Крыша и кровля

Слабые неправильные глаголы в немецком языке. Основные формы сильных глаголов. Плюсы изучения немецкого языка

Слабые неправильные глаголы в немецком языке. Основные формы сильных глаголов. Плюсы изучения немецкого языка

Изучая грамматику немецкого языка, не стоит пренебрегать подробным изучением этого раздела, т.к. эта информация поможет грамотно писать. Наряду с устной речью, где нужно скачать аудио с переводом, постоянно слушать его и проговаривать вслед за диктором, – в грамматике важно систематически выполнять упражнения. Списки тестов и заданий на закрепление той или иной темы можно найти в каждом учебнике по грамматике немецкого языка. Как узнать, какая книга подходит именно Вам? Для этого проконсультируйтесь с педагогом или посетите форум.

Неправильные (слабые) и сильные глаголы в немецком языке

Все глаголы в немецком языке в зависимости от их спряжения делятся на две основные группы:

  • слабые глаголы (die schwachen Verben);
  • сильные глаголы (die starken Verben) или неправильные (die unregelmäßigen Verben).

Сильные и неправильные глаголы в некоторых учебниках разделяются на две отдельные группы. В таких книгах к неправильным относят еще модальные, вспомогательные глаголы и глагол wissen.

Сколько основных форм у глаголов в предложениях?

Все глагольные формы в немецком языке образуются от трех основных форм:

  • неопределенной (исходной, указанной в словаре) – INFINITIV : lachen – смеяться, tragen - носить;
  • формы прошедшего времени – PRÄTERITUM (претеритум): lachte, trug;
  • причастия – PARTIZIP II: gelacht, getragen.

Изменение глаголов по основным формам

Все три формы глагола обычно записываются в таком виде: lachen – lachte – gelacht; tragen – trug – getragen. Если мы посмотрим на первый глагол, то увидим, что его корневая гласная не изменяется ни в какой форме. В претериуме здесь к основанию присоединяется суффикс - te, а в партицип II добавляется приставка ge- и окончание –t. Все это относится к признакам слабых глаголов. Можно сделать вывод – слабые глаголы в немецком языке не изменяют своей формы при употреблении в речи.

Второй глагол в форме претериума изменяет свою корневую гласную, суффиксы отсутствуют. В партиципе к основе присоединяется приставка ge- и окончание -en. Это относится к признакам сильных глаголов. Значит, у сильных глаголов могут меняться гласные и согласные. Пример: sehen – sah – gesehen. Все сильные, или неправильные глаголы лучше заучивать наизусть или смотреть в словаре, как они изменяются.

Примеры основных форм глаголов немецкого языка

В таблице легко можно показать, как изменяются по формам основные немецкие глаголы:

Infinitiv Präteritum Partizip II
wollen (хотеть) wollte gewollt
müssen (быть должным) musste gemusst
sollen (быть объязаным) sollte gesollt
können (мочь) konnte gekonnt
dürfen (иметь разрешение) durfte gedurft
mögen (желать) mochte gemocht
sein (быть) war gewesen
habmen (иметь) hatte gehabt
werden (становиться) wurde geworden
wissen (знать) wußte gewußt

Таблица сильных глаголов немецкого языка

Все 20 основных сильных глаголов немецкого языка и те, которые используются реже, можно классифицировать на основе того, как у них чередуются гласные в корне при образовании трех основных форм. Сгруппированные в таблице глаголы выучить намного проще. Первые 5 и остальные глаголы здесь размещены в алфавитном порядке. Они разбиты на небольшие группы – лучше учить не все сразу, а по частям. Здесь указаны также служебные глаголы – они используются для образования сложных временных форм.

Принято считать их деление на слабые и сильные типы, основные различия между которыми результируются в особенностях их спряжения, а именно, в образовании имперфектных форм (Präteritum), Partizip II и неопределенной инфинитивной формы, составляющих три основные доминанты немецких глаголов. При этом, основным классификационным критерием здесь выступает формообразующий фактор, а главным показателем при спряжении представляется глагольная аффиксация.

Наиболее многочисленную по своему составу и, одновременно, продуктивную глагольную группу в современном немецком языке демонстрируют слабые глаголы, спрягающиеся по одним общим правилам. Так, слабые немецкие глаголы, прежде всего, отличаются отсутствием каких-либо изменений в отношении своих корневых гласных (lernen — lernte — gelernt; arbeiten — arbeitete — gearbeitet и т.д.), использованием коэффициентного суффикса -(e)te-, характерного для форм Imperfekt (frag-en — frag+te), а также прибавлением суффикса -(e)t и приставки ge- к глагольным основам в формах Partizip II (frag-en — ge+frag+t).

В этой связи следует отметить существование в немецком языке особой группы слабых глаголов, которую формируют единицы, демонстрирующие отличия применительно к корневым гласным в инфинитиве и в формах Partizip II и Imperfekt. В состав данной группы входит целый ряд глаголов (brennen — brannte — gebrannt; senden — sandte — gesandt; denken — dachte — gedacht и др.), спряжение которых лингвисты советуют учить наизусть.

В свою очередь, правила формообразования по отношению к сильным глаголам носят особый характер и практически всегда сопровождаются изменениями гласной в корне. Иногда с учетом данного признака сильные немецкие глаголы делят на ряд подгрупп — Ablautreihen, которых всего насчитывается восемь (рядов варьирования гласной в корне — 1. spring-en — sprang — ge-sprung-en. 2. — befehl-en — befahl — befohl-en. 3. — mitlauf-en —

lief mit — mitgelauf-en и др.). Кроме чередования корневых гласных, особенностью глаголов сильного типа в немецком языке можно считать аннулирование суффикса -t/-te в форме Imperfekt (ringen — rang; geh-en — ging), а также способность принимать суффикс -(еn) в формах Partizip II (geben — gegeben; rann — geronn-en). При этом, данная группа немецких глаголов является весьма немногочисленной и ее лучше заучивать.

Общей особенностью, как слабых, так и сильных немецких глагольных форм с наличием, так называемой, не отделяемой приставки (besuchen), а также прерогативой слабых глаголов, у которых наличествует суффикс -ieren (studieren) можно считать отсутствие префикса ge- в Partizip II (beginn-en — begonn-en (сильный глагол); besuch-en — besuch-t (слабый глагол)). Применительно же к единицам, в которых приставка может отделяться, формообразующий префикс ge- вносится на место между нею и корнем (abfrag-en — ab+ge+frag+t), в Präteritum же данная отделяемая приставка переносится в конец слова, отрезаясь от корня (abfrag-en — frag+te ab; mitlauf-en — lief mit).

В целом, выявление основных отличий между слабыми и сильными глаголами немецкого языка, включая умение ориентироваться в системе чередования корневых гласных, представляется крайне важным для правильного определения основных глагольных форм и для беспроблемного постижения основ спряжения.

В зависимости от типа спряжения глаголы в немецком языке делятся на следующие группы:

1) сильные глаголы в немецком (die starken Verben );

2) слабые глаголы в немецком языке (die schwachen Verben );

3) неправильные глаголы в немецком языке (die unregelmäßigen Verben ). Эту группу ещё называют смешанные глаголы в немецком языке.

Принадлежность глагола в немецком к тому или иному спряжению зависит от способа образования Imperfekt и Partizip II , которые наряду с Infinitiv являются основными формами и служат для образования всех остальных глагольных форм.

Сильные глаголы в немецком языке

Основные формы сильных глаголов в немецком имеют следующие признаки:

1) Изменение корневого гласного всегда в Imperfekt и часто в Partizip II

Infinitiv Imperfekt Partizip II
lesen (читать) las gelesen
finden (находить) fand gefunden

2) Суффикс -en в Partizip II

Infinitiv Imperfekt Partizip II
bleiben (оставаться) blieb geblieben
sehen (видеть) sah gesehen
singen (петь) sang gesungen

В некоторых сильных глаголах чередуются также корневые согласные d - t , h - g :

leiden litt gelitten
ziehen zog gezogen

Из приведенных примеров видно, что корневой гласный или совпадает в Imperfekt и Partizip II , или совпадает в Infinitiv и Partizip II , или он во всех трех формах разный.

Слабые глаголы в немецком языке

В современном немецком языке слабые глаголы образуют самую большую группу глаголов. Эта группа все больше расширяется, так как сюда входят глаголы, которые сравнительно недавно появились: filmen - проводить киносъемку, funken - радировать, radeln - ехать на велосипеде, entminen - разминировать: filmen - filmte , funken - funkte и др.

Основные формы слабых глаголов в немецком языке имеют следующие признаки:

1. корневой гласный не изменяется;

2. Imperfekt образуется при помощи суффикса - (e) te ;

3. Partizip II образуется с помощью суффикса - (e) t .

Суффиксы -ete и -et употребляются в глаголах с основой, которая заканчивается на d, t, m, n с предыдущим согласным dm, tm, dn, gn, chn, ffn ).

Например:

Infinitiv Imperfekt Partizip II
atm-en дышать atm-ete geatm-et
ordn-en упорядочивать ordn-ete geordn-et
begegn-en встречать begegn-ete begegn-et
zeichn-en рисовать zeichn-ete gezeichn-et
öffn-en открывать öffn-ete geöffn-et

Неправильные глаголы в немецком языке (смешанная группа)

Неправильными глаголами в немецком языке называются такие глаголы, которые отличаются от сильных и слабых глаголов при образовании основных форм и, в некоторых случаях, при спряжении в Präsens . С целью лучшего запоминания разделим такие глаголы на три группы:

Группа 1 .

Эти глаголы образуют свои основные формы, как слабые глаголы, но в Imperfekt и Partizip II они изменяют корневую гласную е на а .

Infinitiv Imperfekt Partizip II
kennen – знать kannte gekannt
nennen – называть nannte genannt
brennen – гореть brannte gebrannt
rennen - бежать, мчаться rannte gerannt
wenden – возвращать wandte gewandt
senden – посылать sandte gesandt
denken – думать dachte gedacht

Группа 2 .

Сильные глаголы образуют формы прошедшего времени посредством изменения корневого гласного – путем аблаута. Но разные сильные глаголы имеют разные корневые гласные, например:

инфинитив претерит причастие II
schreiben - писать schrieb geschrieben
finden - находить fand gefunden
nehmen - брать nahm genommen
sehen - видеть sah gesehen
laufen - бежать lief gelaufen

Получается, что основные формы сильных глаголов нужно заучивать наизусть. Придя к этому выводу, все как-то призадумываются. Оно, конечно - нужно заучивать, и конечно же, наизусть. Не ходить же по Германии с вечно раскрытой грамматикой или с пластиковым кружком-шпаргалкой. «Moment mal...» - мне, мол, Partizip II от такого-то глагола понадобился...

А дальше всё идет по-разному. Одним вполне удается всё усвоить, другие ограничиваются наиболее употребительными глаголами, третьи периодически делают какие-то попытки (интервалом от нескольких дней до нескольких лет) и в итоге всякий раз со вздохом откладывают учебник, потому что «всё это просто невозможно выучить». И это вполне закономерно. Вы можете подумать, что у тех, кто сразу всё выучил, самая сильная воля или самая хорошая память. Но я встречала людей с развитой волей и отличной памятью, которые когда-то начинали изучать немецкий язык и до сих пор как следует не знают сильных глаголов. Дело не в воле или памяти, а в мотивации. Если вам действительно нужен язык, вы быстро выучите всё, что нужно, включая пресловутые сильные глаголы. Если язык вам нужен в некоторой степени, вы и глаголы выучите именно в некоторой степени. Если же у вас вообще нет оснований вкладывать в это какие-то силы - вы усвоите только то, что само собой задержится в памяти.

В словаре и грамматиках основные формы сильных глаголов обычно даются в алфавитном порядке. Для обозрения это удобно, а для изучения - хуже не придумаешь. Представьте себе, что вы в алфавитном порядке заучиваете все слова из словаря: месяц - на букву «A», другой - на букву «B», третий - на букву «C» и так далее. Точно так же, как в рассказе Конан Дойля «Союз рыжих» мошенники дали человеку задание переписывать «Британскую энциклопедию». Так и со списком глаголов по алфавиту: естественное сопротивление ума.

Как же тогда подступиться к этому списку? Очень просто. Сильные глаголы исторически распределяются не по алфавиту, а по рядам аблаута, то есть по определенным схемам изменения корневого гласного. Например:

Зная это, вы без труда образуете основные формы от глагола blei ben - оставаться : blei ben - blie b - geblie ben.

А сильный глагол heißen - зваться, называться - тоже сюда? Увы, нет! Он исторически относится к другому ряду и образует основные формы так:

Для этих глаголов модель такова: гласный в инфинитиве совпадает с гласным в причастии II, а в претерите выступает ie .

Потому удобнее всего рассортировать сильные глаголы по рядам, как, собственно, они и существуют в языке. Видя схему каждого ряда, вы можете понять принцип образования основных форм. А сколько глаголов из каждого ряда вам понадобится - опять-таки зависит от мотивации. Внутри каждого ряда глаголы расположены по алфавиту, что облегчит вам поиск в нужных случаях.

Для хорошего владения языком заучиваются все глаголы. Занимаясь рядами сильных глаголов как следует, на освоение каждого ряда даже при отличной памяти нужно потратить какое-то время (как минимум несколько дней). Когда же вы освоите все ряды, проверьте себя - закройте листом бумаги все формы, кроме инфинитива, и пройдитесь по рядам в произвольном порядке.

Если же вам явно не понадобятся некоторые глаголы, то отметьте в списке самые необходимые позиции и выучите только их. Кстати, некоторые совсем уж редко встречающиеся глаголы в этом списке опущены. С другой стороны, не торопитесь слишком прореживать список. Например, согласно учебникам, «выбрасывать» (о мусоре и т.п.) будет по-немецки wégwerfen (сильный глагол с отделяемой приставкой). Между тем немцы очень часто говорят wégschmeißen - выкидывать (тоже сильный глагол и тоже с отделяемой приставкой). Хороший повод выучить оба глагола.

В любом случае учить следует так: «singen - sang - gesungen, springen - sprang - gesprungen» и т.д., каждый раз выстраивая цепочку из трех основных форм. Зазубривать список по вертикали бессмысленно!

Приведем аблаутные ряды сильных глаголов. Некоторые ряды делятся на подтипы а) или b) в зависимости от долготы или краткости гласного и других конкретных условий. Краткий гласный обозначается дужкой (например, ĭ), долгий - двоеточием (например, i:). Глаголы с отделяемыми и неотделяемыми приставками, образованные от приводимых ниже, специально не рассматриваются. Например, ábbiegen - огибать образует основные формы как biegen - гнуть , verbieten - запрещать - как bieten - предлагать и т.д.

инфинитив претерит причастие II
1 РЯД
a) ei ĭ ĭ
beißen кусать biss gebissen
bleichen отбеливать blich geblichen
gleichen походить, быть похожим glich geglichen
gleiten скользить glitt geglitten
greifen хватать схватывать griff gegriffen
leiden страдать litt gelitten
pfeifen свистеть pfiff gepfiffen
reißen рвать, разрывать riss gerissen
reiten скакать, ехать верхом ritt geritten
schleichen красться schlich geschlichen
schleifen шлифовать schliff geschliffen
schmeißen кидать, швырять schmiss geschmissen
schneiden резать schnitt geschnitten
schreiten шагать schritt geschritten
spleißen колоть, расщеплять spliss gesplissen
streichen гладить, касаться; красить strich gestrichen
streiten спорить stritt gestritten
weichen уступать; отступать wich gewichen
b) ei i: (= ie) i: (= ie)
bleiben оставаться blieb geblieben
gedeihen процветать gedieh gediehen
leihen брать взаймы, брать на время lieh geliehen
meiden избегать mied gemieden
preisen восхвалять pries gepriesen
reiben тереть rieb gerieben
scheiden разлучать разводить (Отсюда sich scheiden - разводиться ; причастие II geschieden означает разведенный/разведенная . Так же, как глагол scheiden, образует основные формы глагол entscheiden (sich) - решать(ся) .) schied geschieden
scheinen светить казаться schien geschienen
schreiben писать schrieb geschrieben
schreien кричать schrie geschrien
schweigen молчать schwieg geschwiegen
speien плевать (Глагол speien - плевать употребляется в классической литературе. В быту обычно говорят spucken (это слабый глагол).) spie gespien
steigen подниматься stieg gestiegen
steigen гнать; заниматься чем-л. trieb getrieben
verzeihen прощать verzieh verziehen
weisen указывать wies gewiesen
2 РЯД
a) ie o: o:
biegen гнуть bog gebogen
bieten предлагать bot geboten
erkiesen избирать (Глагол высокого стиля. В современном языке значение «избирать, выбирать» передается слабым глаголом wählen.) erkor erkoren
fliegen летать flog geflogen
fliehen спасаться бегством floh geflohen
frieren мерзнуть fror gefroren
schieben двигать, отодвигать schob geschoben
verlieren терять verlor verloren
wiegen взвешивать; весить wog gewogen
b) ie ŏ ŏ
fließen течь floss geflossen
genießen наслаждаться genoss genossen
gießen лить goss gegossen
kriechen ползать kroch gekrochen
riechen (nach etw.) пахнуть чем-л. roch gerochen
schießen стрелять schoss geschossen
schließen запирать; заключать schloss geschlossen
sieden кипеть; кипятить sott gesotten
sprießen пускать ростки spross gesprossen
triefen попадать (в цель) troff getroffen
verdrießen раздражать verdross verdrossen
с) e/a/au/o/ä/ö ŏ/o: ŏ/o: (в зависимости от глагола)
bewegen двигать bewog bewogen
fechten фехтовать, сражаться focht gefochten
flechten плести flocht geflochten
gäen бродить (о пиве и т.п.) gor gegoren
heben поднимать hob gehoben
löschen гасить, тушить losch geloschen
lügen лгать, врать log gelogen
melken доить molk gemolken
pflegen ухаживать, холить; иметь обыкновение pflog gepflogen
quellen бить ключом, течь quoll gequollen
saufen пьянствовать soff gesoffen
saugen сосать sog gesogen
schallen звучать, раздаваться scholl geschollen
scheren стричь schor geschoren
schmelzen растапливать, плавить schmolz geschmolzen
schnauben сопеть, фыркать schnob geschnoben
schwellen набухать schwoll geschwollen
trügen обманывать trog getrogen
wägen взвешивать wog gewogen
3 РЯД
a) ě (+ r/l + согласный) ă ŏ
bergen прятать (У глаголов этого и последующих рядов (и некоторых глаголов 2 ряда) во 2-м и 3-м л. настоящего времени e > i (du birgst, er birgt; du giltst, er gilt и т.д.).) barg geborgen
gelten быть действительным, считаться, слыть galt gegolten
schelten бранить schalt gescholten
stechen жалить, колоть stach gestochen
sterben умирать starb gestorben
verderben портить verdarb verdorben
werben вербовать, привлекать warb geworben
werfen бросать warf geworfen
b) ĕ a: ŏ
brechen ломать, нарушать brach gebrochen
erschrecken пугать erschrak erschrocken
sprechen говорить, разговаривать sprach gesprochen
treffen встречать traf getroffen
c) e: a: o:
befehlen приказывать befahl befohlen
empfehlen рекомендовать empfahl empfohlen
gebären рожать, рождать gebar geboren
kommen приходить kam gekommen
nehmen брать nahm genommen
stehlen красть stahl gestohlen
4 РЯД
a) ĭ (+ nn/mm) ă ŏ
beginnen начинать(ся) begann begonnen
gewinnen побеждать, выигрывать gewann gewonnen
rinnen бежать, течь, струиться rann geronnen
schwimmen плавать schwamm geschwommen
spinnen прясть spann gesponnen
b) ĭ (+ n + согласный) ă ŭ
binden связывать band gebunden
dringen теснить настаивать drang gedrungen
finden находить fand gefunden
gelingen удаваться gelang gelungen
klingen звучать klang geklungen
ringen бороться rang gerungen
singen петь sang gesungen
sinken опускаться падать sank gesunken
springen прыгать sprang gesprungen
stinken вонять stank gestunken
trinken пить trank getrunken
verschwinden исчезать verschwand verschwunden
zwingen принуждать, заставлять zwang gezwungen
5 РЯД
а) e: a: e:
geben давать gab gegeben
genesen выздоравливать genas genesen
geschehen случаться, происходить geschah geschehen
lesen читать las gelesen
sehen смотреть, видеть sah gesehen
b) ĕ a: ĕ
essen есть gegessen
fressen есть (о животных); жрать fraß gefressen
messen мерить maß gemessen
vergessen забывать vergaß vergessen
treten ступать, наступать trat getreten
c) ĭ a: e:/ĕ
bitten просить bat gebeten
liegen лежать lag gelegen
sitzen сидеть saß gesessen
6 РЯД
ă/a: a: ă/a:
backen печь (У глаголов 6-го и 7-го рядов во 2-м и 3-м л. настоящего времени a > ä (du bäckst, er bäckt и т.д.).) buk gebacken
fahren ехать fuhr gefahren
graben рыть grub gegraben
laden грузить, нагружать lud geladen
schaffen творить (Следует различать сильный глагол schaffen (schuf - geschaffen) - творить, создавать и слабый глагол schaffen (schaffte - geschafft) - удаваться, получаться .) schuf geschaffen
schlagen бить schlug geschlagen
tragen нести, носить trug getragen
wachsen ["vaksən] расти wuchs gewachsen
waschen мыть, стирать wusch gewaschen
7 РЯД
a/au/o/u/e (= ie)/ĭ a/au/o/u/e (= гласный инфинитива)
blasen дуть blies geblasen
braten жарить briet gebraten
fangen ловить fing gefangen
fallen падать fiel gefallen
hängen висеть (Следует различать сильный глагол hängen (hing - gehangen) - висеть и слабый глагол hängen (hängte - gehängt) - вешать ) hing gehangen
halten держать hielt gehalten
hauen рубить hieb gehauen
heißen зваться, называться hieß geheißen
lassen оставлять, позволять ließ gelassen
laufen бежать lief gelaufen
raten советовать riet geraten
rufen кричать, звать rief gerufen
schlafen спать schlief geschlafen
stoßen толкать stieß gestoßen

Орфография форм претерита и причастия II сложилась исторически. Формы с кратким гласным + ss раньше писались через ß (вы еще можете найти такие написания в книгах, изданных до 1998 г.). Буква ß сохранилась там, где ей предшествует долгий гласный или дифтонг. Иногда формы претерита и причастия II отличаются от инфинитива: например, schneiden (резать ) - schnitt - geschnitten. В отдельных случаях есть и серьезные расхождения: например, hauen (рубить ) - hieb - gehauen. Впрочем, те, кто изучал английский язык, принимает английскую орфографию и формы английских неправильных глаголов типа write - wrote - written, catch - caught - caught и т.д. как данность. Точно так же надо подходить и к немецким рядам сильных глаголов!

При изучении немецкого (нем.) языка огромное внимание приходится уделять глаголам (глаг.), поскольку глаг. – это центр любого нем. предложения. Его часто сравнивают с дирижёром в оркестре, так как именно от него зависит наличие или отсутствие дополнительных членов, их место в предложении.

Тем, кто недавно начал изучать немецкий, он может показаться сложным и запутанным, а его глагольная система – изобретением редкого человеконенавистника. Например, три формы (ф-мы) немецких глаголов. Многие недоумевают, почему вместо одного глаг. (инфинитива, который дан в словаре) приходится учить сразу 3 формы. Надеемся, наша статья поможет вам разобраться в этом.

Итак, каждый нем. глаг. имеет три ф-мы: инфинитив, имперфект (Präteritum) и причастие (Partizip II) . Строго говоря, каждый глаг. имеет форм намного больше, чем эти три, но именно о них пойдёт речь. Тем, кто знаком с грамматикой английского, будет немного легче, так как эти формы в двух языках аналогичны.

С инфинитивом всё более-менее понятно, эта ф-ма стоит в словаре, от неё образуются все ф-мы настоящего и будущего времени: machen, spielen, studieren, verkaufen, einkaufen.

Имперфект (Präteritum) – прошедшее время, которое обычно используется в письменном немецком. От основы имперфекта (второй ф-мы) образуются личные ф-мы глаголов в этом прошедшем времени (при помощи личных глагольных окончаний).

Образуется она также от инфинитива при помощи специального суффикса -t- и окончаний. Если в слове есть отделяемая приставка (прист.), то она выносится отдельно.

Однако это справедливо только по отношению к слабым глаголам. Что касается сильных глаг. и глаг. смешанного спряжения (неправильных), то для них ф-му имперфекта нужно смотреть в специальной таблице (см. ниже).

Mach-en – mach-t-e, spiel-en – spiel-t-e, studieren – studier-t-e, verkauf-en – verkauf-t-e, ein-kauf-en – kauf-t-e ein,

Соответственно, 2-я ф-ма этих глаг.: machte, spielte, studierte, verkaufte, kaufte ein.

Причастия прошедшего времени (Partizip II) используются как самостоятельные части речи (пассивные причастия), а также для образования пассивного залога, прошедших времён Perfekt и Plusquamperfekt и будущего времени Futurum II.

Образуются эти причастия также от инфинитива, при помощи прист. ge- и суффикса –t .

Mach-en – ge-mach-t, spiel-en – ge-spiel-t.

ПРИМЕЧАНИЯ!!!

  • Эти ф-мы не имеют глагольных окончаний.
  • Если в глаг. есть суффикс -ier- , то прист. ge- не добавляется . Stud-ier -en – studier-t, buchstab-ier-en – buchstab-ier-t.
  • Если глаг. начинается с неотделяемой приставки (be-, ge-, er-, ver-, zer-, ent-, emp-, miss и некоторые другие ), то прист. ge- не добавляется. Ver kauf-en – verkauf-t, be suchen – besuch-t.
  • Если глаг. начинается с отделяемой приставки, то прист. ge- ставится между прист. и корнем. Ein -kauf-en – ein-ge -kauf-t, auf -räum-en – auf-ge -räum-t.

Соответственно, третья ф-ма глаг.: gemacht, gespielt, studiert, verkauft, eingekauft .

Вот и всё, что нужно знать, чтобы образовать три ф-мы нем. глаголов. Не помешает ещё, конечно, немного практики, но теория у вас уже есть.

Что касается сильных и неправильных (нерегулярных) глаг., то их легче учить в таблице. Вы можете найти таблицу, где представлены только 3 ф-мы, или таблицу, где их 4. Не пугайтесь, это не какая-то новая запутанная форма. На самом деле, в таких таблицах отдельной графой вынесена ф-ма 3-го л. ед.ч (т.е. ф-ма для он/она/оно). Просто в корнях некоторых немецких глаг. происходит чередование, поэтому новичкам легче учить уже готовые ф-мы.

Поскольку в качестве вспомогательных в прошедшем времени Perfekt используются два глаг. haben и sein (для глаг. движения, изменения состояния и глаг. bleiben), то мы рекомендуем учить третью ф-му вместе со вспомогательным глаголом. Всё это и отражено в нашей таблице.