы:

С какого возраста начал систематические занятия у логопеда:

Сколько занимался(-ась):

Жалобы в настоящее время:

Отношение к дефекту ребенка:

  1. Анамнез

Общие сведения о семье:

(состав, не работали ли родители на вредных производствах, речь окружающих)

От какой беременности по счету родился ребенок :

Протекание беременности : - имели ли место во время протекания беременности следующие отклонения: (токсикоз 1-2й половины беременности; падения; травмы; психозы; хронические заболевания; инфекции; применение медикаментозных средств, среди которых были антибиотики, гормоны; наличие вредных веществ и радиации; употребление алкоголя, никотина, наркотиков)

Протекание родов :

· были ли роды досрочные, срочные, стремительные, затяжные, обезвоженные

· имела ли место слабость родовой деятельности и применение стимуляции (механической, химической, электростимуляции, кесарево сечение)

· было ли у ребенка наличие асфиксии (синей, белой)

· были ли травмы во время родов (ЧМТ, кровоизлияние, родовая травма)

· вид вскармливания (грудное, искусственное)

· как начал сосать (активно, не активно, поперхиваясь)

· если вскармливание было грудное, до какого времени оно продолжалось

Баллы по шкале Апгар :

Фиксирование перенесенных заболеваний и время их перенесения в возрасте от 0 до 3 лет.

· Наличие перенесенных тяжелых соматических заболеваний, инфекций, ушибов, травм, судорог, время перенесения.

Раннее психомоторное развитие :

1) когда стал держать голову (2-3 мес.)

2) когда стал самостоятельно сидеть (6 мес.)

Стоять (7-9мес.)

Ходить (12-15 мес.)

3) когда появились зубы (6-8 мес.)

Психическое развитие

Речевой анамнез:

1) гуление (2-3мес.)

2) лепет (5-6 мес.)

3) «первые" слова(11-12 мес.)

4)«первые» фразы(1,5г.)

5) когда начал понимать обращенную речь (норма 10 мес.)

6) прерывалось ли речевое развитие (по какой причине)

7)Использование жестов

Заключение невролога:

Заключение хирурга:

Заключение ЛОР врача:

Заключение ортодонта:

  1. Состояние артикуляционного аппарата и его подвижность

Губы

  • Строение: (норма, толстые, тонкие, рубцы)
  • расщелина: (отсутствует, скрытая, полная/неполная, односторонняя/двусторонняя, правосторонняя/левосторонняя, симметричная/ассиметричная)
  • подвижность губ: быстрота, точность, переключаемость, саливация, истощаемость движений

Прикус: (норма, прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный)

Особенности зубного ряда: (норма, редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, брикет-система)

Строение альвеолярного отростка верхней челюсти:

Твердого нёба:

  • строение: норма, высокое узкое, широкое и плоское, пологое, крутое
  • расщелина: отсутствует, сквозная – односторонняя, сквозная – двусторонняя, несквозная – полная, несквозная – неполная, субмукозная (скрытая)-твердого, мягкого нёба, смешанная, наличие/отсутствие свищей/рубцов)

Мягкое нёбо: (норма, укороченное, слишком длинное, наличие/отсутствие расщелины, деформация)

Подвижность: Парез / паралич:

Увуля : (отсутствует, укорочена, раздвоена, свисает неподвижно, по средней линии отклоняется в сторону, наличие/отсутствие пареза / паралича)

Небно - глоточное смыкание :

  • Активное (произнести «а»)
  • Пассивное (покашлять)
  • функционально-рефлекторное (шпателем приподнять мягкое нёбо)

Особенности глоточного рефлекса : (сохранный, повышенный, сниженный)

Нёбные дужки : (деформация, активность работы нижней челюсти)

Язык:

  • строение: норма, компенсаторное положение, массивный, маленький, «географический»
  • подвижность (точность, объем, равномерность работы, содруж.движения)
  • наличие / отсутствие пареза /паралича

Подъязычная уздечка: (норма, короткая, натянутая, приращенная)

Мимика : (наличие компенсаторных движений, живая, вялая, скованная, отсутствие мимики)

Тонус: (сохранен, нарушен)

  • нахмурить брови, поднять брови, наморщить лоб; легко сомкнуть веки, плотно сомкнуть веки, закрыть правый глаз, затем левый глаз, подмигнуть.
  1. Состояние дыхательной функции

Тип физиологического дыхания : (верхнеключичное, грудное, диафрагмальное)

Тип речевого дыхания : (учащенное, носовое, ротовое)

Глубина вдоха: длительность выдоха: = словам

Утечка воздуха через нос во время речи : (имеется, отсутствует)

Возможность направленной воздушной струи : (имеется, отсутствует)

  1. Состояние голосовой функции

Резонанс: (гиперназальность-носовая полость, гипоназальность-ротовая полость, тупиковый)

Тембр: огрубелость (пониженная высота, слабость, сдавленность, резкость)

Охриплость (сочетание огрубелости с предыханием)

Напряженность

Глухость

Сила: (нормальный, громкий, чрезмерно тихий)

  1. Характер спонтанной речи

Разборчивость: (разборчивая, неразборчивая, смазанная)

Степень назализации : (умеренная, слабая, сильная)

Темп речи : (нормальный, замедленный, ускоренный)

Паузация: (частые, соответствуют синтагме, внутри слов, между словами)

Выразительность : (выразительна, не выразительна)

  1. Состояние звукопроизношения (по результатам наблюдения и на основе знакомства с речевой картой)

[а] астра, игла, сало Аня купила арбуз и апельсина

[ э] эхо, каратэ, поэт Эля услышала эхо

[ о] облако, молоко, море Над морем пролетают облака

[ ы] часы, рыба У девочки ноты, она одета в боты.

[ у] ухо, какаду, шуба Ульяна купила какаду

[ и] игры, угли, липа У Миши инструменты

[ я] яблоко, земля Яблоко упало на землю

[е] ель, море, орех Емеля искупался в море

[ё] ёлка, остриё, берёза На опушке растут ёлки и берёзы

[ю] Юля, играю, ключи Юля потеряла ключи

[р] рыба, комар, пирог, краб У Раи на руке рана. Рита с Риммой варят рис.

[р’] рюкзак, снегирь,варенье, скрепка В рюкзаке у Риты лежит варенье

[л] ласточка, стол, мыло, слон Лампа упала со стола. Лида и Лена гуляли на улице.

[л"] люк, июль, Аленка, слеза В июле Аленка купалась в реке

[ч] часы, врач, печень, счёт Чирикал черный чижик, Что он не чижик-пыжик.

[щ] щука, хвощ, пещера, морщины Щеткой чищу я щенка - Щекочу ему бока.

[ж] журавль, морж, кожа, обжора Задрожали зайки, Увидев волка на лужайке.

[ш] шапка, малыш, крыша, чашка Смешные шутки у Саши и Мишутки.

[ц] цыпленок, заяц, курица, сцена Цыпленок и курица пьют водицу на улице

[з] заяц, мороз, узор, праздник У Зои заболели зубы.

Зебра, мазь, узелок, корзина Зебра из узелков сплела корзину

[с] сушка, матрас, коса, маска Саше дали кашу, А Клаше - простоквашу.

[с"] сети, гусь, письмо Сёма купил гуся

[г] голубь, сапог, огонь, гнездо Галка села на забор Грач завел с ней разговор

[к] комар, цветок, море, окно Коля катается на коньках.

[х] хомяк, мех, муха, хлеб Мухи сели на хлеб.

[б] булка, лоб, обед, обруч Бабушка была больна

[п] пингвин, клоп, топор, штопор Петя пилил пилой пень.

[д] дерево, обед, удав, дворец Тетя Дина сидит на диване

[т] телевизор, крот, уточка, утро Вырастил Толя тополь за полем.

[в] волк, остров, кровать, вторник Валя промочила валенки.

[ф] фантик, телеграф, сарафан, вафли Филипп сказал фразу.

[м] масло, сом, комар, космос Не жалела мама мыла.

[н] носок, телефон, граната, ножницы Чёрной ночью чёрный кот прыгнул в чёрный дымоход.

В слове

Во фразе

Изолированно

  1. Лексико-грамматический строй речи

Запас слов:

(активный, пассивный словарь)

умение определять род существительных и местоимений

умение изменять существительные во множественном числе

умение согласовывать числительные с существительными

умение склонять существительные и прилагательные

умение согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе

умение склонять глаголы в лицах и числах

умение образовывать новые слова с помощью суффиксов и префиксов.

употребление и понимание предлогов

понимание предложений путем выполнения различных просьб

удается ли ребенку описать содержание сюжетных рисунков

Письмо:

Чтение: (побуквенное, слоговое, целыми словами)

IX. Обследование слоговой структуры

Больше 3х слогов со стечением

Сковорода

Велосипед

Пуговица

Длинные без стечения

Молокозавод

Пирамида

Лопата

Короткие со стечением

Ствол

Хвост

Кошка

На плите стоит сковорода

У меня есть велосипед

На мамином платье оторвалась пуговица

Моя мама работает на молокозаводе

У меня есть пирамида

Я люблю копать лопатой

У березы тонкий ствол

У моей собаки пушистый хвост

Кошка любит молоко

  1. Состояние фонематических процессов

Фонематическое восприятие

Ба-ба-па, та-да-та, га-ка-га, ба-бя-ба, са-ша-са, жа-за-жа, ча-ша-ча, за-са-за

Па –ба, ба –на, ва-та, та-да, мя-ма, на-га, та-на, га-да, ка-га, ба-ма,

Фонематический анализ

1. Выдели первый гласный звук

Азбука

Утка

2. Выдели первый согласный звук

Пух

Мука

3. Выдели последний гласный звук

Окно

Луна

4. Выдели последний согласный звук

Кот

Сон

5. Выдели гласный звук в слове

Суп

Дом

Фонематический синтез

«д» «о» «м»

«м» «а» «к»

Фонематические дифференцировки

стол - стул,

косы - козы,

папа - баба,

горка - корка,

точка - дочка,

миска - мишка,

крыса - крыша,

речка - редька,

челка - щелка,

цветик-Светик,

ветер-вечер,

рак-лак.

Фонематические представления

Выбрать картинки в которых есть звук (например)

Д (дом, девочка…)

Т (топор, тапки…)

Логопедическое заключение:


Для того чтобы правильно понять и эффективно воздействовать на речевой дефект, выбрать наиболее рациональные и экономичные пути его преодоления, необходимо уметь выявить характер речевого нарушения, его глубину, степень, проанализировать, какие компоненты речевой системы страдают. Нарушения речи касаются различных ее сторон: фонетики, лексики, грамматики; нарушения системы, обеспечивающие речевую функцию: дыхательная система, голосообразование, артикуляционный аппарат и т.д. Это значит, что обследование должно быть, с одной стороны, разносторонним, а с другой - индивидуальным в каждом конкретном случае в зависимости от характера и тяжести речевого нарушения.

Надо отметить, что использование при обследовании какого-либо одного метода или приема еще не дает возможности судить о характере нарушения. Лишь использование и сопоставление результатов исследования, полученных на основе применения комплекса приемов, направленных на выявление состояния тех или иных компонентов речи, позволяет судить о дефекте и его глубине.

Обследование детей с врожденными расщелинами губы и нёба проводится только в форме индивидуального обследования. Это углубленное, часто многократное исследование в условиях логопедического кабинета школы. В процессе обследования данной категории детей используются следующие приемы: изучение документации (характеристика из детского сада, школы); изучение анамнестических данных (по истории развития ребенка, путем беседы с родителями); изучение заключений врачей-специалистов разных профилей; исследование самого ребенка в процессе игровой, учебной и других видов деятельности; исследование ребенка с помощью объективных методов исследования. Обследование детей с нёбной патологией осуществляется по специальной схеме (Приложение 2).

Вначале логопед изучает его медицинскую карту, проводит беседу с родителями для сбора анамнестических данных; особенностей протекания пренатального, натального, постнатального периодов; узнает количество и сроки операций; как происходило кормление, часто ли болели уши, сформированы ли навыки самообслуживания; занимался ли с ребенком логопед, где, в течение какого времени, есть ли положительная динамика; заключения специалистов.

После того как логопед собрал все необходимые данные, он приступает к обследованию. Схема обследования детей с ринолалией включает.

1) Обследование дыхания включает:

Тип физиологического дыхания (верхне-ключичное, ключично-грудное, диафрагмально-реберное);

Частота дыхания (учащенное, норма);

Ритмичность дыхания (аритмичное, норма);

Носовое дыхание (норма, затруднено, отсутствует);

Ротовой выдох (сформирован/не сформирован);

Направленная воздушная струя (сформирована/не сформирована);

Речевое дыхание (выдох при фонации): носовое, ротовое, смешанное;

Глубина, длительность и направленность речевого выдоха (ротового выдоха при фонации).

3) Особенности голосовой функции выявляются в ходе обследования и беседы с детьми. Основной целью обследования состояния звукопроизношения является оценка сформированности звукопроизносительной стороны речи у ребенка. Обследование начинается с проверки изолированного произнесения звуков, затем предлагают произнести слова и фразы, содержащие определенные звуки, отраженно за логопедом. При составлении проверочных фраз рекомендуется использовать слова простой слоговой структуры. В последнюю очередь проверяется произнесение звуков в спонтанной речи. Исследование наиболее целесообразно осуществлять в игровой форме.

4) При обследовании просодической стороны речи, важно обратить внимание на мелодико-интонационную выразительность, соблюдение темпо-ритмической организации речи, выраженность эмоциональных оттенков, расстановку пауз, логических ударений, громкость, разборчивость речи в целом. Исследование проводится на материале стихотворений, сказок, поговорок.

5) Обследование состояния фонематического восприятия и способности к фонематическому анализу проводится в трех направлениях: дифференциация изолированных звуков, на уровне слогов и на уровне слова. Для того чтобы трудности проговаривания не влияли на качество дифференциации, необходимо предлагать задания, исключающие артикулирование.

Обследуя ребенка, также важно определить, является ли выделяемое нарушение самостоятельным дефектом или ринолалия осложняется фонетико-фонематическим недоразвитием речи, общим недоразвитием речи, дисграфией и дислексией.

Ведущим расстройством голоса при ринолалии является изменение тембра голоса - открытая назализация - неприятный носовой резонанс, придающий смазанное, глухое звучание всей речи. Назализация возникает из-за отсутствия разграничения носовой и ротовой полостей. Она значительно изменяет акустические характеристики фонем. Голос становится монотонным, неполетным и слабым.

Можно указать три основные причины патологии голоса.

Во-первых, нарушение механизма нёбно-глоточного смыкания. Известно, что вследствие тесной функциональной связи мягкого нёба и гортани малейшее напряжение и движение мышц нёбной занавески вызывает соответствующее напряжение и двигательную реакцию в гортани. При незаращениях нёба мышцы, поднимающие и растягивающие его, вместо того чтобы быть синергистами, работают как антагонисты. При этом из-за понижения функциональной нагрузки в них, как и в мышцах глотки, идет дистрофический процесс. Патологический механизм смыкания усиливается врожденной асимметрией скелета лица и полостей гортани, что хорошо видно на рентгена и томограммах при врожденных незаращениях нёба. Анатомический дефект нёба и глотки приводится к функциональному расстройству голосового аппарата.

Во-вторых, это неправильное образование при ринолалии ряда звонких согласных ларикгеальным способом, когда смыкание осуществляется на уровне гортани и озвучивается трение воздуха о края голосовых складок. В этом случае гортань принимает на себя дополнительную функцию артикулятора, что, безусловно, не остается безразличным для голосовых складок.

В-третьих, на развитие голоса влияют и особенности поведения лиц с ринолалией. Стесняясь своей дефектной речи, подростки и взрослые часто говорят тихим голосом и максимально ограничивают речевое общение в микросреде, тем самым, снижая возможности развития силы голоса и расширение его диапазона.

Анатомический дефект, гортанные звукообразования, двигательная дисфункция в сочетании с неправильным голосоведением провоцируют узелковые и воспалительные процессы в гортани, фонастению, парез внутренних мышц гортани - эти заболевания ослабляют и истощают голос, придают ему осиплость и охриплость. Все перечисленные патологические качества голоса усугубляются нарушением фонационного дыхания.

Логопедическое обследование речи при ринолалии

При логопедическом обследовании, можно использовать пробы Гутсцмана для определения скрытой (субмукозной) расщелины.

Ребенка просим попеременно произносить гласные А и И, при этом носовые ходы то зажимают, то открывают. При открытой форме наблюдается значительная разница в звучании этих гласных: с зажатым носом звуки, особенно И, заглушаются и одновременно пальцы логопеда чувствуют сильную вибрацию на крыльях носа.

С помощью фонендоскопа. Одну аливу логопед вводит себе в ухо, другую в нос ребенка. При произнесении гласных особенно У и И слышится сильный гул-показатель скрытой субмукозной расщелины.

Логопедическое обследование начинается с осмотра артикуляционного аппарата. Из документов, бесед, осмотра классифицируется вид расщелины. Выявляется возраст и вид операции, подробно описывается состояние органов артикуляции. При расщелине верхней губы отмечается ее подвижность, выраженность рубцовых изменений, состояние уздечки. Описывается небо до операции : вид расщелины, размер дефекта, подвижность сегментов мягкого неба. Небо после операции : форма свода, рубцы, степень их выраженности, длина и подвижность небной занавески. Небо в норме - в состоянии покоя маленький язычок отстоит от задней стенки глотки на 1-7 мм, свисает от плоскости жевательных поверхностей верхних зубов примерно на 1 мм. Подвижность небной занавески проверяется при плавном, протяжном произношении А, при широко открытом рте. Отмечается плотность небно-глоточного смыкания и активность боковых стенок глотки при фонации. При произношении гласных может быть выявлено неподвижность мягкого неба. Логопед вызывает глоточный рефлекс, прикасаясь шпателем к задней и боковой стенкам глотки. Если функции мягкого неба не нарушены, то должен произойти непроизвольный рывок небной занавески вверх. Оценивается глоточный рефлекс: отсутствует, сохранный, повышенный или сниженный. Затухание реакции глоточных мышц может начаться в 5 и заканчиваться в 7 лет. Его оценка необходима для детей, которые будут носить функциональный глоточный обтуратор. Язык. Обследуется состояние корня и кончика языка, отмечается сдвиг в ротовой полости, излишняя напряженность, вялость, ограничение подвижности. Ребенок выполняет упражнения: иголочка, змейка, лопаточка, лошадка, часики, качели, вкусное варение. Все упражнения проводятся по подражанию, затем по инструкции перед зеркалом и без него. Зубы. Состояние прикуса, зубных рядов. Фиксируют наличие ортодантического аппарата, цель наложения, плотность фиксации, мешает или не мешает фонации. В конце осмотра проверяется направленность верхней губы. Упражнения фокус, плюнь, задувание легкого предмета в цель. Дуть с высунутым языком, с зажатыми и открытыми крыльями носа.

Определение состояния физиологического и речевого дыхания.. Речевое дыхание проверяется в произношении фразы. Обращается внимание на просодические компоненты (интонационные). В дошкольном возрасте норма 6-7 слов.

Выявление особенностей звукопроизношения. Звукопроизношение проверяется также как и при дислалии. Дошкольникам предъявляется наглядность, школьникам можно предложить тексты. Отмечается характер нарушений звукопроизношения: дополнительное беззвучное произношение, т. е. артикуляция без фонации, сопутствующие шумы. обязательно отмечается разборчивость или неразборчивость, смазанность, носовые резонансы. При обследовании всех сторон речи, сначала проверяется фонематический слух и восприятие. Обследование идет как при дислалии. Обязательно подбирается материал с паронимами(люк-лук). У старших дошкольников и младших школьников проверяется состояние звукобуквенного анализа. Слова берутся с твердыми вариантами согласных звуков. В отличие от дислалии уточняют дифференцирует ли ребенок свои недостатки на слух или знает о них со слов других.

Определение уровней общего речевого развития. Обследуется состояние лексики, проверяется уровень пассивного и активного словаря. Обследуется грамматический строй речи. Проверяется состояние связной речи на примере диалога и монолога. У школьников проверяется письмо и чтение. Письмо-списывание, письмо под диктовку, самостоятельное высказывание. Чтение- проверяется способ чтения(побуквенное, слоговое, словесное), обследуется понимание прочитанного.

Определение уровня интеллектуального развития. Оно обследуется педагогом, психологом по общепринятым методикам. Логопед берет данные у психолога.

Состояние связной речи. У школьников проверяется письмо и чтение. Письмо – списывание, под диктовку, и самостоятельное высказывание. При чтении проверяется способ чтения. + понимание прочитанного.

Изучение эмоционально-волевой сферы ребенка. Обследуется после нескольких наблюдений и бесед с ребенком, родителями, педагогами. Отмечается как вступает ребенок в конфликт с детьми, со знакомыми и не знакомыми людьми, что испытывает, какие средства общения использует. Обязательно выясняется знает ли ребенок о своих дефектах, стесняется ли его. Есть ли у ребенка друзья, их возраст, любит ли ходить в гости, как ведет себя в гостях. С ринолаликами обследование проводится индивидуально, постоянный контроль за речью, так как многие стесняются даже проверяющего.

По итогам обследования логопед делает логопедическое заключение.

Транскрипт

1 МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОЧУ ВПО «МОСКОВСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ» «Дефектология. Логопедия» Лекции по дисциплине «Нарушения голоса. Ринолалия» ТЕМА 7. Комплексное обследование лиц с ринолалией Содержание 1. Принципы обследования детей с ринолалией.. 2 стр. 2. Схема комплексного обследования детей с ринолалией 5 стр. 3. Список литературы стр. г. Москва, 2014

2 1. Принципы обследования детей с ринолалией Для понимания специфических особенностей структуры речевого дефекта, правильной организации комплексного воздействия и определения путей совершенствовании коррекционной работы с детьми с ринолалией необходимо полное всестороннее изучение клинических и психологопедагогических данных. Логопед должен уметь определить, какие компоненты речевой системы страдают, какова степень тяжести нарушения, что первично в структуре дефекта, а что вторично. Сложные вопросы диагностики речевых нарушений требуют правильной квалификации патологических симптомов, свидетельствующих о перенесенном ребенком заболевании. Успешное решение задач коррекционного обучения во многом зависит от того, насколько правильно и своевременно было определено речевое нарушение, от степени его тяжести и начала коррекционных занятий. Используются различные методы исследования: изучение медицинской документации; педагогическое наблюдение за детьми в условиях свободного общения и на специальных занятиях; беседы с врачами, родителями, детьми; объективные методы исследования: назофарингоскопия, рентгенография. В процессе выявления и последующего преодоления любого речевого нарушения необходимо соблюдать основополагающие принципы логопедии. При обследовании детей с врожденными расщелинами верхней губы и нёба наиболее актуальными являются следующие. 1. Принцип комплексности. Ринолалия, возникающая на почве врожденных расщелин верхней губы и нёба, является сложным речевым нарушением, требующим комплексного медико-психолого-педагогического подхода к его преодолению. В обследовании таких детей, помимо логопедов принимают участие хирург, ортодонт, педиатр, ЛОР, невролог, генетик, психолог. Это продиктовано тем, что расщелины являются причиной анатомических расстройств речевого аппарата, которые ведут к «Дефектология. Логопедия» Страница 2

3 функциональным проблемам (оказывают отрицательное влияние на развитие ребенка, вызывая нарушения дыхания, питания, слуха и речи). Органические нарушения в строении органов артикуляции требуют обязательной консультации хирурга-стоматолога. В дооперационный период хирург является ведущим специалистом, определяющим сроки, этапы и методы лечения данной категории больных. Однако и в послеоперационный период наблюдение у хирурга является обязательным. В некоторых случаях после оперативного вмешательства наблюдается расхождение швов, что приводит к образованию дефектов переднего или среднего отделов твердого нёба. В качестве причин могут выступать нарушения микрофлоры в области, подвергшейся вмешательству, ухудшение общего соматического состояния ребенка. В таком случае требуется повторная операция, и консультация хирурга необходима для определения тактики дальнейшего лечения. Полноценной коррекции звукопроизношения при ринолалии могут препятствовать многочисленные нарушения зубного ряда, сопровождающие расщелину. В некоторых случаях на правильность произнесения звуков оказывает влияние ношение ортодонтического аппарата. Поэтому при обследовании необходимо получить заключение ортодонта. В процессе обследования необходимо получить заключение оториноларинголога о характере слуховой функции, состоянии носоглотки (нет ли воспалительных процессов, полипов, аденоидов, искривления носовой перегородки), выявить уровень снижения слуха. Консультация педиатра требуется для решения вопроса о планировании нагрузки на логопедических занятиях. Возможные органические и функциональные нарушения в состоянии ЦНС своевременно помогает выявить осмотр невролога и психолога. «Дефектология. Логопедия» Страница 3

4 Таким образом, для наиболее успешного коррекционного воздействия на детей с ринолалией необходима совместная работа специалистов разного профиля. 2. Принцип системного подхода. Речь является сложной функциональной системой, все компоненты которой находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Важно обратить внимание не только на исследование первичных нарушений в структуре дефекта, но и на возможное наличие вторичных проявлений. Помимо подробного и тщательного изучения строения и функции артикуляционного аппарата, состояния звукопроизношения, дыхательной и голосовой функции, следует уделить внимание обследованию фонематического восприятия, лексикограмматического строя речи, общему уровню речевого развития ребенка с тем, чтобы исключить присутствие фонетико-фонематического или общего недоразвития речи, задержки речевого развития. 3. Принцип индивидуального подхода. Обследование детей с врожденными расщелинами верхней губы и нёба проводится только в индивидуальной форме. Это обусловлено тем, что нарушения в структуре дефекта носят различный характер и в задачи, стоящие перед логопедом, входит определение индивидуальных особенностей состояния речевой функции в каждом конкретном случае. 4. Принцип учета ведущей деятельности возраста. Обследуя детей с ринолалией, следует помнить о том, что приемы и материал обследования будут несколько различаться в зависимости от того, в каком возрасте находится ребенок. При обследовании дошкольника, основным занятием которого является игра, в большом количестве используются игрушки, речевые и подвижные игры, красочный дидактический материал, соответствующий возрасту (предметные, сюжетные картинки). Само обследование может проводиться в игровой форме. Ведущей деятельностью «Дефектология. Логопедия» Страница 4

5 школьного возраста является учеба. В соответствии с этим предлагаемый материал должен иметь иную направленность, возможно использование элементов школьной программы, например, чтение стихотворений. Однако и в данном случае не исключается использование различных логопедических игр и соответствующего дидактического материала. 2. Схема комплексного обследования детей с ринолалией Медико-психолого-педагогичсская диагностика включает изучение данных анамнеза, логопедического и психолого-педагогического статуса. Исследование ребенка начинается с беседы с родителями и изучения медицинской документации. Известно, что различные неблагоприятные воздействия во внутриутробном периоде развития и во время родов, а также в первые годы жизни ребенка могут приводить к нарушениям речи различной степени тяжести. Ринолалия может выступать как самостоятельное нарушение, а может сопровождаться дизартрией, задержкой речевого развития, фонетикофонематическим недоразвитием речи, общим недоразвитием речи. Чтобы получить наиболее полную информацию о структуре речевого дефекта, при оценке анамнеза важно обратить внимание на наследственную патологию в семье, возможность неблагоприятного воздействия на развитие ребенка различных вредных факторов в период внутриутробного развития или рождения. I. Данные анамнеза 1. Вид расщелины. 2. Сроки хирургического вмешательства. 3. Наследственность по прямой и косвенной линии. Есть ли у когонибудь из родственников расщелины губы и/или нёба, а также другие нарушения строения артикуляционного аппарата. «Дефектология. Логопедия» Страница 5

6 4. От какой по счету беременности ребенок, чем закончились предыдущие беременности. 5. Протекание беременности: наличие токсикозов в 1-й или 2-й половине, травм (указать каких) в 1-й или 2-й половине; контакт с вредными веществами, химическими препаратами как до наступления беременности, так и во время ее протекания: острые и хронические заболевания матери во время беременности (грипп, ОРВИ, почечная и сердечная недостаточность и т. д.); резус-конфликт, психические травмы и стрессовые ситуации. 6. Протекание родов: срочные, недоношенность; время прохождения родов: быстрые, затяжные, с применением вспомогательных средств, асфиксия, родовые травмы. 7. Раннее физическое развитие ребенка: когда начал держать головку, сидеть, ходить. 8. Раннее речевое развитие: когда появились гуление, лепет, первые слова, фраза. 9. Занимался ли с логопедом, где, в течение какого времени, есть ли положительная динамика. 10. Заключения специалистов: хирурга-стоматолога, ортодонта, педиатра, оториноларинголога, невролога. II. Логопедическое обследование Для выявления особенностей дыхания, фонации, строения и функции артикуляционного аппарата, звукопроизношения и просодической стороны речи детей с небной патологией необходимо тщательное логопедическое обследование. Задачей данного обследования является определение характера и степени выраженности проявлений дыхательных, голосовых и артикуляционных расстройств и их влияния на нарушения звукопроизношения и просодики. Наиболее подробно этот аспект исследования разработан в методике Т. В. Волосовец. «Дефектология. Логопедия» Страница 6

7 1. Состояние артикуляционного аппарата (строение и функция) Губы наличие послеоперационных рубцов, толстые, тонкие, без патологии. Уздечка верхней губы норма, укорочена. Подвижность достаточна, ограничена. Переключаемость движений достаточна, недостаточна. Для определения подвижности губ и переключаемости артикуляционных движений предлагаются традиционные упражнения артикуляционной гимнастики: «улыбка», «трубочка», чередование «улыбки» и «трубочки» и т. д. Упражнения выполняются отраженно за логопедом, возможно использование зеркала. Преддверие полости рта глубокое, неглубокое, не сформировано. Зубы крупные, мелкие, редкие, зубной ряд сформирован, не сформирован. Прикус нормальный, прогения, прогнатия, открытый (боковой, передний); сужение верхней челюсти, выступание межчелюстной кости. Язык форма и размер: обычный, массивный, маленький, длинный, короткий, широкий, узкий. Корень языка норма, гипертрофия. Кончик языка истонченный, широкий. Уздечка языка норма, короткая, спайка с тканями подъязычной области. Позиция в полости рта правильно стабилизирован, оттянут назад, лежит на дне полости рта. Подвижность языка достаточная, недостаточная. Переключаемость движений достаточная, недостаточная. Проверка производится с помощью традиционных артикуляционных проб: «иголочка», «лопаточка», «чашечка», «часики», «маляр», «почисти зубки», «лошадки» и т. д. Тонус мыши языка норма, повышен, понижен. Наличие тремора (мелкого дрожания языка), девиации (отклонения языка в сторону), гиперсаливации (повышенного слюнотечения). «Дефектология. Логопедия» Страница 7

8 Твердое нёбо неоперированная расщелина, сформированное твердое нёбо широкое, узкое, плоское, высокое, готическое (разновидность высокого); наличие дефектов переднего или среднего отделов твердого нёба. Мягкое нёбо неоперированная расщелина, сформированное мягкое нёбо короткое, длинное, подвижное, малоподвижное. Для того чтобы правильно определить степень подвижности мягкого нёба, детям предлагают произнести звук [а] на твердой атаке. Ребенка просят широко открыть рот и резко и громко крикнуть [а]. В зависимости от того, насколько активно в этот момент движется нёбная занавеска, логопед выносит заключение о ее подвижности. Состояние мимической мускулатуры в покое и динамике наблюдается ли патологическая активность лицевых мыши, компенсаторные гримасы при фонации. Состояние лицевой мускулатуры оценивается в процессе наблюдения за речевой деятельностью и с помощью проб, позволяющих оценить работу мимических мышц. Детям предлагают сделать веселое лицо (засмеяться), сердитое лицо (нахмурить брови), поднять брови, прищурить поочередно правый и левый глаз, надуть щёки, втянуть щеки и т. д. 2. Состояние дыхательной функции: физиологическое дыхание; фонационное дыхание. При оценке физиологического дыхания важно определить его тип: ключичный, грудной, нижне-диафрагмальный (косто-абдоминальный). Исследование производится визуально в положении лежа, сидя, стоя. Далее определяется наличие ротового выдоха сформирован, не сформирован. С этой целью ребенку предлагается подуть на бумажную игрушку или шарик. «Дефектология. Логопедия» Страница 8

9 При определении качественных характеристик фонационного (речевого) дыхания следует обратить внимание на длительность и направленность ротового выдоха при фонации (в момент речи) и наличие носовой эмиссии. Ребенок произносит слова или предложения, а логопед оценивает характер ротового выдоха. Объективную информацию о наличии носовой эмиссии можно получить с помощью специального прибора назометра. 3. Состояние голосовой функции: тембр голоса; высота голоса; сила голоса. Особенности голосовой функции выявляются в ходе беседы с детьми. Объективная оценка тембра голоса производится с помощью назометра и назофарингоскопического исследования. Обращается внимание на наличие носовой эмиссии и гиперназализации. Для проверки силы звучания голоса можно предложить ребенку произносить слова или фразы шепотом, тихим, громким голосом, меняя громкость произнесения отраженно за логопедом. Высота голоса определяется с помощью пения гамм в различных диапазонах или произнесения слов и фраз с потением или понижением голоса. 4. Состояние звукопроизношения На данном этапе основной целью является оценка сформированности звукопроизносительной стороны речи у ребенка. Материалом может служить набор предметных картинок, а также перечень определенных слов и фраз. Обследование начинается с проверки изолированного произнесения звуков, затем предлагают повторить слова и фразы, содержащие «Дефектология. Логопедия» Страница 9

10 определенные звуки отраженно за логопедом. Можно предложить детям назвать предметные картинки. В последнюю очередь проверяется произнесение звуков в спонтанной речи. Исследование наиболее целесообразно осуществлять в игровой форме. Например, волшебник может превратить детей в комарика, который должен позвенеть «з-з-з», в пчелку, которая собирает с цветов мед и жужжит «жж-ж», собаку, которая защищает своего хозяина и рычит «р-р-р» и т. д. Примерный перечень слов для отраженного произнесения: пони, пена, баба, белый, Вова, Витя, Фома, Филя, Таня, тетя, дом, дядя, сова, сено, зайка, Зина, шапка, жук, цапля, щетка, чай, липа. Ляля, рыба, река. При составлении проверочных фраз рекомендуется использовать слова простой слоговой структуры, например: На Тане пальто. 5. Просодическая сторона речи Оценивая состояние просодических характеристик речи, обратить внимание на мелодико-интонанионную выразительность, соблюдение темпоритмической организации речи, выраженность эмоциональных оттенков, расстановку пауз, логических ударений, громкость, разборчивость речи в целом. Исследование проводится на материале стихотворений, сказок, поговорок. Поскольку при ринолалии ведущим является расстройство фонетической стороны речи, обусловленное анатомическим дефектом артикуляционного аппарата, обследование в первую очередь направлено на выявление первичных нарушений. Однако в некоторых случаях первичные нарушения голоса и звукопроизношения могут стать причиной отклонений в формировании других компонентов речевой системы: фонематического восприятия, лексико-грамматического строя у детей дошкольного возраста, а у школьников и письменной речи. В связи с этим, обследуя ребенка, важно «Дефектология. Логопедия» Страница 10

11 определить, не осложняется ли ринолалия фонетико-фонематическим недоразвитием речи, общим недоразвитием речи, дисграфией. 6. Состояние фонематического восприятия и способности к фонематическому анализу Учитывая, что особенности устной речи детей с ринолалией оказывают влияние на формирование других речевых процессов, важно оценить состояние фонематического восприятия. Исследование проводится в трех направлениях: дифференциация изолированных звуков, на уровне слогов и на уровне слова. Ребенка просят определить пары звуков, используя игровые моменты: «Кто как жужжит?» «з-з-з»: комар, «ж-ж-ж»: жук (дифференциация [з]-[ж]); «с-с-с»: вода течет, «ш-ш-ш»: змея шипит (дифференциация [с]-[ш]); «д-д-д»: играем на барабане, «т-т-т»: стучат колеса поезда (дифференциации [д] [т]); «р-р-р»: собака рычит, «л-л-л»: самолет гудит где собака, а где самолет. Для дифференциации слогов предлагаются слоговые ряды, в которых нужный слог выделяется поднятием руки. Для проверки фонематического восприятия на уровне слова ребенку предлагают картинки, названия которых отличаются одним звуком: «мишка»-«миска», «козы»-«кожи», «коза»-«коса», «зуб»-«суп», «том»-«лом», «удочка»- «уточка», «вата»-«фата», «башня»-«пашня», «лак»-«рак». Требуется определить, разные это слова или одни и те же. Детям показывают картинки, объясняя значение слов, и дети повторяют их за логопедом. Для того, чтобы трудности проговаривания не влияли на качество дифференциации, необходимо предлагать задания, исключающие артикулирование. «Дефектология. Логопедия» Страница 11

12 7. Состояние активного и пассивного словарного запаса С помощью предметов, предметных и сюжетных картинок логопед определяет возможности понимания и использования ребенком различных частей речи. 8. Состояние грамматического строя речи На данном этапе исследуется характер употребления ребенком грамматических конструкций. Материалом могут служить игрушки, предметы, предметные и сюжетные картинки. Оценивается умение согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже; числительные с существительными; употребление числа и рода глаголов; использование предложных и беспредложных падежных форм существительных. III. Психолого-педагогическое обследование 1. Психологическая база речи Восприятие, мышление, память, внимание составляют психологическую базу речи. Важно получить сведения об особенностях психического развития детей с ринолалией. Знание этих особенностей необходимо для проведения дифференциальной диагностики различных форм речевых расстройств и отграничения их от речевых нарушений, связанных с интеллектуальной недостаточностью, задержкой психического развития, расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения. Исследование может проводиться совместно с психологом. При этом используются различные методики, разработанные для обследования высших психических функции (Д. Б. Эльконин). 2. Педагогический анамнез Данные педагогического обследования помогут получить информацию об уровне сформированности умений и навыков детей с ринолалией и предотвратить возможные трудности в процессе обучения. «Дефектология. Логопедия» Страница 12

13 Обследование включает изучение уровня развития игровой деятельности, сенсорного развития (выполнение действий с дидактическим материалом, предметами, игрушками), состояния общей и мелкой моторики. Список литературы 1. Григоренко Н. Ю., Цыбульский С. А. Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей с нетяжелыми аномалиями органов артикуляции (учебно-методическое пособие). М.: Книголюб, с. 2. Соломатина Г. Н. Устранение открытой ринолалии у детей: Методы обследования и коррекции. М.: ТЦ Сфера, с. 3. Ермакова И. И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков: Кн. для логопеда-2-е изд., перераб. М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», с. 4. Ипполитова А. Г. Открытая ринолалия: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Под ред. О. Н. Усановой М.: Просвещение, с. «Дефектология. Логопедия» Страница 13


«Коррекционная работа по формированию просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с легкой формой дизартрии». учитель логопед МБУДО «ДООспЦ» г. Владимира Гречина В.Ю. Исследования

Кружок «Говорунчик» Речевые нарушения у детей дошкольного возраста и их коррекция Подготовила учитель-логопед Ленцова М.В. Причины нарушений речи Неблагоприятная наследственность Внутриутробная патология

Пояснительная записка Ринолалия нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо физиологическими дефектами речевого аппарата. В последние несколько десятилетий наблюдается рост числа

Учебная дисциплина «ОСНОВЫ ЛОГОПЕДИИ» Составитель: Сапогова Ольга Леонидовна, старший преподаватель кафедры логопедии Института инклюзивного образования БГПУ Первичные нарушения при ринолалии нарушения

2.4. Зачисление детей для занятий на логопункт осуществляется ПМПк до 1 октября учебного года на основании заключения ТПМПК и результатов комплексного первичного обследования учителялогопеда. В течение

ФНР и ОНР: когда родителям надо идти к логопеду? Первый раз ребенок посещает логопеда в возрасте трех лет. Однако, если есть речевые нарушения, специалист ставит соответствующий диагноз и рекомендует начинать

Дизартрия, механизмы возникновения, причины, основные направления коррекции. Выступление на городском методическом объединении учителей логопедов 05.12.2014 Подготовила Е.Н.Родина, учитель-логопед Дизартрия

Годовой отчет учителя-логопеда подготовительной группы 5 Теремок» Савенко Марины Александровны Цель коррекционно педагогического воздействия на 2014 2015 учебный год - создание оптимальных условий, способствующих

Елена Дмитриевна Дмитрова Логопедические карты для диагностики речевых расстройств Е.Д. Дмитрова. Логопедические карты для диагностики речевых расстройств: АСТ, Астрель, Харвест; Москва; 2008 ISBN 978-5-17-049575-7,

Дитятко что тесто: как замесил, так и выросло. Учение без умения не польза, а беда. Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное

Учебная дисциплина «ОСНОВЫ ЛОГОПЕДИИ» Составитель: Сапогова Ольга Леонидовна, старший преподаватель кафедры логопедии Института инклюзивного образования БГПУ Ринолалия (лат. rhinolalia от греч. rhis (

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ: НЕБЛАГОПРИЯТНЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ, В КОТОРОМ РАСТЕТ РЕБЕНОК, СКАЗЫВАЕТСЯ НА ЕГО ПСИХИЧЕСКОМ И РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ЦЕЛЬ: ОБЪЯСНИТЬ ПРИЧИНЫ И РАЗНОВИДНОСТИ РЕЧЕВЫХ РАССТРОЙСТВ И ПУТИ

Магистерская диссертация «Особенности просодической стороны речи и пути ее коррекции у дошкольников со стертой дизартрией» Студентки ФИО Научный руководитель: кандидат пед. наук, доцент ФИО Цель исследования

Формулировки логопедических заключений (для дошкольников) Предпосылки речевого недоразвития (до 2-х лет) Задержка речевого развития (с 2-х до 3-х лет) Общее недоразвитие речи I уровня (с 3-х лет) Общее

1 Пояснительная записка Актуальность программы: Программа коррекционной работы разработана в соответствии с Федеральным образовательным стандартом второго поколения и направлена на оказание логопедической

Подготовка к правильному произношению звука «Р» Звук «Р» считается самым сложным по своему формированию в возрастном развитии звукопроизношения у детей. В норме он должен сформироваться к 5 5,5 годам.

Что нужно знать родителям о дизартрии Учителя-логопеды: М.И. Четыркина, Е. Ю. Егорова. Что такое дизартрия? Дизартрия нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью

Система формирования интонационной выразительности речи у дошкольников с речевыми нарушениями в условиях логопункта ДОУ Учитель-логопед МБДОУ детского сада 15 «Светлячок» Десинова Надежда Александровна

Консультация для МО молодых педагогов (воспитателей) от 23.12.2014 года Особенности речи умственно отсталых детей Учитель-логопед: Ржевская С.И. В последние годы резко увеличилось количество детей с проблемами

Учитель-логопед: Назарова Т.Н. МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» г. Тамбов, 2018 СТРУКТУРА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ОБЩАЯ СТРУКТУРА ИНДИВИДУАЛЬНОГО

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Саратовский государственный университет имени

МАДОУ «Малиновский детский сад» Консультация для воспитателей «Звуковая культура речи, как составная часть общей речевой культуры». Приготовила: учитель логопед Мария Александровна Кучер п. Малиновка 2017

УЧИТЕЛЬ ЛОГОПЕД ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ - УСТЯН ЕЛЕНА БОРИСОВНА Закончила дефектологический факультет МГЗПИ в 1990 году по специальности сурдопедагог. Педагогический стаж 30 лет. Член ПМПК Восточного округа с

РЕЧЕВАЯ КАРТА Фамилия, имя ребенка Возраст Домашний адрес Дата поступления ребенка в группу Прибыл из д/с Дата выпуска ребенка из группы Сведения о родителях: Мать (адрес, телефон) Отец Жалобы родителей

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Наименования тем Лекци и Практ. занятия Лаборат. Самост. работа Теоретико-методологические - - - основы логопедии Логопедия как наука Этиология нарушений речи Классификация нарушений

Содержание 1. Пояснительная записка.... 3 1.1 Цель, задачи, принципы программы.... 4 1.2 Критерии оценки.... 4 1.3 Методика обследования речи.... 5 2. Учебный план... 13 3. Содержание программы... 13 3.1

Тема: «Логопедический массаж при стертой дизартрии» Обследование речи обучающихся в школах показали, что в 80% детей имеют отклонения в речевом развитии. Среди наиболее распространенных нарушений: дислалия,

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 11 «Светлячок» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Виды речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Подготовила: ст. воспитатель Фомичева

Кыздарбекова Б.А. КГУ Карагандинская областная психолого-медико-педагогическая консультация 4, Республика Казахстан Обследование и оценка детей с дизартрией Комплексное всестороннее обследование особенностей

Тема: «Презентация модели взаимодействия специалистов в дошкольных учреждениях» Выступающая: Логопед Гречишникова Ольга Сергеевна Высшей квалификационной категории Рис. 1. Модель взаимодействия в работе

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 6 логопедическая газета Выпуск 1 Сентябрь- ноябрь 2015 год 1 Очень часто родителей волнуют вопросы: сколько

«Особенности проявления речевых нарушений у дошкольников» Социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка по ФГОС Ребенок: - хорошо владеет устной речью - любознателен - способен к принятию

КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА АНКЕТНЫЕ ДАННЫЕ 1. Фамилия, имя 2. Возраст 3. Школа, класс 4. Национальность АНАМНЕЗ СОСТОЯНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ Условия: С С З З Ц Ш Ж Щ Ч Л Л

Учитель-логопед Козлова Наталия Евгеньевна «Артикуляционная гимнастика как основа формирования правильного произношения звуков. Вариативность форм её проведения в условиях ФГОС» Современная ситуация в

Департамент социальной защиты населения администрации Владимирской области ГКУСО ВО «Муромский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» ДОКЛАД на методическое объединение

ДЕТИ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду. Л.И. Плаксина ЦЕЛЬ: Обеспечение оптимальных условий для системного, комплексного, непрерывного воспитания и обучения

Артикуляционная гимнастика при постановке звуков Чтобы ребѐнок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать

Артикуляционная гимнастика основа формирования правильного звукопроизношения у дошкольников По современным нормативам ребенок должен овладеть всеми звуками своего родного языка к 6-7 годам. Однако, статистика

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА Органы артикуляционного аппарата Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи язык, губы, мягкое нѐбо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц,

ПРОВЕДЕНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ Хорошая речь важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его

КГУ «Костанайский детский психоневрологический дом-интернат» логопед Матсон О.В. ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ КОНТАКТ; -в контакт не вступает ДАТА ОБСЛЕДОВАНИЯ ВОЗРАСТ РЕБЁНКА -контакт формальный (чисто

Министерство образования и науки Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ВОСПИТАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ Преподаватель АПК: Донченко Е.А. Задачи и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников Звуковая культура речи является составной частью общей

Министерство образования и науки Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ОГКУ «Костромской областной центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия Составила учитель-логопед Полтавская О. А. Почему надо

1. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю): Общие сведения 1. Кафедра СП исп 2. Направление подготовки Специальное (дефектологическое) образование

Презентация рабочей программы учителялогопеда МКДОУ д/с 77 комбинированного вида Адамович Т.В.. Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»

Пояснительная записка. Дошкольный возраст важный период в становлении личности ребёнка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим