Окна и двери

Агапит печерский биография интересные факты. Агапит печерский помогающая молитва. С какими просьбами обращаются в наши дни

Агапит печерский биография интересные факты. Агапит печерский помогающая молитва. С какими просьбами обращаются в наши дни
Агапит Печерский (+ кон. - нач. XII в.), врач ("лечец") безмездный, преподобный

Местная канонизация преподобного, совершилась, вероятно, ко времени составления Киево-Печерского патерика (1-я треть XIII в.). В г. свт. Петр (Могила) , митр. Киевский, установил соборное празднование преподобных отцов Ближних пещер , тем самым подтвердив древнее местное прославление прп. Агапита. В святцах XVII в., в т. ч. и в Месяцеслове Симона (Азарьина) сер. 1650-х гг., его память отмечена под 31 мая . Указами Святейшего Синода 1762, 1775, 1784 гг. относительно Киевских святых прп. Агапиту было установлено общецерковное празднование, но в совр. Типиконе его память не отмечена. Служба прп. Агапита шестеричная , составлен акафист преподобному .

Тропарь, глас 5

Богоноснаго Антония ревнуя смиренномудрию, / аки некиим врачеством зелием снедным / исцелял еси болящия, преподобие Агапите, / тем и врача неверна уверив, / наставил еси на путь спасения. / Уврачуй и наша болезни / и молися Господеви о воспевающих тя.

Кондак, глас 6

Врач сый изряден, чудне,/ являя несумненную твою веру,/ обличая же армениново неверие/ и приводя его к благочестию,/ себе, близ смерти бывшу,/ испросил еси от Бога продолжение живота/ и, сим чудом того уверив,/ привел еси Христови,/ Емуже в веселии предстоя,/ молися о нас, преподобне.

Но если бы люди знали, что имеют возможность не только просить об излечении тел, но и, что гораздо важнее, просить о спасении души своей, особенно в дни пребывания Духа Святого в мощах Агапита, кои каждый год начинаются с 25 февраля и длятся целую неделю , для их душ было бы несравненно больше пользы.

«Пока ты жив, человек, у тебя есть шанс вымолить вечность в любви Божьей для души своей. И пока у тебя есть этот ШАНС, иди к Агапиту в святую неделю и моли перед Духом Святым только о душе своей. Ибо тело твоё бренно, оно есть прах. И все заботы земные — пусты. Но помни, человек, что обещаешь перед Богом в прошении своём, — исполняй! Ибо Он, как всякий родитель, не терпит лжи, прощает, но не доверяет потом.»»

«Негоже волновать Господа о чём бы то ни было, кроме как о спасении души своей. Не о теле просите, не о здравии, не о животе своём заботьтесь, — всё сие есть тлен пустой, в желаниях ненасытный. Ибо нет прошения более достойного, чем прошение о спасении души своей».

Отче мой Истинный,
На Тебя Единого уповаю,
И молю Тебя, Господи,
Лишь о спасении души своей,
Да будет воля Твоя Святая
Укреплением моим на пути сиём,
Ибо жизнь без Тебя — мгновенье пустое.
И лишь в служении Тебе жизнь Вечная. Аминь.

АГАПИТ ПЕЧЕРСКИЙ, ВРАЧ БЕЗМЕЗДНЫЙ.

Агапит Печерский, врач безмездный. Интерес к данной исторической личности с годами лишь только растет и постепенно обрастает тайнами и чудесами, весть о котрых разлетается по всему земному шару. Кто он? Лекарь? Таких не мало, как в наши времена, так и во времена жизни преподобного Агапита. Святой? И святынь по всему земному шару хватает. Монах? Такие испокон веков не редкость в наших землях. А к раке с мощами преподобного Агапита Печерского паломническая тропа ширится год от года, и счет идет на миллионы. Не заметить этого трудно. Поэтому закономерно желание «докопаться до сути».

Согласно официальной церковной версии, преподобный Агапит, игумен Печерский, известный лекарь времен Киевской Руси, один из первых пришел в монастырь и принял постриг еще при Антонии Печерском, основателе Киево-Печерской лавры. Один из первых! Наверное, это говорит о том, что он был знаком с Антонием и был одним из тех, с кого все начиналось и тем, кто все начинал.

Из «Жития преподобного отца нашего Агапита, врача безмездного»:

«Когда преподобный отец наш Антоний Печерский был прославлен даром исцелений, пришел к нему из Киева в пещеру блаженный Агапит, ища душевного исцеления через пострижение в святой иноческий чин, и получил его. И последовал он всей душой равноангельной жизни преподобного Антония, подвигов которого он был свидетелем; как тот великий муж, он сам служил больным и исцелял их своей молитвой, но, скрывая дар, данный его молитве, он подавал им зелие от своего кушанья, как будто оно было лекарственное. Блаженный Агапит видел это и трудился много лет, соревнуя в подвигах святому старцу.» ()

Этот отрывок порождает массу вопросов, как и все «Житие», в принципе. Где был Агапит и чем жил до того, как пришел к Антонию? Зачем пришел? «ища душевного исцеления через пострижение в святой иноческий чин». Странно… Пришел за тем, чем сам обладал? А вот здесь: «Блаженный Агапит видел это и трудился много лет, соревнуя в подвигах святому старцу.» Возможно ли соревнования в таких «подвигах»? Да и само представление того, что Агапит пришел к Антонию и научился у него исцелять людей, чем и занимается практически по ныне, вне конкурса с остальными святыми, после смерти - нелепо. А вот еще: «подражая подвигам преподобного Антония, блаженный Агапит сподобился быть причастником той же благодати». Как в это можно поверить логически? Возможно, ли такому научиться, да еще и «подражая подвигам преподобного Антония»? И, все таки, для меня вопрос остается открытым: где был Агапит и чем занимался до прихода в пещеры, кто, кого, чему учил и учил ли вообще?

Далее интереснее. Среди пациентов Агапита Печерского не мало известных исторических личностей, таких как: князь Мономах, например. Это как же «подражать» надо «научиться», чтоб о тебе вся Киевская Русь знала? И тут же еще вопрос возникает. Зачем ему все это надо было: пещеры, монахи, служение? Если учесть опять же, что он один из первых пришел? Вся эта официально принятая история жизни простого лекаря, слава народная о котором не меркнет с веками, порождает больше вопросов, чем ответов. Она довольно обрывиста и много чего не договаривает, а возможно и скрывает. Почему? Для кого?

Откуда святость, откуда нетленные мощи и не зарастающая паломническая тропа к простому монаху-лекарю, который «искал душевного исцеления» и научился исцелять, «подражая» и «соревнуясь» с другим святым?
Вопросы становятся еще актуальнее, если мы переносимся в наше время. Ни для кого не секрет, что огромные очереди в ближние пещеры на территории Киево-Печерской лавры, направлены, в первую очередь, к Введенской церкви. И этот факт иногда вызывал необъяснимые приступы «нетерпения» у служащих ближних пещер. Что, для меня лично, не совсем понятно. Ну, по логике вещей: давайте радоваться вместе, что люди верят и идут в храм, а не в ларек за бутылкой.

Опять же, официально утверждается, что мощи Агапита Печерского такие же как и остальных Преподобных отцов, и несут одинаковую силу, равно как и мощи других целителей. Хотя, сам наместник Киево-Печерской Лавры митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел в интервью "УНИАН-Религии" рассказал «о тайне великой духовной силы Агапита Печерского и о чудесах, которые происходят в наши дни по молитвам к святому врачу и ко всем отцам Печерским. Преподобного Агапита мы почитаем наравне с великомучеником и целителем Пантелеимоном и рядом других целителей, к молитвенной и благодатной помощи которых мы прибегаем. О преподобном Агапите Печерском сегодня знают во всем мире. Настоятели многих храмов просят частички его мощей, но заявок всегда было настолько много, что в свое время было принято постановление Духовного Собора Киево-Печерской лавры, уже их не раздавать.»

Далее, с его слов: «Сегодня о чудесах по молитвам к преподобному Агапиту и отцам Печерским знают даже на Аляске. В наши дни происходит множество чудес, их не перечесть. Об этом свидетельствует и братия, и я: все мы болеем, приходим к преподобному, молимся, просим об исцелении. К пустому колодцу люди не ходят. В пещеры Киево-Печерской лавры к преподобным приходят миллионы людей.» ()

Из всего сказанного, совершенно очевидно, что со смертью тела Агапита Печерского сила исцелять не пропала, а наоборот… А как же: «подражая подвигам преподобного Антония, блаженный Агапит сподобился быть причастником той же благодати»? Что тогда сейчас происходит возле раки с мощами Агапита Печерского? Кто или что творит чудеса исцеления? Почему место возле раки с мощами преподобного Агапита Печерского никогда не пустует? Почему миллионам в мире известен именно Агапит Печерский, и чудеса исцеления возле его мощей, настолько многочисленны, что потеряли счет и перестали быть чудесами. Почему рака с мощами заставлена букетами цветов благодарных и исцелившихся?
Приведем еще слова митрополита: «Сегодня о чудесах по молитвам к преподобному Агапиту и отцам Печерским знают даже на Аляске.» Опять же, не выделяя Агапита Печерского, а подчеркивая: «преподобному Агапиту и отцам Печерским». Но, далее: «…свидетельствует и братия, и я: все мы болеем, приходим к преподобному, молимся, просим об исцелении. К пустому колодцу люди не ходят.»

Есть еще очень интересный момент. Если верить словам, что популярность Агапита Печерского не отличается от популярности других отцов Печерских, то странным становится следующий факт. Из того же интервью:
«В свое время к Агапиту Печерскому приходил Мономах, которого преподобный исцелил от смертельного недуга. Кто из известных людей нашего времени молился у раки святого? Говорят, к молитвенной помощи преподобного Агапита и отцов Печерских прибегал Билл Клинтон - спускался в пещеры Киево-Печерской лавры и подолгу молился там. Это правда?
Журналист, подчеркивает в вопросе: «Говорят, к молитвенной помощи преподобного Агапита и отцов Печерских прибегал Билл Клинтон».

Митрополит Павел ответил на этот вопрос так:
«Преподобный Агапит Печерский исцелял всех приходящих к нему, независимо от звания и должности, рода и знатности.
Билл Клинтон был в лавре три раза, приходил к раке преподобного Агапита. Подолгу стоял, опаздывал на важные встречи, но не хотел уходить. Он рассказал, что получил исцеление, когда приехал впервые.
Были у нас и другие известные личности. Владимир Путин, Дмитрий Медведев, Ильхам Алиев... Главы европейских государств. Всех не вспомнить. Многие приезжали.»

Всем ли святым мощам кланяются известные мира сего? Билл Клинтон - православный, ли? Возможно, и им известно больше, чем имеем право, знать мы, простые прихожане. В чем секрет? Остается только гадать или… Внимательно наблюдать и делать выводы. Пробороздив просторы интернета, не сложно найти фотографии известных личностей возле раки преподобного Агапита Печерского.

То, что они сделаны именно возле раки Агапита Печерского, уже, само по себе, удивляет. Процитируем то же интервью митрополита Павла, приуроченного к Дню памяти Агапита Печерского: «Те, кто приложились к преподобному в открытой раке, рассказывали о том, что почувствовали от мощей тепло, по ощущениям подобное прикосновению к живому человеку.»

В дни памяти святого раку с мощами Агапита Печерского размещают в Трапезном храме.

Рассмотрев фотографии со знаменитостями, понимаем, что все они сделаны в Введенской церкви, а следовательно не в день памяти святого, обозначенного православной церковью. Этот факт заставляет задуматься не меньше, чем все вышеперечисленное.
Изучая феномен Агапита Печерского не первый год, понял одно. Официальная информация православной церкви об Агапите Печерском, враче безмездном - это история, которая скорее стерла больше фактов, чем оставила истины. Она что-то явно умалчивает… Ведь факты - вещь упрямая, и они говорят сами за себя.

Народная популярность Агапита Печерского настолько высока, что не заметить ее просто невозможно. Почему люди идут именно к Агапиту? Почему об этом молчит церковь? Кто же все-таки скрывается за стеклом раки Введенской церкви ближних пещер?

Как сказал митрополит Павел: «К пустому колодцу люди не ходят».

Мощи Агапита Печерского находятся на территории Киево-Печерской лавры, в ближних пещерах, в Введенской церкви.

Подготовил Олег Веритас (Латвия).

Агапит Врач Безмездный – монах Киево-Печерской Лавры, первый лекарь Киевской Руси. Он жил в XI веке в Киеве прославился далеко за пределами Печерского монастыря своей дивной силой, с помощью которой он лечил больных людей. Его называли «Лечец от Бога». Сейчас его нетленные мощи покоятся в ближних пещерах Лавры, в подземной церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы и почитаются в народе, как целебные и чудотворные. Вот уже тысячу лет к ним идут и идут люди, и этот людской поток не прекращается. К Агапиту приходят люди не только православной веры, но и других религиозных конфессий, и даже те, которые считают себя атеистами. К нему идут люди различных национальностей. Ведь Агапит Печерский всегда был преисполнен любовью ко всем нуждающимся. И даже его мощи по сей день продолжают излучать неимоверную целительную силу. Её действие ощущают многие, пребывая рядом с мощами. Так в чём же заключается секрет такого притяжения Святого, такого удивительного воздействия на людей? В чём заключается сила Агапита Печерского?

Глубоко почитаемая личность Агапита Печерского, овеяна большим количеством тайн. Много ценной информации о необыкновенной Личности Агапита Печерского и тайне его великой духовной силы, об удивительной неделе, начинающейся 25 февраля и проявления уникальных свойств мощей Агапита Печерского, раскрывается во II томе книги «Сэнсэй», популярной современной писательницы Анастасии Новых. Эти знания не только потрясают своей глубиной и силой подачи, но и заставляют задуматься над тем, сколько ещё неизведанных тайн хранит в себе окружающий Мир.


О знаменитом киевском монастыре Киево-Печерской Лавре знают не только жители стран СНГ, но и всей Европе. Именно с этим местом связанно огромное количество легенд и преданий. Здесь в разные годы переплетаются судьбы известных деятелей культуры и исторических персонажей. Агапит Печерский, Нестор-Летописец, Илья Муромец, Владимир Мономах и многие другие люди, так или иначе, связаны с жизнью Киево-Печерской Лавры. Сюда до сих пор съезжаются верующие и праздные туристы со всех уголков планеты, чтобы приклонится к мощам святых.


Стольких святых, собранных в одном месте, нет, пожалуй, больше нигде в мире. Причем большая часть из них – нетленные мощи. Ученые, начиная с 17 века, пытались объяснить этот феномен, да и вообще разобраться, в чем на самом деле сила мощей. В наше время чего только не придумывали они в поисках ключа к разгадке: облучали зерна пшеницы радиацией, заражали воду микробами… Но после «терапии» мощами на пшенице не оставалось ни следа радиации, а микробы из воды загадочным образом исчезали.

В 1988 году группа студентов Киевского мединститута проводили в Лавре гигиенические и микробиологические исследования. Они брали пробы воздуха в пещере и непосредственно в саркофагах, где находятся мощи святых. Так вот, в саркофагах количество микробов было в 6–7 раз меньше, чем в пещерах, а болезнетворных бактерий и вовсе не было. Хотя саркофаги негерметичны, и по логике показатели воздуха пещер и саркофага не должны были отличаться.

Исследовав мощи 54 святых, ученые пришли к выводу, что при жизни они были слишком истощены постами и тяжелой работой. У некоторых обнаружились заболевания опорно-двигательного аппарата. Например, святой Агапит из-за деформации правой стопы хромал.

На территории Киево-Печерской Лавры в галерее музея Истории среди отлитых бюстов святых, находится бюст преподобного Агапита Печерского, врача безмездного, известного многими чудесами излечения тяжелых больных. Автором этих уникальных работ является учёный, современный эксперт-криминалист из Москвы, Сергей Алексеевич Никитин – человек, который спустя почти тысячу лет после смерти святых, сумел, благодаря научному методу антропологической реконструкции Михаила Герасимова, воссоздать их истинный облик. И теперь мы можем видеть этих Святых такими, какими они были при жизни.

Наряду с Сергеем Никитиным над мощами работало ещё много других учёных, проводя свои уникальные исследования. Результаты просто потрясающие. Исследования показали, что возле мощей Агапита живые растения ускоряют свой рост, становятся сильными и здоровыми. Вода меняет свою структуру, приобретая лечебные свойства. Как оказалось, возле мощей понижен радиоактивный фон. Они оказывают сильное бактерицидное воздействие на состояние воздуха. Считается, что причиной этих необъяснимых явлений возле мощей есть ещё не изученная энергия, природу которой пока не удалось объяснить учёным, как и её загадочную цикличность, поскольку в определённые дни таинственное поле возле Агапита Печерского многократно усиливается. Образ и духовный подвиг Агапита Печерского вот уже тысячу лет продолжает вдохновлять новые поколения людей.

У каждого святого, выражаясь светским языком, своя специализация. Больше всего, по словам отца Георгия, люди идут к Агапиту (который исцелил от смертельного недуга Владимира Мономаха), Нестору-Летописцу – особенно студенты во время сессии, святой летописец считается покровителем наук. Все больше людей приходит к Иоанну- Младенцу – молятся, если Бог детей не дал, а преподобного Эразма просят избавить от депрессий.


Посещал Киево-Печерскую Лавру и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев и Президент Украины Виктор Янукович молились в келье основателя обители преподобного Антония Печерского, поклонились честным мощам Киево-Печерских чудотворцев преподобных Агапита Печерского, Илии Муромца, Нестора Летописца и других преподобных отцев. Легендарная певица Алла Пугачева перед началом концертной программы «Рождественские встречи» посещала Киево-Печерскую Лавру, где в сопровождении архиепископа Павла посетила Ближние пещеры. Там в пещерной церкви в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы у мощей преподобного Агапита Печерского наместник Лавры отслужил молебен и совершил елеопомазание всех присутствующих.

В наши дни, когда стал известен истинный облик Святого Лекаря Киевской Руси, появилась уникальная картина – портрет Агапита Печерского художницы Анастасии Новых. Этот портрет тоже будет представлен на II Международной фотовыставке «Агапит Печерский. За единство и дружбу!»


Несмотря на то, что картина является произведением искусства, многие люди уже отметили на себе ее необычное влияние и буквально живой взгляд самого Агапита. Молва об уникальном шедевре разнеслась далеко за пределы Украины. Удивительно, но даже копии этой картины в виде фотографий, открыток, календарей, не теряют этой необыкновенной силы воздействия при многократном тиражировании. Очевидно, вместе с изображением передаётся и «нечто», сокрытое в картине, что необъяснимым образом проявляет удивительные феномены. Так, многие люди отмечают, что выражение лица Агапита на фотографиях картины Анастасии Новых непонятным образом меняется, словно предопределяет события, нрав неизвестного тебе человека, дает подсказку решения сложного жизненного вопроса. Взгляд Агапита точно проникает в самые потаённые уголки души. Одни говорят, что он пронзительный, строгий. Другие утверждают, что взгляд Агапита тёплый, добрый, ласковый. Но все сходятся во мнении, что взгляд Святого действительно живой!

Многие люди, у которых появилась фотография картины Агапита Печерского, отмечают, что их жизнь начинает меняться по внутреннему содержанию. Живой портрет Агапита Печерского удивительным образом помогает им сориентироваться в жизненных ситуациях, справиться с трудностями, получить ответы на сокровенные вопросы. Даже таким необычным образом Агапит бескорыстно оказывает помощь людям, вдохновляет их, даёт редкую возможность прислушаться к самому себе. Очевидно, всё, что связано с необыкновенным святым Агапитом Печерским, обладает огромной духовной силой, преисполненной великой тайны творения.

Когда преподобный отец наш Антоний Печерский был прославлен даром исцеления, пришел к нему в пещеру из Киева блаженный Агапит, желая получить душевное исцеление через пострижение в иноческий чин; удостоившись желаемого, он всем сердцем последовал ангелоподобному житию преподобного Антония, руководясь и его наставлениями. Агапит был очевидцем того, как этот великий муж сам служил болящим и исцелял их своею молитвою, причем скрывая дарование, данное молитве его, вручал недужным под видом лекарства травы от пищи своей. Видя это, блаженный Агапит начал соревновать святому старцу в подвигах и трудился так много лет; когда расхварывался кто-либо из братии, блаженный оставлял келлию свою, в которой не было ничего, что можно было бы похитить, приходил к болящему брату и служил ему: поднимал его, укладывал, выносил на своих руках и непрестанно молил Бога об исцелении недужного; если же болезнь иногда и затягивалась, то чрез это Господь желал умножить веру и усилить молитву раба Своего Агапита. Подражая подвигам преподобного Антония, блаженный Агапит сподобился быть участником и равной с ним благодати: молитвою своею он исцелял всех болящих, также подавая им травы, которые варил в пищу себе, за что, собственно, и был прозван врачом. О нем распространилась молва в Киеве, и много болящих приходило к нему, отходя здоровыми.

В то время жил во Киеве некий врач, происхождением и верою армянин, настолько искусный в своем деле, что раньше не было равного ему. Достаточно было ему взглянуть на болящего смертным недугом, как он тотчас узнавал и объявлял день и час его кончины, и всегда безошибочно; такого больного он уже ни за что не хотел лечить. Один из болящих такого рода, первый боярин у великого князя Всеволода , которого армянин поверг в отчаяние, предсказав смерть чрез восемь дней, был принесен в Печерский монастырь. Но блаженный Агапит, сотворив молитву о нем, дал ему в пищу трав, которые вкушал сам, и исцелил его; и немедленно прошла о нем слава по всей земле Русской. Армянин, уязвленный стрелою зависти, начал укорять блаженного и послал в Печерский монастырь одного осужденного на смерть, который должен был принять пред Агапитом яд и умереть. Блаженный, видя этого человека умирающим, дал ему с молитвою о нем той травы, которую вкушал сам, и этим избавил от смерти обреченного на смерть. С тех пор армянин особенно вооружился на блаженного и подговорил своих единоверцев подать самому Агапиту питье с примесью смертного яда; блаженный же принял и остался невредимым. "Знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения" (2Пет.2:9) по слову Своему: "если что смертоносное выпьют, не повредит им" (Мк.16:18).

Потом разболелся в Чернигове князь Владимир Всеволодович Мономах . Армянин хотя и старательно врачевал его, но безуспешно, так что недуг всё более и более увеличивался. Уже будучи при кончине, князь просил тогдашнего игумена Печерского Иоанна прислать к нему в Чернигов для врачевания блаженного Агапита. Игумен призвал его и известил о просьбе князя, но блаженный Агапит, которого никто еще не видел выходящим из ворот для врачевания вне монастыря, со смирением сказал:

Если я пойду для этого дела к князю, то и ко всем должен идти. Прошу тебя, отче, не побуждай меня выходить за монастырские ворота ради славы человеческой, избегать которой обещался я пред Богом до последнего издыхания. Если позволишь, лучше я удалюсь в иную страну и потом опять возвращусь сюда, когда минет эта нужда.

Посланный князя, убедившись, что не будет в состоянии призвать к своему господину самого блаженного Агапита, начал просить, чтобы он дал хотя трав для исцеления. По убеждениям игумена, блаженный дал посланному трав от пищи своей; их принесли к князю, последний вкусил и немедленно выздоровел по молитвам блаженного.

Тогда князь Владимир Мономах пришел сам в Печерский монастырь, желая видеть того, чрез кого Бог возвратил ему здравие; он никогда не встречался ранее с блаженным и теперь желал почтить его, щедро одарив. Но Агапит, не желая земной славы, скрылся; тогда князь отдал игумену принесенное для угодника Божия золото. Но спустя немного времени тот же Владимир снова послал одного из своих бояр со многими дарами к блаженному Агапиту. Посланный нашел святого Агапита в келлии и положил пред ним подарки князя. Блаженный сказал ему:

Чадо, никогда, ни от кого и ничего не брал я (за исцеление), потому что исцелял силою не своею, но Христовою; не требую этого и ныне.

Боярин отвечал:

Отче. Пославший меня знает, что ты ничего не требуешь; но умоляю тебя, прими это, чтобы утешить сына твоего, которому чрез тебя Бог даровал здравие; дар же отдай, если тебе угодно, нищим.

Старец отвечал ему:

Если ты так говоришь, то приму с радостью. Скажи пославшему тебя, что и прочее, что у него есть, - чужое, и ничего не возьмет он с собою, когда будет расставаться с жизнью; поэтому пусть и остальное раздаст он нищим. Ибо Сам Господь, Который находится среди обездоленных, избавил его от смерти, я же сам по себе никакого успеха не имел бы; и прошу, чтобы он не ослушался этих наставлений моих, дабы не пострадать более сильно.

С такими словами блаженный Агапит взял принесенное золото и вышел с ним из келлии, как бы для того, чтобы спрятать его; вынес и бросил, сам же бежал и скрылся. Спустя немного времени боярин вышел, увидел брошенные пред воротами дары, поднял и отдал игумену Иоанну. Возвратившись к князю, он рассказал ему всё, что видел у блаженного и что слышал от него; и все уразумели, что это - истинный раб Божий, ищущий награды от одного Бога, а не от людей. Князь же, не осмеливаясь ослушаться святого, начал раздавать нищим щедрую милостыню.

После многих богоугодных трудов и подвигов впал в болезнь и сам безмездный врач, блаженный старец Агапит. Узнав об этом, вышеупомянутый врач армянин пришел посетить его и начал спорить с ним о врачебном искусстве, спрашивая, каким средством лечится недуг Агапита.

Блаженный отвечал:

Тем, каким подает здравие Сам Господь, врач души и тела.

Армянин счёл его совершенно не знающим врачевания и сказал сопровождавшим его:

Он ничего не знает в нашем искусстве.

Потом взял его за руку и сказал:

Говорю истину: на третий день он умрёт; если изменится слово мое, то я изменю жизнь мою и сам стану таким же монахом.

Блаженный с горячностью сказал:

Так вот способ твоего врачевания: больше говорить о смерти, чем о помощи! Если ты искусен, дай мне жизнь; если не можешь этого, зачем унижаешь меня и осуждаешь на смерть в третий день? Меня же известил Господь, что через три месяца отойду я к Нему.

Снова сказал ему армянин:

Вот ты уже весь изменился; такие никогда не выживают дольше трех дней.

Святой Агапит действительно был в крайнем изнеможении, так что без посторонней помощи не мог даже двинуться. Между тем к блаженному Агапиту, самому сильно болящему, принесли для исцеления некоего больного из Киева. Блаженный с Божиею помощью немедленно встал, как бы и вовсе не болел, взял обычную свою траву, которую вкушал, и показал армянину, говоря:

Вот трава, которою я врачую: смотри и разумей.

Тот, посмотрев, сказал святому:

Это не из наших трав, но, думаю, из Александрии.

Блаженный, осуждая невежество его, дал болящему вкусить травы, помолился и немедленно сотворил его здоровым. Потом он сказал армянину:

Сын мой, прошу тебя, вкуси этой травы со мною, если хочешь, ибо ничем иным не могу угостить тебя.

Отче, - отвечал ему армянин, - мы в этом месяце постимся четыре дня, и теперь я держу пост.

Услышав это, блаженный спросил его:

Кто ты и какой веры?

Тот отвечал:

Разве ты не слышал обо мне, что я армянин?

Тогда блаженный сказал ему:

Как же ты осмелился войти сюда и осквернить мою келлию, да еще держишь меня за грешную мою руку? Выдь от меня, иноверный и нечестивый.

И тот, посрамленный, удалился.

После того блаженный Агапит прожил, как предрек ранее, три месяца и, немного поболев, отошел ко Господу. Будучи на земле врачем безмездным, он принял великую награду уже на небе, где нет болезни. Братия приготовили к погребению честное тело его и с обычным пением положили в пещере преподобного Антония . По кончине святого пришел армянин в Печерский монастырь и сказал игумену:

Отныне я оставляю армянскую ересь и истинно верую в Господа Иисуса Христа, для Которого желаю трудиться в святом иноческом чине. Блаженный Агапит явился мне и сказал: "Ты обещался принять иноческий образ; если солжешь, то погубишь и жизнь, и душу". Я верую, что явившийся мне свят, и если бы хотел он дольше жить здесь, то это даровал бы ему Бог. Я полагал, что он не переживет трех дней, а Бог прибавил ему три месяца, а если бы он желал, то жил бы и три года. Но я думаю, что сам он, как святой, захотел оставить нас, стремясь в Царство святых и если преставил его Бог из временной жизни в сей обители, за то даровал ему жизнь вечную в обителях небесных. Поэтому желаю скорее исполнить повеление этого святого мужа.

Игумен, выслушав армянина, постриг его в иноческий образ и долго наставлял врача телес, чтобы он, последуя блаженному Агапиту, был искусен во врачевании своей души. Армянин подвизался богоугодно и, проведя остальную жизнь в том же Печерском монастыре, здесь же принял блаженную кончину, предав душу свою в руки врача душ и телес, Господа нашего Иисуса Христа, славимого с безначальным Отцом и с Пресвятым, Благим и Животворящим Духом ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Рака с мощами преподобного Агапита Печерского

Иное жизнеописание преподобного Агапита Печерского

Преподобный Агапит Печерский, врач ("лечец") безмездный, родом из Киева, постриженик и ученик преподобного Антония Печерского, жил в XI веке. Если кто из монастырской братии заболевал, преподобный Агапит приходил к нему и самоотверженно ухаживал за больным, кормил вареной травой, которую готовил сам, и больной выздоравливал по молитве преподобного. К монастырскому врачу, обладавшему даром исцеления, обращались за помощью и многие миряне. В то же время в Киеве был опытный врач-армянин, который по одному виду больного мог определить степень болезни и даже точно определить день его кончины. Когда один из таких обреченных обратился к святому Агапиту, благодатный целитель с молитвой дал ему отведать пищи с монастырской трапезы, и больной выздоровел. Разжигаемый завистью врач хотел отравить Агапита, но Господь сохранил преподобного, и яд не подействовал.

Святой Агапит исцелил Черниговского князя Владимира Мономаха, будущего великого князя Киевского (1114-1125), прислав ему вареное былие. Благодарный князь сам пришел в монастырь и хотел видеть своего целителя, но смиренный подвижник скрылся и не принял даров.

Когда сам святой целитель заболел, к нему пришел тот самый врач-армянин и, осмотрев, сказал, что кончина последует через три дня. При этом он дал обет стать православным монахом, если его предсказание не исполнится. Преподобный ответил, что Господь открыл ему, что призовет его только через три месяца.

Святой Агапит почил через 3 месяца (1 июня, не позднее 1095), а армянин пришел к игумену Печерского монастыря, покаялся и принял постриг. "Верно, что Агапит - угодник Божий, - сказал он. - Я хорошо знал, что нельзя ему было при болезни его пережить трех дней, а Господь дал ему три месяца". Так преподобный излечил душевный недуг и направил на путь спасения.

Примечания

1. Преп. Антоний, родом из Любеча (в 40 верстах от Чернигова), постриженик Св. Горы Афонской. Придя в Киев, избрал местом поселения одну пещеру в лесистой горе близ Днепра. Богоугодная подвижническая жизнь преп. Антония собрала около него многих, желавших под его руководством проводить иноческую жизнь. Так возник знаменитый Киево-Печерский монастырь. Скончался преп. Антоний 90-летним старцем, после 46-летних подвигов в пещере, в 1073 г, 7 мая. Память его 10 июля.

2. Всеволод Ярославич княжил первый раз шесть месяцев (1075-1076 гг.) и второй раз с 1078 по 1093 год.

3. Владимир Всеволодович княжил затем в Киеве с 1114 по 1125 год.

4. Армяне разделяют монофизитскую ересь, осужденную Четвертым Вселенским Собором в Халкидоне (451 г.) и отвергают все последовавшие за ним Вселенские Соборы. Сущность монофизитской ереси состоит в учении, что Господь Иисус Христос, рожденный из двух природ, или естеств, пребывает не в двух - ибо человеческая природа в Лице Бога Слова так тесно соединилась с Его Божественною природою, что только мысленно может от нее отличаться. В Древней Руси вообще существовал взгляд на армян как злых еретиков: так, митрополит Киприан (1376-1406) в своих канонических ответах писал игумену Афанасию: "армянская же ересь гнуснейшая паче всех ересей; сего ради не достоит православному крестьянину (т. е. христианину) ни едино же общение имети с ними".

Житийная и научно-историческая литература о преподобном Агапите Печерском:

  • Преподобный Агапит Печерский, врач безмездный - Православие.Ru

История эта происходила в середине XI века в Киеве. Житие прославленного святого и чудотворца Агапита Печерского неразрывно связано с молитвенным подвигом преподобного Антония Печерского, основателя Киево-Печерской Лавры. Прийдя из святой горы Афон, где он получил постриг, Святой Антоний выбрал для своего поселения пещеру в окрестностях Киева, вырытую еще варягами, и вскоре слава о великом отшельнике распространилась по киевским землям и стали собираться вокруг святого подвижники. Так впоследствии образовался Киево-Печерский монастырь.

Пробыв некоторое время возле святого Антония, Агапит принял решение находиться рядом со своим духовным отцом и принял монашеский постриг. Сам святой Антоний еще на Афоне был известен своими дарованиями от Господа, особенно смирением и послушанием. Тем же старался наследовать своего духовника и Агапит, стараясь во всем следовать своему наставнику. И также, как и Антония, Господь наделил святого Агапита даром исцеления.

По молитве Агапита Господь исцелял болящих, а святой давал им в пищу траву, которой питался сам. Со временем молва о чудесном целителе распространилась по Киеву и множество людей приходили к Агапиту и по вере своей и молитве святого получали исцеления.

Cлучилось однажды, что принесли в Печерский монастырь болящего боярина от князя Всеволода, которому армянин предрек смерть через восемь дней. Преподобный Агапит стал молиться за больного и давать ему в пищу траву, которую варил для себя. И вскоре явилась слава Божия: больной, несмотря на прогнозы, чудесным образом исцелился.

Gамятуя заветы великого Антония, преподобный Агапит избегал земной славы, непрестанно повторяя, что исцеляет вовсе не он, но один лишь Господь. Поэтому святой никогда не выходил за пределы Печерского монастыря. Когда игумен призвал его поехать в Чернигов, то пал в ноги великий целитель с просьбой не посылать его за стены обители, стяжать мирскую славу, и если Господу угодно, то лучше ему вообще уехать из земли русской на время. Тогда игумен убедил преподобного монастырь не покидать, но дать лишь трав для болящего князя, что святой Агапит с радостью и исполнил. Так и жил святой в Киеве, не выходя из монастыря, посвятив себя служению больным и страждущим. Много потрудился врач безмездный в молитве и трудах.

Почитание в наши дни

Почти тысяча лет прошла с тех пор. Сегодня мощи святого преподобного Агапита Печерского находятся в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры, куда стекаются миллионы паломников со всего света, чтобы помолиться святым отцам Печерским. Были такие знаменитые посетители как Владимир Путин и Дмитрий Медведев. Экс-президент США Билл Клинтон приезжал к преподобному трижды, ломая официальный график поездки. Приезжал Ильхам Алиев – президент Азербайджана, а также тысячи других паломников со всего света приезжают просить помощи святого.

Те, кому посчастливилось прикоснуться к мощам святого, свидетельствуют, что ощущение такое, будто прикоснулся к живому человеку, поразительное тепло исходит от нетленных останков святого.

О непрерывном действии благодати и помощи Божией по молитве к святому косвенно может свидетельствовать тот факт, что в настоящее время существует целое движение оккультного толка, пытающееся спекулировать на имени святого Агапита Печерского, которое не имеет ничего общего ни с Православием, ни со святыми Церкви. Речь идет об организации под названием «АллатРа» и именем «Анастасия Новых» и надо быть внимательным, чтобы не попасть на удочку шарлатанов.

С какими просьбами обращаются в наши дни?

К святому преподобному Агапиту Печерскому обращаются в различных телесных и душевных скорбях и болезнях. По молитве к святому засвидетельствованы чудесные исцеления от онкологических и психических заболеваний, опухолей, высокой температуры неизвестного происхождения. Также засвидетельствованы исцеления почек и сердца, болезней опорно-двигательного аппарата. Молятся святому об исцелении болящих младенцев и в разных других житейских нуждах, связанных со здоровьем.

Свидетельства исцелений.

Рак и онкология

Существуют тысячи свидетельств о том, что по молитве к святому целителю Господь являет чудеса исцеления и в наше время. Наместник Лавры владыка Павел рассказывает о том, что по молитве к святому был исцелен от тяжелой болезни. Также рассказывает он о греческом митрополите Глифадском Павле, который после паломничества к мощам преподобных отцов Печерских был исцелен от рака. Также он рассказывает о женщине, страдавшей от онкологического заболевания, которую трижды на простынях спускали в Пещеры. После третьего раза из Пещер она поднялась уже самостоятельно.

В марте 2012 года, женщина Ираида с диагнозом «серометра», которой специалисты Института рака рекомендовали операцию, заказала молебен преподобному Агапиту. В апреле соборовалась, а в мае того же года обследование диагноз не подтвердило.

Девушка 25 лет, страдавшая от рака, приехала из Африки. По совету лаврского монаха отслужили молебен Агапиту Печерскому. Через месяц та же девушка была полна сил и здорова.

Опухоль груди

14 июня 1999 года одна женщина, у которой возникла опухоль груди, по совету сестры приехала в Лавру, чтобы поклониться мощам Отцов Печерских. До болезни женщина не была воцерковленной, первое Причастие приняла за две недели до посещения Лавры. К мощам Агапита Печерского приложиться не удалось, поскольку это был день памяти святого и мощи находились в Трапезной церкви. По дороге туда навстречу женщинам показалась процессия монахов, которые сопровождали мощи обратно в Пещеры. Стая голубей сопровождала процессию. Тогда женщина поклонилась преподобному издалека и мысленно попросила исцеления. Ночью во сне она опять увидела процессию, но когда раку проносили мимо, нестерпимая боль пронзила ее тело, будто кто-то вырвал опухоль. Проснувшись, она увидела фигуру в длинных одеждах, стоявшую у постели, но не испугалась, а отвернулась и уснула. Утром она проснулась в твердой уверенности о своем исцелении. Так и было – опухоль исчезла.

Психическое расстройство.

Историю эту рассказывает экскурсовод Киево-Печерской Лавры. Однажды после экскурсии одна девушка рассказала ему, что лежала в психиатрической больнице с тяжелым расстройством: ей мерещились видения и смех, разные голоса. Там в больнице случайно на последней полосе в газете она увидела икону преподобного Агапита Печерского и искренне помолилась об исцелении. Что вскоре и произошло

Высокая температура

Автор этих строк свидетельствует, что будучи в Пещерах на молебне у мощей преподобного Агапита Печерского подал записку о здравии болящего сына, который находился в 700км от Киева. Выйдя на улицу после молебна, он увидел несколько неотвеченных вызовов на телефоне и перезвонив домой услышал, что в то время, когда происходил молебен, состояние младенца резко изменилось на лучшее. Вернувшись домой он нашел младенца полностью здоровым.

Такая же история произошла и с директором одного из московских заводов, чья дочь 50 дней страдала от высокой температуры, а врачи не могли установить диагноз. После молебна святому температура спала.

Ампутация руки

Случаев исцелений по молитвам к преподобному Агапиту Печерскому тысячи в наше время, но учет их не ведется, хотя часто в Лавре можно встретить человека, который может рассказать свою историю исцеления. Так некий мужчина был поражен диагнозом врачей о необходимости ампутации ему руки. В отчаянии он молился у раки с мощами Агапита Печерского и на очередном обследовании вызвал фурор – никаких показаний к ампутации у него не обнаружилось. Пораженные врачи долго выясняли, какими средствами ему удалось излечиться, мужчина рассказывал о чудесной помощи святого. После этого случилось так, что сами врачи пришли и поклонились святому целителю.

Диатез младенца

Апрель 1992 года. Женщина по профессии медсестра имела младенца 9 месяцев от роду, который с месячного возраста страдал экссудативно-катаральным диатезом. В отчаянии она преклонила колени перед мощами преподобного Агапита Печерского и вскоре болезнь очень быстро отступила, что подтверждено документально. Через три месяца тот же младенец после молитвы к преподобному через 2 дня начал ходить.

Операция на почках

Р.Б.Алексий из Киева готовился к операции на почках. В больнице причащался и читал акафист преподобному Агапиту Печерскому. Через 10 дней УЗИ никакого нарыва на почках не обнаружило, и Алексий был выписан из больницы.

В 2014 году жена молилась за болящего р.Б. Владимира, у которого отказали почки. Через 11 дней работа почек восстановилась.

Операция на сердце

13.10.14 в институте им. Амосова должна была проходить операция на сердце р.Б. Тамары из Житомира и в то время, когда ее везли в операционную, ее муж молился у мощей Агапита Печерского в Лавре. При подключении к операционной аппаратуре врачи обнаружили чудесное изменение в ритме сердца. После 40-минутной диагностики операцию было решено отменить. На следующий день Тамару выписали из больницы.

Как добраться

Мощи святого Агапита Печерского находятся в Ближних Пещерах Киево-Печерской Лавры. Вход в пещеры находится рядом с храмом всех преподобных Печерских на территории Лавры. А в саму Лавру можно добраться либо от м. «Арсенальная» в сторону улицы Лаврской до ворот на Ближнепечерскую улицу. По ней можно пройти на нижнюю территорию Лавры, где и находятся Пещеры.