Стены и потолок

Безопасность личности в экстремальных ситуациях. Личность в экстремальных ситуациях Конвергенция разных начал

Безопасность личности в экстремальных ситуациях. Личность в экстремальных ситуациях Конвергенция разных начал

Причины психологического стресса в значительной мере определяются индивидуальными особенностями субъекта труда, поэтому выявление неблагоприятного состояния профессионально важных качеств личности и их развитие до уровня требований профессии являются одним из направлений предупреждения стресса. Исследованиями установлено, что некоторые из этих качеств (например, профессиональные) формируются в процессе специальной подготовки, другие (физические и физиологические) достигают необходимого уровня функционирования в ходе адаптации к деятельности, третьи (ряд личностных черт) компенсируются особенностями организации и управления деятельностью и т. п. Однако практика обеспечения профессиональной деятельности позволяет утверждать, что нарушения ее эффективности и надежности, развитие неблагоприятных функциональных состояний (психической напряженности, стресса) довольно часто обусловливаются неблагоприятными особенностями некоторых индивидуальных характеристик человека, коррекция которых невозможна или малоэффективна.

В этой связи для разработки действенных путей обеспечения соответствия человека требованиям конкретных видов деятельности, особенно экстремальных, необходимо определение его профессиональной пригодности.
Психологической основой профессиональной пригодности является проблема индивидуально-психологических различий людей, а также оценки и развития индивидуальных качеств, необходимых для трудовой деятельности.

Специфичность реагирования и проявления стресса зависит не только от характера внешней стимуляции, но и от психологических особенностей субъекта. Проблема личностной детерминации процесса зарождения, развития, проявления и преодоления стресса – тема многочисленных исследований феноменов личностной дифференциации в зависимости от степени выраженности и, особенно, устойчивости уровня психофизиологической активации или психической напряженности в экстремальных условиях деятельности. Полученные результаты позволяют считать, что реакции человека на экстремальное воздействие, его восприятие и оценка как неблагоприятного (вредного, опасного) фактора обусловливается совокупностью свойств и качеств индивида, от которых зависят тип психологической реакции человека, характер доминирующей поведенческой (рабочей) активности в этих условиях. Установлены выраженные индивидуально-психологические различия в характере реагирования и поведения индивидов при воздействии одного и того же стрессора. Обращено внимание на то, что эмоциональная реакция личности является существенным внутренним условием, определяющим его психическую деятельность. Именно поэтому так велика роль индивидуальной, личностной реакции на внешнее воздействие в процессе организации и развития стресса. Личность отвечает на внешние воздействия через структуру своей психики и, в частности, через ее эмоциональность.

Изучение проблемы психической регуляции поведения личности в экстремальных условиях деятельности проводится в направлении определения а) основных черт и свойств личности, характеризующих поведение в этих условиях; б) влияния особенностей экстремальных ситуаций на личностный статус; в) значения тех или иных личностных свойств в адаптационных процессах; г) роли личности в преодолении экстремальных воздействий; д) взаимосвязи различных личностных характеристик субъекта в процессе регуляции поведения и т. д.

В реакциях индивида на экстремальное воздействие отмечена существенная роль стойких типологических особенностей личности. Известно, что эмоционально реактивные индивиды в экстремальных условиях деятельности проявляют выраженное ухудшение своего психического статуса. Дж. Роттер обращал внимание на различный характер реагирования на стресс-факторы лиц с внешним и внутренним локус-контролем. У экстравертов в стрессогенных условиях деятельности тормозные процессы развиваются быстрее и нормализуются медленнее, чем у интровертов. Роль интеллектуальной деятельности в развитии психологического стресса и эмоций находит все большее признание в литературе. Исследования, проведенные под руководством Р. Лазаруса , показали определяющее значение интеллектуальной оценки в возникновении и снижении стрессовых реакций.

Формы ответного реагирования на экстремальные воздействия вырабатываются личностью через процессы оценки, предвидения, решения, приспособления. Они находятся в зависимости от психологических и нейрофизиологических характеристик личности, и этим определяется индивидуальный характер реагирования разных индивидов в стандартных эмоционально-стрессовых ситуациях.

Пожалуй, наибольшее внимание при изучении влияния тех или иных черт личности на развитие стресса уделяется ее тревожности. C. Spielberger полагает, что личностная тревожность является относительно постоянной чертой. Для высоко тревожных людей требуется относительно меньшая сила стрессового воздействия, чтобы вызывать выраженную реакцию. Ситуационная тревожность отражает степень напряженности и готовности человека к адекватному поведению в сложной ситуации, и она детерминируется не только личностной тревожностью, но и другими личностными чертами и свойствами.

Возможности человека осуществлять деятельность в условиях стрессогенных ситуаций определяются не только типологическими характеристиками личности, ее темпераментальными свойствами, но и способностями к подавлению психологических помех, устойчивостью к различным ситуационным изменениям.

Устойчивое поведение человека в условиях стресса («стрессоустойчивость») является одним из важных психологических факторов обеспечения эффективности и надежности деятельности. В литературе достаточно большое внимание уделено изучению «эмоциональной устойчивости», которое можно считать с определенными допущениями синонимом понятия «стресс-устойчивость» . Некоторые авторы свойство эмоциональной устойчивости связывают с характеристиками темперамента, которые оказывают определенное влияние в основном на реактивность и силу эмоциональных переживаний и проявлений, а не на их содержание, другие исследователи считают эмоциональную устойчивость проявлением волевых характеристик личности, определяют ее как способность управлять возникающими эмоциями при выполнении деятельности. Одно объединяет эти точки зрения – понимание того, что эмоциональная устойчивость является интегративным свойством личности, характеризующимся взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности и обеспечивающим достижение цели деятельности в сложной эмоциональной обстановке.

Попытки определить универсальный принцип разделения людей на устойчивых и неустойчивых к воздействию стресса предпринимались рядом исследователей. В нашей работе совместно с А.А. Обозновым стрессоустойчивость, уровни ее проявления рассмотрены с позиций концепции системы психической регуляции деятельности и роли отдельных компонентов этой системы в определении и формировании данного свойства личности. Установлено, что низкая устойчивость к стрессу зависит от нарушений отдельных функциональных звеньев системы, таких как «критерии успеха», «заданные программы» «предвосхищающие схемы» и др.

Таким образом, исследования личностной детерминации развития стресса свидетельствуют, во-первых, о роли индивидуально-психологических различий в характере реакций на стрессогенное воздействие, во-вторых, о значении личностных черт и свойств в формировании и проявлении устойчивости к стрессу и, в-третьих, о проявлении стрессоустойчивости и других личностных свойств как профессионально важных качеств субъекта труда, определяющих уровень его профессиональной пригодности. В связи с этим одним из направлений предупреждения развития стресса является определение и формирование профессиональной пригодности специалистов в соответствии с требованиями конкретной деятельности и, в частности, особенностей воздействия ее экстремальных условий.

Научно-практическое направление работ по формированию профессиональной пригодности и, тем самым, профилактике развития стресса включает разработку и реализацию системы психологического обеспечения профориентации, отбора, подготовки и адаптации человека к трудовой деятельности .

2256.33kb.

  • Публичный отчет муниципального образовательного учреждения дополнительного образования , 2027.89kb.
  • Безопасность жизнедеятельности , 19.42kb.
  • Семинар личность как субъект и объект управления , 96.53kb.
  • Журнала , 4139.04kb.
  • I. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе , 69.67kb.
  • Личность в экстремальных условиях

    М.: Политиздат, 1989

    Содержание

    1. Введение
    2. Глава I. Экстремальные условия с психологических позиций
      Монотонность
      Рассогласование ритма сна и бодрствования
      Изменение восприятия пространственной структуры
      Ограничение информации
      Одиночество
      Групповая изоляция
      Угроза для жизни
    3. Глава II. Этапность психической адаптации
    4. Глава III.Человек перед неизвестностью
      Тактика познавательного поведения
      Космический "полет" на Земле
      Взаимодействие в группе операторов
      Как сформировать психологически совместимый экипаж
    5. Глава IV. Стартовое психическое напряжение
    6. Глава V. По ту сторону барьера
      Эмоциональное разрешение
      Пространственные иллюзии
      Нарушения самосознания
      Аффективные реакции
      Дисгармония двигательной деятельности
    7. Глава VI. Познавательная деятельность в изменённой информационной структуре
      Восприятие пространства в космосе
      Зрительные парадоксы
      Обманчивость суждений
      "Сверхценные идеи"
    8. Глава VII. Загадки тишины
      Сенсорный голод
      Ожившие образы
      Психология скуки
      Пароксизмы сна
      Между сном и бодрствованием
      Искусство, рожденное тишиной
    9. Глава VIII. Наедине с собой
      "Сотворение собеседника"
      Раздвоение личности
      Сновидения, принятые за реальность
    10. Глава IX. В изолированной группе
      Под постоянным взглядом
      Потребность в уединении
      Информационная истощаемость
      Влияние астенизации на процесс общения
    11. Глава X. Воздействие опасности на психическую деятельность
      Готовность к опасности
      Аффективные реакции
    12. Глава XI. Патологические психогенные реакции
    13. Глава XII. Завершающее эмоциональное напряжение
    14. Глава XIII. Возвращение в обычные условия
      Острые психические реакции выхода
      Реадаптация
    15. Глава XIV. Меры защиты от психогенных факторов
      Роль интерьера в психогигиене
      О благотворном влиянии музыки
      Кино как средство борьбы с эмоциональным голодом
      Значение литературы, игр и самодеятельности в экстремальных условиях
      Психологическая поддержка
    16. Заключение

    В книге доктора психологических наук В. И. Лебедева, известного читателю по книгам "Психология и космос" (написана совместно с Юрием Гагариным), "Психологические проблемы межпланетного полета" (написана совместно с летчиком-космонавтом СССР А. А. Леоновым) и др., обобщается большой материал, характеризующий особенности психологической деятельности в экстремальных условиях (космический и авиационный полет, плавание на подводных лодках, нахождение в полярных зонах и т. п.). В связи с этим анализируется ряд общих закономерностей психического отражения.

    Рассчитана на читателей, интересующихся проблемами психологии.

    Введение

    Ум человеческий открыл много диковинного в природе и откроет еще больше

    увеличивая тем свою власть над ней...

    В. И. Ленин

    Двадцатый век характеризуется интенсивным освоением человечеством глубин морей и океанов, воздушного и космического пространства, а также труднодоступных районов земного шара (Арктика, Антарктика, высокогорье, пустыни).

    ссылка скрыта
    Обложка книги

    В. И. Ленин, работая над книгой Л. Фейербаха "Лекции о сущности религии", в своем конспекте отметил мысль автора, согласно которой у человека как раз столько органов чувств, "сколько именно необходимо, чтобы воспринимать мир в его целостности, в его совокупности". При этом на полях конспекта В. И. Ленин поставил следующий вопрос: "Если бы человек имел больше чувств, открыл ли бы он больше вещей в мире?" - и здесь же ответил: "Нет"1. Иными словами, с точки зрения марксистской философии наша психофизиологическая организация достаточна для того, чтобы мы могли верно, адекватно отражать окружающий нас мир. Однако этот вывод был сделан еще до начала освоения человеком космического пространства, так сказать, на чисто "земном" материале.

    Погружаясь в глубины морей, поднимаясь в воздушный океан, проникая в космос, осваивая труднодоступные районы земного шара, человек попадает в необычные условия существования, к отражению которых его психофизиологическая организация не была подготовлена ни в процессе филогенеза, т. е. развития рода, ни в процессе онтогенеза, т. е. индивидуального развития. Вот почему пребывание в необычных для человека условиях существования, особенно при освоении космического пространства, поставило на повестку дня серьезную теоретическую проблему: насколько и каким образом психофизиологическая организация человека может обеспечить адекватное восприятие реальной действительности в условиях, к которым она не была приспособлена в процессе своего развития. Решение этого вопроса имеет не только теоретическое, мировоззренческое значение, но и очень важно практически.

    ссылка скрыта
    Обложка книги

    Обращаясь к истории освоения воздушного океана, мы находим многочисленные примеры аварий и катастроф самолетов из-за иллюзорного восприятия пилотами пространственных соотношений, неадекватного восприятия ими времени и вследствие ряда иных психических нарушений. Случаи иллюзорного отражения реальной действительности имели место и при космических полетах.

    Осуществление программ освоения Крайнего Севера, Западной Сибири, зоны БАМа, других мест в азиатской части страны привело к увеличению людского притока в эти места. И все же люди до сих пор зачастую предпочитают ехать с севера на юг и с востока на запад, хотя рациональное размещение производительных сил требует движения в обратных направлениях. Как показывают исследования, причиной миграции трудовых ресурсов из районов Крайнего Севера являются трудности, связанные с приспособлением, адаптацией человеческой психики к экстремальным условиям, и развитие в связи с этим нервно-психических заболеваний. Следует иметь в виду, что речь идет о сотнях тысяч специалистов, работающих за Северным полярным кругом, сотрудниках полярных гидрометеорологических станций, горных рабочих, моряках, нефтяниках, строителях, железнодорожниках и др.

    Исследования, посвященные изучению особенностей психической деятельности во время авиационных и космических полетов, походов подводных лодок, нахождения в труднодоступных районах, решают, как правило, конкретные, частные проблемы. При значительном количестве работ в области авиационной, космической, морской и полярной психологии в них пока нет достаточно четкой характеристики экстремальных условий с позиций психического отражения, а также психогенного воздействия этих условий. До сих пор не существует единой теории, которая бы охватывала особенности психической деятельности в конкретных формах необычных условий существования (космический и авиационный полет, плавание на подводной лодке, нахождение в полярной зоне). Отсутствие такой теории заметно тормозит решение задач, поставленных практикой освоения необычных условий существования.

    Совместно со специалистами различного профиля (физиологи, биохимики, биомеханики, космонавты и др.) автор, как психоневролог и психолог, принимал участие во многих исследованиях. Они проводились во время "высотных подъемов" и "глубинных спусков" испытуемых в условиях барокамер и декомпрессионных камер, в ходе испытаний нервно-психической устойчивости в условиях сурдокамер, полетов с воспроизведением невесомости по параболе Кеплера, парашютных прыжков, тренировок на различных тренажерах. Автор также проводил непосредственные исследования во время длительных походов подводных лодок в различных зонах Мирового океана (в том числе в районах Арктики) и участвовал в изучении психической деятельности космонавтов во время их предполетной подготовки, а также с помощью телеметрии, телевидения и других методов во время орбитальных полетов.

    Опираясь на результаты многолетних исследований, проведенных во время службы в военно-морских и военно-воздушных силах, а также в ходе работы в Центре подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина, автор стремился обобщить в этой книге накопленный им материал, характеризующий особенности психической деятельности в различных экстремальных условиях, и выявить ряд общих закономерностей психического отражения.

    Несомненно, опыт дальнейшего освоения экстремальных условий и модельные эксперименты будут вносить соответствующие коррективы в эту проблему, да и сама практика, например практика межпланетных полетов, может выявить такие феномены, о которых в настоящее время мы не имеем ни малейшего представления. Тем не менее думается, что настоящая книга окажется полезной не только философам, психологам, психоневрологам, физиологам и специалистам - космонавтам, летчикам, морякам, полярникам, руководителям экспедиций, - непосредственно работающим в экстремальных условиях, но и широкому кругу читателей. Дело в том, что выявленные нами закономерности психической деятельности в экстремальных условиях проявляются в ряде случаев и в обычной жизни. Но если в обычных условиях они завуалированы, то в экстремальной обстановке выступают очень отчетливо, так сказать, в "прозрачном" виде. Знание этих закономерностей позволяет лучше понять некоторые психологические и социально-психологические феномены, которые могут возникать в производственных коллективах, в сфере быта и т. д.

    Поскольку данная книга предназначена для широкого круга читателей, в ней не только констатируются те или иные закономерности, но и рассматривается конкретный материал, позволяющий "вчувствоваться" в образ жизни людей, находящихся в экстремальных условиях. Для этого широко используются результаты наблюдений и самонаблюдений специалистов, исследующих труднодоступные районы земного шара.

    В основу этой работы положены не только исследования автора, но и сотни литературных источников. Разумеется, данная книга далеко не исчерпывает проблему особенностей психической деятельности в экстремальных условиях. Однако мы надеемся, что она не только даст читателю полезную информацию, но и будет способствовать дальнейшему всестороннему изучению затронутой нами проблемы.

    Глава 1

    Экстремальные условия с психологических позиций

    Организм без внешней среды,

    поддерживающей его существование, невозможен;

    поэтому в научное определение организма должна входить и среда,

    влияющая на него.

    И. М. Сеченов

    В психиатрии выделен ряд заболеваний, в основе которых лежит психическая травма: потеря близкого человека, сознание невозможности справиться со своими служебными обязанностями,- неразделенная любовь, конфликт и т. д. Эти заболевания получили название "психогении" (от греч. psyche - душа и genes - рожденный). Они могут возникать как вследствие одномоментной психической травмы, так и в результате относительно слабого, но длительного психического травмирования.

    1. Монотонность

    Вселенная и Земля как часть Вселенной характеризуются большими перепадами температуры и барометрического давления, различной интенсивностью радиации и другими факторами, которые могут действовать на человека губительно. Человек проникает за границы освоенной им части Вселенной в батискафах, подводных лодках, самолетах и космических кораблях, в которых с помощью различных технических систем обеспечивается нормальное функционирование его организма. Современные дома в полярных зонах также представляют собой сложные технические системы, защищающие людей от всех вредоносных природных факторов, кроме геомагнитного воздействия и перепадов атмосферного давления.

    В обычных условиях на органы чувств человека воздействует мощный поток раздражителей. В условиях же полета в облаках, ночью, на большой высоте или над снежными пустынями Арктики и Антарктики воспринимаемая человеком внешняя обстановка бывает очень однообразной. "За Полярным кругом картина, видимая с самолета, не отличается разнообразием...- писал известный летчик М. В. Водопьянов.- Здесь все под тобой бело" 2. Другой летчик свои ощущения от полетов внутрь Антарктиды описывал так: "Представьте, что сидите рядом с работающим двигателем в комнате и часами смотрите в хорошо побеленный потолок". В межпланетном полете космонавты, глядя в иллюминаторы, месяцами будут видеть лишь яркие немигающие звезды на черном небе и ослепительный диск незаходящего Солнца. Известно, что, начиная с первых же полетов на Луну, члены экипажей космических кораблей "Аполлон" жаловались на однообразие впечатлений на "перегоне" Земля - Луна.

    Природа Антарктики так необычна, что у многих полярников создавалось ощущение бытия за пределами Земли. Жизнь в Антарктике, по мнению Р. Бэрда, во многих отношениях напоминает жизнь на темной, мертвой, замерзшей планете3. В условиях полярного дня зрительные восприятия ограничиваются переходом синих тонов от белого до черного. Звуковой фон Антарктиды - глубокая тишина или шум метели. Запахи земли и растений там неизвестны. Но если летчики, космонавты и полярники имеют возможность видеть звезды, Солнце, Луну, земную поверхность и море, то подводное плавание полностью исключает наблюдение внешних объектов. Освещенность же предметного мира подводных лодок постоянна.

    В условиях авиационного и космического полетов и подводного плавания не слышны звуки, обычные для нормальных условий. Кабины самолетов и отсеки подводных лодок заполнены равномерным шумом работающих энергетических установок. При опускании подводной лодки на грунт, а также при выключении маршевого двигателя космического корабля наступает полная тишина, нарушаемая лишь слабым однообразным шумом работающей аппаратуры. "В полете,- пишет космонавт А. Г. Николаев,- мы быстро привыкли к негромким монотонным шумам работы приборов, электродвигателей, вентиляторов, регенерационной установки, холодильно-сушительного агрегата и бортовых часов" 4.

    На подводных лодках, в космических кораблях температура и влажность воздуха колеблются в незначительных пределах. "В космическом полете... не было нам ни жарко, ни холодно,- пишет А. Г. Николаев.- Не ощущали мы ни ветра, ни дождя, нет там ни вьюги, ни снега" 5. Французский спелеолог М. Сифр утверждает: "Труднее всего, по-моему, под землей приспособиться к постоянной температуре при постоянной влажности. Никаких колебаний, это ужасно!.."6

    Развивая идеи И. М. Сеченова, И. П. Павлов отмечал, что "для деятельного состояния высшего отдела больших полушарий необходима известная минимальная сумма раздражений, идущих в головной мозг при посредстве обычных воспринимающих поверхностей тела животного"7. Влияние измененной афферентации, т. е. потока внешних раздражителей, на психическое состояние людей особенно отчетливо начало выявляться при увеличении дальности и высоты полетов, а также при внедрении в самолетовождение автоматики. В полетах на бомбардировщиках члены экипажей стали жаловаться на общую вялость, ослабление внимания, безразличие, раздражительность и сонливость. Необычные психические состояния, возникавшие при управлении самолетов с помощью автопилотов,- чувство утраты связи с реальностью и нарушение восприятия пространства - создавали предпосылки к летным происшествиям и катастрофам. Появление таких состояний у летчиков непосредственно связано с монотонней.

    У каждого третьего жителя города Норильска при обследовании отмечались раздражительность, вспыльчивость, снижение настроения, напряженность и тревожность8. Ц. П. Короленко убедительно показал, что нервно-психическая заболеваемость на Крайнем Севере значительно выше по сравнению с умеренными и южными районами земного шара9. Многие врачи арктических и материковых антарктических станций указывают на то, что с увеличением срока пребывания в экспедиционных условиях у полярников нарастает общая слабость, нарушается сон, появляются раздражительность, замкнутость, депрессия, тревожность. У некоторых из них развиваются неврозы и реактивные психозы. По данным И. А. Рябинина и других, у каждого пятого полярника в условиях Антарктики развивается невроз 10. Одной из главных причин развития астенизации (истощения) нервной системы и психических заболеваний исследователи считают измененную афферентацию, особенно в условиях полярной ночи.

    Неблагоприятное воздействие полярной ночи на психику было отмечено еще Р. Бэрдом. Он вспоминал, что "кино и электрический свет помогали в течение нескольких часов рассеять мрак и пустоту полярной ночи, но им никогда не удавалось приподнять нависшую над нами гнетущую завесу тьмы. Ничто не могло заменить солнечный свет, и отсутствие его болезненно отражалось на психике людей... Полнейшая тьма, которой сопровождались метели, действовала угнетающе на человеческую психику и порождала чувство безотчетного страха"11. По данным Л. Е. Панина и В. П. Соколова, в условиях полярной ночи у 41,2% обследованных были отмечены тревожность и напряженность, а у 43,2% - снижение настроения с оттенком депрессии. Изучая воздействие темноты на психическое состояние человека, К. К. Яхтин установил, что у здоровых лиц, работающих в затемненных помещениях на кинофабриках, в крупных фотоателье и в полиграфической промышленности, нередко развиваются невротические состояния, выражающиеся в появлении раздражительности, плаксивости, расстройств сна, страхов, депрессии и галлюцинаций.

    Низкая температура воздуха в Арктике и Антарктике в полярную ночь вынуждает полярников длительное время проводить внутри помещений и лишь изредка на короткий срок выходить из них по самым необходимым делам. Это приводит к значительному сокращению их активности.

    В условиях подводной лодки двигательная активность человека ограничена сравнительно небольшим объемом отсеков. Во время плавания подводники проходят пешком 400 м в сутки, а порой и меньше. В обычных же условиях люди проходят в среднем 8-10 км. Летчики во время полета пребывают в вынужденной позе, связанной с необходимостью управления самолетом. Но если у летчиков и подводников при гипокинезии, т. е. при ограничении двигательной активности, постоянно работают мышцы, обеспечивающие поддержание позы в условиях гравитации, то во время космических полетов человек сталкивается с принципиально новым видом гипокинезии, обусловливаемой не только ограничением замкнутого пространства корабля, но и невесомостью. В состоянии невесомости отпадает нагрузка на опорно-мышечный аппарат, обеспечивающий поддержание позы человека в условиях гравитации. Это приводит к резкому уменьшению, а подчас и прекращению афферентации от мышечной системы в структуры головного мозга, о чем свидетельствует биоэлектрическое "молчание" мышц в условиях невесомости.

    Давая оценку метода лечения психических больных длительным постельным режимом (до 8 месяцев), выдающийся русский психиатр С. С. Корсаков еще в прошлом веке писал: "Между прочим, теоретически рассуждая, нельзя отрицать влияние постельного содержания на душевную сферу: может быть, благодаря этому в больницах, где пользуются широко длительным постельным режимом при лечении молодых больных, так много случаев так называемого юношеского слабоумия"12. Предположение об отрицательном влиянии гипокинезии на психические функции человека в дальнейшем нашло подтверждение в наблюдениях за больными и испытуемыми при длительном постельном режиме.

    Летчики и моряки постоянно работают на "неустойчивой опоре". Для сохранения равновесия (удержания позы) требуется постоянная работа мышечо-суставного аппарата. При этом изменяется афферентация не только со стороны опорно-мышечной системы, но и от полукружных каналов и отолитового прибора вестибулярного анализатора. В условиях невесомости, когда опора вообще отсутствует, от полукружных каналов и отолитового прибора в мозг поступает резко измененная афферентация. Симптомокомплексы укачивания при морской, воздушной и спутниковой болезни, несмотря на своеобразие каждой из них, в значительной степени сходны. Это обусловило появление нового общего понятия "болезни движения", объединяющего все типы укачивания.

    Таким образом, в экстремальных условиях имеет место не только недостаток впечатлений из внешней среды, но и значительное изменение афферентации со стороны рецепторов вестибулярного и опорно-двигательного анализаторов, объясняемое малым объемом помещений и динамикой летательных аппаратов и подводных лодок. Приведенный материал позволяет расценить измененную афферентацию (монотонию) как психогенный фактор экстремальных условий.

    2. Рассогласование ритма сна и бодрствования

    В процессе своего развития человек как бы "вписался" во временную структуру, определяемую вращением Земли вокруг своей оси и Солнца. Многочисленные биологические эксперименты показали, что у всех живых организмов (от одноклеточных животных и растений до человека включительно) суточные ритмы деления клеток, активности и покоя, обменных процессов, работоспособности и т. д. в постоянных условиях (при постоянном освещении или в темноте) являются весьма устойчивыми, приближаясь к 24-часовой периодичности. В настоящее время в организме человека известно около 300 процессов, подверженных суточной периодичности.

    В обычных условиях "циркадные" (околосуточные) ритмы синхронизированы с геофизическими и социальными (часы работы предприятий, культурных и общественных учреждений и т. д.) "датчиками времени", т. е. экзогенными (внешними) ритмами.

    В орбитальных полетах воздействие света и темноты может сменяться каждые 90 минут. В межпланетном полете совсем не будет наблюдаться столь обычная для жизни на Земле суточная и годичная периодичность. В полярных зонах суточная периодичность светового воздействия в течение года постепенно переходит в полярную ночь, затем - в полярный день. В условиях подводного плавания вообще можно говорить об изменениях воздействия привычных для обычных условий, естественных "датчиков времени".

    В связи с прецессией орбиты, т. е. своеобразными ее изменениями, не позволяющими космическим кораблям на "глухих" витках поддерживать радиосвязь, не всегда удается организовать для их экипажей искусственный ритм сна и бодрствования, который бы приближался к обычному земному ритму. Так, при полетах космических кораблей "Восток", "Восход", "Союз" и орбитальных станций "Салют" имели место сдвиги фаз ритма сна и бодрствования как по часовой стрелке (до 10 часов), так и против часовой стрелки (до 11 часов) относительно московского времени. В дальних походах подводных лодок моряки на боевых постах несут сменные вахты, которые постоянно мигрируют по оси времени. Периодические "пересменки" - сдвиги в расписании вахт - приводят к десинхронизации, т. е. к рассогласованию ритма сна и бодрствования.

    Анализ имеющихся материалов позволяет заключить, что при сдвигах от 3 до 12 часов сроки перестройки различных функций в соответствии с воздействием измененных "времядатчиков" колеблются от 4 до 15 и более суток. При частых трансмеридианных полетах десинхроз у 75% членов экипажей самолетов вызывает невротические состояния и развитие неврозов. Большинство электроэнцефалограмм членов экипажей космических кораблей с "Союза-3" по "Союз-9", имевших сдвиги сна и бодрствования во время полетов, свидетельствовали о снижении процессов возбуждения и торможения. Причем у членов экипажа "Союз-9" (А. Г. Николаев, В. И. Севастьянов), у которых ритм сна и бодрствования скачкообразно сдвигался на 4 часа, эти изменения были наиболее выраженными. Космонавты на 12-13-й день полета стали отмечать явления утомления, сонливости.

    Ритм труда и отдыха членов экипажа станции "Салют" (Г. Т. Добровольский, В. Н. Волков, В. И. Пацаев) был также мигрирующим. Судя по дневниковым записям, у космонавтов не все благополучно обстояло со сном. Г. Т. Добровольский 7 июня 1971 г. записал: "Спал я меньше, чем обычно (с 18.30 до 24.00)..." 26 июня В. Н. Волков отмечал: "...эти два дня сплю очень мало. В общей сложности спал всего часа три" 13. В двухмесячном полете второго экипажа станции "Салют-4" (П. И. Климук, В. И. Севастьянов) в ритм сна и бодрствования вводились сдвиги. "Главный бич для нас,- записал в дневнике В. И. Севастьянов,- сон! И даже не сон, а режим дня! У нас просто, дурацкий режим дня: каждые сутки он смещается на полчаса... Не можем мы привыкнуть к этому распорядку и мучаемся" 14. Спустя месяц у космонавтов появились признаки утомления, развитию которого способствовали как насыщенность программы, так и изменение суточного ритма. Развитие утомления, нарушения сна, сонливость во время несения полетных вахт отмечались и во время полетов американских астронавтов при рассогласовании эндогенных (внутренних) и экзогенных ритмов. При полете космического корабля "Джемини-7" (14 суток) Борман часто бодрствовал в периоды, отведенные для сна. У него накапливалась усталость. Во время полета космического корабля "Аполлон-7" у членов экипажа в результате десинхроза возникли нарушения сна и начало развиваться утомление. Переутомление привело к тому, что пилот командного модуля заснул во время дежурства, и ему в последующем пришлось принимать психостимуляторы. Врач Берри отмечал, что миграция ритма сна и бодрствования во время полета корабля "Аполлон-8" к Луне привела к ошибкам в пилотировании. У экипажа корабля "Аполлон-14" сдвиг времени сна в первые сутки полета составил 7 часов, а на четвертые - 11 часов 30 минут. По данным Г. Штругольда и Г. Б. Хейла, астронавты спали не более 2-3 часов в сутки. В послеполетном отчете они сообщили, что работали на пределе физиологических и психических резервов. Значительный сдвиг суточного ритма во время высадки на Луну экспедиции с космического корабля "Аполлон-15" привел к выраженному утомлению астронавтов и вынудил их работать на пределе физиологических и психологических резервов вплоть до возвращения в командный модуль.

    Отсутствие у большей части экипажей дизель-аккумуляторных лодок возможностей для нормального сна в ночное время, сдвиги в расписании вахт приводили, по нашим данным, к появлению у 70% опрошенных вялости, сонливости во время несения вахт. Члены командного состава, особенно командир, штурманы и механики, отмечали, что их сон к концу похода становился тревожным, они сразу же пробуждались, как только корабль менял курс. Во время сложной обстановки они вообще не спали или только дремали. Механики сразу же пробуждались, как только во время сна улавливали изменения в работе энергосистем. К концу похода жалобы на плохой сон становились чаще, что вынуждало прибегать к снотворным.

    Советский полярник В. Г. Канаки пишет: "Первые дни жизни на льдине самые тяжелые. Происходит адаптация организма. На состоянии человека сказывается смена часовых поясов (разность во времени почти 10 часов), незаходящее солнце путает представления о дне и ночи"15. В условиях Арктики и Антарктики у полярников часто имеют место нарушения сна. Их сон становится прерывистым, неглубоким и меньшим по продолжительности. В часы бодрствования наблюдаются сонливость, понижение работоспособнасти, нередко головные боли. П. В. Будзен, изучавший влияние светового режима Антарктиды на состояние психологических функций, выявил снижение надежности выполнения полярниками операторской деятельности и нарушения их высшей нервной деятельности.

    Таким образом, рассогласование в организме эндогенных и экзогенных ритмов (десинхроз) в результате воздействия измененных времядатчиков и нарушения ритма сна бодрствования ведет к астенизации нервной системы и развитию неврозов.

    Людей всегда интересовало то, что лежит за пределами обычного восприятия, то, что недоступно для большинства. Однако вместе с интересом присутствовал и страх из-за отсутствия достоверной информации и неизвестности. С недавних пор паранормальные или необычные способности людей стали предметом социальных и научных исследований, обывательских пересудов и газетных публикаций. Что же это за способности? Откуда они берутся?
    Несмотря на то, что человеческий организм уже хорошо изучен медиками и учеными, все же остаются загадки, которые неподвластны нашему пониманию. Известно множество удивительных случаев, произошедших с обычными людьми и опубликованных в прессе. Некоторые события просто нельзя объяснить при помощи современной науки.


    Так, пожалуй, самый известный случай произошел, когда мама гуляла со своим маленьким сыном и отвлеклась. Ребенок выбежал на дорогу, и попал под машину. Увидев эту картину, мама малыша бросилась ему на помощь и приподняла машину. Именно этот случай в наше время чаще всего описывается учеными как доказательство того, что организм человека обладает скрытыми способностями.

    Еще один довольно известный случай произошел во время войны. У летчика из-за попавшего в механизм болта заклинило рулевое управление. Под страхом смерти летчик стал со всей силы тянуть ручку и чудом смог выправить самолет. После приземления механики тщательно осмотрели управление, и нашли срезанный болт. В результате проведенной экспертизы, выяснилось, что для того чтобы срезать подобный болт потребовалось бы усилие 500 килограмм.

    Один мужчина прогуливался по лесу и случайно наткнулся на спящего медведя. Со страху он схватил бревно, лежащее рядом и бросился бежать в сторону близлежащей деревни. Когда опасность миновала, он бросил на землю бревно, отдышался и оглядел его. Это оказался огромный ствол дерева, которой он потом не смог один оттащить с дороги. Мужчина даже не смог объяснить самому себе - зачем он схватил это бревно.




    Но такие невероятные истории случаются не только когда речь идет о собственном спасении.

    Есть и другой случай. Когда ребенок вывалился из окна 7 этажа, его мать успела схватить одной рукой, а другой сама держалась за кирпич карниза, причем только двумя пальцами - указательным и средним. Держалась она так до приезда спасателей, который потом с трудом разжали ее пальцы.

    70 летняя женщина 13 километров пронесла на спине своего 40 летнего сына, попавшего в аварию, ни разу не останавливаясь и не опуская его на землю.

    Некоторые исследователи утверждают, что человек пользуется своими способностями лишь на 10%. И это относится как к телу, так и к мозгу.

    Удивительную способность демонстрировал врач гипнолог Вуль — он обладал способностью внушать на расстоянии. Вуль посылал письмо по почте, в котором его почерком было написано слово: «Спать!» Если до этого пациент бывал уже на приеме этого врача, то при получении письма он сразу же погружался в сон.

    Поразительной способностью обладал эстрадный артист из Франции Мишель Лотито — он может съесть все, что увидит. Когда он был еще ребенком, он «съел» телевизор, а с 15-ти лет начал за деньги развлекать народ, поедая резину, стекло и металл. За то, что Мишель съел самолет (правда на его поедание ушло около 2-х лет), его внесли в книгу рекордов Гиннеса. Биолог К. Ричардсон может провести в клетке со львами, целую ночь. По неизвестным причинам львы принимают Ричардсона за своего. Тай Нгок из Вьетнама с 1973 года вообще не спит — это началось после того как он переболел лихорадкой.


    Феномен Моники Техада.

    Подобных необъяснимых феноменов в нашем мире множество. Удивительный феномен ученым демонстрирует Моника Техада из Испании. Под ее пристальным взглядом гнутся даже предметы из металла.

    Никаких фокусов тут нет. В стеклянный запаянный сосуд ученые помещали стальную проволоку. Однако Монике это не мешало изогнуть твердую нить в форму динозавра с закрытой пастью. Приборы во время этого процесса зафиксировали повышение температуры тела девочки и снижение ее кровяного давления. Это сочетание приводит врачей в тупик. При этом электроэнцефалограф показывал характерные для спящего человека биотоки. У Моники есть еще один дар — она может диагностировать заболевания.

    В штате Нью-Джерси на окраине Трентона в 40-е годы жил 90-летний старик по имени Ал Херпин. В его лачуге не было ни топчана, ни кровати — за всю свою жизнь Ал Херпин ни разу не спал. Старик, доживший до такого возраста, пережил врачей, которые его обследовали. Аппетит и здоровье Ал Херпина были хорошими, умственные способности средними. Конечно, после дневного труда он уставал, но спать не мог. Старик просто садился в кресло и читал, пока не чувствовал себя отдохнувшим. После восстановления физических сил, он вновь принимался за работу. Объяснить хроническую бессонницу своего пациента врачи так и не смогли, как не смогли объяснить и источник его долголетия.

    Известен случай, который произошел в одной российской деревушке. Там жила старая больная женщина по имени Матрена. Она плохо слышала, не видела и почти не ходила. Однажды ночью ее дом загорелся. Вся деревня сбежалась на пожар. Каково же было удивление людей, когда они увидели, как эта старушка перелезает через высокий забор. Причем в руках она держала большой сундук, который позже не могли поднять несколько мужчин. Где же границы человеческих возможностей? И есть ли они вообще?


    В Мехико на Олимпийских играх в 1968 году легкоатлет по имени Роберт Бимон смог прыгнуть почти на 9 метров. Конечно, это кажется невозможным, однако рекорд Роберта был побит. А рекорд, который был установлен в 500 году до нашей эры в Древней Греции, выглядит совершенно фантастическим — атлет Фаил тогда прыгнул почти на 17 метров в длину.

    В Нью-Йорке в 1935 году родился абсолютно нормальный на вид ребенок. Однако прожил он лишь 26 дней. После вскрытия выяснилось, что у ребенка отсутствовал мозг. Хотя известно, что даже самое незначительное повреждение коры головного мозга может привести к смерти.

    То, что в мире существуют люди, живущие с посторонними предметами в организме, никого сейчас не удивляет. Но вот случай, произошедший в одной из больниц Нью-Йорка, кажется просто невероятным. В больницу обратился человек с легким недомоганием. Врачи провели обследование и обнаружили в его теле более 250 предметов. Только ключей в теле пациента оказалось 26 штук. О том, откуда в его теле столько предметов, человек не рассказал.

    Не менее поразительный случай произошел с 12-летним российским мальчиком, который обратился в больницу одного маленького городка с жалобами на головокружение и слабость. При осмотре врачи обнаружили в области сердца пулевое ранение. Неизвестно, как мальчик получил подобное ранение, а самое главное — как выжил после этого. Рентген установил, что пуля находится в солнечной артерии. Мальчика срочно отправили в Москву, где пулю и извлекли из организма. Она совершила невероятное путешествие в теле — пробила легкое и попала в сердце, вытолкнувшее ее в аорту. По сосуду пуля двигалась до тех пор, пока не попала в солнечную артерию.


    Знаменитый психиатр и невропатолог Чезаре Ломброзо обладал весьма солидной репутацией в научном мире. В своей книге «А что после смерти» он рассказал случай, произошедший с 14-летней девочкой. Она ослепла, но при этом у нее появилась абсолютно новая и поразительная способность видеть.

    Доктором Ломброзо были проведены исследования, в результате которых выяснилось, что девочка видит мочкой левого уха и носом. Чтобы исключить малейшую возможность участия глаз девочки, при проведении эксперимента врачи закрывали их повязкой так, чтобы подглядывание полностью исключалось. Однако, несмотря на принятые меры, девочка с легкостью читала с завязанными глазами и прекрасно различала цвета.

    Когда рядом с мочкой уха вспыхивал яркий свет, она моргала, а когда врач хотел поднести палец к кончику ее носа, она отскочила с криками, что он хочет ее ослепить. Произошло поразительное перемещение органов чувств, которое затронуло не только зрение. Когда экспериментатор поднес раствор нашатырного спирта к носу девочки, она не отреагировала. Но как только он поднес раствор к подбородку, она дернулась от боли. Она различала запахи подбородком.

    Надо сказать, что некоторые люди умеют полностью контролировать способности своего организма. К таким относятся в первую очередь индийские йоги. Наверно, самой поразительной способностью йогов является то, что они умеют останавливать биение собственного сердца. Йоги могут вводить себя в состояние «смерти» — работа сердца и дыхание замедляются, и иные процессы жизнедеятельности останавливаются.


    Йог может достаточно долго находиться в таком состоянии. Так какие же силы скрыты в человеке? Исходя из вышесказанного, можно предположить, что возможности человеческого организма безграничны. Нужно только научиться их контролировать.

    Бриллиантовые слёзы

    Женщина по имени Ханума, живущая в Африке, получила прозвище «бриллиантовая» своим необычным способностям плакать алмазами. С детства Ханума не плакала. Первый раз это случилось в девять лет, когда девочка первый раз чистила лук. Каково же было удивление родителей девочки, когда из её глаз начали падать твёрдые кристаллики вместо слёз.

    Папа девочки был ювелиром и подвергнув маленькие кристаллы без труда определил, что они являются настоящими алмазами. Родители решили держать в тайне необычные способности Ханумы и папа использовал кристаллы дочери для изготовления ювелирных украшений, пользовавшихся большим спросом. Один из клиентов заподозрил неладное и сдал бриллиант на экспертизу, в результате которой выяснилось, что камень имеет органическое происхождение. Девочка стала знаменита на весь мир. Но учёным так и не удалось до сих пор раскрыть тайну бриллиантовых слёз.

    Человек — лёд

    Не чувствителен к любому холоду житель Голландии Вим Хоф. Благодаря своим необычным способностям голландец покорял горные вершины в одном нижнем белье, плавал длительное время в ледяной воде и совершал много подобных подвигов.


    Врачи проводили обследования организма удивительного человека, но результаты исследований не показали никаких отклонений от нормы в организме Вима после холодных процедур. Необычные способности голландца позволяют ему комфортно себя чувствовать в тех условиях, которые для любого другого человека окажутся смертельными.

    «Вечный двигатель»

    Малыш, по имени Рет Ламба, которому три года, ещё ни разу в жизни не спал. Он бодрствует круглые сутки. Родители Рета конечно, не в восторге от таких способностей сына, но больше всего их беспокоил вопрос здоровья ребёнка. Однако, как показали неоднократные медицинские обследования, отсутствие сна никак не сказывается на здоровье Рета, мальчик абсолютно здоров.

    Последние исследования немного прояснили картину. Оказалось, что мозг и нервная система удивительного ребёнка устроены особым образом, благодаря чему мальчик не нуждается в сне, его мозг отдыхает во время бодрствования.

    Человек — рептилия

    Истории известны случаи, когда люди имели способность заменять свой кожный покров на новый, так же, как это делают рептилии. Родившийся в 1851 году в штате Миссури С. Баскирк уже в детстве начал менять кожу. Самое удивительное, что происходило это всегда в один день - 27 июня. Кожа начинала грубеть, а потом отваливалась большими кусками. С рук и с ног она слезала подобно перчаткам или носкам.


    После того, как с него спадала старая кожа, можно было на её месте наблюдать молодую розовую и нежную кожу, наподобие той, которую имеют новорождённые младенцы. За несколько лет господин Баскирк собрал «кожанную» коллекцию.

    Светящаяся пациентка

    Страдавшая от астмы Анна Монаро, в 1934 году стала похожа на люминесцентную лампу. Во время болезни от её груди исходило голубоватое свечение. Этот феномен длился несколько недель и был задокументирован врачами. Иногда цвет свечения менялся на красный и зелёный. Объяснения этому явлению дать никто так и не смог.

    Один психиатр предположил, что «явление вызвано электрическими и магнетическими организмами, которые получили достаточно сильное развитие в теле этой женщины и посему испускают сияние», — другими словами, еще один способ сказать: «Я не знаю». Другой врач предложил теорию электромагнитной радиации, связав ее с определенными химическими компонентами, находящимися в коже больной, что было близко к модной тогда теории биолюминесценции.

    Доктор Протти, который сделал пространное заявление относительно своих наблюдений над синьорой Монаро, предположил, что ее слабое здоровье вместе с голоданием и набожностью увеличили количество сульфидов в крови. Человеческая кровь испускает лучи в ультрафиолетовом диапазоне, а сульфиды можно заставить люминесцировать ультрафиолетовым облучением,— это и объясняет сияние, исходящее от груди синьоры Монаро («Таймc», 5 мая 1934 г.).


    Анна Монаро

    Предложенная теория не объясняла странной периодичности или локализации синеватых вспышек, и вскоре сбитые с толку исследователи окончательно умолкли.

    Книга Гулда и Пайла «Аномалии и курьезы в медицине» за 1937 год описывает случай с женщиной, страдавшей раком молочной железы. Исходящий из больного участка груди свет был достаточен для того, чтобы увидеть циферблат часов, находившихся на расстоянии нескольких футов...

    В книге Хэреварда Каррингтона «Смерть: ее причины и связанные с ней явления» есть упоминание о ребенке, умершем от несварения желудка. После смерти тело мальчика стало испускать голубоватое сияние и распространять тепло. Попытки погасить это сияние ни к чему не привели, но вскоре оно прекратилось само по себе. Когда тело подняли с кровати, обнаружилось, что простыня под ним обожжена... Единственный случай излучения света практически здоровым человеком (не считая, конечно, святых) описан в журнале «Английский механик» от 24 сентября 1869 г.:

    «Одна американка, ложась спать, обнаружила свечение верхней части четвертого пальца ее правой ноги. Когда она терла ногу, свечение увеличивалось и какая-то неведомая сила раздвигала пальцы на ней. От ноги исходило зловоние, и как светоизлучение, так и запах не прекращались даже тогда, когда нога была погружена в таз с водой. Даже мыло не могло погасить или уменьшить свечения. Длилось это явление три четверти часа, и наблюдал его муж этой женщины».

    Церковь относится к феномену «людей-светляков» одобрительно. Папа Бенедикт ХIV писал: «...Следует признать фактом - наличие естественного пламени, которое иногда становится видимым вокруг человеческой головы, и также похоже на правду, что иногда от всего тела человека может исходить огонь, однако не как костер, устремляющийся кверху, а скорее в виде искр, летящих во все стороны».

    Люди — молнии

    Организм обычного человека способен генерировать в небольших количествах, но не накапливать электричество. Однако, существуют люди, необычные способности которых заключаются в том, что они могут накапливать электричество в себе, а при удобном случае сбрасывать его на окружающие объекты.

    Так, например, в журнале «Предикшн» была опубликована статья в 1953 году, в которой рассказывалось о младенце, ударившем электрическим током врачей. В течение ещё целых суток он сохранял в себе напряжение и был опасен для окружающих.

    Но бывает и так, что необычные способности просыпаются в людях лишь с возрастом. Китайский рабочий в 1988 году начал замечать в своём теле какие-то изменения, но не мог понять, что это, до тех пор, пока нечаянно не ударил током своего коллегу, свалив его разрядом с ног.


    Риф Мухарянов - один из тех людей, которые смогли выжить после удара молнии.

    В далеком 1965, в Рифа ударила шаровая молния, и он чудом остался жив. Со временем, он начал видеть странные сны, которые вскоре начали сбываться - у него начали просыпаться экстрасенсорные способности.

    Когда он совсем оправился от болезни, тяжело заболел его хороший друг. Врачи не знали что делать, и лишь разводили руками, и именно тогда Риф решил воспользоваться своими новыми возможностями. Буквально через две недели друг крепко стоял на ногах.

    Живой магнит

    Существуют и люди, обладающие магнетизмом. Самый удивительный случай проявления магнетических способностей - случай американца Френка Маккинстри. Его тело притягивалось к земле. Особенно сильно магнетизм проявлял себя по утрам. Френку приходилось передвигаться очень быстро, без остановок, потому, что его тело прилипало к земле, остановись он на пару секунд, и тогда без посторонней помощи мужчина уже не мог продолжить движения.


    Зачастую люди не догадываются о том, что имеют какие-то необычные способности. Жительница Германии Эрика Цур Стринберг обнаружила магнетические способности своего организма после просмотра телепередачи, в которой рассказывали о магнетизме россиянки, Натальи Петрасовой.

    Ради интереса немка приложила к груди ложку и та «прилипла» к женщине. Затем Эрика повесили на себя почти все столовые приборы, чтобы удостовериться в наличии необычной способности.

    Необычные способности ещё предстоит разгадать

    Многие учёные сходятся во мнении, что такого рода способности потенциально заложены в каждом человеке, но проявляются они лишь в экстремальных ситуациях или после тяжёлых жизненных потрясений. Примером этой гипотезы служит предсказательница Ванга, которая потеряв зрение обрела способность к предвидению будущего, настоящего людей и их прошлого.

    Так же знаменитый немецкий ясновидящий Вольф Мессинг стал обладателем своих необычных способностей после того, как пробыл долгое время в состоянии клинической смерти. Случилось это, когда Мессингу было одиннадцать лет.


    Известно множество случаев, когда люди выйдя из клинической смерти, обретали способность читать мысли, разговаривать на неизвестных им ранее или даже мёртвых языках. Удивительный случай произошёл с лётчиком-полярником Григорием Поповым. Занимаясь ремонтом самолёта, Григорий услышал позади себя какой-то шорох, обернувшись, он увидел белого медведя - одного из самых опасных хищников. Лётчик не успел ничего понять, как уже оказался на двухметровой высоте - на крыле самолёта. Забрался он туда одним прыжком.

    Существуют ли у каждого человека какие-то потаённые способности или ими обладают только исключительные личности? Для чего даны им эти способности, имеют ли эти люди какое-то предназначение свыше? Современная наука не способна дать ответы на поставленные вопросы, так как они лежат в плоскости, которая пока не входит в сферу серьёзных научных исследований.

    В советский период большинство психологов, изучающих про­блемы психологии личности, работало над образом «человека формируемого» (через формирование отношений, через ведущую деятельность и т.д.) .

    В настоящее время особое внимание об­ращается на изучение феномена «надситуативной личностной ак­тивности» и «субъектной активности» . В этой связи интен­сивно обсуждаются вопросы психологической устойчивости лич­ности и поведения руководителей на уровне осознанных личност­ных поступков . Такая динамика в постановке и изучении проблем закономерна. Она связана с изучением психологии лич­ности в ее целостности .

    Проблема развития личности является одной из центральных проблем современного человечества. Она определяется осознани­ем человеком своих возможностей, проявляемых в конкретных условиях, в том числе экстремальных, принятием ответственно­сти за развитие самого себя, ближайшего окружения, общества. Значимость проблемы качественно усиливается, если мы рассмат­риваем руководителя, ответственного как за себя и окружающих, так и за решение проблемы, возложенной на него государством, обществом. Не просто развитый и подготовленный, а нацеленный на дальнейшее духовное, социальное развитие и совершенствова­ние в профессиональной сфере руководитель может рассчитывать на адаптивную, сравнительно безопасную, относительно комфорт­ную и эффективную деятельность в экстремальных условиях. В этой связи требования к руководителям обычно раскрывают в разраба­тываемых психограммах, в которых отражаются конкретные про­фессионально значимые качества личности. Они условно объеди­няются в ряд блоков: мотивационно-нравственные (личностно зна­чимые ценности, мотивы, гражданственность, честность, поря­дочность и т.п.), профессионально-деловые (профкомпетентность, бдительность, мобилизованность, интеллект, креативность, ра­ботоспособность и т.д.) и организаторские (напористость, дело­витость, энергичность и т.д.) . Кроме того, необходимо учи­тывать компенсаторные возможности руководителей.

    Профессором Академии управления МВД России A.M.Столя­ренко в структуре личности выделены три важнейшие составля­ющие: сфера направленности, операциональная и модуляцион­ная сферы 128].

    Сфера направленности (иначе ее называют ценностно-мотива-ционной), в силу своей системообразующей роли, в личности оп­ределяет избирательность ее активности и отношений, отвечая за то, к чему стремится личность и в какой мере вовлекает свойства других подструктур для успешной реализации психической дея­тельности. Она включает в себя все побудительные силы лично­сти - ее идеалы, убеждения, жизненные планы, потребности, мотивы, цели, интересы, склонности, установки. Развитость и сба­лансированность по указанным составляющим сферы направлен­ности у руководителя следует рассматривать как мотивационно-смысловую составляющую потенциала его личности. Среди обра­зований данной подструктуры особую роль для успеха в управ­ленческой деятельности играет развитость такой интегральной личностной характеристики, как индивидуальная управленческая концепция.

    Операциональная сфера включает элементы, представляющие собой способы и опыт, которыми обладает личность и которые используются ею для достижения целей.

    В качестве основных ком­понентов данной подструктуры личности следует рассматривать одновременно ее образовательный и квалификационно-профес­сиональный опыт (знания, навыки, умения и привычки), интел­лектуальные и креативные, эмоционально-волевые, коммуника­тивные и организаторские способности. Развитость, взаимосвязь и сбалансированное проявление их следует оценить как составля­ющую потенциала профкомпетентности личности руководителя.

    Модуляционная сфера отражает наличие у человека специфи­ческих свойств нервной системы и психофизических функций, которые оказывают динамическое, но не содержательное влия­ние на психические процессы, состояния и свойства личности. В связи с тем что компоненты данной подструктуры предопреде­ляют психофизиологические ресурсы, проявляясь, в частности, в ее работоспособности (выносливости), их следует рассматривать в качестве психодинамической составляющей потенциала лично­сти руководителя.

    Все указанные сферы оказываются исключительно важными для жизнедеятельности руководителя в экстремальных условиях.

    Было изучено содержание представлений командиров (руко­водителей) спецподразделений органов внутренних дел России о

    фессиональная компетентность, владение обстановкой. Руково­дители гражданских учреждений в обычных условиях ориенти­рованы на иные приоритеты: личные достижения, связи, лояль­ность, предприимчивость. Как видно, в экстремальных условиях более значимы для командира (руководителя) не личные дости­жения, успехи, а лидерские качества. Причем лидерство было выделено в качестве приоритета большинством опрошенных ко­мандиров (руководителей) спецподразделений как ОМСН, так и ОМОН. Это не случайно. Реализация командиром (руководите­лем) лидерских качеств способствует идентификации подчинен­ных не только с общей целью подразделения, но и с самим под­разделением. Благодаря неординарным личностным качествам и профессионализму командира у сотрудников спеиподразделений повышается уровень доверия к нему, возникает стремление сле­довать за ним, снижается конфликтность, растет совместимость и благоприятный психологический климат в подразделении. По­этому на должности руководителей (командиров) в экстремаль­ных условиях должны назначаться специалисты с ярко выражен­ными лидерскими характеристиками, которые способны при­дать новый позитивный импульс взаимоотношениям с подчи­ненными.

    Назначение на руководящие должности специалистов, у кото­рых недостаточно развиты лидерские качества, с перспективой, что они могут быть развиты или психологически компенсированы в процессе профессиональной экстремально-психологической подготовки и профессиональной деятельности, следует рассмат­ривать как нежелательное исключение. В этом случае процесс под­готовки не только руководителя, но и всей команды значительно усиливается.

    Личность руководителя в экстремальных условиях определяет­ся ее способностью гармонично соединить в себе систему фор­мальных и неформальных отношений со специалистами подраз­деления и вышестоящим руководством (ответственность, требо­вательность, взыскательность, межличностные и межгрупповые симпатии, антипатии). В этом случае анализ положения руководи­теля в группе ведется через такие понятия, как социальный ста­тус, социальная роль, социальные ожидания, престиж, социаль­но-психологическая авторитетность, реализация лидерства.

    Для изучения общих психологических особенностей руководи­теля в экстремальных условиях используются различные тесты, опросники, анкеты и т.п.

    Наиболее удачными из них Калифорнийский психологический опросник (тест СР1), с помощью которого изучаются самоприня­тие, интерперсональное функционирование командиров (руко­водителей), проявление социальной включенности, независимо­сти, лидерства; тест NEO-PI-R. позволяющий диагностировать такие группы качеств, как нейротизм, экстраверсию, сознатель­ность; сокращенный русскоязычный вариант теста, известный как NEO-FFI (разработан С.Д.Бирюковым) и удобный для экспресс-оценки психологического потенциала сотрудников.

    Изучение мотиванионно-ценностных особенностей возможно осуществлять по тесту Рокича, благодаря которому изучаются ори­ентации по терминальным (содержательным) и инструменталь­ным (обеспечивающим) ценностям. Жизненные планы и смысло­вые приоритеты выявляются по тесту «Смысложизненные ориен­тации», разработанному Д. А.Леонтьевым. По показателям тести­рования профмотивации могут выявляться командиры, для кото­рых характерна мотивация стремления к успеху или мотивация избегания неудач. Конечно, в экстремальных условиях более ус­пешными являются командиры с мотивацией первого типа. У со­трудников спецподразделений имеется своя система личностно значимых психологических ценностей и специфический набор мотивационных предпочтений в экстремальных условиях. Поэто­му для их выявления были разработаны специальные анкеты изу­чения значимых психологических ценностей, мотивации к подго­товке, деятельности в экстремальных условиях и удовлетворенно­сти деятельностью. Для осознания и коррекции выявленных цен­ностей и мотивов, в соответствии с реалиями экстремальных ус­ловий, могут быть использованы упражнения по коррекции пси­хологических ценностей: «я - командир», «лидер -подчиненный» (см. приложения).

    Важным для оценки мотивационно-смыслового потенциала руководителя является не только изучение его ценностных ориен­тации, но и индивидуальной управленческой концепции, исполь­зуемой в экстремальных условиях. Она отличается от управленче­ских индивидуальных концепций руководителя в обычных усло­виях (В. И. Белозеров, Е. П. Клубов, А. В. Урываев) как своими эле­ментами, так и содержанием.

    В качестве элементов индивидуальной управлен­ческой концепции руководителя в экстремаль­ных условиях следует выделить:

    Смыслообразуюшую и целеполагающую мыслительную дея­тельность;

    Замыслы по решению вытекающих и поставленных задач;

    Предвидение и прогноз в решении предполагаемых проблем;

    Активизацию управленческих средств и функциональных єди­ний, реализующих эти средства;

    Владение оперативной информацией о состоянии подразде­ления, каждого сотрудника, деятельности, обстановки и их изме­нениях.

    Тщательный отбор специалистов и выдвижение на руководя­щие должности не только наиболее компетентных, но и успешных в экстремальных условиях, авторитетных является одной из гаран­тий их состоятельности, скорейшего раскрытия и дальнейшего ка­рьерного роста в новом статусе. Другой гарантией является их про­фессиональная экстремаль но-психологическая подготовленность.

    В экстремальных условиях для специалистов и тем более руко­водителей нереализованность личных притязаний и любой тип компенсации, направленный на замещение этой нереализован­ное™, становится очевидным для всего окружения. Это вызывает отторжение руководителя со стороны функциональной группы или к нему применяются меры психологического давления (моббинг). Применяемые специалистами в экстремальных условиях меры на первый взгляд могут казаться излишне суровыми и даже неадек­ватными. В связи с этим психологами предлагается целая система мер профилактики этого психологического явления. Часто ука­занные меры являются в экстремальных условиях средством со­хранения целостности и боеспособности всей команды. Несмотря на безусловную репрессивность отмеченных мер и их психотрав-мирующий характер, они позволяют сохранить жизнь субъекту воздействия.

    Для изучения особенностей познавательной сферы и для оцен­ки уровня интеллекта может применяться достаточно разнопла­новый инструментарий (краткий отборочный тест, прогрессив­ные матрицы Равена, тест Амтхауэра, тесты оценки уровня креа­тивности личности Э.Торренса, Э.Боне, А. Мельника).

    Для изучения эмоционально-волевых особенностей могут ис­пользоваться 16-факторный тест Кеттела, тест оценки уровня субъективного контроля (УСК), тест межличностных отношений Лири, тест цветовых выборов Люшера и др.

    Изучение психодинамической сферы личности можно прово­дить по методу «рефлексометрии», тесту РДО и др.

    Для формирования операциональной и психодинамической сферы к работе в экстремальных условиях можно использовать специализированные психотренинги:

    Интеллектуальные (на развитие мышления, памяти, рефлек­сии в напряженных, критических, экстремальных ситуациях);

    Креативности (воображения, интуиции, образного восприя­тия и переработки информации в нестандартных условиях);

    Коммуникативные (уровня доверия себе, товарищам по груп­пе, обществу, коммуникативному и интерактивному мастерству, конфликтной и переговорной компетентности в экстремальных условиях);

    Эмоиионально-волевой регуляции (уверенного или профес­сионального поведения в экстремальной ситуации, оптимальной работоспособности, психологической регуляции, трансрегуляции, медитации, дыхательные психотехнологии, воздействие на био­логически активные точки).

    01
    окт
    2013

    Личность в экстремальных условиях (Лебедев Владимир Иванович)

    Формат: аудиокнига, MP3, 128kbps
    Лебедев Владимир Иванович
    Год выпуска: 2012
    Жанр: Психология
    Издательство: Аудиокнига своими руками
    Исполнитель: Неизвестный
    Продолжительность: 12:12:56
    Описание: Доктор психологических наук В. И. Лебедев, известный многим по книгам "Психология и космос", "Психологические проблемы межпланетного полета" и др., в этом материале обобщает значительный опыт по изучению особенностей психологической деятельности в экстремальных условиях (космический и авиационный полет, плавание на подводных лодках, нахождение в полярных зонах и т. п.). В связи с этим анализируется ряд общих закономерностей психического отражения.
    Аудиоматериалы для интересующихся проблемами психологии.


    08
    окт
    2016

    Энциклопедия выживания в экстремальных ситуациях. Как сохранить жизнь (Андрей Ильин)

    ISBN: 5-04-006918-9
    Формат: PDF, OCR без ошибок
    Автор: Андрей Ильин
    Год выпуска: 2001

    Издательство: Эксмо-Пресс
    Язык: Русский
    Количество страниц: 384
    Описание: Предлагаемая книга содержит основы знаний по самоспасению человека в различных экстремальных ситуациях. Из нее вы узнаете, как правильно подать сигнал бедствия, что можно делать, а что категорически нельзя, как ориентироваться на местности, что и кого можно есть, как использовать самые обычные вещи в аварийной обстановке, как оказать помощь и сохранить присутствие духа в самых, казалось бы, без...


    17
    окт
    2014

    Полное руководство по выживанию в экстремальных ситуациях в дикой природе, на суше и на море (Джон Уайзмэн)

    ISBN: 978-5-17-045760-1, 978-5-271-17738-5

    Автор: Джон Уайзмэн
    Переводчик: Ю. Суслов
    Год выпуска: 2011
    Жанр: Учебники, справочники, энциклопедии
    Издательство: АСТ, Астрель
    Язык: Русский
    Количество страниц: 576
    Описание: Джон "Лофти" Уайзман 26 лет прослужил в Специальной авиадесантной службе (SAS) Великобритании, и его книга основана на технике подготовки этого всемирно известного элитного подразделения. Это практическое руководство показывает, как выжить в дикой природе, в любых климатических условиях, на суше и на море. Предназначено для всех, кто веде...


    04
    мар
    2014

    Учебник выживания в экстремальных ситуациях. Опыт специальных подразделений мира (Питер Дарман)

    ISBN: 5-8153-0223-6
    Формат: PDF, DjVu, Отсканированные страницы
    Автор: Питер Дарман
    Год выпуска: 2001
    Жанр: Учебники, справочники, энциклопедии
    Издательство: Яуза
    Язык: Русский
    Количество страниц: 352
    Описание: Книга рассказывает о том, как выжить в различных нештатных ситуациях: в пустыне, тайге, джунглях, на Крайнем Севере. Вы узнаете, как найти пропитание, развести огонь, оказать первую медицинскую помощь себе и своим товарищам, а также много другой полезной информации, почерпнутой из пособий спецподразделения SAS. Подробные картинки, поясняющие создание простейшего оружия, средств ловли ж...


    29
    авг
    2009

    Куропаткин Дмитрий - Секреты уличных единоборств-Как победить любого противника в экстремальных ситуациях

    ISBN: 5-7905-3133-4, Боевые искусства
    Формат: PDF, Отсканированные страницы
    Год выпуска: 2005
    Автор: Куропаткин Д.И.
    Жанр: Разное
    Издательство:
    М.:РИПОЛ классик
    Количество страниц: 192
    Описание: Уличный бой - это бой без правил, на котором победу часто одерживает пусть не самый сильный, но зато более ловкий и хладнокровный противник. Не существует какой-либо определенной техники уличного боя. Все приемы зашиты и нападения, рекомендованные в этой книге, являются результатом слияния многих наиболее эффективных боевых техник. Данное издание рекомендуется а первую очередь людям, которые стремятся...


    18
    окт
    2018

    Инакомыслие в условиях реального социализма: Поиски новой государственности: Конец 60-х 80-е гг. XX в. (Никифоров К.В. (отв. ред.))

    ISBN: 978-5-7576-0318-6
    Формат: PDF, eBook (изначально компьютерное)
    Автор: Никифоров К.В. (отв. ред.)
    Год выпуска: 2014
    Жанр: сборник, история
    Издательство: Институт славяноведения РАН
    Язык: Русский
    Количество страниц: 736
    Описание: Впервые в отечественной и зарубежной историографии в рамках одного из важнейших направлений исторической науки - истории идей - дан анализ концепций и трактовок новых форм государственности. Диссидентские течения и отдельные оппозиционные мыслители в Центральной и Юго-Восточной Европе рассматривали их как матрицу социальных новшеств и связывали с ними проекты тран...


    25
    мая
    2013

    Школа выживания в природных условиях (Ильин Андрей)

    Формат: аудиокнига, MP3, 256kbps
    Автор: Ильин Андрей
    Год выпуска: 2013
    Жанр: Научно-популярная литература
    Издательство: аудиокнига своими руками
    Исполнитель: Андрей Зайцев
    Продолжительность: 11:01:30
    Описание: Человек, оказавшийся в глухом бесконечном лесу, на безлюдном морском побережье, на опасной горной тропе, может и должен выжить. Это глубокое убеждение автора этой книги, доступно и подробно рассказывающей о способах выживания в экстремальных ситуациях. Из нее вы узнаете, что необходимо делать в непростых обстоятельствах, а чего делать категорически нельзя, как развести костер, построить...


    30
    июл
    2008

    Формат: DjVu
    Год выпуска: 2001
    Жанр:
    Автор: Ильин А.А.
    Издательство: ЭКСМО-Пресс
    Количество страниц: 384
    Описание: Как выжить в дикой природе? Этот вопрос каждый задавал себе, выехав за город. Эта книга в большей мере отвечает на это. Буду рад если она пригодится всем. Человек, оказавшийся в глухом бесконечном лесу, на безлюдном морском побережье, на опасной горной тропе, может и должен выжить. Это глубокое убеждение автора этой книги, доступно и подробно рассказывающий о способах выживания в экстремальных ситуациях. Из нее вы узнаете, что необходимо делать в непростых обстоятельствах, а чего...


    30
    апр
    2017

    Государственный капитализм в условиях строительства социализма (Коссой А.И.)

    Серия: Проблемы советской экономики
    Формат: DjVu, Отсканированные страницы + слой распознанного текста
    Автор: Коссой А.И.
    Год выпуска: 1975
    Жанр: Монография, Экономика
    Издательство: Наука
    Язык: русский
    Количество страниц: 310
    Описание: Государственный капитализм рассматривается как необходимый элемент экономической политики государства в переходный период, как способ и форма использования капитализма, обуздания мелкобуржуазной стихии и стихийно-анархического развития частного капитала. В работе показывается практическое осуществление политики направления капитализма в русло государственного ка...


    04
    авг
    2016

    Приготовление натуральных вин в домашних условиях (Е.К. Царев, Ю.А. Корнюков, Л.П. Митрофанова (сост.))

    Формат: РDF, Отсканированные страницы
    Автор: Е.К. Царев, Ю.А. Корнюков, Л.П. Митрофанова (сост.)
    Год выпуска: 1991
    Жанр: Кулинария
    Издательство: Газета
    Язык: Русский
    Количество страниц: 50
    Описание: В книге в популярной форме рассказывается о том, как в домашних условиях приготовить разнообразные вина из любых имеющихся фруктов и ягод, как, соблюдая несложные правила, добиться высокого качества вина. Содержание


    10
    ноя
    2018

    Studia classica. Греция в эпоху поздней классики. Общество. Личность. Власть (Э.Д. Фролов)

    ISBN: 5-93762-013-5
    Серия: Studia classica
    Формат: PDF, Отсканированные страницы
    Автор: Э.Д. Фролов
    Год выпуска: 2001
    Жанр: История
    Издательство: Гуманитарная Академия
    Язык: Русский
    Количество страниц: 602
    Описание: Книга профессора СПбГУ Э. Д. Фролова посвящена драматическому моменту в истории Античной Греции - эпохе поздней классики (конец V-IV в. до н. э.), когда после короткой полосы расцвета древняя цивилизация городов-государств столкнулась с первыми трудностями, порожденными естественным ходом развития. Экономическая и политическая жизнь перехлестывали через тесные рамки городских общин...


    07
    мая
    2010

    Как сделать солнечную батарею в домашних условиях (Коллектив)

    Год выпуска: 2009
    Жанр: Справочный материал
    Издательство: Электронное
    Язык: Русский
    Количество страниц: 12
    Описание: Солнечная батарея – устройство для преобразования энергии солнца в электричество. Высокая производительность солнечных батарей, которые Вы можете купить в Radio Shack и других магазинах, сделаны из специально об-работанного кремния и требуют огромных фабрик, высоких температур, осо-бой чистки и большого количества денег. Если мы желаем пожертвовать эффективностью за способность сделать наши собственные солнечные батареи в кухне из материалов из хозяйственного магазина, мы можем...


    30
    апр
    2017

    Журналы-травелоги в условиях глобализации масс-медиа (Лучинская Софья)

    Формат: MP3, 192kbps
    Автор: Лучинская Софья
    Год выпуска: 2016
    Жанр: диссертация канд. филолог. наук
    Издательство: Аудиокнига своими руками
    Исполнитель: Иван Калинин
    Продолжительность: 05:01:21
    Описание: Журналы-травелоги», или журналы путешествий, на современном информационном рынке как в России, так и в мире представляют один из наиболее активно развивающихся и перспективных сегментов прессы Актуальность исследования связана с тем, что в постсоветский период в российских масс-медиа произошли серьезные типологические трансформации, связанные с социально-экономическими и политическими изменения...


    27
    авг
    2015

    Консервирование фруктов и овощей в домашних условиях (Демезер А.А.)

    Формат: PDF, Отсканированные страницы
    Автор: Демезер А.А.
    Год выпуска: 1969
    Жанр: Кулинария
    Издательство: Россельхозиздат
    Язык: Русский
    Количество страниц: 146
    Описание: Альбом "Консервирование фруктов и овощей в домашних условиях" ознакомит читателя с основными условиями переработки и консервирования плодов, ягод, овощей и грибов, а также с приготовлением диетических соков и плодово-ягодных и виноградных вин. Из огромного ассортимента домашних консервов, соков и вин в настоящем издании приведены лишь основные. После некоторых практических навыков каждый домашний консервщик, несомненно, смож...


    19
    янв
    2015

    Ремонт одежды и обуви в домашних условиях (О. Шишкин)

    ISBN: 5-86020-184-2
    Формат: PDF, Отсканированные страницы
    Автор: О. Шишкин
    Год выпуска: 1997
    Жанр: Досуг, хобби, ремесло
    Издательство: Аурика
    Серия: Азбука быта
    Язык: Русский
    Количество страниц: 464
    Описание: Книга из серии «Азбука быта» рассчитана на домашних умельцев, которым пригодятся полезные советы по ремонту обуви и одежды своими руками. В ней последовательно описывается технология ремонта, применяемые при этом инструменты и материалы. Выполнение отдельных операций иллюстрируется подробными рисунками и схемами. Книга научит тому, как выполнить своевременный и качественный ремонт обуви...


    27
    авг
    2015

    Консервирование овощей, фруктов и грибов в домашних условиях (Давид Шапиро, Моисей Голомшток, Филипп Захарич)

    Формат: PDF, Отсканированные страницы
    Автор: Давид Шапиро, Моисей Голомшток, Филипп Захарич
    Год выпуска: 1965
    Жанр: Кулинария
    Издательство: Беларусь
    Язык: Русский
    Количество страниц: 144
    Описание: В книге описаны простые и доступные способы консервирования овощей, фруктов и грибов в домашних условиях. Специальные главы отведены приготовлению варенья, различных джемов, повидла, пастилы, фруктовых соусов, приправ и компотов. Даны рецептуры соления, квашения и маринования овощей и фруктов, описаны методы их сушки, а также способы приготовления овощных и фруктовых соков. Кроме того, имеется разде...