Истории пользователей

Социальные процессы: типы и виды. Социальные процессы и их виды И социальными процессами по нескольким

Социальные процессы: типы и виды. Социальные процессы и их виды И социальными процессами по нескольким

Билет 12. Социальные процессы: критерии, формы, типы

Социальный процесс – это последовательная смена состояний, стадий развития социальных систем, социальных явлений. (учебный процесс представляет собой последовательную смену отдельных видов учебных занятий: лекция – самостоятельная работа – семинарское занятие – индивидуальное собеседование).

Структура социального процесса:

    субъект социального действия (личность, социальная группа, социальная организация);

    объект (социальное явление, на которое направлено социальное действие);

    условия (социальный процесс характеризуется воздействием субъекта на объект и характером социальной среды);

    само целенаправленное социальное действие ;

    результат (изменения в социальном объекте в результате воздействия на него субъекта).

Социальные процессы многообразны. Существует множество классификаций социальных процессов по различным основаниям:

    по сфере проявления – экономические, политические, экологические и т.д.;

    по механизму возникновения – стихийные, сознательные, естественно- исторические;

    по степени управляемости – управляемые, слабо управляемые, неуправляемые;

    по функциям объекта социального воздействия – функциональные и дисфункциональные;

    по направленности качественного состояния социального объекта – прогрессивные, регрессивные, нейтральные;

    по интенсивности качественных изменений объекта – эволюционные и революционные.

Пётр Штомпка предлагает классификацию социальных процессов по шести критериям :

    Формы социальных процессов

    Результаты социальных процессов

    Осведомленность населения о социальных процессах

    Движущие силы социальных процессов

    Уровни социальных процессов

    Временной аспект социальных процессов

По форме различают направленные и ненаправленные социальные процессы.

Направленные - необратимые социальные процессы, в которая каждая последующая стадия отличается от предыдущей.

Ненаправленные - изменения которые носят случайный, хаотический характер, подчиняются определенным повторяющимся или схожим моделям.

По результатам выделяют два типа социальных изменений - морфогенетические и трансмутационные.

Морфогенетические - это созидательные процессы, ведущие к фундаментальным новшествам (возникновение новых состояний общества, социальных структур и условий существования социума).

Трансмутационные изменения делятся на репродуктивные и трансформационные. Репродуктивные изменения - поддерживающие, носящие характер количественных изменений. Трансформационные - процессы, приводящие к качественным изменениям состояния общества.

По осведомленности населения . Явные - изменения, смысл которых и их последствия осознаются населением. Скрытые - изменения, смысл которых не осознается. "Процессы-бумеранги" - социальные процессы, смысл которых населением осознается,однако их последствия для большинства населения не ясны.

По движущим силам выделяют:

Эндогенные (движимые внутренними причинами) раскрывают возможности, свойства и тенденции, заключенные внутри изменяющегося социума.

Экзогенные (движимые внешними причинами) является реактивными, отвечают на вызов, стимул или давление извне.

По уровню: глобальный уровень, уровень больших социальных групп, уровень институтов и организаций, уровень межличностных отношений.

В зависимости от времени протекания социальных процессов, различают кратковременные, долговременные и постоянные процессы (глобальные).

По сферам распространения (экономические, политические, социально-культурные, духовные и т.п.).

Результат социального процесса может быть

    1. фактическим (то, что уже достигнуто),

    2. ожидаемым (то, что предполагается достигнуть по истечении процесса)

    3. и вероятным (то, что предполагается по истечении процесса).

Типология процессов : 1. По масштабу социальной системы - внутриличностные и между двумя индивидами; изменяющие отношения между двумя группами (общностями); изменяющие структуру и организацию общества; происходящие на уровне глобальной социальной системы (человеческое общество).

2. По специфике процессов- прогрессивные, Регрессивные, Эволюционные, Революционные.

3. По изменению организации социальной общности - Дифференциация, Интеграция, Дезорганизация, Реорганизация.

4. По изменению места индивидов или групп в социальном пространстве - Индивидуальная и групповая мобильность; Межпоколенная, горизонтальная и вертикальная, добровольная и недобровольная.

5. По форме взаимодействия индивидов - кооперация, конкуренция, конфликт.

6. По степени управления - стихийный, целенаправленный.

Социальные изменения, происходящие через механизм внедрения инноваций в ту или иную социальную систему, предполагают обязательность процесса - возможно краткого или протяженного во времени.

Социальный процесс - это однонаправленные действия людей, приводящие к смене состояния элементов в социальной системе. Без процессов, приводящих к тем или иным изменениям, социальная система существовать не может.

Из всего многообразия социальных процессов социология выделила основные: кооперация, конкуренция (соперничество), приспособление, конфликт, ассимиляция, амальгамиза- ция. Кооперацию как совокупность совместных действий и взаимодействий знают все общества и во все исторические периоды. Кооперация с латинского языка означает «вместе работать». В основе кооперации находится осознанное стремление людей добиться наибольшего эффекта от совместной деятельности. Личность, которая не может легко и свободно кооперироваться, т.е. вступать в совместные действия с другими людьми, в конечном итоге будет не успешна в жизни.

Кооперация как социальный процесс - это не только совместный производительный труд. Кооперация выступает в виде многих людей, работающих в крупномасштабных организациях. Желание людей сотрудничать для достижения общих целей выражается через правительственные учреждения, частные фирмы и т. д. Такая кооперация не только включает многих людей в данном обществе, но и обусловливает создание сети организаций, кооперирующих деятельность на уровне государственных, региональных, национальных и межнациональных взаимосвязей.

Кооперация предполагает одновременное наличие рядом с ней такого проявления социального процесса, как конкуренция. Под конкуренцией понимается стремление достигнуть вознаграждения путем отстранения или опережения соперников, стремящихся к идентичным целям. Это могут быть деньги, власть, статус, любовь и т. д. Конкуренция основана на том факте, что люди никогда не могут удовлетворить все свои желания. Поэтому конкурентные отношения процветают и в условиях изобилия и в условиях дефицита товаров, услуг, должностей, свобод и т.д. Конкуренция может проявляться на личностном уровне или носить обезличенный характер. Например, предприниматель борется за рынки сбыта, не зная лично своих конкурентов. В этом случае конкуренты могут не идентифицировать своих партнеров как соперников.

Хотя конкуренция и соперничество присущи всем обществам, острота и формы их проявления весьма различны. В обществах, где существуют в основном предписанные статусы, конкуренция, как правило, менее заметна. В то же время в обществах в основном с достигаемыми статусами конкуренция пронизывает все сферы общественной жизни. Для личности, живущей в таком обществе, конкурентные отношения начинаются с детства и продолжаются фактически всю жизнь.

Значение конкуренции в жизни общества, в осуществлении в нем социальных процессов заключается в том, что она стимулирует элементы общества, индивидов к достижению победы через созидание. Вместе с тем конкуренция - не панацея от всех бед и не единственный (тем более не универсальный) вид социального процесса, приводящего к социальным изменениям. Люди как участники конкурентной борьбы и ее инициаторы при определенных обстоятельствах могут стремиться к ослаблению конкуренции. Если условия борьбы связаны с излишними тревогами, риском и потерей чувства определенности, безопасности, люди начинают защищать себя от конкуренции. Бизнесмены идут на тайные сделки и сговоры, чтобы избежать конкуренции, некоторые отрасли экономики требуют защиты их интересов со стороны государства, и эти преференции не всегда оправданны. Практически каждая социальная группа стремится обезопасить себя от жестких конкурентных условий. Таким образом, люди могут отходить от конкуренции просто потому, что боятся потерять все, что у них есть.

Помимо этого конкуренция при известных обстоятельствах может превращаться в конфликт (конфликт подробнее будет рассматриваться в следующей теме). Согласие на мирную борьбу за определенные ценности, вознаграждения путем соперничества часто нарушается. Конкурент, проигрывающий в мастерстве, интеллекте, способностях, может поддаться искушению завладеть ценностями путем насилия, интриги или нарушения существующих законов конкуренции. Его действия могут породить ответную реакцию: конкуренция превращается в конфликт с непредсказуемыми результатами.

Приспособление (адаптация) - это принятие индивидом или социальной группой культурных норм, ценностей, образцов, стандартов новой среды. Приспособление начинается тогда, когда нормы и ценности, усвоенные в прежней среде, не приводят к удовлетворению потребностей, не создают приемлемого поведения. Например, эмигранты в чужой стране пытаются приспособиться к новой культуре, школьники поступают в институт и должны приспосабливаться к новым требованиям, к новой среде. Иными словами, приспособление - это формирование типа поведения, пригодного для жизни в изменившихся условиях внешней среды. В той или иной степени процессы приспособления протекают непрерывно, поскольку непрерывно меняются условия внешней среды. В зависимости от оценки индивидом изменений внешней среды и значимости этих изменений процессы приспособления могут быть кратковременными или длительными, приобретать форму подчинения, компромисса, терпимости.

Ассимиляция - это социальный процесс взаимного культурного проникновения, через который личности и группы приходят к разделяемой всеми участниками процесса общей культуре. Это всегда двухсторонний процесс, в котором каждая группа имеет возможности для проникновения своей культуры в другие группы пропорционально своему размеру, престижу и другим факторам. Ассимиляция может значительно ослаблять и гасить групповые конфликты, смешивая отдельные группы в одну большую с однородной культурой. Это происходит потому, что социальный конфликт предполагает разделение групп, но когда культуры групп ассимилируются, устраняется и сама причина конфликта.

Амальгамизация - биологическое смешивание двух или более этнических групп или народов, после чего они становятся одной группой или народом. Расовые и национальные предрассудки, кастовая замкнутость или глубокий конфликт между группами могут образовывать барьер на пути амальгамиза- ции. Если же она будет неполной, то в обществе могут появиться статусные системы, в которых статус будет измеряться «чистотой крови». Но как только процесс амальгамизации полностью заканчивается, границы между группами стираются и социальная структура больше не зависит от «чистоты крови».

Ассимиляция и амальгамизация - это объективно обусловленные процессы, в конечном итоге имеющие несомненные позитивные социальные изменения. Эти процессы происходили и будут происходить, так как общество постоянно производит социальные границы, барьеры между вновь возникающими общностями.

Отмеченные выше основные виды социальных процессов - это результат усилий отдельных индивидов или групп индивидов, организовавшихся в ту или иную общность, организацию: при определенных обстоятельствах эти усилия приобретают массовый характер, объединяя коллективными действиями, разделяемыми ценностями, идеями индивидов, принадлежащих к различным стратам. Такую форму социального процесса принято определять как социальное движение.

Социальное движение - это совокупность коллективных действии, направленных на поддержку социальных изменений или поддержку сопротивления социальным измевенням в обществе, в социальной группе. Это определение объединяет широкий круг социальных движений: религиозные, экономические, молодежные, феминистские, политические, революционные и др. Социальные движения менее устойчивы и более динамичны, изменчивы в своих образцах поведения, обычно сравнительно слабо организованы и формализованы по сравнению с партиями и другими социально-политическими институтами и организациями. Но в процессе своего развития социальные движения могут достигать такого уровня организации, формализации, что превращаются в одну или несколько социально-политических организаций.

Социальные движения - важный объект изучения политологией. Однако социологический анализ существенно отличается от политологического. Изучение природы социальных движений позволило глубже понять их внутреннее содержание, их сущность. Исходя из этого, социология выделяет так называемые экспрессивные движения. Природа их возникновения следующая. Когда некая группа людей ощущает себя некомфортно в рамках определенной социальной системы, признает ее несовершенство для себя, но не стремится ее изменить, а находит для себя выход через различные экспрессивные, эмоционально яркие действия, в чем и проявляется участие индивидов в этом виде социального движения. Такими действиями могут быть ритуальные танцы (древний мир), мистерии (средневековье), молодежные субкультуры (новейшее время).

Экспрессивные социальные движения позволяют тем, кто ощущает антагонизм к окружающей их действительности и включается в эти движения, получить некое облегчение через эмоциональную разрядку, делают их жизнь терпимой.

Часто экспрессивные движения обращаются к славному прошлому и подвигам предков. Эти движения возрождают ушедшие ритуалы, символику и находят эмоциональное удовлетворение в ношении старой военной формы или в возврате к старым обычаям и стилю поведения. Такие движения чаще всего связаны с пассивным поведением, уходом от действительности путем воспоминаний или мечтаний. В то же время такие экспрессивные движения мшуг* прокладывать путь реформам или вести к революциям, так как они оживляют традиции и могут функционировать как сила, возбуждающая пассивное население. Этому способствует также стремление большинства людей идеализировать прошлое, противопоставлять «героические» времена настоящему времени. Такое свойство экспрессивных движений может сделать их промежуточным звеном между неполитическими и активными политическими движениями.

Одна из форм социальных движений - так называемая утопическая. Утопические (т.е. придуманные, нафантазированные) идеи, теории, разрабатывающие некие совершенные модели построения общества, существовали во все века истории человечества и служили основой как для локальных (экспериментальных), так и для массовых социальных движений утопического типа.

Эти совершенные утопические общества пытались описать многие выдающиеся писатели и мыслители. Особенно много попыток теоретически обосновать совершенное человеческое общество предпринималось в XVIII и XIX вв., когда утопические идеи были особенно популярны. Первоначально авторы или (и) реализаторы утопических идей, практически всегда обладавшие значительной внутренней энергией, активностью, воплощали свою модель утопии в границах небольших общин, кружков: например, общин первых христиан, религиозные секты Востока, коммуны Р. Оуэна, фаланги Ш. Фурье и др. Однако все они в сравнительно краткое время распадались или перерождались, как только сталкивались с внешним миром или когда количество членов коммуны и т. п. идеальных сообществ превышало пределы физического контроля за ними их харизматического лидера.

Конечно, утопические идеалы жизнестойки и долговечны. Поэтому они могут забываться после распада движения и спустя некоторое время вновь возрождаться в других движениях. Это связано с тем, что люди никогда не перестанут представлять себе (без достаточных на то оснований) наиболее совершенные модели общества.

Утопические социальные движения ценны для социальных изменений своими идеями, которые будируют научную мысль и активизируют действия властей, направленные на гармонизацию общественных отношений. Попытки конкретного воплощения утопических идей встречают сопротивление со стороны законопослушных членов общества, которых страшат новые культурные образцы поведения, смена ролей и т.п.

Движения реформ как социальные движения социология рассматривает как попытку изменить отдельные стороны общественной жизни и структуры общества без полной его трансформации (или это не ставится как цель, а является следствием реформ). Реформы называются социальными, если они касаются преобразований в тех сферах общества или тех сторон общественной жизни, которые непосредственно связаны с людьми, отражаются на их уровне или образе жизни, здоровье, участии в общественной жизни, доступе к социальным благам. Изменения правил пользования международным телефоном, железнодорожным транспортом или метро затрагивают интересы горожан. Но вряд ли такие реформы называются социальными. Напротив, введение всеобщего среднего образования, медицинского страхования, пособий по безработице или новой формы социальной защиты населения не просто затрагивают наши интересы. Такие реформы касаются социального положения многочисленных слоев населения, ограничивают или расширяют доступ миллионам людей к социальным благам - образованию, здравоохранению, занятости, гарантиям.

Чтобы индивиды объединились для борьбы за реформы, необходимы два условия: участники таких движений должны позитивно относиться к порядку в данном обществе, сосредоточив внимание только на отдельных негативных сторонах общественного устройства, а также иметь возможность для высказывания своего мнения и активных действий в поддержку какой-либо реформы. В связи с этим можно сказать, что движения реформ в законченном виде возникают лишь в демократических обществах, когда люди имеют значительную свободу и могут критиковать существующие социальные институты и изменять их по желанию большинства. Многочисленные типы движений реформ, такие, например, как аболиционистские (движения за отмену какого- либо закона), феминистские (движения за равноправие женщин), запрещающие (порнографию, строительство атомных электростанций и т.д.), не могут развиваться в условиях тоталитарных режимов, при которых попытка любых социальных изменений расценивается как угроза существующей системе власти.

Одна из форм социальных движений - это революция. Революция - полное или комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя. Революция носит скачкообразный характер и представляет собой переход общества из одного качественного состояния в другой.

Революции следует отличать от государственных или дворцовых переворотов, которые совершаются людьми, стоящими у руля правления и оставляющими институты и систему власти в обществе неизменными. Термин «революция» применяется иногда к постепенным, мирным широкомасштабным изменениям, таким, например, как технологическая революция. Но в этом случае мы имеем дело с совершенно другим значением данного термина. Так, например, самым длительным процессом в истории человечества была так называемая неолитическая революция, которая представляла собой качественное изменение в сфере производства - переход, скачок от собирательства к земледелию. Неолитическая революция началась 10 тыс. лет назад и продолжалась в одних регионах мира 3 тыс. лет, а в других - 8 тыс. лет. В течение этого времени возникли развитые земледельческие цивилизации в Месопотамии, Египте, Индии, Греции и др.

Промышленная революция XVIII - XIX вв. привела европейские государства, США и ряд других государств к господству промышленности в сфере производительных сил и коренным образом изменила социальную структуру общества, но это произошло не скачкообразно, а путем реформ. Не технологическая, а социальная революция меняет основы социальной системы, причем разрушает существующий социальный порядок и устанавливает новый, существенно отличающийся от прежнего, в кратчайшие сроки.

Но является ли социальная революция обязательной или необходимой частью социальных изменений? Большая часть социологов полагает, что нет. Само наличие других, альтернативных революции вариантов социальных движений свидетельствует об этом. Ряд исследователей выделили то основное, что приводит к революционным движениям с их неизбежными негативными социальными последствиями для людей. В частности, это накопление глубокого социального беспокойства и неудовлетворенности в течение ряда лет; неспособность интеллектуалов успешно критиковать существующее положение так, чтобы основная масса населения понимала их; появление побуждения к активным действиям, восстанию социального мифа или системы верований, оправдывающих это побуждение; революционный взрыв, вызванный колебаниями и слабостью правящей верхушки; период правления умеренных, которое вскоре сводится к попыткам контроля за различными группами революционеров или к уступкам с целью погасить взрыв страстей в народе; выход на активные позиции экстремистов и радикалов, которые захватывают власть и уничтожают всякую оппозицию и др.

Исторический опыт показывает, что демократия, вопреки бытующему мнению, не служит питательной средой для революционных движений. Это объясняется тем, что демократия является основой социальных реформ, а реформы неизбежно отодвигают революцию. Революционные движения процветают там, где реформы блокируются в такой степени, что единственным способом устранения недостатков социальной системы служит революционное движение. Не случайно они не получили распространения в таких традиционно демократических странах, как Швеция, Швейцария, Бельгия или Дания, и сильно развиты в тех странах, где правительство лишь считается демократическим и его деятельность неэффективна при проведении социальных реформ. В этих условиях даже некоторые реформаторы становятся революционерами.

Существует множество научных теорий, которые содержат разные, в том числе и противоположные, оценки отмеченным выше социальным движениям и которые лежат в основе социальных процессов, приводящих, в свою очередь к социальным изменениям. Полагаем, будет правильным признать обоснованными наиболее значимые теории, объясняющие природу, содержание, этапы развития основных социальных движений. Все они возможны и даже необходимы, если общество не находит других путей для своего обновления через социокультурные изменения. На субъективном уровне можно отдавать предпочтение тому или иному социальному движению - например, революции. Однако в реальной жизни специальный процесс пойдет по тому пути, который определит господствующее в конкретном обществе социальное движение.

В обществе большой интерес вызывают процессы трансформации во времени, действия движущих сил, итоги изменений и их масштабы. Если же в обществе не происходит взаимодействия внутренних и внешних сил, то оно погибает, стагнирует, загнивает. Одни процессы сменяются другими, когда каждый из них исчерпывают свои потенциалы.

Социальные процессы , изменения и развитие сопутствуют жизни каждого человека. Они вызываются к жизни различными как субъективными, так объективными обстоятельствами – опытами, идеями, интересами, догадками, внешней ситуацией. Значительные социальные изменения происходят обязательно в процессе совместных действий людей, которые не разрознены, а, наоборот, однонаправлены, взаимосвязаны, сопряжены, взаимозависимы.

Человек постоянно корректирует свое поведение, включается в процессы, ищет пути выхода из трудных ситуаций, взаимоотношений, меняет свое положение в экономической и политической сферах, то есть сознательно или бессознательно участвует в социальных процессах.

Что же такое социальные процессы?

Краткий словарь по социологии (М., 1988. – С. 263) характеризует социальный процесс как последовательную смену состояний или движений социальной системы, или ее подсистем, или любого социального объекта. Социальный процесс состоит из нескольких стадий, имеет определенную структуру, направленность.

Социолог С.С. Фролов в учебнике «Социология» (М.: Логос, 1998. – С. 274) отмечает, что социальный процесс - есть совокупность однонаправленных и повторяющихся социальных действий, которые можно выделить из множества других социальных действий.

Социальные процессы связаны с изменениями в обществе во всех сферах социальной жизни.

Социальные процессы – это важнейшие изменения социальных структур, включая последствия и проявления этих изменений в нормах, ценностях, культурных элементах и символах.

Социальные процессы непременно затрагивают социальные системы, общности, группы. Преобразуют их, создают новые, видоизменяют, вызывают к жизни новые взаимоотношения и социальные взаимодействия. Эти изменения выступают единственной единицей сравнения при анализе социальных систем, общностей, отношений, взаимодействий. Многие социальные процессы бывают парными: революционные – эволюционные, прогрессивные – регрессивные, сознательные – стихийные, функциональные – дисфункциональные, интегрирующие – дезинтегрирующие. А также политические, экономические, управленческие, коммуникативные и др.

Если наряду со сравнительным методом применить исторический, посмотреть на преемственность различных стадий развития человечества, включая физическое, интеллектуальное, моральное и политическое, то заметим:

– общество, как целостная система развивается от простого к сложному, от низшего к высшему;

– прогресс может быть достигнут только через конкретную серию социальных ступеней, и значит, через изменения, через развитие, через процессы.

В качестве ведущих социальных процессов отмечаются эволюционные и революционные.

Социальная эволюция в представлении исторических стадий человеческого общества включает в себя: развитие общества от простого к дифференцированному, от традиционного к рациональному, от непросвещенного к просвещенному, от общества с ручной технологией к обществу с машинной технологией, от слабо интегрированного общества к строго интегрированному.

Эмиль Дюркгейм, французский социолог, считает, что переход от простого общества к сложному зависит от глубины разделения труда в обществе. Немецкий социолог Теннис отмечает, что в деревенской общине существовали основные типы социальной связи: люди жили по общинным принципам и ценностям, соблюдая традиции и обычаи, специализация была ограниченная и неразвитая, народ опирался на религию, главной ценностью была семья и община.

В индустриальном обществе следующие взаимосвязи: стремление к личной выгоде, в основе жизни лежат формальные законы, в обществе выражены профессиональные роли, люди опираются на светские ценности, в основе общества лежат корпоративные и ассоциативные формы объединения людей.

Французский ученый Арон отмечал, что в постиндустриальном обществе овладение знаниями являются главным престижным фактором, ученые и консультанты играют господствующую роль, развито массовое производство товаров для рынка, производство и управление механизировано и автоматизировано, научно-техническая революция охватила все сферы жизни.

Эволюционные процессы понимаются как постепенные, медленные, плавные, количественно преобразовывая объекты. Эволюционное развитие включает в себя несколько моментов:

– дифференциацию общества;

– специализацию различных частей и структур общества;

– интеграцию – установление гармонии, структурного и функционального соответствия всех частей общества;

– адаптацию общества к новым условиям, сохранение равновесия и способности к самосохранению.

Революционный процесс – это относительно быстрое, коренное, качественное изменение объектов и систем. Они повторяются во времени и в пространстве, или там и там одновременно. Карл Маркс считал социальные революции, то есть коренные качественные перевороты всей общественной жизни, локомотивом истории. Исторически доказано, что чем больше элементов структуры охватывает процесс, чем масштабнее происходят перемены, тем более продолжительное время требуется для их реализации.

От других форм социальных изменений революционный процесс отличает пять особенностей:

комплектность : революции захватывают все сферы и уровни общественной жизни;

радикальность : революционные процессы носят фундаментальный характер, пронизывают основы социального устройства;

скорость : революционные изменения происходят очень быстро;

исключительность : революции неизгладимо остаются в памяти людей;

эмоциональность : революции вызывают подъем массовых чувств, необычные реакции и ожидания, в них как в фундаментальные преобразования вовлекаются широкие массы людей.

Основными видами социальных процессов являются:

1) кооперация – в переводе с латыни «вместе работать» на основе согласованных действий, общих целей, взаимопонимания, согласованности и принятых правил сотрудничества;

2) конкуренция – это борьба между индивидами, группами и обществами за овладение ценностями, запасы которых ограничены и неравным образом распределены между индивидами или группами (деньги, власть, статус, признательность, любовь). Конкуренция – это попытка достижения вознаграждения путем отстранения или опережения соперников, стремящихся к идентичным целям. Конкуренция основана на том, что люди никогда не могут полностью удовлетворить свои желания;

3) приспособление – это принятие индивидом или группой культурных норм, ценностей и эталонов действий новой среды (эмигранты, школьники, студенты, сельский житель в городе - формирует тип поведения в изменившихся условиях);

4) подчинение – это обязательное условие процесса приспособления, так как сопротивление затрудняет вхождение индивида в новую структуру и мешает ему приспосабливаться;

5) компромисс – это форма приспособления, когда индивид или группа соглашаются с изменяющимися условиями путем частичного или полного принятия новых целей и способов их достижения;

6) ассимиляция – это процесс взаимного культурного проникновения, через который личности и группы приходят к общей культуре. Ассимиляция часто ослабляет и гасит конфликты;

7) амальгамизация – это биологическое смешивание двух или более этнических групп или народов, после чего они становятся одной группой или народом. Процессы ассимиляции и амальгамизации приводят к стиранию границ между народами, уничтожению формального разделения, появлению общей схожести членов группы.

Социальный процесс (от лат. «продвижение») – это последовательная смена состояний, ход развития общества, любого социального явления. Он представляет собой совокупность устойчивых актов взаимодействия людей, выражающих определенную тенденцию изменения (или сохранения) общественного положения или образа жизни больших групп людей, условий воспроизводства и развития каждого человека как личности и оказывающих влияние на отношения между людьми.

Структура социального процесса:

1. причины и условия изменений;

2. сами изменения и их результаты;

3. механизмы преобразований.

Особенности социальных процессов: они не происходят сами по себе, а являются результатом взаимодействия людей; социальные процессы длительны по времени; им присущи устойчивость, логическая последовательность, непрерывность и идентичность, а также неравномерность; для них характерны массовый характер и общественное содержание.

Типы социальных процессов:

2. по качеству они делятся на процессы воспроизводства (поддержания существующих отношений), процессы развития (качественное изменение состояния) и трансформационные процессы (переходные);

3. по уровню системы процессы бывают микро- (на уровне личности), макро- (на уровне общества) и мегапроцессами (на планетарном уровне);

4. по направленности социальные процессы могут быть прогрессивными, регрессивными, стагнационными;

5. по степени управления они различаются на стихийные, целенаправленные и естественноисторические.

Все типы социальных процессов могут быть как позитивными, так и негативными, как функциональными, так и дисфункциональными.

Примеры социальных процессов: социализация личности, глобализация, урбанизация и т.д.

32. Социальная мобильность: типы и особенности проявления в различных общественных системах.

Понятие «социальной мобильности» было введено П.Сорокиным.Социальная мобильность означает перемещение индивидов и групп из одних социальных слоев, общностей в другие, что связано с изменением положения индивида или группы в системе социальной стратификации. Возможности и динамика социальной мобильности различаются в различных исторических условиях.

П.Сорокин различает два типа социальной мобильности: вертикальную и горизонтальную

В системе стратификации индивиды или группы могут перемещаться с одного уровня (слоя) на другой. Этот процесс называется социальной мобильностью. Социальное неравенство предполагает различия в распределении благ и ответственности, а социальная стратификация – структурированную систему неравенства, социальная мобильность проявляется в движении индивидов или групп от одного социального статуса к другому. Имеется по крайней мере две основные причины существования в обществе социальной мобильности. Во-первых, общества меняются, а социальные изменения видоизменяют разделение труда, создавая новые статусы и подрывая прежние. Во-вторых, хотя элита может монополизировать возможности для получения образования, она не в состоянии контролировать естественное распределение талантов и способностей. Поэтому высшие слои неизбежно пополняются талантливыми выходцами из низших.

Вертикальная мобильность изменение положения индивида, которое вызывает повышение или понижение его социального статуса. восходящей мобильности, нисходящей мобильности.

Горизонтальная мобильность изменение социального положения, которое не приводит к повышению или понижению социального статуса. Социологи различают также мобильность между поколениями и мобильность в пределах одного поколения.

Межпоколенная мобильность (интергенерационная мобильность) определяется сравнением социального статуса родителей и их детей в определенный момент карьеры тех и других (например, по рангу их профессии в приблизительно одинаковом возрасте). значит часть, российского населения перемещается хотя бы немного вверх или вниз в классовой иерархии в каждом поколении.

Внутрипоколенная мобильность (интрагенерационная мобильность) предполагает сравнение социального статуса личности в течение продолжительного времени. многие россияне в течение своей жизни меняли род занятий.

Причины и следствия социальной мобильности. На социальную мобильность могут также оказывать воздействие более медленные и менее заметные изменения, например перемещение индивидов или групп из бедных аграрных регионов в более богатые, городские. В масштабе истории человечества важным фактором вертикальной мобильности служила международная миграция, XIX в. представителей рабочего класса и крестьянства из Европы в США; . Социальные последствия мобильности, особенно вертикальной, трудно поддаются измерениям. Одни ученые придерживаются мнения, что крупномасштабная мобильность, направленная как вверх, так и вниз, приводит к разрушению классовой структуры и делает общество более однородным. Другие заявляют, что индивиды, пытающиеся повысить или сохранить свое существующее положение, на самом деле укрепляют классовую систему, поскольку они должны быть заинтересованы в углублении классовых различий. Третьи выдвигают предположение, что классовые различия можно ослабить, но не за счет индивидуальной мобильности, а путем достижения социального и экономического равенства всех членов общества. Положительным следствием мобильности можно считать более полное раскрытие индивидуальных дарований. Этому способствует сложившаяся система образования в современных индустриальных странах. Но высокий уровень вертикальной мобильности приводит к индивидуальной и общественной аномии. В период аномии индивид чувствует себя изолированным от общества и испытывает беспокойство; в контексте же всего общества наблюдается ослабление или исчезновение общепринятых убеждений и стандартов поведения. Считается, что повышенная мобильность свела классовые различия к минимуму, так что современные западные страны развиваются в направлении относительно бесклассового (или среднеклассового) общества. Но другие аналитики утверждают, что в настоящее время формируется новый высший класс, новая верхушка, состоящая из организаторов производства и менеджеров как государственного, так и частного секторов экономики.

Социальные процессы играют огромную роль в жизни общества, привнося в него как позитивные для большинства людей результаты, так и негативные. В основе их возникновения лежат противоречия, возникающие между различными социальными группами, располагающими особыми корпоративными интересами, входящими в несоответствие с интересами других групп. Такое положение является абсолютно естественным и позволяет обществу находить наиболее эффективный путь развития, способный консолидировать интересы большинства своих членов. Вследствие этого возникающие в обществе проблемы вызывают изменения, от которых одни категории людей получают пользу, тогда как другие терпят ущерб. Сами люди, являясь непосредственными участниками социальных процессов, тем не менее, не всегда в состоянии оказывать на них влияние. Причина этого заключается в том, что, вызывая соответствующие изменения в обществе, люди утрачивают контроль над ними в силу неготовности или неспособности понять внутренние механизмы этих изменений.

Например, изменения в обществе, ведущие к увеличению доли бедных в стратификационной структуре общества, могут обусловливаться несовершенством экономического механизма, не обеспечивающего оптимального распределения материальных ресурсов между людьми. Постигая сложную природу пауперизации (процесса обнищания отдельных слоев населения), ученые и политики пытаются понять причину этого процесса, факторы, его формирующие, и последствия, к которым он может привести. Решение этой проблемы даже теоретически позволит определить возможные направления сдерживания этого процесса, создав необходимые условия для его фактической элиминации.

Наблюдая за происходящими в обществе изменениями, давая им оценку, не всегда можно точно предсказать последствия, к которым могут привести эти изменения. Увеличение способности общества оценивать и контролировать ход своих изменений становится составным элементом социальной культуры и является важнейшим условием его устойчивости.

Социальный процесс следует отличать от социального явления - понятия в большей степени распространенного в социологической литературе. П. Сорокин так определял содержание этого понятия: «Социальное явление есть социальная связь, имеющая психическую природу и реализующаяся в сознании индивидов, выступая в то же время по содержанию и продолжительности за его пределы. Это то, что многие называют "социальной душой", это то, что другие называют цивилизацией и культурой, это то, что третьи определяют термином "мир ценностей", в противоположность миру вещей, образующих объект наук о природе. Всякое взаимодействие, между кем бы оно ни происходило, раз оно обладает психическим характером (в вышеуказанном смысле этого слова) - будет социальным явлением».

Социальный процесс имеет более выраженную временную составляющую, придающую объективированный характер исследуемому объекту, позволяя рассматривать все свойства последнего в зависимости от времени. Психическое сопровождение социальных процессов отходит при этом на второй план. Временная обусловленность процесса особенно интересна в исследовании социально-экономических и политических процессов, где фактор времени играет большое значение и служит одним из критериев формализации, объективации процесса.

Люди непрерывно находятся в фокусе беспорядочно наслаивающихся друг на друга процессов: экономических, политических, социальных, экологических, культурных, инновационных и пр. И если одни процессы могут служить предметом их внимательного изучения, то другие - создают фон для решения людьми их повседневных проблем. Это различие обусловливает процедуру актуализации текущих процессов, разбиение ее на две формы: практическую и когнитивную.

Практическая актуализация процессов предполагает низкую степень рефлексии с ориентацией на ценностные и ситуационные способы фиксации этих процессов. В ходе практической актуализации социального процесса человек склонен переживать его последствия для себя посредством ряда стратегий: полного игнорирования, адаптации, открытого противодействия и целенаправленного ухода. Избирая ту или иную стратегию своего отношения к процессам, человек осознанно занижает значение одних и, напротив, усиливает значимость других, исходя из собственных представлений об этих процессах, достигнутых на основе простого жизненного опыта. Ставя перед собой личные цели, человек стремится подчинить их логике внешние изменения.

Практическая актуализация выступает своеобразной формой редукции сложности действительного мира, сведение актуализированных им процессов до ограниченного перечня изменений, по отношению к которым необходимо выстроить оптимальную линию поведения. При такой тактике человек игнорирует природу процессов, протекающих вовне, причины, их вызвавшие, и даже последствия, к которым они могут привести. Приоритетной задачей является подчинение этих процессов собственной линии поведения, определению по отношению к некоторым из них своего варианта возможных действий.

В условиях когнитивной актуализации фактор рефлексии за протекающими в действительности процессами выходит на первое место. Суть когнитивной актуализации заключается в определении всей инфраструктуры процесса, его свойств, последствий и пр. То, что для обычного человека кажется несущественным и малозначимым, для ученого, являющегося главным субъектом когнитивной актуализации, обретает особый смысл, позволяющий понять природу процесса, и в перспективе - научиться им управлять. Основными функциями когнитивной актуализации являются описание, объяснение, понимание и прогноз, выступающими в качестве ведущих инструментов научного подхода к действительности. Целью когнитивной актуализации социального процесса является формулировка его идентификационных признаков, выявление причин и факторов воздействия. Такое знание позволит систематизировать информацию об актуальных событиях в обществе, определить степень их влияния на эти события, способствовать созданию соответствующих институтов, призванных регулировать и контролировать объективные процессы.

В различные периоды становления человечества представления общества о происходящих в нем изменениях существенно различались. Ученые долгое время стремились объяснить социальные явления с позиций ведущей науки своего времени. В XVII-XVIII веках такой дисциплиной служила механика И. Ньютона, в XIX веке - эволюционная теория Дарвина, в начале XX - теория относительности А. Эйнштейна. Используя выведенные в рамках этих теорий законы, общие принципы и терминологию, наука стремилась придать точность и законосообразность тем изменениям, участниками которых в качестве членов общества были сами ученые. Однако большинство исследователей не могло не понимать более сложной и неоднозначной природы социальных процессов.

К началу XX века сложившейся научной дисциплиной можно считать только историю. Что касается экономики, социологии, политологии и психологии, то они только ко второй четверти XX века смогли обрести статус научных дисциплин. К этому времени все названные социальные дисциплины стремились объяснить сложные общественные изменения исключительно в собственных рамках. Причиной этого являлась недостаточная развитость методологического аппарата. Такой путь безусловно обогатил наши знания о социальных процессах в разрезе соответствующих дисциплин, однако не давал возможности понять логику этих изменений, совместить воедино поставленные этими науками проблемы.

Процессы глобализации, пик которых пришелся на 70-е г. XX века, привели к качественному преобразованию сложившихся взглядов на природу социальных изменений. Как писал новосибирский экономист П. Олдак:

«В 70-х гг. разворачиваются процессы, которые привели к еще большему разрушению старых представлений о границах экономического анализа. Мир сталкивается с явлениями нового порядка - связками проблем. Они имеют общую экономическую основу, но их уже нельзя объяснить с позиции одной науки. Речь идет прежде всего о глобальных проблемах: экологическая, сырьевая, продовольственная, демографическая. Это связка, цепь проблем. Вы начинаете изучать одну проблему, и за ней тянется вторая, третья, четвертая... Изучая факторы развития экономики, мы уже не можем вычленить ее из системы периферийных связей. Так мы выходим на представление о метасистеме - высшей целостности связей всех общественных структур».

В условиях усложнения природы социальных изменений, уплотнения сети взаимосвязей между социальными процессами, протекающими в различных частях планеты, роста коммуникационных и кооперационных возможностей научного знания все чаще начинают говорить об экономическом и политическом характере этих процессов. Значение экономического и политического аспекта социальных процессов стало возрастать по мере возникновения приоритетов экономической и политической стабильности общества, обусловливающих наилучшие условия для решения текущих социальных проблем. Становление экономики и политологии как научных дисциплин, формулировка ими ряда базовых для них закономерностей и исследовательских принципов позволили обрести реальную методологическую основу для изучения соответствующих процессов, найти возможность контролировать и управлять ими.

Социальный процесс - это социально значимые изменения в обществе, вызванные стремлением различных групп влиять на сложившиеся в социуме условия с целью удовлетворения определенного интереса. В процессе столкновения интересов различных социальных групп обнажаются факты доминирования одних групп относительно других, структурирующие взаимоотношения в обществе под действием различных факторов - социальных, экономических, политических, экологических, правовых и пр.

Вектор социального процесса определяется неоднородностью в положении социальных субъектов, стремящихся достичь равновесия во взаимоотношении друг с другом. В результате столкновения интересов людей проявляется действие каких-то скрытых сил, возникновение которых вызвано именно этим столкновением. Ожидаемый результат такого столкновения определяет направление вектора, оценку возможных последствий исследуемого процесса.

По мнению известного польского социолога П. Штомпки процессуальный подход к социальным проблемам приобретает в последнее время доминирующее значение. В соответствии с этим подходом общество представляется не столько в качестве объекта (группы, организации), но как своего рода «поле возможностей» социальных субъектов. Ключевой единицей анализа становится «событие», раскрывающееся в действиях социальных субъектов, последствия которых являются многовариантными.

Известным русским ученым П. Сорокиным было дано классическое определение социального процесса: «Под процессом понимается любой вид движения, модификации, трансформации, чередования или "эволюции", короче говоря, любое изменение данного изучаемого объекта в течение определенного времени, будь то изменение его места в пространстве либо модификация его количественных и качественных характеристик»

Процесс предполагает наличие структуры и динамики, обеспечивающих ему устойчивый и направленный характер, упорядочивающий ход пронизывающих его социальных изменений. Структура процесса включает в себя совокупность всех входящих в него участников, содействующих факторов, условий и пр. Динамика процесса базируется на показателях силы и масштабах происходящих изменений, их продолжительности и рабочего ритма.

Процесс характеризуется масштабом, направленностью, интенсивностью, составом и характером стимуляции.

Масштаб процесса предполагает измерение степени вовлеченности в него субъектов. Охват вовлеченных в процесс индивидов или отдельных социальных групп означает микроуровень в исследовании таких процессов. Тогда как приобретение статуса субъекта процессов государствами, народами, этносами или культурами означает переход на макроуровень с переориентацией наблюдателя на принципиально иную систему координат.

Направленность процесса характеризуется его вектором, выражающим ориентацию процесса на определенный исход.

Интенсивность процесса задается осознанным значением его результатов для вовлеченных в него участников. Фактически это значение может быть задано через освещение этого процесса в СМИ, общественную огласку, осознание глобальности его последствий для социального субъекта (например, из-за сокращения численности населения в результате техногенных катастроф или военных столкновений).

Состав процесса складывается из составляющих его участников, их социального расслоения, политических ориентаций и места в системе общественного разделения труда.

Характер стимуляции проявляется в политике субъекта, контролирующего и направляющего этот процесс. В соответствии с этим признаком процесс может быть форсированным или равномерным, стремительным или вялым.

Основными элементами социального процесса выступают:

  • участники,
  • субъект (инициатор) процесса,
  • причины и наблюдатель,
  • являющийся членом научного сообщества.

К числу участников процесса можно отнести всех активных и пассивных членов общества, чьи интересы затрагивают происходящее в обществе изменения. По числу участников процесса можно судить о его характере, масштабах и уровне охвата. Субъектом (инициатором) процесса выступает один из его участников, располагающий значительными ресурсами, позволяющими продолжительное время поддерживать динамику и направленность социальных изменений. Инициатор процесса способен оказывать серьезное влияние на ход таких изменений путем воспроизведения благоприятных условий, направленных на достижение ожидаемого результата. Оказываемое инициатором влияние на процесс может быть и не осознанным, вызывающим определенные изменения вопреки воле и интересам инициатора. Все это способно стимулировать широко распространенные случаи утраты инициаторами контроля за вызванными ими изменениями. Роль инициатора процесса может быть многократно усилена в случае обладания им широкими властными полномочиями, полученными им как легальным, так и нелегальным образом. Будучи распорядителем средств, ресурсов, осуществляя право законодательной инициативы, субъект процесса устанавливает правила игры для всех его участников, задавая желаемый вектор направленности процессу.

Субъектом социальных процессов могут выступать и социальные системы. Каждая эволюционирующая система имеет свою динамику, представляемую в виде либо непрерывного кумулятивного процесса, либо - цикла.

Причины являются неотъемлемым элементом социальных изменений, выступая фактором их проявления. Если инициатор процесса может быть скрыт от внимания исследователей, то причина органично присуща процессу и составляет его внутренний источник. Потенциальными причинами социальных процессов можно назвать:

  • природные причины - истощение ресурсов, загрязнение природной среды, катаклизмы и пр.;
  • демографические причины - колебания численности населения, перенаселенность, миграции, процесс смены поколений;
  • изменения в сфере культуры, экономики, научно-технический прогресс;
  • социально-политические причины - конфликты, войны, революции, реформы; привыкание, насыщение, жажда новизны, рост агрессивности и т. д.

Важнейшим элементом в режиме восприятия и оценки социальных процессов является научное сообщество - сообщество ученых, специалистов, практиков, формулирующих ключевые стандарты оценки, измерения и регулирования исследуемых процессов. При помощи таких стандартов, норм инициатор процесса способен контролировать и моделировать ход событий, а наблюдатель - определять критерии оценки развертывания процессов в пространстве и времени.

Наблюдатель, будучи формальным или неформальным членом научного сообщества, является источником когнитивных параметров процесса. Когнитивный смысл процессу придается в акте его восприятия, познания, объяснения и понимания. Отображая процесс, наблюдатель, основываясь на выработанных научным сообществом подходах, стремится распознать логику процесса, актуализируя сам факт его протекания, и вырабатывает некую мысленную схему понимания и объяснения полученных в ходе наблюдения событий. Интерпретируя результаты и ход социальных процессов, наблюдатель делает видимыми источники, масштаб и направленность текущих процессов, используя надёжные и общепринятые методы анализа и обработки информации.

Наблюдатель является преимущественно пассивным участником процесса, составляющим представление о его характере, придающим ему определенный смысл и значение. С целью измерения исследуемых процессов наблюдатель предлагает систему координат, значимую для всех его участников.

Всякий процесс может быть измерен. Характер измерения процессов произволен от способа его структуризации, типа и положения наблюдателя. Основными структурными единицами, определяющими направление и интенсивность происходящих процессов, являются социальные системы.