Ремонт квартиры

Арабские воины. Арабские войны. Завоевание Ирана арабами

Арабские воины. Арабские войны. Завоевание Ирана арабами

Арабы и их стремительные завоевания. Государство у арабов возникло вместе с исламом. Основателем того и другого считается пророк Мухаммад, проживший до 632 г. и умерший от болезни в возрасте 60 с небольшим лет. Во главе государства он стоял неполных три года. И с первых дней своей власти разрабатывал грандиозные планы завоевания новых территорий и распространения нового учения. Его могучими соседями были Византийская империя и Сасанидский Иран. Первые военные походы арабы совершили при его жизни, и они были столь успешными, что окрылили воинов. И здесь особая роль принадлежит исламу, потому что он объединил разрозненные племена арабов, подчинил их религиозной дисциплине и дал убежденность в правоте их дела, в непобедимости, что создало превосходство над хорошо вооруженными и обученными армиями Византии и Ирана.

За недолгие 30 лет правления первых преемников Мухаммада, которых принято называть "праведными халифами", т.е. "заместителями Мухаммада", арабы завоевали практически все огромное Сасанидское государство, включавшее области современного Ирака, Ирана и ряд других земель, успешно присоединяли к себе Африканские и Азиатские территории, принадлежавшие Византии. К концу VII в. они были уже у Гибралтара, откуда открывался путь в Европу. В начале следующего века они переправились через пролив и начали подчинять себе Пиренейский полуостров. Он оказался в их руках за считанные годы. Около семи лет они завоевывали эту часть Европы и около семи веков удерживали в своих руках.

Этапы завоевания Сасанидского Ирана. Первые успехи арабов были особенно ошеломительны - они целиком завоевали огромный Иран и 2/3 великой Византии. Военные действия с соседями они вели по-разному. Наиболее ожесточенными были сражения в Сасанидской державе, которую иначе называли наследницей древней Персии. Ее 20-летнее завоевание принято разделять на три этапа: 633-636, 637-644, 644-651 гг. Решающим во многих отношениях оказался первый этап. Он закончился одним из самых больших и знаменитых сражений, которое предопределило во многом дальнейший ход завоеваний, битвой при Кадисе.

Откуда известно о битве при Кадисе. История арабов и их завоеваний нашла место на страницах многих сочинений на трех языках: греческом, арабском и сирийском. Конечно, больше всего хроник и историй оставили арабские авторы. Самый подробный рассказ о первых трех веках истории мусульманского государства дошел от выдающегося ученого-историка второй половины IХ-первой четверти X в. Ал-Табари. Он назвал свое сочинение "История пророков и царей" и собрал в него, все, что можно было отыскать у более ранних авторов.

Наставления халифа Абу-Бакра. Когда первый халиф, пришедший к власти после смерти Мухаммада, отправлял в походы, он всегда наставлял воинов, что если Аллах дает победу, то не следует злобствовать в покоренном городе или деревне, уродовать тела врагов, убивать детей, стариков, женщин. Он запрещал сжигать пальмы, плодовые деревья, резать скота больше, чем нужно для еды. Одним словом, он хотел, чтобы мусульмане не мародерствовали, простые люди меньше их пугались и не имели причин их ненавидеть.

Войско арабов. Оно состояло из больших объединений. К моменту битвы при Кадисе основными подразделениями были правое и левое крыло, центр, авангард, арьергард. Кроме того, особую роль играли резерв, разведка, пехота, лучники, караван верблюдов. Каждое большое объединение делилось на мелкие отряды. Нередко отряд объединял членов одного племени или рода, имел свое знамя. Армия была смешанной: пешие воины и конница. Первоначально в областях Сасанидского Ирана арабы придерживались правила, пришедшего из военного опыта: не углубляться далеко на чужую территорию, давать бой на границе степи, чтобы в случае неудачи скрыться от преследования.

События в той области государства, которая имеет историческое название Ирак и в которой находится Кадис, развивались быстро. Там вначале не придавали набегам арабов большого значения, потому что всегда боялись крупных войн с Византией, могучим и грозным соседом, тем более, что в нескольких сражениях арабы проиграли. Дела арабов стали выправляться только после того, как сам халиф обратился к ближайшим сподвижникам Мухаммада и их сыновьям с просьбой войти в состав арабской армии и выступить в сторону Ирака. За несколько месяцев собралась достаточно крупная армия, хотя из Медины, главного города пророка Мухаммада, выступило только 4 тысячи воинов. По пути к ним присоединилось еще несколько таких отрядов, так что перед битвой с персами войско насчитывало 25-30 тысяч человек. Оно было разделено на 10 боевых групп, каждая из которых хорошо знала, что именно должна делать. Как всегда при ней находился уполномоченный по разделу добычи. На этот раз она ожидалась большой. Поэтому уполномоченного назначил сам халиф.

Войско персов. Шах Ирана встревожился. Получив сообщение о появлении многочисленной арабской армии, он приказал собрать большое войско и положить конец попыткам арабов захватить чужие территории. Со всего Ирана собирались воины. И набралось около 40 тысяч, да еще 30 с лишним боевых слонов.

Ни арабы, ни персы не спешили завязывать главное сражение. Они пытались вести переговоры, во время которых арабы требовали поделить все земли и принять ислам, а персы категорически все это отвергали, потому что и представить себе не могли, что с ними на равных будут жить и править полунищие арабы. Обе армии высылали передовые отряды, между которыми происходили небольшие сражения. Порой нападали и на мирное население. Однажды арабы напали на свадебный поезд, убили начальника охраны, захватили драгоценности, гарем и слуг. Так длилось месяца три-четыре. При этом не только арабы, но и персидские солдаты вели себя с местными жителями как в завоеванной стране, прежде всего угоняли скот. Арабы не очень следовали наставлениям Абу Бакра. Часто местное население откупалось от них имуществом, а, если не хотело этого делать, арабы могли и убить, и взять в плен, и разорить дом.

Лагерь у Кадиса. Этот город находился на краю пустыни, как раз между плодородной землей персов и каменистой степью арабов, что могло их спасти в случае поражения. От него совсем недалеко была столица персов. Потому арабам важно было сделать Кадис своим. К концу ноября они подошли к нему и разбили лагерь. Персы послали туда под видом торговца одного лазутчика, знавшего арабский язык. Когда тот приблизился к лагерю, то увидел одного из арабов. Он сидел вне лагеря, ел хлеб и вычищал насекомых из одежды. Лазутчик заговорил с ним на арабском языке, спросив его: "Что ты делаешь? Тот ответил: "Вот, как видишь, я ввожу новое и вывожу старое и убиваю врагов". Лазутчик был хитрый, он понял загадку и очень огорчился. Он сказал себе: "Новый народ входит, а старый выходит, и персов убивают".

Но когда он вернулся в лагерь персов, то вслух и всем сказал так: "Я видел народ безобразный, босой, нагой, голодный, но весьма храбрый, остальное вам известно". А потом он подошел к военачальнику, тайно открыл все, что видел и слышал и о чем догадался.

Персы вместе, единодушно достигли Кадиса и начали готовиться к бою с арабами. Современники по-разному определяют день начала битвы. Ныне историки пришли к выводу, что шел конец сентября 636 г. Персы выставили всю свою армию в 40 тысяч человек. Особую надежду они возлагали на боевых слонов, мощных и внушающих ужас арабам, которые до начала войны с Сасанидами таких животных не видели. Воинов-наемников персы приковали цепями, чтобы они не вздумали бежать с поля боя. Со своей столицей персы связывались при помощи гонцов, отвозивших и привозивших письма и приказы.

Начало боя. Первый день. Бой, как обычно, начался с поединков. Мусульмане прочитали перед этим положенные молитвы и специальную главу из своей Священной книги - Корана, которая называется "Война".

После поединков персы выпустили на поле битвы сразу всех слонов - 18 находилось в центре, 7 - на одном фланге, столько же - на другом. Конница арабов отступила, но пехота устояла, пока подоспели свежие силы.

3 дня и 3 вечера до самой темноты шла битва. Лишь утром после первого кровопролитного дня обе стороны сделали передышку, чтобы собрать и похоронить множество убитых воинов. Раненых передавали женщинам. Но к полудню бой разгорелся снова.


Знаменосцы, барабанщики и
трубачи арабского войска

Уже в первый день, несмотря на ужас, арабам удалось повредить большинство башен у слонов. Самые храбрые мусульмане выкалывали им копьями глаза или отрубали хоботы. К тому же и сами мусульмане решили попугать персов, точнее, их коней. Они соорудили какое-то подобие паланкинов-шатров на своих верблюдах, так что кони начинали храпеть и шарахаться.

В первый же день в руки арабов попало знаменитое, овеянное славными легендами боевое знамя Ирана, украшенное драгоценными каменьями. Это знамя, как верили иранцы, принадлежало когда-то легендарному герою-кузнецу Каве. Он поднял людей на борьбу против иноземного злодея-тирана Заххака, захватившего царский трон в Иране. Захватчик правил целых тысячу лет и установил царство зла. Кава повел за собой народ, сделав знаменем кожаный кузнечный фартук, и сверг злодея.

Третий и четвертый день. Третий день остался в памяти участников события как "день ожесточения". Персы снова выслали в бой слонов. Теперь их для охраны сопровождали пешие воины и всадники. Но арабы все-таки нашли способ поразить у двух главных слонов хоботы и глаза,а они в ярости развернулись назад и увлекли за собой остальных. К вечеру большинство арабских всадников спрыгнуло с коней, чтобы одолеть пеших персидских воинов. Битва шла до полной темноты. В тот вечер упорство мусульман сломило персидскую армию.

Утром следующего дня воины бились из последних сил. При этом в лицо персов начал дуть сильный ветер, который принес с собой тучи черной пыли. Ураганом сорвало и сбросило в воду навес, который был натянут над троном персидского полководца. А потом арабы пробились к нему самому и убили. Гибель полководца, естественно, вызвала смятение в войске персов. Оно начало отступать. На пути был широкий поток, и воины тонули во время переправы. Легче всего арабам было добивать тех воинов, которые были скованы цепью. Здесь даже женщины брали в руки копья и лишали врагов жизни. В середине последнего, четвертого дня битвы арабы захватили Кадис. Победа далась дорогой ценой. Только в последний день и ночь погибло 6 тысяч человек, кроме того, в предыдущие дни еще 2500. Почти треть армии полегла у Кадиса, не говоря уж о раненых. Персов погибло почти в два раза больше, чем арабов.

Арабы взяли не только драгоценное знамя, но и столько коней, что с той поры их войско стало полностью конным. Не забудем, что у каждого воина должно было быть, по крайней мере, по два-три коня.

Был еще один важный результат. Именно здесь они научились использовать осадные орудия.

Арабы закрепляют победу: Ктесифон. Победа при Кадисе открывала путь на столицу Ирана - Ктесифон. Но арабы не спешили туда. Два месяца они отдыхали, собирались с новыми силами. К халифу был послан гонец за распоряжениями. Тот приказал наступать на столицу. Но не брать с собой женщин и детей.

Важной защитой Ктесифона была река Тигр. Персы срезали все мосты через него, чтобы арабы не могли перейти на другую сторону. Один берег от другого отделяли целых 300 метров. Но арабы не напугались. Они были полны радости и сил после победы при Кадисе. И потому восхищались видом огромного и богатого города и говорили друг другу: "Бог Аллах, который помог нам на земле, спасет нас и на воде". Вначале отряд добровольцев, а потом и остальные въехали в удобном месте прямо на конях в Тигр, и все до одного переправились, ни одно из животных не погибло. Воины поддерживали друг друга, более слабых привязали к более сильным. Ктесифон сдался почти без боя. А ведь это была одна из величайших столиц средневековья. На улицах города не было ни души: его жители бежали. Добыча превосходила воображение арабов. В их руки попало бесчисленное количество ковров, посуды, товаров. Кто-то из арабов менял золото на серебро, не зная, что дороже. Кто-то солил драгоценными благовониями пищу.

Они никак не могли сообразить, как поступить с великолепным ковром, размером 30 на 30 м, т.е. 900 кв. м. Он застилал тронный зал правителя Ирана. На нем золотом, серебром, драгоценными камнями был вышит цветущий сад. Его отослали халифу в Медину, а там все-таки поделили на куски, потому что не нашлось такого зала, где его можно было расстелить во всей красе. Первый халиф жил почти так же скромно, как обычный воин.

А в Ктесифоне уполномоченному по разделу добычи пришлось потрудиться. Ведь вначале производилась оценка вещей, а потом их делили. Устраивали даже аукционы, распродажи, в них порой участвовали и местные жители. Одна доля доставалась пехотинцу, три кавалеристу.

Значение победы арабов при Кадисе. Она стала решающим событием, открыла дорогу к другим городам. Понадобилось чуть больше десятилетия, чтобы завоевать весь Иран. В 651 г. последний "правитель Ирана, "царь царей" (шах-ин-шах) был убит, и вскоре его государство пало. Ему было всего 16 лет, и судьба приготовила ему драматический удел. После взятия столицы он кочевал по всей стране, останавливался то в одном городе, то в другом. Реально военными действиями он не управлял. По одной из легенд, его убил мельник, у которого он нашел приют. Мельник польстился на драгоценности и одежды.

Так погибли один из самих молодых правителей и одно из самых старых государств.

Но не погибла его культура, его города, его хозяйство. Арабы стали жадно учиться всему, а потом и учить других. В этом отношении их завоевания по своему размаху и степени влияния на мировую культуру были одним из важнейших событий средневековья.

Ислам не религия, подобно христианству, а военно-политическая организация народа…
(Ганс Дельбрюк, т. III; с. 149)

Роль армии в халифате во многом определяла доктрина ислама. Основной стратегической задачей халифов считалось завоевание территории, населенной неверными (немусульманами), путем «священной войны». Принимать в ней участие обязаны были все совершеннолетние и свободные мусульмане, лишь в крайнем случае разрешалось нанимать для участия в священной войне неверных.

Бой тяжеловооруженных всадников. Стенная роспись из дворца в Пенджикенте, Согдиана, VII–VIII века

На первом этапе завоеваний арабская армия представляла собой племенное ополчение. Однако необходимость укрепления и централизации армии вызвала ряд военных реформ конца VII – середины VIII века. Арабская армия стала состоять из двух основных частей – постоянного войска и добровольцев, и каждая находилась под командованием своего полководца. В постоянном войске особое место занимали привилегированные воины-мусульмане.
Основным родом войск была конница. Но поскольку арабы были воинственным племенем, в котором каждый взрослый араб был воином, а приобрести и содержать коня мог далеко не каждый, в составе войска арабского халифата имелась и многочисленная пехота. Для ускорения марша пехоты арабы использовали верблюдов, что значительно повышало мобильность армии. Для ведения боя воины на верблюдах вооружались длинными копьями.
Полное вооружение арабского всадника было весьма богатым и разнообразным; два крепких и толстых лука с тридцатью стрелами, длинное бамбуковое копье с железным наконечником, метательный диск с острыми краями, колющий и рубящий меч, способный рассечь лошадь противника, боевая палица или обоюдоострый топор, 30 камней в двух переметных сумах. Также арабы широко применяли осадные орудия – баллисты, катапульты и тараны. Их изобретением стали горшки с горящей нефтью, которые с помощью катапульт забрасывались за стены осажденных крепостей, вызывая пожары. Защитное вооружение араба состояло из панциря, шлема, надевавшегося на шапку, поручей, поножей и набедренников.
Сила арабского войска была в мобильности – способности быстро передвигаться и появляться в самых неожиданных для противника местах, а также в хорошо организованном взаимодействии пехоты и конницы. Останавливаясь на ночь или делая длительный привал, арабское войско, как правило, сооружало укрепленный лагерь, защищая его со всех сторон валом и рвом. Дельбрюк приводит следующую цитату из арабского сочинения:
cite«Как только разбит лагерь, эмир прежде всего повелевает в тот же день без отлагательства и задержки прорыть ров; этот ров служит для прикрытия армии, препятствует дезертирству, предотвращает попытки нападения и предохраняет против других опасностей, которые могут возникнуть благодаря хитрости противника и всяким неожиданным событиям».

Бой пехотинцев. Стенная роспись из дворца в Пенджикенте, Согдиана, VII–VIII века

Арабы широко применяли засады, набеги и внезапные нападения – преимущественно на рассвете, когда сон особенно крепок. Многие победы обеспечивались активным использованием шпионов, причем не только для разведки, но и для ведения подрывной работы среди противника. Командование не гнушалось для этого ничем; применялись подкупы, устрашения, задабривания, откровенное вероломство. Подобная практика, скорее всего, и помогла им одержать верх в описываемой битве.

Командующие Потери

Предшествовавшие события

В 633 г. арабы начали войну с Ираном вторжением в Ирак . В течение двух следующих лет арабы сумели нанести персам ряд поражений (при переправе через Евфрат , при Уллаисе , при Бувайбе), потерпев лишь одно поражение - в «битве у моста» на берегу Евфрата, в конце 634 г.

Персам стало очевидно, что арабскую угрозу нельзя недооценивать. Иранский полководец Рустам, бывший фактическим хозяином положения в Ктесифоне при несовершеннолетнем правителе государства Йездигерде III , велел собрать ополчение из всех областей Ирана. На это потребовался год. Затем армия во главе с Рустамом выдвинулась в район действий арабов и в итоге стала лагерем у Кадисии. В течение двух (по другим источникам - четырёх) месяцев ни одна из армий не решалась начинать сражения. Рустам, по всей видимости, надеялся откупиться от арабов, и лишь когда он осознал невозможность этого, он начал сражение.

Сражение

Само сражение было очень ожесточённым и длилось 4 дня.

  • Первый день: Иранское войско, перейдя канал Атик, расположилось на его западном берегу в следующем боевом порядке. В центре находился на троне с навесом сам командующий Рустам. Правым флангом командовал Хормузан. Между ним и центром стоял отряд передовых (авангарда) во главе Джалиносом. А между левым флангом (командир Бахман Джадуйе) и центром стоял отряд Перозана. У иранцев были и наёмники (согласно Табари 30 000), многие из которых были скованы цепью чтобы они не смогли отступить. Также согласно сообщению Табари, у иранцев в центре находилось 18 слонов, 8 на одном фланге и 7 на другом. Боевой порядок арабов был похож на иранский - центр, правое и левое крыло. Главнокомандующий арабов Саад ибн Абу Ваккас, по болезни или другой причине, поручил общее командование Халиду ибн Урфуте (центр), несмотря на недовольство некоторых военачальников. Но бесспорно, то что Саад сам контролировал и командовал армией (через гонцов-адъютантов). Правое крыло возглавлял Джарир ибн Абдаллах Баджали. Левое - Кайс ибн Макшух. Арабы после троекратного такбира (возгласа «Аллах велик!») двинулись вперёд. Битва началась с поединков, предшествовавших началу полномасштабного сражения (в первом же поединке был побеждён и пленён знатный иранец Хормузд из рода Сасанидов). Иранцы ввели в бой слонов, с лучниками в башнях. Атака слонов была настолько успешна, что арабы племени баджила не были до конца перебиты, только благодаря пришедшим им на помощь арабам из племени асад. За слонами шли отряды иранской конницы, их вели военачальники Бахман Джадуйе и Джалинос. Теперь помощь требовалась уже племени асад. Конница арабов в панике от слонов отступала, под градом стрел лучников из башен. И хотя пехота арабов ещё держалась, над их войском нависла угроза поражения. Арабский командующий Саад ввёл в бой основные силы, в том числе тамимитов. Боевые слоны иранцев успешно наступая, увлеклись и оказались в гуще арабского войска. Арабы, из которых особо отличились тамимиты, в упорном бою смело сражались против слонов, стараясь копьями и стрелами поразить животных в глаза или хоботы. Также одни арабы перерезали подпруги удерживающие башни на спинах слонов (поэтому большая часть башен с их экипажами оказались на земле), а другие успешно метали стрелы в иранских лучников в башнях. И хотя арабы понесли большие потери, атака врага была отражена, иранцы стали отступать. Бой шёл до наступления ночи, затем войска вернулись на исходные позиции.
  • Второй день: Утром к арабам прибыл авангард отряда, шедшего им на помощь из Сирии (по одним данным - 6 000 воинов, по другим - 10 000) посланного халифом после взятия Дамаска. Этот авангард - одна тысяча всадников под командой Каака ибн Амра, принял участие в битве, возобновившейся ближе к полудню. В поединках успех сопутствовал арабам, у иранцев были убиты военачальники Бахман Джадуйе, Биндуван (брат командующего Рустама), военачальник Перозан (сражённый прибывшим из Сирии Кааком ибн Амром). В этот день иранцы не могли применить свою ударную силу - слоны в битве не участвовали, башни многих были срезаны и разломаны накануне. Арабы взяли инициативу в свои руки, они снарядили верблюдов (защитив их бронёй и кольчугами) сиденьями-паланкинами, посадив на них лучников, и атаковали иранскую конницу. Теперь конница иранцев пришла в ужас от вида и запаха непривычных животных. Арабы успешно атаковали центр иранского войска. Однако стойкость иранской пехоты не позволила арабам развить успех. Иранцы несли большие потери, следует добавить что в течение дня к арабам подходили воины отряда шедшего из Сирии. С наступлением сумерек бой был остановлен. Согласно Табари в этот день погибло 2 000 (или 2 500) мусульман и 10 000 неверных (иранцев).
  • Третий день: Арабы применили военную хитрость: прибывший накануне авангард (одна тысяча воинов Каака ибн Амра) отряда из Сирии под покровом ночи скрытно ушёл, а утром вернулся как будто к арабам пришёл ещё один большой отряд арабских воинов. Сотня подходила за сотней, на виду построенных для битвы иранцев и арабов. Иранцы, да и арабы вначале, приняли его за новое подкрепление. Мусульмане возблагодарили Аллаха и пошли в атаку. После поединков, началось общее сражение. Иранцы смогли в этот день вновь использовать боевых слонов. Теперь каждого слона охраняли пешие и конные воины, которые должны были не позволять арабам перерезать подпруги у слонов, и поражать хобот и глаза животных. Согласно Табари, от такой заботы слоны стали ручными и их боевой пыл утих, что дало возможность арабам поразить глаза и хобот двух главных слонов, которые от боли повернули и увлекли за собой остальных животных, приведя в беспорядок ряды иранцев. Но и арабам неудалось успешно использовать своих боевых верблюдов, многие из этих животных были изранены и убиты. Во второй половине дня к иранцам прибыли подкрепления из Ктесифона, а к арабам подошли 700 воинов во главе с Хашимом (это было подразделение отряда шедшего из Сирии). Отряд Хашима специально подходил к полю боя группами по 70 воинов, демонстративно растянувшись чтобы создать видимость постоянно прибывающих войск. Шёл упорный бой, обе стороны несли большие потери, и к вечеру битва имела вид всеобщей рукопашной схватки (Табари, I, стр. 2326). Вечером Рустам изменил тактику, вместо боя отрядами, они применил оборонительное линейное построение, построив 13 непрерывных линий, одну за другой, фланги которых округло загибались. Как продолжает Табари (I, 2329-2331), Саад тоже перегруппировал войско, выстроив его в 3 линии: первую заняли всадники, вторую - пехотинцы с мечами и копьями, третью - лучники. Арабы яростно атаковали не дождавшись условного сигнала (Табари, I, стр. 2332). Битва продолжалась в боевых порядках и ночью, и как сообщал участник, звон оружия разносился, как от множества наковален, а оба командующие уже не могли влиять на ход битвы, связи с войсками у них не было (Табари, I, стр. 2333).
  • Четвёртый день: Утром арабы атаковали центр иранской армии, противники бились напрягая последние силы, и долгое время было не ясно кто победит. И вот, когда солнце поднялось повыше, подул ураганный западный ветер, который нёс тучи чёрного песка и пыли в лицо иранцам, арабы решили, что это Аллах помогает им, и усилили натиск. Ветер разметал ставку Рустама, сбросил в канал Атик навес над троном. А арабам в очередной атаке удалось разгромить центр войска иранцев. Хотя фланги иранцев и сохранили боевой строй, дело было сделано. Отряд арабов прорвался к ставке иранского полководца и Рустам погиб в бою. Государственное знамя Сасанидов («дарафш-и-Кавэйяни», сшитое из леопардовых шкур и урашенное драгоценными камнями, источники оценивают его в 1 миллион 200 тысяч драхм) захватили арабы. Иранское войско было потрясено гибелью своего командующего и придя в смятение, стало отступать. Джалинос взяв командование на себя велел переправляться войску на другой берег Атика. Много иранцев было убито арабами и множество утонуло в реке. Те иранские наёмники, что были скованы цепью, не имеющие возможности уйти, были все перебиты арабами. А тридцать с лишним сотен иранцев остались, во главе семи или восьми военачальников (среди которых Хормузан и Зад сын Бухейша), чтобы с честью умереть на поле боя. И как сообщают Табари (I, стр. 2345-2346) и Балазури (стр. 259), их атаковал десятитысячный отряд арабов и половина отважных была убита, другим всё таки пришлось отступить, Джалинос был настигнут на дороге в Наджаф другим арабским отрядом и убит. И в этот день на поле боя было убито 6 000 арабов и 10 000 иранцев, не считая утонувших в канале Атик (Табари, I, стр. 2337-2339). Так закончилась битва при Кадисии.

Итоги

Несмотря на серьёзные потери (до трети армии убитыми), арабы остались победителями. При этом крупнейшая персидская армия была разбита и, по существу, перестала существовать. Участь государства Сасанидов, в последующие годы уничтоженного арабами, была предрешена.

Литература

  • Балазури, «Книга о завоеваниях стран»
  • Бал’ами, «История Табари»
  • Бируни, «Памятники минувших поколений», Избранные произведения, I том, Ташкент, 1957
  • Табари, «История пророков и царей»
  • Али-заде, А., «Хроника мусульманских государств I-VII вв. Хиджры», изд. 2-е испр., и доп., М., 2004, ISBN 5-94824-111-4
  • Большаков, О. Г., «История Халифата», т. II, М., «Восточная Литература», 2002, ISBN 5-02-018165-X
  • «История Ирана с древнейших времён до XVIII века» (Н. В. Пигулевская, А. Ю. Якубовский, И. П. Петрушевский, Л. В. Строева, А. М. Беленицкий), Л., 1958
  • «История стран зарубежной Азии в средние века», М., «Наука», 1970

В кино и литературе

Исторический фильм «Ал-Кадисия» (AL QADISIYYA), режиссёр Салах Абусейф, Ирак, 1981 год.

Закаленные в боях, одушевленные религиозным энтузиазмом, который давал им силу пренебрегать смертью, мусульманские войска перешли при первом халифе, Абу Бакре , за границы Аравии и при втором халифе, Омаре , одновременно вели победоносные войны против могущественных государей Востока, византийского императора и персидского царя. Персия (Иран) и Византия , еще недавно воевавшие между собою за владычество над западной Азией, подверглись теперь с юга нападению нового врага, на которого сначала смотрели с презрением и который, пользуясь их внутренними смутами, быстро низверг престол персидского царя и отнял много владений у византийского императора. Говорят, что в десятилетнее правление Омара (634-644 гг.) сарацины разрушили в землях неверных 36.000 городов, селений и крепостей, 4.000 христианских церквей и персидских храмов и построили 1.400 мечетей.

Вторжение арабов в Ирак. «Битва цепей», «Битва глаз» и «Битва у моста»

Еще при Абу Бекре Усама, сын Зайда, возобновил поход в Сирию, прерванный смертью пророка Мухаммеда . Халиф послал его покорить восставшие арабские племена сирийской границы. Подавая воинам пример смирения и дисциплины, Абу Бекр пошел пешком провожать войско и прошел часть пути, не дозволяя военачальнику сойти с верблюда, чтобы посадить его или идти рядом с ним. Подавив мятежи против ислама в самой Аравии , Абу Бекр дал более широкий размер походам для завоеваний. Полководец Халид , «меч Божий и бич неверных», вступил в Ирак (632 г.). Персидское (иранское) государство было тогда очень ослаблено междоусобиями и дурным управлением. Приближаясь к границе, Халид написал персидскому полководцу Гормузу: «Обратись в ислам и спасешься; доставь себе и своему народу наше покровительство и давай нам дань; иначе вини только самого себя, потому что я иду с воинами, любящими смерть не меньше, чем вы любите жизнь». Ответом Гормуза был вызов на поединок. Войска встретились при Хафире; это сражение называется у арабов «Цепной битвой», потому что персидские воины были соединены друг с другом цепями. И тут, и в следующих трех сражениях неприятельские войска были побеждены искусством Халида и храбростью мусульман. На берегу Евфрата было убито такое множество пленных, что река стала красной от их крови.

Черный орел, бывший знаменем Халида, стал ужасом неверных и внушал мусульманам уверенность в победе. Халид подошел к городу Хире, где уже несколько столетий царствовала, поселившись со своим племенем к западу от Вавилона на окраине пустыни под верховной властью персидского государства, арабская христианская династия Лахмидов. Начальники города вступили в переговоры с Халидом и купили гражданам мир, согласившись платить дань, их примеру последовали другие арабы вавилонской равнины. По мере того, как уходили от них иранские войска, они покорялись халифу, который велел своему полководцу поступать с новыми подданными милостиво. После победы в «битве глаз», названной так потому, что многие персы были ранены в глаза арабскими стрелами, сдался Халиду стоявший подле места битвы на берегу Евфрата укрепленный город Анбар. Этим было завершено покорение всей западной части равнины Евфрата. Халид отправился на богомолье в Мекку, а потом был послан халифом к войску, которое завоёвывало Сирию .

Вторжение Халида ибн ал-Валида в Ирак (634 г.)

Но когда Aбy Бекр отозвал Халида с Евфрата, военные действия арабов там пошли плохо, потому что другие их военачальники были менее храбры и осторожны, чем Халид, а персами стала править энергичная царица Ардемидохт, дочь Хосрова II. К несчастью для персов её царствование было непродолжительно; ее убил полководец Рустум в отмщение за смерть своего отца Гормуза. Через 40 дней после победы, одержанной арабскими войсками на Ярмуке , мусульмане на востоке, перешедшие за Евфрат, потерпели полное поражение в битве, которую называют они «сражением у моста» (октябрь 634 г.). Долго после того они могли держаться только в вавилонской пустыне. Иранцы не одолели вполне мусульман лишь потому, что в ктесифонском дворце их государей шли бурные перевороты, мешавшие ведению войны. Заговоры вельмож, интриги женщин быстро возводили на престол и низвергали одного царя за другим. Наконец персы возложили окровавленную диадему на юношу Йездегерда и надеялись, что теперь смуты прекратятся. Но халиф Омар в это время прислал подкрепления арабскому войску и назначил главнокомандующим талантливого полководца, Саада Ибн Абу Ваккаса. Это дало войне новый оборот и по странному совпадению фактов «эра Йездегерда», установленная персидскими астрономами, стала обозначать эпоху падения династии Сасанидов и иранской национальной религии Зороастра.

Битва при Кадисии (636 г.)

Саад отправил к Йездегерду посольство с требованием, чтоб он принял ислам или платил дань. Молодой персидский царь выгнал послов и приказал своему полководцу Рустуму идти за Евфрат, чтобы прогнать мусульман назад в Аравию. Рустум вступил с ними в битву при Кадисии, на песчаной равнине у окраины пустыни. Она шла четыре дня (636 г.), но, несмотря на численное превосходство иранцев, арабы одержали в ней полную победу. Государственное знамя Сасанидов, леопардова кожа, вышитая жемчугом и украшенная дорогими камнями, стало добычей победителей. После победы при Кадисии весь Ирак покорился халифу.

Битва при Кадисии. Миниатюра к рукописи «Шахнаме» Фирдоуси

Чтоб упрочить за собой это завоевание, арабы построили на западном берегу Шатт-эль-Араба, приблизительно в равном расстоянии между слиянием Евфрата и Тигра и устьем реки, крепость Басру. Местоположение города было выгодно для торговли с Индией; почва его окрестностей, «белая земля», была плодородна. Из небольшой крепости Басра скоро сделалась огромным торговым городом, и флот, построенный на её верфях, стал господствовать на персидском заливе.

Взятие Ктесифона (Мадаина) арабами (637 г.)

Перерезанный реками и каналами, имевший много крепостей, Ирак мог бы представить большие затруднения войскам арабских завоевателей, чью главную силу составляла конница; крепкие стены сасанидской столицы Мадаина (Ктесифона ), устоявшие против таранов римлян, могли бы долго обороняться от арабов. Но энергия персов была подавлена верованием, что пришел час гибели их царства и религии. Когда магометане перешли Евфрат, они находили почти все города оставшимися без защитников: персидские гарнизоны уходили при их приближении. Почти не встречая сопротивления, арабы перешли на восточный берег Тигра и двинулись на Мадаин. Шах Йездегерд, взяв с собою священный огонь и часть царской казны, бежал в горы Мидии и заперся в Хольване, оставив свою столицу на произвол арабов. Вошедши в огромный, покинутый почти всеми жителями, город с великолепными дворцами и садами, Саад произнес слова Корана : «Как много садов покинули они, и ручьев и нив, как много прекрасных мест, которыми они наслаждались! Все это Бог отдал другому народу, и ни небо, ни земля не плачут о них». Он велел снести все богатства города в Белый дворец, в котором поселился и, отделив по закону пятую долю для отправки в мединскую казну халифа, разделить остальную добычу между воинами. Она была так громадна, что каждый из 60.000 воинов получил на свою долю 12.000 дирхемов (драхм) серебра. Драгоценности, находившиеся в залах Белого дворца, изумляли мусульман: они смотрели на золотые, серебряные вещи, украшенные дорогими камнями и на произведения индийской промышленности, не умея понять, к чему все это служило, не умея и оценить этих вещей.

Самым удивительным из произведений искусства, найденных арабами во дворце, был ковер длиною в 300, шириною в 50 локтей. Рисунок на нем изображал сад; цветы, фрукты и деревья были вышиты золотом и выложены дорогими камнями; кругом всего шел венок зелени и цветов. Саад послал этот чрезвычайно дорогой ковер халифу. Омар не умел понять, какую прелесть имеет дивное произведение искусства и трудолюбия, разрезал ковер и роздал куски сподвижникам пророка. Один тот кусок, который был дан Али , стоил 10.000 дирхемов. В залах Белого дворца, развалины которого сохранились до сих пор, арабы нашли множество оружия, украшенного дорогими камнями, царскую корону с огромными брильянтами, золотого верблюда, огромные массы мускуса, амбры, сандала и камфары. Персы примешивали камфару к воску для свеч, которыми освещался дворец. Арабы приняли камфару за соль, отведывали ее и дивились, что у этой соли горький вкус.

Основание Куфы

Со вступлением мусульман в Мадаин (637 г.) начался упадок этой великолепной столицы Сасанидов. На правом берегу Евфрата, на юг от развалин Вавилона, арабы построили город Куфу. Правитель Месопотамии стал жить в этом городе. Омар опасался, что если центром управления сделать Мадаин, то арабы в этом роскошном городе забудут простоту нравов, усвоят себе изнеженность и пороки персидских его жителей, потому велел построить новый город для резиденции наместника. Местоположение было выбрано здоровое и соответствовавшее военным надобностям. Жилища были построены из кирпича, тростника и асфальта. Первыми поселенцами были старые воины; другие арабы, селившиеся в Куфе, научились от них быть гордыми, всегда готовыми к мятежу. Куфа скоро стала опасна халифу своей надменностью, так что уже Омар был вынужден назначить правителем этого города Мугиру, самого беспощадного из своих полководцев, чтоб он обуздывал непокорных.

Арабские воины эпохи великих завоеваний

Завоевание Ирана арабами

Овладев Мадаином, арабы пошли на север в мидийские горы. Шах Йездегерд бежал из Хольвана дальше, в более безопасные области, оставляя народ на произвол судьбы. Народ был мужественнее царя. Пока Йездегерд прятался в недоступных горах северо-восточного Ирана, войска его храбро сражались при Джалуле и Нехавенде на юг от Хамадана (Экбатаны). Они были побеждены, но мужеством своим восстановили честь персидского имени. Взяв Хольван и Хамадан, арабы пошли по следам бежавшего царя на северо-восток, проникли до гор южного берега Каспийского моря, где лежат роскошные долины между высот, на которых свирепствуют вьюги, и овладели плодородными полями той местности, где ныне стоит Тегеран и развалины древнего Рея свидетельствуют о прежнем богатстве и образованности.

Омар считал преждевременным для арабов идти дальше в неизвестные горные области; он полагал, что прежде надо овладеть югом Ирана, где некогда стояли великолепные города Сузы и Персеполь, а также северной Месопотамией и Арменией. По приказанию халифа, Абдаллах Ибн Ашар перешел обратно через Тигр южнее Мосула, покорил Месопотамию и у Эдессы соединился с победоносным сирийским войском. В то же время Саад пошел из Куфы и Басры в Хуштан (Сузиану), овладел после упорной битвы городом Шустером и послал взятого в плен храброго сатрапа Гормузана (Гормозана) в Медину, чтоб Омар сам решил его судьбу. Персидский вельможа въехал в Медину одетый великолепно в порфире и в тиаре, богато украшенной дорогими камнями; он изумился, нашедши повелителя мусульман в простой шерстяной одежде спящим на пороге мечети. Омар велел сорвать с Гормузана знаки его высокого сана и сказал, что он должен быть казнен за упорное сопротивление, стоившее жизни множеству мусульман. Персидский вельможа не струсил и напомнил халифу, что исполнял обязанность верного подданного. Омар перестал грозить; Гормузан принял веру в Аллаха, разрушившего персидское царство и религию Зороастра, и стал одним из любимцев Омара. Сузиана и Фарсистан, где в долине Мердашта стоят развалины Персеполя, были после довольно слабого сопротивления покорены арабами; обе эти области и все земли до Кермана и до пустыни были отданы под управление мусульманским начальникам. Халиф велел произвести перепись народа, оценку имущества и установить размер подати с продуктов земледелия и стад.

Гибель последнего сасанидского шаха Йездегерда

Мусульмане пошли большими войсками и мелкими отрядами дальше по Ирану, а несчастный Йездегерд, бежавший к восточной границе, просил помощи у тюрков и китайцев. Арабы овладели Исфаханом, Гератом, Балхом. Всё от прекрасной Шустерской долины до Келата, Кандагара и хребта, отделяющего Персию от Индии, было покорено воинами ислама. Омар уже умер, когда была решена судьба Ирана и последнего иранского царя. Йездегерд, собрав остатки персидских войск и получив помощь от тюрков , пришел в Хорасан. После долгой борьбы он был убит изменником (около 651 г.). Где и когда это было, мы не знаем с точностью; до нас дошло только известие, что при переправе через какую-то реку его убил мельник, чтоб завладеть его перстнями и браслетами.

Так умер внук Хосрова Великого ; его сын Фируз, продолжавший называть себя царем персидским, жил при дворе императора китайского; с внуком Йездегерда прекратился род Сасанидов по мужской линии. Но царевны персидской династии, взятые в плен, были сделаны женами или наложницами победителей, и потомство арабских халифов и имамов было облагорожено примесью крови персидских царей.

Зороастризм и ислам после арабского завоевания Ирана

С гибелью Сасанидов была обречена и религия Зороастра . Персы не перешли в ислам так быстро, как сирийские христиане, потому что разница между дуализмом персидской религии и единобожием мусульманства была очень велика, а зороастрийские маги пользовались сильным влиянием на народ. Не было в Персии и той помощи распространению ислама, какую давало ему в Сирии соседство Аравии. Напротив близость языческой Индии служила поддержкой религии Зороастра: притом иранские горные племена были очень упорны в своих привычках. Потому неудивительно, что старинная персидская вера долго боролась против ислама, и её приверженцы временами устраивали сильные восстания. Но религия Зороастра, первоначально проникнутая возвышенными идеями и отличавшаяся чистотою своего нравственного учения, давно исказилась иноземными влияниями, утратила нравственную чистоту среди роскоши и разврата персов, стала пустою формальностью, потому не могла выдержать борьбы против новой веры, не только обещавшей своим последователям небесное блаженство, но и дававшей им земные выгоды. Порабощенный перс делался братом своих победителей, приняв их веру; потому иранцы массами переходили в ислам. Поначалу они избавлялись этим от платежа дани и платили только наравне с самими арабами налог, предназначенный для пособия бедным . Но, принимая ислам, они вносили в него свои прежние религиозные понятия, а в арабские школы они внесли свои литературные воспоминания. Вскоре после смерти Йездегерда, арабы перешли за Окс (Амударью) и Яксарт (Сырдарью), оживили остатки древней культуры в Бактрии, в Согдиане и распространили учение Мухаммеда в областях по верховью Инда. Города Мерв, Бухара, Балх, Самарканд, обведенные обширным кругом стен, внутри которого находились сады и нивы, сделались оплотами этих областей от вторжений тюрков и кочевых племен, стали важными торговыми центрами, в которых шел обмен восточных товаров на западные.

Иранский зендский язык был забыт, вышел из употребления и пехлевийский язык. Книги Зороастра заменились Кораном, жертвенники служения огню были разрушены; только у некоторых племен, живших среди пустыни или в горах, сохранялась прежняя религия. В горах Эльбруса и в других малодоступных горных местностях несколько столетий держались огнепоклонники (гебры), верные религии предков; мусульмане временами преследовали их, временами оставляли без внимания; число их уменьшалось; одни эмигрировали, остальные приняли ислам. Небольшая община парсов после долгих бедствий и странствований нашла себе приют на Гуджаратском полуострове в Индии, и потомки этим, огнепоклонников до сих пор сохраняют веру и обычаи предков. Покоренные арабами персы скоро приобрели на них нравственное влияние, стали преподавателями в новых мухаммеданских городах, сделались арабскими писателями; их влияние стало особенно велико, когда халифат перешел под власть династии Аббасидов , которая покровительствовала персам. С пехлевийского языка были переведены на арабский басни Бидпая и «Царская книга».

Скоро приняли ислам жители Бухары и Туркестана. В правление Муавии храбрый Мухаллаб и отважный сын Зияда, Абад, покорили страну от Кабула до Мекрана; другие полководцы ходили в Мултан и Пенджаб. Ислам распространялся и в этих землях. Он стал господствующей религией западной части Азии. Только Армения осталась верной христианству; но армяне составляли особую церковь, отделившуюся от вселенской, и платили дань мухаммеданам. Впоследствии мусульмане дошли до Кавказа, воевали там с хазарами и приобрели исламу последователей в Тбилиси и Дербенте.

При первых преемниках пророка Мухаммада оформилось мусульманское государство - Арабский халифат со столицей в Медине. Оно утвердилось на всём Аравийском полуострове, а потом стало бороться за распространение своего влияния в других землях.

К середине VII в. арабы завоевали Сирию, Ирак, Палестину, Иран, Закавказье, в Северной Африке они подчинили Египет, Ливию (найдите эти территории на карте).

В начале VIII в. арабы, создавшие к тому времени мощный флот, преодолели Гибралтарский пролив и вторглись на европейскую территорию. Они разбили Вестготское королевство в Испании, а затем направились на север, в земли франков. Дальнейшее их продвижение было приостановлено после битвы при Пуатье (732 г.), где арабское войско потерпело поражение от франков, возглавляемых Карлом Мартеллом. Но практически весь Пиренейский полуостров попал под власть арабов. Здесь образовался халифат с центром в Кордове, а после его распада (в XI в.) в течение ещё нескольких столетий существовал Гранадский эмират.

/\ Какими изображены арабские воины? На основании чего вы это определили?

Натиск арабов ошеломил подвергшиеся нападению народы. Впоследствии историки задавались вопросом: как удалось небольшой группе племён в короткий срок завоевать столь. ^ значительные территории? Можно

привести несколько объяснении. Во-

первых, арабы-бедуины, составлявшие основную часть войска, отличались большой воинственностью и храбростью, а также дисциплинированностью (поскольку отношения в племени приучали их к беспрекословному подчинению старшим). Их конные отряды были быстрыми, подвижными в бою. Во-вторых, походы проводились с целью распространения религии, которую каждый мусульманин считал единственно истинной. Вера придавала силы арабским воинам. При этом

Аравийское

Направления завоевательных походов арабов Территории, завоёванные арабами к 750 г

Границы Арабского халифата в период его расцвета (750 г.)

захваченные земли и ценности считались собственностью не отдельных воинов, а мусульманской общины в целом. Например, около одной пятой части военной добычи следовало передавать нуждающимся единоверцам.

Со временем арабское войско, первоначально состоявшее из ополчения, стало наёмным. В нём появились отряды гвардии - профессиональных воинов (мамлюков), выученных в соответствии с требованиями жесточайшей дисциплины из мальчиков- иноверцев, купленных на рынке рабов или принудительно вывезенных из родных земель.

Так за сто с небольшим лет в жизни арабов произошли огромные изменения. Из группы разрозненных племён они превратились в народ, объединённый единой исламской религией, единой политической и духовной властью. Они завоевали обширные территории в Азии, Северной Африке и создали одно из крупнейших государств своего времени - Арабский халифат.

Вопросы и задания 1.

Расскажите об условиях жизни и занятиях арабских племён. 2.

Когда и каким образом возник ислам? Какую роль в этом сыграл пророк Мухаммад? 3.

Расскажите, используя карту, об арабских завоеваниях. 4.

Объясните, что изменилось в жизни арабов с появлением ислама. 5.

В чём заключалась особенность власти пророка Мухаммада, а затем халифов в мусульманском обществе? 6.

В каких книгах, сборниках изложены важнейшие положения ислама? Объясните, какое значение они имеют для повседневной жизни мусульманина (в том числе в наши дни). 7.

Объясните, почему арабам удалось подчинить себе такие значительные территории.