Изучая грамматику немецкого языка, не стоит пренебрегать подробным изучением этого раздела, т.к. эта информация поможет грамотно писать. Наряду с устной речью, где нужно скачать аудио с переводом, постоянно слушать его и проговаривать вслед за диктором, – в грамматике важно систематически выполнять упражнения. Списки тестов и заданий на закрепление той или иной темы можно найти в каждом учебнике по грамматике немецкого языка. Как узнать, какая книга подходит именно Вам? Для этого проконсультируйтесь с педагогом или посетите форум.
Неправильные (слабые) и сильные глаголы в немецком языке
Все глаголы в немецком языке в зависимости от их спряжения делятся на две основные группы:
- слабые глаголы (die schwachen Verben);
- сильные глаголы (die starken Verben) или неправильные (die unregelmäßigen Verben).
Сильные и неправильные глаголы в некоторых учебниках разделяются на две отдельные группы. В таких книгах к неправильным относят еще модальные, вспомогательные глаголы и глагол wissen.
Сколько основных форм у глаголов в предложениях?
Все глагольные формы в немецком языке образуются от трех основных форм:
- неопределенной (исходной, указанной в словаре) – INFINITIV : lachen – смеяться, tragen - носить;
- формы прошедшего времени – PRÄTERITUM (претеритум): lachte, trug;
- причастия – PARTIZIP II: gelacht, getragen.
Изменение глаголов по основным формам
Все три формы глагола обычно записываются в таком виде: lachen – lachte – gelacht; tragen – trug – getragen. Если мы посмотрим на первый глагол, то увидим, что его корневая гласная не изменяется ни в какой форме. В претериуме здесь к основанию присоединяется суффикс - te, а в партицип II добавляется приставка ge- и окончание –t. Все это относится к признакам слабых глаголов. Можно сделать вывод – слабые глаголы в немецком языке не изменяют своей формы при употреблении в речи.
Второй глагол в форме претериума изменяет свою корневую гласную, суффиксы отсутствуют. В партиципе к основе присоединяется приставка ge- и окончание -en. Это относится к признакам сильных глаголов. Значит, у сильных глаголов могут меняться гласные и согласные. Пример: sehen – sah – gesehen. Все сильные, или неправильные глаголы лучше заучивать наизусть или смотреть в словаре, как они изменяются.
Примеры основных форм глаголов немецкого языка
В таблице легко можно показать, как изменяются по формам основные немецкие глаголы:
Infinitiv | Präteritum | Partizip II |
wollen (хотеть) | wollte | gewollt |
müssen (быть должным) | musste | gemusst |
sollen (быть объязаным) | sollte | gesollt |
können (мочь) | konnte | gekonnt |
dürfen (иметь разрешение) | durfte | gedurft |
mögen (желать) | mochte | gemocht |
sein (быть) | war | gewesen |
habmen (иметь) | hatte | gehabt |
werden (становиться) | wurde | geworden |
wissen (знать) | wußte | gewußt |
Таблица сильных глаголов немецкого языка
Все 20 основных сильных глаголов немецкого языка и те, которые используются реже, можно классифицировать на основе того, как у них чередуются гласные в корне при образовании трех основных форм. Сгруппированные в таблице глаголы выучить намного проще. Первые 5 и остальные глаголы здесь размещены в алфавитном порядке. Они разбиты на небольшие группы – лучше учить не все сразу, а по частям. Здесь указаны также служебные глаголы – они используются для образования сложных временных форм.
Принято считать их деление на слабые и сильные типы, основные различия между которыми результируются в особенностях их спряжения, а именно, в образовании имперфектных форм (Präteritum), Partizip II и неопределенной инфинитивной формы, составляющих три основные доминанты немецких глаголов. При этом, основным классификационным критерием здесь выступает формообразующий фактор, а главным показателем при спряжении представляется глагольная аффиксация.
Наиболее многочисленную по своему составу и, одновременно, продуктивную глагольную группу в современном немецком языке демонстрируют слабые глаголы, спрягающиеся по одним общим правилам. Так, слабые немецкие глаголы, прежде всего, отличаются отсутствием каких-либо изменений в отношении своих корневых гласных (lernen — lernte — gelernt; arbeiten — arbeitete — gearbeitet и т.д.), использованием коэффициентного суффикса -(e)te-, характерного для форм Imperfekt (frag-en — frag+te), а также прибавлением суффикса -(e)t и приставки ge- к глагольным основам в формах Partizip II (frag-en — ge+frag+t).
В этой связи следует отметить существование в немецком языке особой группы слабых глаголов, которую формируют единицы, демонстрирующие отличия применительно к корневым гласным в инфинитиве и в формах Partizip II и Imperfekt. В состав данной группы входит целый ряд глаголов (brennen — brannte — gebrannt; senden — sandte — gesandt; denken — dachte — gedacht и др.), спряжение которых лингвисты советуют учить наизусть.
В свою очередь, правила формообразования по отношению к сильным глаголам носят особый характер и практически всегда сопровождаются изменениями гласной в корне. Иногда с учетом данного признака сильные немецкие глаголы делят на ряд подгрупп — Ablautreihen, которых всего насчитывается восемь (рядов варьирования гласной в корне — 1. spring-en — sprang — ge-sprung-en. 2. — befehl-en — befahl — befohl-en. 3. — mitlauf-en —
lief mit — mitgelauf-en и др.). Кроме чередования корневых гласных, особенностью глаголов сильного типа в немецком языке можно считать аннулирование суффикса -t/-te в форме Imperfekt (ringen — rang; geh-en — ging), а также способность принимать суффикс -(еn) в формах Partizip II (geben — gegeben; rann — geronn-en). При этом, данная группа немецких глаголов является весьма немногочисленной и ее лучше заучивать.
Общей особенностью, как слабых, так и сильных немецких глагольных форм с наличием, так называемой, не отделяемой приставки (besuchen), а также прерогативой слабых глаголов, у которых наличествует суффикс -ieren (studieren) можно считать отсутствие префикса ge- в Partizip II (beginn-en — begonn-en (сильный глагол); besuch-en — besuch-t (слабый глагол)). Применительно же к единицам, в которых приставка может отделяться, формообразующий префикс ge- вносится на место между нею и корнем (abfrag-en — ab+ge+frag+t), в Präteritum же данная отделяемая приставка переносится в конец слова, отрезаясь от корня (abfrag-en — frag+te ab; mitlauf-en — lief mit).
В целом, выявление основных отличий между слабыми и сильными глаголами немецкого языка, включая умение ориентироваться в системе чередования корневых гласных, представляется крайне важным для правильного определения основных глагольных форм и для беспроблемного постижения основ спряжения.
В зависимости от типа спряжения глаголы в немецком языке делятся на следующие группы:
1) сильные глаголы в немецком (die starken Verben );
2) слабые глаголы в немецком языке (die schwachen Verben );
3) неправильные глаголы в немецком языке (die unregelmäßigen Verben ). Эту группу ещё называют смешанные глаголы в немецком языке.
Принадлежность глагола в немецком к тому или иному спряжению зависит от способа образования Imperfekt и Partizip II , которые наряду с Infinitiv являются основными формами и служат для образования всех остальных глагольных форм.
Сильные глаголы в немецком языке
Основные формы сильных глаголов в немецком имеют следующие признаки:
1) Изменение корневого гласного всегда в Imperfekt и часто в Partizip II
Infinitiv | Imperfekt | Partizip II |
lesen (читать) | las | gelesen |
finden (находить) | fand | gefunden |
2) Суффикс -en в Partizip II
Infinitiv | Imperfekt | Partizip II |
bleiben (оставаться) | blieb | geblieben |
sehen (видеть) | sah | gesehen |
singen (петь) | sang | gesungen |
В некоторых сильных глаголах чередуются также корневые согласные d - t , h - g :
leiden | litt | gelitten |
ziehen | zog | gezogen |
Из приведенных примеров видно, что корневой гласный или совпадает в Imperfekt и Partizip II , или совпадает в Infinitiv и Partizip II , или он во всех трех формах разный.
Слабые глаголы в немецком языке
В современном немецком языке слабые глаголы образуют самую большую группу глаголов. Эта группа все больше расширяется, так как сюда входят глаголы, которые сравнительно недавно появились: filmen - проводить киносъемку, funken - радировать, radeln - ехать на велосипеде, entminen - разминировать: filmen - filmte , funken - funkte и др.
Основные формы слабых глаголов в немецком языке имеют следующие признаки:
1. корневой гласный не изменяется;
2. Imperfekt образуется при помощи суффикса - (e) te ;
3. Partizip II образуется с помощью суффикса - (e) t .
Суффиксы -ete и -et употребляются в глаголах с основой, которая заканчивается на d, t, m, n с предыдущим согласным dm, tm, dn, gn, chn, ffn ).
Например:
Infinitiv | Imperfekt | Partizip II |
atm-en дышать | atm-ete | geatm-et |
ordn-en упорядочивать | ordn-ete | geordn-et |
begegn-en встречать | begegn-ete | begegn-et |
zeichn-en рисовать | zeichn-ete | gezeichn-et |
öffn-en открывать | öffn-ete | geöffn-et |
Неправильные глаголы в немецком языке (смешанная группа)
Неправильными глаголами в немецком языке называются такие глаголы, которые отличаются от сильных и слабых глаголов при образовании основных форм и, в некоторых случаях, при спряжении в Präsens . С целью лучшего запоминания разделим такие глаголы на три группы:
Группа 1 .
Эти глаголы образуют свои основные формы, как слабые глаголы, но в Imperfekt и Partizip II они изменяют корневую гласную е на а .
Infinitiv | Imperfekt | Partizip II |
kennen – знать | kannte | gekannt |
nennen – называть | nannte | genannt |
brennen – гореть | brannte | gebrannt |
rennen - бежать, мчаться | rannte | gerannt |
wenden – возвращать | wandte | gewandt |
senden – посылать | sandte | gesandt |
denken – думать | dachte | gedacht |
Группа 2 .
Сильные глаголы образуют формы прошедшего времени посредством изменения корневого гласного – путем аблаута. Но разные сильные глаголы имеют разные корневые гласные, например:
инфинитив | претерит | причастие II |
---|---|---|
schreiben - писать | schrieb | geschrieben |
finden - находить | fand | gefunden |
nehmen - брать | nahm | genommen |
sehen - видеть | sah | gesehen |
laufen - бежать | lief | gelaufen |
Получается, что основные формы сильных глаголов нужно заучивать наизусть. Придя к этому выводу, все как-то призадумываются. Оно, конечно - нужно заучивать, и конечно же, наизусть. Не ходить же по Германии с вечно раскрытой грамматикой или с пластиковым кружком-шпаргалкой. «Moment mal...» - мне, мол, Partizip II от такого-то глагола понадобился...
А дальше всё идет по-разному. Одним вполне удается всё усвоить, другие ограничиваются наиболее употребительными глаголами, третьи периодически делают какие-то попытки (интервалом от нескольких дней до нескольких лет) и в итоге всякий раз со вздохом откладывают учебник, потому что «всё это просто невозможно выучить». И это вполне закономерно. Вы можете подумать, что у тех, кто сразу всё выучил, самая сильная воля или самая хорошая память. Но я встречала людей с развитой волей и отличной памятью, которые когда-то начинали изучать немецкий язык и до сих пор как следует не знают сильных глаголов. Дело не в воле или памяти, а в мотивации. Если вам действительно нужен язык, вы быстро выучите всё, что нужно, включая пресловутые сильные глаголы. Если язык вам нужен в некоторой степени, вы и глаголы выучите именно в некоторой степени. Если же у вас вообще нет оснований вкладывать в это какие-то силы - вы усвоите только то, что само собой задержится в памяти.
В словаре и грамматиках основные формы сильных глаголов обычно даются в алфавитном порядке. Для обозрения это удобно, а для изучения - хуже не придумаешь. Представьте себе, что вы в алфавитном порядке заучиваете все слова из словаря: месяц - на букву «A», другой - на букву «B», третий - на букву «C» и так далее. Точно так же, как в рассказе Конан Дойля «Союз рыжих» мошенники дали человеку задание переписывать «Британскую энциклопедию». Так и со списком глаголов по алфавиту: естественное сопротивление ума.
Как же тогда подступиться к этому списку? Очень просто. Сильные глаголы исторически распределяются не по алфавиту, а по рядам аблаута, то есть по определенным схемам изменения корневого гласного. Например:
Зная это, вы без труда образуете основные формы от глагола blei ben - оставаться : blei ben - blie b - geblie ben.
А сильный глагол heißen - зваться, называться - тоже сюда? Увы, нет! Он исторически относится к другому ряду и образует основные формы так:
Для этих глаголов модель такова: гласный в инфинитиве совпадает с гласным в причастии II, а в претерите выступает ie .
Потому удобнее всего рассортировать сильные глаголы по рядам, как, собственно, они и существуют в языке. Видя схему каждого ряда, вы можете понять принцип образования основных форм. А сколько глаголов из каждого ряда вам понадобится - опять-таки зависит от мотивации. Внутри каждого ряда глаголы расположены по алфавиту, что облегчит вам поиск в нужных случаях.
Для хорошего владения языком заучиваются все глаголы. Занимаясь рядами сильных глаголов как следует, на освоение каждого ряда даже при отличной памяти нужно потратить какое-то время (как минимум несколько дней). Когда же вы освоите все ряды, проверьте себя - закройте листом бумаги все формы, кроме инфинитива, и пройдитесь по рядам в произвольном порядке.
Если же вам явно не понадобятся некоторые глаголы, то отметьте в списке самые необходимые позиции и выучите только их. Кстати, некоторые совсем уж редко встречающиеся глаголы в этом списке опущены. С другой стороны, не торопитесь слишком прореживать список. Например, согласно учебникам, «выбрасывать» (о мусоре и т.п.) будет по-немецки wégwerfen (сильный глагол с отделяемой приставкой). Между тем немцы очень часто говорят wégschmeißen - выкидывать (тоже сильный глагол и тоже с отделяемой приставкой). Хороший повод выучить оба глагола.
В любом случае учить следует так: «singen - sang - gesungen, springen - sprang - gesprungen» и т.д., каждый раз выстраивая цепочку из трех основных форм. Зазубривать список по вертикали бессмысленно!
Приведем аблаутные ряды сильных глаголов. Некоторые ряды делятся на подтипы а) или b) в зависимости от долготы или краткости гласного и других конкретных условий. Краткий гласный обозначается дужкой (например, ĭ), долгий - двоеточием (например, i:). Глаголы с отделяемыми и неотделяемыми приставками, образованные от приводимых ниже, специально не рассматриваются. Например, ábbiegen - огибать образует основные формы как biegen - гнуть , verbieten - запрещать - как bieten - предлагать и т.д.
инфинитив | претерит | причастие II | |
---|---|---|---|
1 РЯД | |||
a) ei | ĭ | ĭ | |
beißen | кусать | biss | gebissen |
bleichen | отбеливать | blich | geblichen |
gleichen | походить, быть похожим | glich | geglichen |
gleiten | скользить | glitt | geglitten |
greifen | хватать схватывать | griff | gegriffen |
leiden | страдать | litt | gelitten |
pfeifen | свистеть | pfiff | gepfiffen |
reißen | рвать, разрывать | riss | gerissen |
reiten | скакать, ехать верхом | ritt | geritten |
schleichen | красться | schlich | geschlichen |
schleifen | шлифовать | schliff | geschliffen |
schmeißen | кидать, швырять | schmiss | geschmissen |
schneiden | резать | schnitt | geschnitten |
schreiten | шагать | schritt | geschritten |
spleißen | колоть, расщеплять | spliss | gesplissen |
streichen | гладить, касаться; красить | strich | gestrichen |
streiten | спорить | stritt | gestritten |
weichen | уступать; отступать | wich | gewichen |
b) ei | i: (= ie) | i: (= ie) | |
bleiben | оставаться | blieb | geblieben |
gedeihen | процветать | gedieh | gediehen |
leihen | брать взаймы, брать на время | lieh | geliehen |
meiden | избегать | mied | gemieden |
preisen | восхвалять | pries | gepriesen |
reiben | тереть | rieb | gerieben |
scheiden | разлучать разводить (Отсюда sich scheiden - разводиться ; причастие II geschieden означает разведенный/разведенная . Так же, как глагол scheiden, образует основные формы глагол entscheiden (sich) - решать(ся) .) | schied | geschieden |
scheinen | светить казаться | schien | geschienen |
schreiben | писать | schrieb | geschrieben |
schreien | кричать | schrie | geschrien |
schweigen | молчать | schwieg | geschwiegen |
speien | плевать (Глагол speien - плевать употребляется в классической литературе. В быту обычно говорят spucken (это слабый глагол).) | spie | gespien |
steigen | подниматься | stieg | gestiegen |
steigen | гнать; заниматься чем-л. | trieb | getrieben |
verzeihen | прощать | verzieh | verziehen |
weisen | указывать | wies | gewiesen |
2 РЯД | |||
a) ie | o: | o: | |
biegen | гнуть | bog | gebogen |
bieten | предлагать | bot | geboten |
erkiesen | избирать (Глагол высокого стиля. В современном языке значение «избирать, выбирать» передается слабым глаголом wählen.) | erkor | erkoren |
fliegen | летать | flog | geflogen |
fliehen | спасаться бегством | floh | geflohen |
frieren | мерзнуть | fror | gefroren |
schieben | двигать, отодвигать | schob | geschoben |
verlieren | терять | verlor | verloren |
wiegen | взвешивать; весить | wog | gewogen |
b) ie | ŏ | ŏ | |
fließen | течь | floss | geflossen |
genießen | наслаждаться | genoss | genossen |
gießen | лить | goss | gegossen |
kriechen | ползать | kroch | gekrochen |
riechen (nach etw.) | пахнуть чем-л. | roch | gerochen |
schießen | стрелять | schoss | geschossen |
schließen | запирать; заключать | schloss | geschlossen |
sieden | кипеть; кипятить | sott | gesotten |
sprießen | пускать ростки | spross | gesprossen |
triefen | попадать (в цель) | troff | getroffen |
verdrießen | раздражать | verdross | verdrossen |
с) e/a/au/o/ä/ö | ŏ/o: | ŏ/o: (в зависимости от глагола) | |
bewegen | двигать | bewog | bewogen |
fechten | фехтовать, сражаться | focht | gefochten |
flechten | плести | flocht | geflochten |
gäen | бродить (о пиве и т.п.) | gor | gegoren |
heben | поднимать | hob | gehoben |
löschen | гасить, тушить | losch | geloschen |
lügen | лгать, врать | log | gelogen |
melken | доить | molk | gemolken |
pflegen | ухаживать, холить; иметь обыкновение | pflog | gepflogen |
quellen | бить ключом, течь | quoll | gequollen |
saufen | пьянствовать | soff | gesoffen |
saugen | сосать | sog | gesogen |
schallen | звучать, раздаваться | scholl | geschollen |
scheren | стричь | schor | geschoren |
schmelzen | растапливать, плавить | schmolz | geschmolzen |
schnauben | сопеть, фыркать | schnob | geschnoben |
schwellen | набухать | schwoll | geschwollen |
trügen | обманывать | trog | getrogen |
wägen | взвешивать | wog | gewogen |
3 РЯД | |||
a) ě (+ r/l + согласный) | ă | ŏ | |
bergen | прятать (У глаголов этого и последующих рядов (и некоторых глаголов 2 ряда) во 2-м и 3-м л. настоящего времени e > i (du birgst, er birgt; du giltst, er gilt и т.д.).) | barg | geborgen |
gelten | быть действительным, считаться, слыть | galt | gegolten |
schelten | бранить | schalt | gescholten |
stechen | жалить, колоть | stach | gestochen |
sterben | умирать | starb | gestorben |
verderben | портить | verdarb | verdorben |
werben | вербовать, привлекать | warb | geworben |
werfen | бросать | warf | geworfen |
b) ĕ | a: | ŏ | |
brechen | ломать, нарушать | brach | gebrochen |
erschrecken | пугать | erschrak | erschrocken |
sprechen | говорить, разговаривать | sprach | gesprochen |
treffen | встречать | traf | getroffen |
c) e: | a: | o: | |
befehlen | приказывать | befahl | befohlen |
empfehlen | рекомендовать | empfahl | empfohlen |
gebären | рожать, рождать | gebar | geboren |
kommen | приходить | kam | gekommen |
nehmen | брать | nahm | genommen |
stehlen | красть | stahl | gestohlen |
4 РЯД | |||
a) ĭ (+ nn/mm) | ă | ŏ | |
beginnen | начинать(ся) | begann | begonnen |
gewinnen | побеждать, выигрывать | gewann | gewonnen |
rinnen | бежать, течь, струиться | rann | geronnen |
schwimmen | плавать | schwamm | geschwommen |
spinnen | прясть | spann | gesponnen |
b) ĭ (+ n + согласный) | ă | ŭ | |
binden | связывать | band | gebunden |
dringen | теснить настаивать | drang | gedrungen |
finden | находить | fand | gefunden |
gelingen | удаваться | gelang | gelungen |
klingen | звучать | klang | geklungen |
ringen | бороться | rang | gerungen |
singen | петь | sang | gesungen |
sinken | опускаться падать | sank | gesunken |
springen | прыгать | sprang | gesprungen |
stinken | вонять | stank | gestunken |
trinken | пить | trank | getrunken |
verschwinden | исчезать | verschwand | verschwunden |
zwingen | принуждать, заставлять | zwang | gezwungen |
5 РЯД | |||
а) e: | a: | e: | |
geben | давать | gab | gegeben |
genesen | выздоравливать | genas | genesen |
geschehen | случаться, происходить | geschah | geschehen |
lesen | читать | las | gelesen |
sehen | смотреть, видеть | sah | gesehen |
b) ĕ | a: | ĕ | |
essen | есть | aß | gegessen |
fressen | есть (о животных); жрать | fraß | gefressen |
messen | мерить | maß | gemessen |
vergessen | забывать | vergaß | vergessen |
treten | ступать, наступать | trat | getreten |
c) ĭ | a: | e:/ĕ | |
bitten | просить | bat | gebeten |
liegen | лежать | lag | gelegen |
sitzen | сидеть | saß | gesessen |
6 РЯД | |||
ă/a: | a: | ă/a: | |
backen | печь (У глаголов 6-го и 7-го рядов во 2-м и 3-м л. настоящего времени a > ä (du bäckst, er bäckt и т.д.).) | buk | gebacken |
fahren | ехать | fuhr | gefahren |
graben | рыть | grub | gegraben |
laden | грузить, нагружать | lud | geladen |
schaffen | творить (Следует различать сильный глагол schaffen (schuf - geschaffen) - творить, создавать и слабый глагол schaffen (schaffte - geschafft) - удаваться, получаться .) | schuf | geschaffen |
schlagen | бить | schlug | geschlagen |
tragen | нести, носить | trug | getragen |
wachsen ["vaksən] | расти | wuchs | gewachsen |
waschen | мыть, стирать | wusch | gewaschen |
7 РЯД | |||
a/au/o/u/e | (= ie)/ĭ | a/au/o/u/e (= гласный инфинитива) | |
blasen | дуть | blies | geblasen |
braten | жарить | briet | gebraten |
fangen | ловить | fing | gefangen |
fallen | падать | fiel | gefallen |
hängen | висеть (Следует различать сильный глагол hängen (hing - gehangen) - висеть и слабый глагол hängen (hängte - gehängt) - вешать ) | hing | gehangen |
halten | держать | hielt | gehalten |
hauen | рубить | hieb | gehauen |
heißen | зваться, называться | hieß | geheißen |
lassen | оставлять, позволять | ließ | gelassen |
laufen | бежать | lief | gelaufen |
raten | советовать | riet | geraten |
rufen | кричать, звать | rief | gerufen |
schlafen | спать | schlief | geschlafen |
stoßen | толкать | stieß | gestoßen |
Орфография форм претерита и причастия II сложилась исторически. Формы с кратким гласным + ss раньше писались через ß (вы еще можете найти такие написания в книгах, изданных до 1998 г.). Буква ß сохранилась там, где ей предшествует долгий гласный или дифтонг. Иногда формы претерита и причастия II отличаются от инфинитива: например, schneiden (резать ) - schnitt - geschnitten. В отдельных случаях есть и серьезные расхождения: например, hauen (рубить ) - hieb - gehauen. Впрочем, те, кто изучал английский язык, принимает английскую орфографию и формы английских неправильных глаголов типа write - wrote - written, catch - caught - caught и т.д. как данность. Точно так же надо подходить и к немецким рядам сильных глаголов!
При изучении немецкого (нем.) языка огромное внимание приходится уделять глаголам (глаг.), поскольку глаг. – это центр любого нем. предложения. Его часто сравнивают с дирижёром в оркестре, так как именно от него зависит наличие или отсутствие дополнительных членов, их место в предложении.
Тем, кто недавно начал изучать немецкий, он может показаться сложным и запутанным, а его глагольная система – изобретением редкого человеконенавистника. Например, три формы (ф-мы) немецких глаголов. Многие недоумевают, почему вместо одного глаг. (инфинитива, который дан в словаре) приходится учить сразу 3 формы. Надеемся, наша статья поможет вам разобраться в этом.
Итак, каждый нем. глаг. имеет три ф-мы: инфинитив, имперфект (Präteritum) и причастие (Partizip II) . Строго говоря, каждый глаг. имеет форм намного больше, чем эти три, но именно о них пойдёт речь. Тем, кто знаком с грамматикой английского, будет немного легче, так как эти формы в двух языках аналогичны.
С инфинитивом всё более-менее понятно, эта ф-ма стоит в словаре, от неё образуются все ф-мы настоящего и будущего времени: machen, spielen, studieren, verkaufen, einkaufen.
Имперфект (Präteritum) – прошедшее время, которое обычно используется в письменном немецком. От основы имперфекта (второй ф-мы) образуются личные ф-мы глаголов в этом прошедшем времени (при помощи личных глагольных окончаний).
Образуется она также от инфинитива при помощи специального суффикса -t- и окончаний. Если в слове есть отделяемая приставка (прист.), то она выносится отдельно.
Однако это справедливо только по отношению к слабым глаголам. Что касается сильных глаг. и глаг. смешанного спряжения (неправильных), то для них ф-му имперфекта нужно смотреть в специальной таблице (см. ниже).
Mach-en – mach-t-e, spiel-en – spiel-t-e, studieren – studier-t-e, verkauf-en – verkauf-t-e, ein-kauf-en – kauf-t-e ein,
Соответственно, 2-я ф-ма этих глаг.: machte, spielte, studierte, verkaufte, kaufte ein.
Причастия прошедшего времени (Partizip II) используются как самостоятельные части речи (пассивные причастия), а также для образования пассивного залога, прошедших времён Perfekt и Plusquamperfekt и будущего времени Futurum II.
Образуются эти причастия также от инфинитива, при помощи прист. ge- и суффикса –t .
Mach-en – ge-mach-t, spiel-en – ge-spiel-t.
ПРИМЕЧАНИЯ!!!
- Эти ф-мы не имеют глагольных окончаний.
- Если в глаг. есть суффикс -ier- , то прист. ge- не добавляется . Stud-ier -en – studier-t, buchstab-ier-en – buchstab-ier-t.
- Если глаг. начинается с неотделяемой приставки (be-, ge-, er-, ver-, zer-, ent-, emp-, miss и некоторые другие ), то прист. ge- не добавляется. Ver kauf-en – verkauf-t, be suchen – besuch-t.
- Если глаг. начинается с отделяемой приставки, то прист. ge- ставится между прист. и корнем. Ein -kauf-en – ein-ge -kauf-t, auf -räum-en – auf-ge -räum-t.
Соответственно, третья ф-ма глаг.: gemacht, gespielt, studiert, verkauft, eingekauft .
Вот и всё, что нужно знать, чтобы образовать три ф-мы нем. глаголов. Не помешает ещё, конечно, немного практики, но теория у вас уже есть.
Что касается сильных и неправильных (нерегулярных) глаг., то их легче учить в таблице. Вы можете найти таблицу, где представлены только 3 ф-мы, или таблицу, где их 4. Не пугайтесь, это не какая-то новая запутанная форма. На самом деле, в таких таблицах отдельной графой вынесена ф-ма 3-го л. ед.ч (т.е. ф-ма для он/она/оно). Просто в корнях некоторых немецких глаг. происходит чередование, поэтому новичкам легче учить уже готовые ф-мы.
Поскольку в качестве вспомогательных в прошедшем времени Perfekt используются два глаг. haben и sein (для глаг. движения, изменения состояния и глаг. bleiben), то мы рекомендуем учить третью ф-му вместе со вспомогательным глаголом. Всё это и отражено в нашей таблице.