Строительство забора

Цели использования, типы и виды таможенных пошлин рф. Таможенная пошлина Функции внешнеторговых пошлин

Цели использования, типы и виды таможенных пошлин рф. Таможенная пошлина Функции внешнеторговых пошлин

"Таможенный кодекс Евразийского экономического союза" (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза)

ТК ЕАЭС Статья 146. Обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при таможенной процедуре таможенного транзита

1. Обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов при таможенной процедуре таможенного транзита предоставляется в соответствии с главой 9 настоящего Кодекса с учетом настоящей статьи и статей 271 и настоящего Кодекса.

В случаях, когда обеспечение исполнения обязанности по уплате специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин является условием помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита в соответствии с настоящего Кодекса, такое обеспечение предоставляется в соответствии со статьей 75 настоящего Кодекса с учетом положений настоящей статьи.

2. При помещении товаров, за исключением товаров для личного пользования и международных почтовых отправлений, под таможенную процедуру таможенного транзита размер обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов определяется исходя из сумм таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате в государстве-члене, таможенный орган которого производит выпуск товаров, если бы на дату регистрации транзитной декларации товары помещались под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления или таможенную процедуру экспорта без применения тарифных преференций и льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов или льгот по уплате вывозных таможенных пошлин соответственно, но не менее сумм таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате в других государствах-членах, по территориям которых будет осуществляться перевозка (транспортировка) товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, если бы товар помещался на территориях этих государств-членов под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления или таможенную процедуру экспорта без применения тарифных преференций и льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов или льгот по уплате вывозных таможенных пошлин соответственно.

Суммы таможенных пошлин, налогов, указанные в абзаце первом настоящего пункта, определяются исходя из наибольшей величины ставок таможенных пошлин, налогов, стоимости товаров и (или) их физических характеристик в натуральном выражении (количество, масса, объем или иные характеристики), которые могут быть определены на основании имеющихся сведений, порядок использования которых устанавливается законодательством государств-членов.

3. Комиссия вправе определять особенности определения размера обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов и размера обеспечения исполнения обязанности по уплате специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при помещении под таможенную процедуру таможенного транзита товаров (компонентов товаров), перемещаемых через таможенную границу Союза в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде.

4. В отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов и обеспечение исполнения обязанности по уплате специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин не предоставляется в следующих случаях:

1) размер обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов и размер обеспечения исполнения обязанности по уплате специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, если предоставление такого обеспечения является условием помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 143 настоящего Кодекса, в совокупности не превышает суммы, эквивалентной 500 евро по курсу валют, действующему на день регистрации транзитной декларации;

2) в качестве декларанта выступает таможенный перевозчик, осуществляющий перевозку (транспортировку) декларируемых товаров, или уполномоченный экономический оператор, имеющий свидетельство о включении в реестр уполномоченных экономических операторов первого или третьего типа;

3) товары перевозятся железнодорожным, воздушным или перемещаются трубопроводным транспортом, за исключением случая, когда такая перевозка (транспортировка) является частью перевозки (транспортировки) товаров с использованием двух и более видов транспорта;

4) иностранные товары перевозятся водными судами, в том числе судами смешанного (река - море) плавания, между морскими портами государства-члена и (или) государств-членов без захода во внутренние водные пути государства-члена и (или) государств-членов, за исключением случая, когда такая перевозка является частью перевозки товаров с использованием двух и более видов транспорта;

5) в случаях , установленных законодательством государства-члена, в котором товары помещаются под таможенную процедуру таможенного транзита, если перевозка (транспортировка) товаров осуществляется по территории этого государства-члена;

7) в случаях, предусмотренных международными договорами в рамках Союза и (или) международными договорами государств-членов с третьей стороной;

8) таможенным органом принято решение о применении таможенного сопровождения;

9) товары предназначены для официального пользования дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями, расположенными на таможенной территории Союза, о чем в таможенном органе отправления по каждой конкретной перевозке имеется информация министерства иностранных дел государства-члена, в котором находится таможенный орган отправления. Указанная информация передается в таможенный орган министерством иностранных дел государства-члена, в котором находится таможенный орган отправления, при ее получении:

от министерства иностранных дел государства-члена, являющегося государством пребывания дипломатического представительства или консульского учреждения, являющегося получателем товаров;

либо от дипломатического представительства или консульского учреждения, расположенного на территории государства-члена, в котором находится таможенный орган отправления, и являющегося дипломатическим представительством или консульским учреждением государства, дипломатическое представительство или консульское учреждение которого является получателем товаров;

10) товары предназначены для официального пользования представительствами государств при международных организациях, международными организациями или их представительствами, иными организациями или их представительствами, расположенными на таможенной территории Союза, о чем в таможенном органе отправления по каждой конкретной перевозке имеется информация министерства иностранных дел государства-члена, в котором находится таможенный орган отправления. Указанная информация передается в таможенный орган министерством иностранных дел государства-члена, в котором находится таможенный орган отправления, при ее получении от министерства иностранных дел государства-члена, являющегося государством пребывания представительств государств при международных организациях, международных организаций или их представительств, иных организаций или их представительств, которые являются получателями товаров;

11) товары предназначены для личного пользования, включая товары для первоначального обзаведения, сотрудников дипломатических представительств, работников консульских учреждений, персонала (сотрудников, должностных лиц) представительств государств при международных организациях, международных организаций или их представительств, иных организаций или их представительств, расположенных на таможенной территории Союза, а также членов их семей, о чем в таможенном органе отправления по каждой конкретной перевозке имеется информация министерства иностранных дел государства-члена, в котором находится таможенный орган отправления. Указанная информация передается в таможенный орган министерством иностранных дел государства-члена, в котором находится таможенный орган отправления, при ее получении от министерства иностранных дел государства-члена, являющегося государством пребывания дипломатического представительства, консульского учреждения, представительств государств при международных организациях, международных организаций или их представительств, иных организаций или их представительств, сотрудники, работники, персонал (сотрудники, должностные лица) которых являются получателями товаров, либо от дипломатического представительства или консульского учреждения, расположенного на территории государства-члена, в котором находится таможенный орган отправления, которое является дипломатическим представительством или консульским учреждением государства, сотрудники, работники дипломатического представительства или консульского учреждения которого являются получателями товаров;

12) товары предназначены для использования в культурных, научно-исследовательских целях, проведения спортивных соревнований либо подготовки к ним, ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф, обеспечения обороноспособности и государственной (национальной) безопасности государств-членов, переоснащения их вооруженных сил, защиты государственных границ государств-членов, использования государственными органами государств-членов, о чем имеется подтверждение соответствующего государственного органа заинтересованного государства-члена, ходатайствующего о выпуске таких товаров без предоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов и (или) без предоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, представленное определенным Комиссией таможенным органом государства-члена, на территории которого находится таможенный орган назначения, в определенный Комиссией таможенный орган государства-члена, на территории которого расположен таможенный орган отправления;

13) в отношении товаров, перевозимых автомобильным транспортом, осуществлено таможенное декларирование с особенностями, определенными статьей 114 настоящего Кодекса, с целью их помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления и в отношении таких товаров уплачены таможенные пошлины, налоги, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины, в случае если перевозка в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита будет осуществляться только по территории государства-члена, в котором подана декларация на товары, и декларантом товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, и декларантом товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, является одно и то же лицо.

5. В случае если в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, определенный размер обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов и размер обеспечения исполнения обязанности по уплате специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, если предоставление такого обеспечения является условием помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 143 настоящего Кодекса, в совокупности превышают сумму, указанную в документах, определенных статьей 147 настоящего Кодекса, не более чем на сумму, эквивалентную 500 евро по курсу валют, действующему на день регистрации транзитной декларации, предоставление дополнительного обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов и (или) обеспечения исполнения обязанности по уплате специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин не требуется.

6. Обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов предоставляется в отношении товаров, перевозимых по одной транзитной декларации. Генеральное обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов может быть предоставлено в отношении товаров, перевозимых по нескольким транзитным декларациям.

7. Обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перевозимых по одной транзитной декларации, может быть предоставлено таможенному органу отправления либо таможенному органу назначения.

Генеральное обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов может быть предоставлено таможенному органу отправления, таможенному органу назначения либо иному таможенному органу государства-члена, на территории которого находится таможенный орган отправления или таможенный орган назначения и определяемому законодательством такого государства-члена о таможенном регулировании.

8. Особенности применения генерального обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в случаях, когда помещение товаров под таможенную процедуру таможенного транзита будет осуществляться таможенным органом одного государства-члена, а генеральное обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов предоставлено таможенному органу другого государства-члена, определяются международным договором в рамках Союза.

Ст. 146 ТК ЕАЭС. Обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при таможенной процедуре таможенного транзита

Таможенная пошлина – это обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Союза (ст. 2 ТК ЕАЭС) (далее в тексте “пошлина” и “ТП”).

Правительство Российской Федерации, как и власти любых других стран, стремится решить две главные задачи внешнеэкономической деятельности. Первая – поддержать отечественного товаропроизводителя, в какой-то степени оградив его от конкуренции со стороны иностранных производителей. Вторая – обеспечить российским гражданам доступ к лучшим импортным товарам. Решение этих задач требует сбалансированной внешнеэкономической политики государства. Инструментом выступают методы тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности. Тарифные методы регулирования это различные тарифы и сборы, взимаемые при совершении внешнеторговых операций. К нетарифным мерам регулирования относятся, прежде всего, лицензирование, квотирование, сертификация товаров или услуг и некоторые другие методы.

Большинство внешнеторговых операций облагаются таможенными сборами (таможенная пошлина, налог и сбор), задачей которых пополнять бюджет государства. А так как цели внешнеэкономических сделок могут быть разными (коммерческими, образовательными или благотворительными), то и размер пошлин тоже может разным – для каких-то видов деятельности она взимается в полном размере, а для каких-то видов государство вводит преференции в виде льготных пошлин (вплоть до 0%).

На территории Таможенного союза ставки таможенных пошлин определяются согласно единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД) и Единого таможенного тарифа Таможенного союза (со вставками ввозных пошлин). Согласно этим документам, объектом обложения пошлиной являются товары, которые перемещаются через таможенную границу. Пошлина накладывается на таможенную стоимость товара или на его физические характеристики (потребительская единица: кол-во, ед, шт, кг, литры, объем и т.д.).

Мы подберем код ТН ВЭД на Ваш товар и сообщим таможенные платежи и пошлины

Как мы уже сообщали, пошлины далеко не единственный вид таможенных платежей. Также на таможне подлежат оплате:

  • таможенные сборы или сбор за таможенное оформление
    рассчитывается и уплачивается от стоимости ввозимого товара. При экспорте-вывозе с 04.09.2018 эта сумма не уплачивается! Ранее сбор за таможенное оформление был 750 рублей. "Федеральный закон от 3 августа 2018 года N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
  • налог на добавленную стоимость (НДС)
    начисляется только на ввозимые товары и составляет в РФ: 0% , 10% или 20% (до 31.12.18 составлял 18%)
  • акцизы
    начисляются только на акцизные товары: нефтепродукты, автомобили, алкоголь, табак, и др.

Согласно ТК ЕАЭС в 2019 году применяются следующие виды таможенных пошлин:

  • Вывозная (на вывоз);
  • Специальная;
  • Антидемпинговая;
  • Компенсационная.

Ввозная таможенная пошлина (импортная) – это обязательный платеж, взимаемый таможенными органами государств – членов Евразийского экономического союза в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза (п. 2 ст. 25 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года), является инструментом таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности. В условиях функционирования Евразийского экономического союза устанавливается и применяется Единый таможенный тариф и иные единые меры регулирования внешней торговли с третьими странами (Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года) (далее – Договор о Союзе).

Вывозная таможенная пошлина (экспортная) – это обязательный платеж, взимаемый таможенными органами государств – членов Евразийского экономического союза при вывозе товаров за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза.

Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины относятся к группе особых таможенных тарифов, устанавливаются международными договорами или законодательством государств - членов Таможенного союза. Они взимаются в том же порядке, что и ввозная ТП (ФЗ от 8 декабря 2003 года №165-ФЗ (ред. От 4 июня 2014 года) “О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров”).

Другая группа таможенных тарифов – сезонные пошлины . Они носят сезонный характер и применяются по отношению к сельскохозяйственной продукции. Их цель – защитить отечественного товаропроизводителя и простимулировать собственное сельское хозяйство. Они применяются применяются в период сбора и реализации урожая и заменяют собой привычные ставки пошлин, действующих в другое время года.

Виды таможенных ставок

Единый Таможенный Тариф позволяет применять к одним и тем же товарам разные виды таможенных ставок: адвалорные, специфические и комбинированные. Зная виды таможенных ставок, можно произвести расчет ставки таможенной пошлины.

Адвалорная ставка не имеет фиксированной суммы и представляет процент от таможенной стоимости товара (стоимость товара+стоимость доставки товара до границы). Например, при ввозе партии вешалок для одежды оплате на таможне подлежит сумма равная 9% от таможенной стоимости партии.

Формула расчета пошлины по адвалорной ставке:



Сп – сумма пошлины
Стов – таможенная стоимость ввозимого/вывозимого товара
Ст(П) – ставка ввозной/вывозной пошлины в процентах

Специфическая ставка имеет фиксированную сумму, которая накладывается на каждую отдельную единицу товара (масса, кол-во, объем и т.д.). Например, при ввозе партии кроссовок будет начислена пошлина в размере 0,47 евро за пару.

Формула расчета пошлины по специфической ставке:


Сп – сумма пошлины
Ст(Е) – ставка ввозной/вывозной пошлины в долларах или евро за единицу товара
Ктов – количество ввозимого/вывозимого товара в определенных единицах измерения

Комбинированная ставка представляет собой комбинацию из адвалорной и специфической ставок. ЕТТ ТС предусматривает два способа подсчета пошлины: либо исходя из количественных характеристик или массы товара (специфическая ставка), либо исходя из его стоимости (адвалорная ставка). Оплате на таможне подлежит наибольшая из полученных сумм. Например, ввозится партия свежих экзотических фруктов: бананов (код ТНВЭД 0803901000), лимонов (код ТН ВЭД 0805501000) или помело (код ТН ВЭД 0805400000). По отношению к данной товарной позиции применяется комбинированная ставка, которая гласит, что ТП должна составить 4% от таможенной стоимости партии (адвалорная ставка), но она должна быть меньше суммы, если бы расчеты проводились по формуле 0,015 евро/кг (специфическая ставка).

Размер пошлины на импортируемые товары определяется по коду ТН ВЭД в соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза “О едином таможенно-тарифном регулировании” от 27 ноября 2009 года. Размер пошлины на экспортируемые товары определяется по коду ТН ВЭД в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2013 года №754.

Плательщиками таможенных пошлин , налогов является декларант или иные лица, у которых возникла обязанность по уплате ТП и налогов (ст. 50 ТК ЕАЭС).

Мы рассчитаем Вам таможенные платежи и пошлины

Льготы по уплате таможенных пошлин

Льготы по уплате ТП распространяются на товары, произведенные в странах, с которыми у Российской Федерации действует международный договор о предоставлении взаимных преференций в области внешней торговли. Право на такую льготу участник ВЭД может подтвердить, предоставив в таможенный орган Сертификат о происхождении товара (Общей формы , Form A , СТ-1 или СТ-2).

Льготы по уплате ТП бывают следующих видов:

  • тарифные преференции;
  • тарифные льготы;
  • льготы по уплате налогов;
  • льготы по уплате таможенных сборов.

Перечень льгот, действующих на территории РФ, представлен в Приказе ФТС России от 26 мая 2010 года №1022 (ред. От 20 декабря 2012 года).

Таможенное оформление товаров без уплаты таможенных пошлин в 2019 году

Особенности таможенного оформления при ввозе товаров без уплаты таможенных пошлин в 2019 году участниками ВЭД:

Физическим лицом: от уплаты таможенных пошлин освобождаются грузы и товары перевозимых для личного пользования, при условии что:

  • их вес не превышает 50 кг, а общая стоимость не превышает 10000 евро (для воздушного транспорта - сопровождаемым багажом);
  • их вес не превышает 25 кг, а общая стоимость не превышает 500 евро (исключая воздушный транспорт - сопроводаемым багажом);
  • их вес не превышает 31 кг, а общая стоимость не превышает 500 евро (для почтовых отправлений и товаров доставляемых перевозчиком - несопровождаемым багажом).

При превышении любого из данных показателей гражданин должен оплатить таможенные платежи из расчета 30% от суммы превышающей допустимую стоимость, либо 4 евро за каждый килограмм перевеса.

Также гражданин вправе провозить через таможенную границу без уплаты пошлин:

  • до 50 сигар, или 200 сигарет, или 250 гр. табака;
  • до 3 литров алкогольной продукции.

Юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем: грузы и товары без уплаты таможенных пошлин и налогов могут ввозиться стоимостью не превышающей 200 евро. Но при этом таможенная декларация подается таможенному органу в любом случае.

Уплата таможенных пошлин

Срок оплаты таможенных пошлин начинается с момента регистрации таможенной декларации до выпуска товаров под заявленной таможенной процедурой. Иными словами все таможенные платежи должны быть внесены в срок до того момента, когда таможня завершит таможенное оформление груза. Однако в некоторых случаях этот срок может быть увеличен еще на 10 дней (например, когда инспектору и декларанту необходимо провести корректировку таможенной стоимости товара).

Порядок оплаты таможенной пошлины

Согласно ст. 61 ТК ЕАЭС, платежи уплачиваются в том таможенном органе, где происходит процедура выпуска товара (за исключением случаев, когда товары помещаются под таможенную процедуру таможенного транзита). Способы уплаты таможенных пошлин : оплата может вноситься в кассу таможенного органа (срок зачисления на счет – от одного до нескольких дней), или перечисляться электронным способом с помощью платежной системы “Раунд” или таможенной карты (срок зачисления на счет – до нескольких часов). Платежи выплачиваются в валюте государства, в котором производится таможенное оформление товара по курсу, зафиксированному на день подачи декларации. Оплата, как правило, производится двумя платежными поручениями: первое платежное направляется на оплату пошлины, второе – НДС, акциза (при необходимости) и таможенного сбора. Правила заполнения платежного поручения определены в Приказе Министерства финансов РФ от 12 ноября 2013 года №107н “Об утверждении правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации”.

Услуги и помощь в расчете стоимости таможенных пошлин

Наша компания “Универсальные Грузовые Решения” оказывает услуги и оформлению товаров, подбору кодов ТНВЭД, производит расчет необходимых к уплате на таможне: таможенных платежей, пошлин, налогов (НДС), сборов и акцизов. И при этом стоимость и сроки оформления в нашей компании – минимальны, а консультации бесплатны!

Мы подберем код ТН ВЭД и сообщим таможенные платежи!

Внешнеторговые пошлины - это платежи, вносимые участниками внешнеторгового обмена. Их оплату контролируют специально созданные таможенные органы. Эти пошлины выступают в качестве инструмента регулирования деятельности в сфере внешней торговли. С их помощью можно как расширять торговый оборот страны, так и ограничивать его.

Функции внешнеторговых пошлин

У этих пошлин есть две основные функции – фискального и регулятивного характера. В их рамках внешнеторговые пошлины способствуют решению следующих задач:

  • оптимизируют товарную структуру импортно-экспортных операций;
  • поддерживают оптимальный баланс между объемом ввозимых и вывозимых товаров;
  • защищают отечественного производителя от иностранных конкурентов;
  • обеспечивают рациональное соотношение доходов и расходов в иностранной валюте;
  • сокращают вывоз природных ресурсов при помощи экспортной пошлины;
  • способствуют выравниванию цен на внутреннем и внешнем рынке.

Классификация внешнеторговых пошлин

Внешнеторговые пошлины подразделяются на несколько видов:

  • экспортные;
  • транзитные;
  • импортные.
Особенности экспортных пошлин

Такой вид внешнеторговых пошлин, как экспортные встречается сегодня достаточно редко. Основной причиной их установления выступает необходимость ограничить вывоз из страны сырья. Кроме того, они являются дополнительным источником для пополнения бюджета. В большинстве случаев экспортные пошлины применяются при вывозе энергоносителей, к примеру, нефти, газа или нефтепродуктов. Кроме того, они налагаются при перемещении через границу и других природных ресурсов, к примеру, металлов, леса и т. д.

В России львиная доля экспортных пошлин вносится в процессе перемещения нефтепродуктов. А структура экспортных операций в целом носит сугубо сырьевой характер. Необходимо отметить, что экспортные пошлины в российской экономике играют двоякую роль. Во-первых, они дают возможность ограничить вывоз природных ресурсов. Но, с другой стороны, служат препятствием для развития торговли на международном уровне. Поскольку необходимость внесения этих платежей создает дополнительную налоговую нагрузку для отечественных производителей. Представляется целесообразным освободить от необходимости внесения экспортных пошлин отдельные виды предприятий, к примеру, химического и лесозаготовительного комплекса. Такой подход откроет перед этими организациями возможности для модернизации производства и повышения рентабельности.

Особенности транзитных пошлин

Эта разновидность пошлин взимается при перемещении через границу груза, который следует в третью страну. На современном этапе они применяются очень редко. Большинство государств взаимно отменяют их, заключая между собой соответствующие соглашения.

Чаще всего транзитные пошлины устанавливаются по отношению к определенным государствам с целью оказания на них экономического давления. Также взимание транзитных пошлин преследует цель компенсации расходов, связанных с осуществлением контроля на границе и оформлением груза.

Особенности импортных пошлин

На международном рынке эти пошлины применяются чаще других. На территории России они в среднем составляют от двадцати до тридцати процентов в общем объеме таможенных платежей, которые вносятся в казну. Основной целью их введения служит защита внутреннего рынка. Кроме того, они способствуют установлению оптимального баланса между ввозными и вывозными операциями, учитывая данные торгового и платежного баланса.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Таможенные пошлины относятся к наиболее традиционным и в то же время наиболее активно применяемым мерам государственного регулирования экспортно-импортных операций. Такое их положение определяет многообразие форм, в которых они выступают, и объем задач, выполняемых ими для государственного регулирования внешней торговли. Таможенная пошлина - особая форма налога, взимаемого при пересечении товаром таможенной границы. В зависимости от того, накладываются ли они на импортируемый, экспортируемый или проходящий транзитом товар, они называются, соответственно, импортными, экспортными или транзитными.

Импортная пошлина - пошлина на ввозимые в страну товары с целью защиты внутреннего рынка и пополнения бюджета. В дальнейшем речь будет идти прежде всего об импортных пошлинах, являющихся главным средством национального протекционизма.

На начальном этапе развития капитализма с помощью импортных пошлин обеспечивались налоговые поступления; сейчас их значимость резко сократилась, а фискальные функции выполняют другие налоговые поступления (например, налог на прибыль). Если в США еще в конце девятнадцатого столетия за счет импортных пошлин покрывалось до 50% всех поступлений в бюджет, то в настоящее время эта доля не превышает 1,5%. Не превышает нескольких процентов доля поступлений от импортных пошлин и в бюджете подавляющего большинства промышленно развитых стран.

Другими словами, если в начале своего существования импортные пошлины обеспечивали получение денежных средств, т.е. играли фискальную роль, то сегодня их функции связаны в первую очередь с обеспечением проведения определенной торгово-экономической политики.

В развивающихся странах, наоборот, импортные пошлины используются прежде всего как средство финансовых поступлений. Это объясняется относительно большей возможностью контроля и простотой процедуры сбора налогов с товаров, пересекающих таможенную границу.

Реже используются экспортные пошлины . Их цель – получение дополнительного количества валюты для пополнения государственной казны.

Экспортные пошлины - пошлины, удорожающие стоимость ввозимых товаров на международном рынке, применяются, когда государство стремится ограничить вывоз данного товара. Например, для ограничения вывоза необработанной древесины из страны Австрия взимает экспортные пошлины с вывозимых неокорённых балансов.

В других случаях задачей экспортных пошлин, взимаемых странами, обла­дающими монопольными природными преимуществами, является ограничение поставок на мировой рынок сырьевых товаров, увеличение цен и повышение доходов казны и производителей. Такая задача ставится при налогообложении экспорта риса Таиландом и Мьянмой, какао-бобов Ганой и кофе Бразилией. Аналогичную роль играют экспортные пошлины на сырье в России.


В развитых капиталистических странах экспортные пошлины практически не применяются. Конституция США даже запрещает их использование.

Транзитные пошлины - пошлины на товары, пересекающие национальную территорию транзитом. Они сдерживают товарные потоки, рассматриваются как крайне нежелательные, нарушающие нормальное функционирование международных связей и сейчас практически не применяются.

Специфическая пошлина - пошлина, устанавливаемая с единицы измерения (веса, площади, объема и т.д.) в виде фиксированной суммы.

Специфические пошлины используются для налогообложения сырьевых товаров, т.е. стандартных, больших по объему товарных масс.

Исчисление пошлины с веса производится с веса брутто или нетто. Таможенный вес брутто, в отличие от общепринятого понятия, может исключать внешнюю транспортную упаковку. В то же время вес нетто может включать непосредственную упаковку, в которой реализуется товар.

До второй мировой войны, когда основная часть мировой торговли приходилась на сырье, 60-70% всех пошлин были специфическими. Последние особенно эффективны в условиях снижения цен на товары, т.е. в периоды депрессии и кризисов. Практика применения специфических пошлин требует более подробной, детальной разбивки товаров по позициям с тем, чтобы каждый товар имел свой фиксированный уровень налогообложения.

Практическое использование специфических пошлин не представляет каких-либо технических сложностей. Специфическими, как правило, являются экспортные пошлины, ими облагаются главным образом сырьевые товары.

Преимущество специфических пошлин заключается в том, что при их применении для исчисления размеров таможенного сбора не требуется перевода иностранной валюты в национальную.

Адвалорные пошлины - пошлины, взимаемые в процентах от цены товара.

Использование адвалорных пошлин требует проведения таможенной оценки товара с целью определения его реальной стоимости.

Возникает вопрос: какие издержки, связанные с поставкой товаров, следует включать в стоимость, подлежащую налогообложению? Страна вправе использовать цену СИФ (включающую стоимость страхования и фрахта) или цену ФОБ (свободно на борту). Вариантом цены ФОБ может быть цена ФАС (свободно вдоль борта), которая меньше цены ФОБ на стоимость погрузочных работ. Цена СИФ совпадает со стоимостью товара в порту прибытия судна и выше цены на стоимость транспортных расходов и страхования товара в пути.

В развитых странах процедура определения стоимости товара основыва­ется на положениях заключенного в рамках ГАТТ соглашения по таможенной оценке. В большинстве случаев за базу для взимания пошлины принимается цена товара, указанная в счете-фактуре. Таможенная стоимость товара- стоимость, включающая в себя цену товара плюс расходы по его транспортировке и страхованию.

Адвалорная пошлина более удобна при импорте машинотехнических изделий, для которых свойственны высокая подвижность цен и значительная дифференциация производимой продукции. Такая пошлина динамично реагирует на изменение цен в условиях “плавающих” курсов валют или в случае обесценивания национальной валюты, оставляя уровень таможенной защиты неизменным.

После второй мировой войны, когда во всем мире наблюдалась тенденция повышения цен и постоянно увеличивалась доля технологически сложных готовых изделий, страны постепенно перешли на адвалорные пошлины. Сейчас 70-80% всех таможенных пошлин приходится на долю адвалорных.

Альтернативная пошлина - пошлина, взимаемая по усмотрению таможенных властей в виде адвалорной или специфической пошлины, в зависимости от того, какая из них дает наибольшую величину таможенного сбора.

В некоторых случаях в таможенно-тарифной практике по отдельным тарифным позициям взимаются одновременно обе пошлины: и адвалорная, и специфическая.

Как уже отмечалось, в настоящее время таможенное обложение в странах Запада находится на относительно низком уровне. Так, среднеарифметический уровень пошлин, рассчитанный для таможенных тарифов США, Японии, единого таможенного тарифа ЕС, Швеции, Швейцарии, Норвегии, Австрии, Канады и Финляндии, составляет 6,4% а средневзвешенный – 4,7%. Среднеарифме­тический уровеньпошлин для США, Японии и ЕС колеблется в пределах 1-6%, а средневзвешенныйсоставляет соответственно 4,4, 2,8 и 4,7%.

Уровень пошлин по первой категории товаров увеличивается прогрессивно в зависимости от степени обработки, так тарифная эскалация направлена на защиту промышленности, выпускающей готовые резинотехнические изделия. По группе текстильных товаров высокие пошлины на ткани (равные или даже превышающие пошлины на готовые изделия) свидетельствуют о том, что тарифный протекционизм в рассматриваемых странах направлен на ограждение всей национальной текстильной промышленности от иностранной конкуренций (табл.4).

Особенно неблагоприятно тарифная эскалация в развитых капиталистичес­ких странах отражается на экспорте развивающихся и ряда восточноевропейских стран. Это связано с тем, что существенная доля в их вызове приходится на товары традиционных отраслей промышленности, которые в наибольшей мере подвергаются тарифной эскалации.

В Швеции, Швейцарии, Норвегии уровень таможенного обложения несколько ниже средневзвешенного показателя для развитых капиталистических стран и составляет (%, в скобках – среднеарифметический) 4,1 (4,8), 3,2 (6,7) и 2,3 (2,9) соответственно. В Австрии и Канаде таможенное обложение, наоборот, значительно превышает средний уровень, и аналогичные показатели составляют 7,8 (8,1) и 7,9 (7,3).

Среднеарифметический уровень рассчитывается путем суммирования всех ставок пошлин и деления суммы на число облагаемых пошлинами тарифных позиций. Средневзвешенный уровень учитывает объем импорта, проходящего по каждой тарифной позиции.

Ограничительная функция таможенных тарифов реализуется в основном посредством сохранения высоких ставок пошлин на ряд товаров или путем прогрессивного повышения ставок пошлин в зависимости от степени обработки импортируемой продукции. Например, существенный разрыв между средневзвешенным и среднеарифметическим показателем для Финляндии свидетельствует о наличии в этой стране значительного числа высоких ставок пошлин, которые являются практически запретительными для ввоза соответствующих товаров.

Таможенная пошлина – один из видов косвенного налогообложения . Она представляет собой обязательный платеж, взимаемый таможенными органами при ввозе товара на таможенную территорию или вывозе товара с этой территории. Таможенная пошлина является при этом неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. Таким образом, таможенная пошлина взимается как при импорте, так и при экспорте товаров и транспортных средств. В настоящее время таможенная пошлина выполняет две важнейшие задачи: регулирование внешнеэкономической деятельности и формирование доходной части бюджета . Ее удельный вес в доходах консолидированного бюджета в последние годы составляет свыше 20%.

Таможенная пошлина в настоящее время не входит в налоговую систему России и взимается согласно ТК ТС, Федеральному закону от 27.11.2010 № 311-Φ3 "О таможенном регулировании в Российской Федерации", а также ряду нормативных правовых документов.

Вопрос о статусе таможенной пошлины возник не сегодня, и законодатель достаточно длительное время не мог определиться с местом таможенной пошлины в системе государственных доходов Российской Федерации. Во вступившей в действие с 1 января 1999 г. ст. 13 части первой НК РФ таможенная пошлина была включена в число федеральных налогов. В качестве налогового дохода она была определена также в первых редакциях БК РФ и Бюджетной классификации РФ. После принятия Федерального закона от 29.07.2004 № 95-ФЗ, которым был признан утратившим силу Закон РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и внесены соответствующие поправки в ПК РФ, статус таможенной пошлины был коренным образом изменен – эта пошлина была выведена из налоговой системы РФ.

Данное решение противоречит принципу единства налоговой системы. Таможенная пошлина обладает сформулированными в НК РФ следующими основными налоговыми признаками :

  • – уплата таможенной пошлины носит обязательный характер;
  • – она не представляет собой плату за оказанные услуги и взыскивается без встречного удовлетворения;
  • – поступления от уплаты таможенной пошлины направляются в государственную казну для финансового обеспечения деятельности государства;
  • – таможенная пошлина представляет собой индивидуальный платеж, взыскиваемый с организаций и физических лиц;
  • – она взимается в форме отчуждения денежных средств, принадлежащих плательщикам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.

Кроме того, таможенной пошлине присущи , и это следует особо подчеркнуть, все основные элементы налога : субъект налога, объект обложения, единица обложения, налоговая база, налоговая ставка и налоговый оклад.

Таким образом, таможенную пошлину необходимо классифицировать как налог. Поэтому она рассматривается в данном учебнике.

Виды таможенной пошлины

В Российской Федерации применяются практически все виды таможенной пошлины , имеющиеся в мировой практике. В зависимости от вида внешнеторговой операции устанавливаются ввозные, вывозные и транзитные (провозные) таможенные пошлины. В зависимости от действующих приоритетов экономической политики пошлины бывают специальные, антидемпинговые, компенсационные. Дадим краткую характеристику каждому виду таможенной пошлины.

Ввозные (импортные) таможенные пошлины уплачиваются при ввозе товаров на таможенную территорию.

Вывозные (экспортные) таможенные пошлины взимаются при вывозе товаров с таможенной территории.

Транзитные (провозные) таможенные пошлины применяются при перемещении товаров из одних стран через таможенную территорию страны в третьи страны.

Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины образуют отдельную группу особых видов пошлин . Они устанавливаются на определенное время к ввозимым товарам в целях защиты экономических интересов Российской Федерации. Размер этих пошлин несравненно выше, чем размеры пошлин, применяемых в обычных условиях.

Специальные таможенные пошлины устанавливаются государством в двух основных случаях.

  • 1. Они используются в качестве защитной меры, если товары ввозятся в количествах и на условиях, наносящих ущерб отечественным производителям подобных или конкурирующих товаров.
  • 2. Они вводятся в действие в качестве ответной меры на дискриминационные действия, ущемляющие интересы РФ, со стороны других государств.

Антидемпинговые пошлины применяются в случаях ввоза в Российской Федерации товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза. Компенсационные пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию РФ товаров, при производстве и вывозе которых использовались субсидии государства для снижения цен на них.