Окна и двери

Технология составных свай. V.1.2.ж. Составные сваи Составные сваи технология

Технология составных свай. V.1.2.ж. Составные сваи Составные сваи технология

Строительство на участках с неустойчивым грунтом требует внимательного подхода и технологичных решений. Ленточный фундамент с мелким или глубоким заложением не выдерживает нагрузок, что приводит к появлению трещин в несущих стенах и к их разрушению. Решить проблему помогают железобетонные сваи. Перед применением важно ознакомиться с Государственным стандартом для их производства, а также с видами свай.

ГОСТ 19804-2012 Сваи железобетонные. Технические условия

По Государственным стандартам работают предприятия с объемом выпускаемой продукции от трехсот единиц в сутки. При меньших объемах опор разрабатываются технические условия. Это объясняется расходами на материал, электроэнергию и обслуживание оборудования. Поэтому согласно стандарту железобетонная свая - изделие из бетона и металлического каркаса. Используется тяжелый или мелкозернистый бетон. Опора погружается в грунт на глубину, соответствующую своей высоте, и выполняет роль удерживающего элемента для здания или площадки.

Железобетонные сваи отличаются по:

  • длине;
  • конструкции;
  • способу установки;
  • наличию полости.

Перед транспортировкой для хранения на опоры наносится маркировка, расшифровка которой, указывает на параметры сваи. Логистические операции регламентируются стандартом 13015. ЖБ сваи изготавливаются по чертежам, хранящимся в документе 19804, принятый в 2012 году. Заводские изделия должны соответствовать требованиям по:

  • морозостойкости;
  • прочности;
  • марка стали.

По документам прочность бетона на сжатие для свай - не ниже В15. Это касается ситуаций, когда сваи применяются на песчаных и болотистых грунтах. При погружении опор в скальный или каменистый грунт прочность повышается до В25. Бетон под сваи наполняется гравием, щебнем или камнем без дробления. Стальные прутья, используемые в качестве каркаса, могут быть напряженными и без напряжения. Характеристика влияет на прочность каркаса и на форму сваи. Тестовые образцы опор проходят испытания на соответствие перечисленных характеристикам, испытания периодичны и срок задается стандартом 13015.

Виды железобетонных свай и их маркировка

Способ установки сваи определяет проекты, где она может применяться.

Монолитные

Использование монолитных свай распространено в частном строительстве. Опора представляет собой модуль, который заливается в подготовленную под нее лунку. Закладка производится на глубину, которая проходит зону промерзания грунта или до достижения прочных слоев грунта. Стенки лунки оборачиваются гидроизоляцией, которая уменьшает количество влаги, попадающей к свае. Делается это для продления срока службы опоры и фундамента. По капиллярам бетона влага поднимается к строению, разрушая материалы.

В нижней части монолитной сваи делается расширение, называемое пяткой. Элемент распределяет нагрузку на площадь опоры для сваи. Дно отверстия трамбуется, чтобы под весом здания фундамент не потерял геометрию. Выполняется подсыпка из щебня и песка. В отверстие опускается металлический каркас опоры, связанный проволокой. Сварка перемычек допускается для арматуры, которая не послабляется в местах сварного шва. Часть прутьев выходит за пределы лунки на высоту фундамента. Делается это для переплетения с ростверком. Каркас приподнимается от дна на подставки, чтобы металл не соприкасался с грунтом.

Бетон, наполненный щебнем с цементом марки М400, заливается в лунку. Уровень заполнения - края лунки или опалубки, смонтированной сверху. Для удаления пузырьков воздуха и заполнения пустот опоры применяется глубинный вибратор. При его использовании бетон усаживается и требуется доливка. После набора прочности на монолитные сваи устанавливается опалубка. В нее укладывается металлический каркас, переплетаемый с прутьями свай. И выполняется заливка бетонной ленты.

Пустотелые

Пустотелая свая представляет собой железобетонное изделие, часть объема которого не заполнена. Благодаря такому решению вес опоры снижается вдвое, что упрощает транспортировку, а также монтаж модуля. При квадратном сечении изделия размер стороны 25 см. Чтобы опора выдерживала нагрузку, толщина стенки делается в 7 см. Такой слой бетона покрывает металлический каркас, оберегая его от влаги. Элементы круглого сечения изготавливаются с внешним диаметром до 60 см. Для поддержания устойчивости толщина стенки увеличивается до 8 см.

Пустотелые опоры изготавливаются с длиной до 6 метров. Они используются самостоятельно или как наборная конструкция. Соединяются секции болтами или сваркой. Последний способ подходит для ненапряженной арматуры. После сварки на стык опор устанавливается опалубка и выполняется омоноличивание для защиты металла и прочности стойки. Нижняя часть колонны остается открытой или закрывается. Форма закрытой части определяется проходимостью грунта. При мягких слоях делается тупой торец. Для твердых слоев требуется острый наконечник для лучшего погружения. Небольшое отверстие может быть оставлено для устройства подмыва, размягчающего землю.

Полые сваи используются в качестве мостовых опор. Их конструкция винтовая, что снижает затраты на оборудование для погружения. Такие же опоры применяются при закладке фундамента для зданий рядом с уже существующими.

Набивные

Набивные или буронабивные опоры схожи по конструкции с монолитными, но используются в промышленном секторе. Закладка в грунт производится после бурения скважины под диаметр опоры. Для укрепления стенок лунки и гидроизоляции под землю нагнетается раствор глины. Излишек раствора удаляется из скважины и выполняется закладка каркаса. Вторым методом установки опор является подача раствора после бурения. Далее под давлением в толщу опускается каркас.

Диаметр опоры подбирается под строение. Максимальное его значение - 1,7 м. Это требуется для многоэтажных торговых и жилых комплексов. Нижняя часть расширяется до 3,5 метров. Нормальная длина для буронабивной опоры - 10 метров. При меньших размерах использование нерентабельно. Глинистые грунты и пласты с твердыми включениями требуют предварительной проходки перед закладкой свай, поэтому буронабивные изделия подходят для этих целей лучше других. Для установки подобных изделий требуется меньше пространства, чем для забивных.

Применение на глинистых грунтах, если водные источники находятся ниже глубины закладки опор, не выполняется обработка стенок жидким составом для гидроизоляции. На водонасыщенных участках обработка поверхности глиной не даст результатом, т. к. она будет смыта подводным течением. В этом случае применяется обсадка металлическими трубами. После бурения вставляется гильза, в которую и осуществляется заливка. Подобная обсадка используется на скалистых грунтах, где уменьшена компенсация динамических нагрузок. При отсутствии металлической трубы на свае могут пойти трещины, снижающие прочность опоры.

Буронабивные сваи необходимы на участках с подземными коммуникациями, т. к. при проходке они не разрушаются. При работе техники шумовое загрязнение, меньше, чем у забивных молотов, поэтому работы проводятся в спальных районах. Срок службы сваи - 100 лет. Недостатком буронабивных опор является применение ручного труда, что замедляет работу. Однотипные сваи могут обладать различной несущей способностью, поэтому расчеты ведутся с запасом. Это исключает разрушения строения от неравномерной статической нагрузки. Буронабивные сваи усложняют обустройство подвальных помещений.

Сваи-столбы

Эти опоры схожи с круглыми сваями, но не имеют полости. Представляют собой монолитный железобетонный цилиндр с сечением в 80 см. Установка сваи производится после бурения скважины с диаметром в 1 метр. Положение опоры в грунте закрепляется заливкой бетонного раствора в пространство между стенками сваи и скважины.

Используются сваи как опоры для мостов и зданий в грунтах с вечной мерзлотой. Опоры подходят для плотных песчаных или галечниковых почв. При пучении грунта в зимний период силы не выталкивают сваи на поверхность, т. к. усилие равномерно распределяется по их поверхностям.

Шпунтовые сваи

Свая - опорная стойка, на которой возводится фундамент. Шпунтовые сваи - защитные модули, используемые при строительстве на участках, где у поверхности находятся грунтовые воды или поблизости водоем. Опоры вбиваются по периметру котлована, предотвращая проникновение влаги. Материал для шпунтовых опор:

  • металл;
  • дерево;
  • композит;
  • железобетон.

Древесина используется реже из-за непродолжительной службы и невозможности удаления смонтированных опор, что исключает повторное применение. Ограда из свай похожа на частокол, забитый впритык. Железобетонные элементы по краям оснащены замками для объединения в монолитную стену. Задействуются на промышленных объектах, где это оправдано экономически. Доставка и установка опор требует техники, расходующей бюджет. Железобетонные опоры, как и деревянные, используются единожды.

Полиуретановые смолы и полимерные добавки - основа композитных шпунтовых опор. Вещества противостоят коррозионному воздействию жидкости и биологическому от бактерий в грунте, поэтому срок службы превышает сто лет. Вес композитных опор в пять раз меньше, чем у железобетонной. Несущая способность сопоставима с металлическими аналогами. Схожими характеристиками обладают опоры из ПВХ, уступая в устойчивости к низким температурам и вибрациям. Вкапывание композитных опор производится вибропогружением. Предварительный размыв грунтовых слоев повышает скорость работ. Ударная техника не применяется, т. к. деформирует стенку сваи.

Металлические шпунтовые опоры используются многократно, если стенка сохраняет целостность. Вес панелей меньше, чем железобетонных, а прочность выше деревянных. Вид профиля подбирается под объект для устойчивости к давлению грунта. Металлические опоры устойчивы к ударным и вибрационным воздействиям. Температура в -80 градусов не разрушает сваи, но они боятся коррозии. Замки металлических опор при установке обрабатываются герметиком, что блокирует капельное проникновение жидкости.

Составные сваи

Длина сваи ограничена из-за техники, которая устанавливает опоры. При необходимости выхода за стандартные показатели в 6 метров используются составные опоры. Они представляют собой железобетонные модули с замком. Соединение выполняется:

  • сварочным швом;
  • болтами;
  • откидным замком;
  • штифтом.

Опора укрепляется продольным и поперечным каркасом. Для первого используется арматура с диаметром до 2 см класса А3, А2. Для второго - сетка с диаметром прута в 5 мм класса В1. Каркас заливается тяжелым бетоном марки от М200. Каркас сваи предварительно нагружается гидравлическим домкратом, если опора предназначается для построек с динамической нагрузкой. Составные сваи могут быть монолитными или полыми. По способу монтажа: винтовые и забивные.

Сваи забивные железобетонные

Забивные железобетонные сваи не требуют подготовки места для установки, как для буронабивных опор. Они усаживаются гидравлическим или механическим молотом.

Сваи квадратного сечения

Опоры квадратного сечения обозначаются буквой «С». В теле сваи нет полостей, поэтому ее длина достигает 20 метров. Это требуется на площадках с мягкими грунтами, где твердый пласт находится глубоко. Забивные опоры производятся наборными, что позволяет увеличить длину до 28 метров. Размер стороны квадратной сваи от 20 до 40 см. Бетон для сваи заливается на предварительно напряженный или обычный каркас.

Сваи квадратного сечения с круглой полостью

Конструкцию квадратных монолитных забивных свай облегчают полостью в стержне. Маркируется такая опора сочетанием «СП». Если при изготовлении используется каркас из напрягаемой арматуры, то к маркировке добавляется «Н». Максимальная длина одного модуля - 12 метров. Опоры до пяти метров при установке поднимаются боковыми захватами, поэтому производятся без петель. При изготовлении стоек до семи метров длиной не устанавливаются штыри для строп. Последние размещаются возле петель. Устойчивость опоре обеспечивает тяжелый бетон марки М300. Фракция для заполнителя из природного камня - не больше 2 см.

Схема армирования для пустотелых опор показана на иллюстрации выше. Поперечные элементы - проволока с сечением в 5 мм. Она привязывается к вертикальным прутам вязальной проволокой. Фиксация делается на каждом четвертом пересечении для равномерности спирали. Шаг витков на первых и последних 40 см - 5 см. Средняя часть опоры имеет большее расстояние между витками: для опор до 12 метров - 20 см; для опор до 6 метров - 30 см.

Напряжение арматуры выполняется механическим или электротермическим способом. В первом случае применяются устройства растяжения без нагрева. Перед электротермическим напряжением требуется контрольное испытание предела напряжения после нагрева. После заливки бетона в напряженный каркас опоры арматура обрезается заподлицо. Передаточная прочность бетона при обрезке - не ниже 200 кгс/см 2 .

После набора прочности бетоном, опора проверяется на дефекты. Для этого свая укладывается на два столба. После десяти минут осматривается верхняя грань. Допускается появление трещин на сваях с ненапряженной арматуры. Размер раскрытия - не больше 0,2 мм. На опорах с напрягаемым каркасом повреждений не должно быть.

Сваи круглого сечения и сваи-оболочки

Круглые сваи выпускаются с полостью в стержне. Обозначаются опоры «СК». Заводы, работающие по государственному стандарту, производят опоры с диаметром от 40 до 80 см. Круглые сваи являются самостоятельными опорными элементами и используются в тех же областях, что и квадратные железобетонные опоры. Оболочки - изделия из железобетона с сечением до 1,6 метра. Внутри также имеется полость для заполнения бетоном. Цель свай-оболочек - удержание массы бетона с металлическим каркасом в качестве опалубки, обозначаются «СО». В усиленных опорах добавляется «У» к маркировке.

Как и пустотелые опоры, круглые и сваи-оболочки имеют открытый или закрытый нижний конец. Для секционных модулей на торцы устанавливаются замковые элементы. Фракция щебня из натурального камня, применяемого для заполнения бетона, - 1-2 см. Пространственные каркасы опор заливаются слоем бетона, покрывающим его с каждой стороны на 2 см, чтобы исключить попадание влаги. Для армирования применяется горячекатанные пруты стали класс А3 или Ат3. Спиральная часть изготавливается из проволоки В1 или Вр1. Наконечники и замковые модули опоры собираются из листовой стали толщиной 1 мм.

При производстве круглых опор и оболочек разрешается сваривать спираль с продольными прутьями. Навивка выполняется на станках. На первых 50 см спираль фиксируется на каждом третьем пересечении. После 50 см - на каждом пересечении.

Сваи-колонны

Свая-колонна представляет собой монолитную опору квадратного сечения. От обычных квадратных свай она отличается консолями. Это небольшие выступы с двух или четырех сторон элемента, на которые опираются кровельные или фундаментные балки. Размер стороны опоры - 20 или 30 см. Применяются для сельскохозяйственных строений в один этаж.

Каркасные строения из свай-колонн выдерживают сейсмическую активность до 7 баллов. Опоры погружаются в грунт на глубину от 2 до 5 метров. Не используются на пучинистых грунтах, насыпях из осадочных пород и на участках с кастровыми явлениями. В этих случаях свая не обеспечит требуемой несущей способности в грунте.

На слабых грунтах цокольные балки опираются на консоли. В этом случае разрешается их погружение на 80 см для распределения нагрузки на грунт и опоры. Консоль размещается под растительным или насыпным слоем, чтобы не происходило смещение опор. Производство железобетонных модулей в заводских условиях показано ниже.

Оборудование для погружения ЖБ свай

Оборудование для забивки свай в грунт делится на навесное и базовое. Первый вариант используется как дополнение к подъемным кранам или схожей технике. Второй вариант - самостоятельные агрегаты.

Сваебойные машины

Сваебойная машина - техника, оборудованная гусеничным или колесным приводом. Перемещается по территории строительства с тягачом или без него. На базу смонтировано забивное устройство, состоящее из стрелы и мачты. Машина размещает сваю в вертикальном положении, поднимая ее. Ударный модуль может быть:

  • дизельным;
  • пневматическим;
  • гидравлическим.

Он используется для разгона молота перед ударом по свае. В дизельном варианте ускорение придают выхлопные газы, образующиеся после взрыва топлива. Пневматический ускоритель нагнетает воздух в ресиверы и подает его потоком на молот. Гидравлический модуль работает от насосов, перекачивающих масло.

Строительные компании применяют для монтажа свай такие машины:

  • СП-49;
  • Junttan PM-20;
  • БМ-811

СП-49 собирается на гусеничной платформе от трактора Т170, который отличается проходимостью по мягким грунтам. Работает со сваями длиной до 12 метров и 5 тонн. Junttan PM-20 за смену обрабатывает до шестидесяти опор. Поднимаемый вес - 3 тонны, длина сваи - до 14 метров. УСА построен на колесной базе, поэтому не требует прицепов для доставки на участок. Монтирует сваи до трех тонн и 12 метров. БМ-811 - универсальный аппарат, монтирующий сваи методом бурения и забивки.

Ударные молоты

Ударный молот - навесное или стационарное оборудование. Принцип его работы такой же, как и у сваебойной машины. Навеска делится на три группы:

  • легкие;
  • средние;
  • тяжелые.

Первая группа имеет вес ударной части в 1250 кг. Используется для установки железобетонных опор до трех тонн. Поддерживаются металлические шпунтовые сваи. Вторая группа - вес до 2500 кг, третья - свыше 2500 кг. Молот размещается в трубчатых или штанговых держателях. Первый представляет собой металлическую трубу, внутри которой находится отбойник. Последний не сходит со своей траектории, т. к. направляется трубой. Штанговый держатель представляет собой два металлических стержня, которые расположены по сторонам от молота. Они выступают направляющими, удерживая его на петлях, благодаря которым и смещается отбойник. Штанговые опоры нуждаются в охлаждении, а трубчатые способны работать в течение суток.

Обратите внимание! Гидравлические молоты превосходят по мощности дизельные и пневматические.

Копровые мачты

Копровые мачты представляют собой металлические стойки, на которые устанавливается навесное оборудование. Мачта также является навесным оборудованием и крепится к экскаваторам или подъемным кранам. По рельсам, находящимся на стойке, смещается рама, на которую крепится молот. Копровые мачты могут быть самоходными. Оборудуются приводным механизмом, который и передвигает раму. Предназначением мачты является доставка опор до места установки на строительной площадке. Благодаря высоте держателя свая выравнивается и выставляется в точку. Подъемным механизмом молот доставляется к торцу опоры. Чтобы прочность сваи не нарушалась при забивании, она центрируется копром.

Технология погружения в грунт

Техника и сваи доставляются к месту работ и складируются по участку. Для оптимизации рабочего процесса опоры размещаются на грунте в радиусе досягаемости копром. Пока опора расположена горизонтально, на нее наносятся метки яркой краской. Они размещаются через метр, чтобы оператор контролировал погружение опоры в грунт при забивании. С копровой мачты спускается лебедка с крюками, которая фиксируется к петлям опоры.

Свая размещается вертикально над точкой монтажа и центрируется. Верхний торец располагается под молот. Каркас опускается по копру и фиксирует опору, предотвращая ее смещение при забивании. Опора размещается между направляющими мачты. Острый наконечник сваи помещается над точкой установки. Отклонение острия от точки не превышает 1 см. Перед забивкой проверяется вертикальность опоры и совпадение оси с молотом.

Задача первых ударов - направить и зафиксировать опору в грунте. Они наносятся разово. Молот поднимается над концом сваи на 40 см. Интенсивность ударов по опоре повышается, когда пройден метр грунта. После 1,5 метра амплитуда выводится на максимум. Периодически выверяется положение сваи в вертикальной плоскости. Если замечено отклонение на 1%, то задействуются стяжки или подпорки. Они должны вернуть ось опоры на точку. При больших или повторных отклонениях свая извлекается и вбивается снова.

Погружение опоры производится до нижней метки или до расчетного отказа. Последний показатель вычисляется до начала работ или практическим путем. Отказ - отметка глубины, на которой затрудняется дальнейшее погружение опоры или оно становится невозможным. Показатель зависит от типа сваи и грунта. Геологические изыскания с предварительным бурением указывают на состав почвы и расположение слоев.

Истинный отказ опоры проверяется через два месяца. Время необходимо для «отдыха» сваи. Если после повторного забивания не происходит смещения сваи в пределах, указанных в проекте, то работа считается завершенной. Ложный отказ - затруднение перемещения опоры в грунте вследствие его уплотнения. При трении о стенки почва сжимается, подвешивая сваю. В этом случае опора для фундамента может быть недостаточной.

Сваи забиваются по трем схемам:

  • рядовая;
  • спиральная;
  • секционная.

Рядовая еще называется полевой. Расположение опор соответствует названию - рядами. Количество рядов и количество свай в каждом зависит от проекта. Первая схема размещения опор применяется на песчаных грунтах, которые не уплотняются под динамическими нагрузками.

Вторая схема размещения опор применяется на глинистых и суглинистых почвах. Забивка свай происходит в прямом или обратном порядке. Прямой - бурозабивная установка движется от края к центру. Обратная - от центра к краям. Первая подходит для суглинков с нормальной плотностью, вторая - для плотных глинистых грунтов.

При секционной забивке опор в грунт образуется свайное поле, схожее с первым вариантом. Разница заключается в способе погружения опор. После проходки первых двух рядов один пропускается. Так происходит до конца поля. Когда участок покрыт опорами, бурозабивная машина возвращается и заполняет пробелы. Используется такой метод монтажа свай на высокоплотных грунтах. Процесс монтажа опор забивными машинами показан в видео ниже.

В соответствии с действующими стандартами длина железобетонной сваи с поперечными размерами 300х300 мм не превышает 12 метров. Это ограничение связано с тем, что слишком длинные сваи будут чересчур хрупкими и при забивке или разгрузке могут легко повредиться. Максимальные габариты сваебойной установки также ограничиваются, иначе она не сможет в полной мере выполнять свои функции. Если для создания проектной несущей способности длины одной секции недостаточно, применяются так называемые составные сваи.

Что такое составные конструкции?

Принцип забивки составных конструкций заключается в том, что на одну погруженную на максимальную глубину сваю, накладывается ещё одна. Таким образом, общая свая может иметь длину, в несколько раз превышающую габариты однородной конструкции.

Чтобы не допустить деформации в процессе забивки, было придумано специальное сварное соединение. Оно состоит из нескольких торцевых пластин и закладных деталей, которые в процессе соединения свай тщательно привариваются друг к другу.

Забивка свай

Погружение составных свай требует дополнительного времени на соединение секций. Сварка одного соединения занимает 15-20 минут. При этом используется мощное оборудование, способное приварить к закладным деталям стальные пластины толщиной не менее 8 мм.


Отдельного внимания заслуживает надёжность сварных соединений. Некоторые специалисты для её улучшения даже проводят предварительную антикоррозийную обработку. Правда, она неспособна полностью решить эту проблему – во время погружения сваи покрытия многократно повреждаются, утрачивая свои защитные свойства. Кроме того, необходимость в прочных соединениях присутствует только на этапе забивки сваи. По прошествии 2-3 лет, когда грунт стабилизируется, конструкция будет испытывать только вертикальную нагрузку, то есть верхняя секция будет давить на ближнюю сверху вниз, не стремясь съехать в сторону.

Цены на забивку составных свай в «БурСтройАльянс»

Наша компания предлагает выгодные условия по приобретению и забивке составных свай. Все необходимые материалы будут привезены в течение трёх суток с момента заказа. Работники приступят к строительным работам сразу после доставки всех необходимых расходников и оборудования. Мы всегда выдерживаем сроки выполнения заказа и готовы предложить срочные работы, если в этом возникнет необходимость. Звоните, пишите – мы с удовольствием ответим на интересующие вопросы и предложим удобные формы сотрудничества.

При закладке фундаментов под здания на слабых и подвижных грунтах используются специальные элементы - составные забивные сваи. Благодаря этому конструкции приобретают необходимую прочность на нестабильных почвах. Изготавливают свайные элементы из дерева, бетона, железа, но самым большим спросом пользуются железобетонные.

Преимущества конструкций

К преимуществам свайных изделий относятся следующие показатели:

  1. Долговечность.
  2. Высокую прочность.
  3. Отсутствие дефектов.
  4. Возможность при установке выполнять земельные работы в минимальном объеме.

Но самое главное - железобетонные конструкции не боятся воздействия агрессивных химических веществ и коррозии, что очень важно при использовании изделий для монтажа на землях, где грунтовые воды поднимаются близко к поверхности.

Сфера применения

Состоящие из двух и больше секций, железобетонные конструкции могут иметь максимальную длину около 36 м. Этот показатель очень важен, так как копровые установки для монтажа цельных изделий имеют ограниченные возможности и не могут выполнить их установку. Дело в том, что сваи из любых материалов должны углубляться в землю, пока не упрутся в высокоплотные грунты. Иначе их применение не может обеспечить требуемую устойчивость, и тогда во время эксплуатации здание будет проседать.

На заметку: неустойчивые почвы - это торфяники и заторфованные грунты, илистые и глинистые земли. Строить на них здания без использования свайных изделий невозможно.

Используют составные сваи не только для возведения новых зданий, но и для реконструкции уже бывших в эксплуатации. Для этого на объекте, где имеет место ограниченное пространство и использовать цельные аналоги невозможно, усиливают основу здания дополнительными опорами. Обычно используют конструкции, состоящие из нескольких частей, каждая из которых имеет минимальную длину.

Применяют железобетонные изделия из нескольких секций и там, куда невозможно доставить длинномерные конструкции из-за несоответствующих дорожных или транспортных условий. Используют изделия данного вида и строительные фирмы, которые не имеют копровых установок, предназначенных для забивки конструкций, длина которых составляет от 12 м.

Особенности конструкции

Согласно ГОСТ, составные сваи представляют собой два стыкующиеся элемента - верхний и нижний. Изделия выпускаются в следующем сечении:

  • При длине 14-24 м - 30 х 30 см.
  • При длине 14-28 м - 40 х 40 и 30 х 30 см.

Верхняя и нижняя части изделий могут иметь как одинаковую, так и разную длину. Например, в изделиях сечением 0,3 х 0,3 м нижняя часть может быть от 7 до 12 м. Шаг увеличения - 1 метр. Сваи диаметром 0,4 х 0,4 и 0,3 х 0,3 м имеют минимальную длину нижней части 8 м, а максимальную - 14. Длина верхних секций составляет от 5 до 12 и от 6 до 14 метров соответственно.

Важная деталь: на нижней секции, которая погружается в почву, имеется острие. Оно необходимо, чтобы улучшить эффективность погружения в грунт элемента при забивке или вдавливании.

Способы соединения отдельных элементов

Стыкуют отдельные элементы составных свай одним из приведенных ниже способов:

  • При помощи сварочного соединения закладного стакана.
  • Используют обжимающую ствол листовую стальную накладку, которую соединяют сварочным швом.
  • Обжимающие детали соединяют болтами.
  • Применяют герметизирующую ленту, кондуктор или опирают на шпоночные выступы.
  • Используют откидной замок.
  • Применением строительного высокопрочного клея, при помощи которого фиксируют выступающую в посадочном отверстии арматуру с верхней секцией.

Самыми надежными из перечисленных способов считается штифтовое соединение и использование сварочного закладного стакана - они наиболее устойчивы к деформации.

Маркировка изделий

Согласно технологическим требованиям, приведенным в документе ГОСТ №19804, выпускают следующие виды составных свай серии 1.011.1-10:

  • Полые с круглым сечением.
  • Сплошные конструкции квадратного сечения.
  • Сваи-оболочки.

Все виды конструкций выпускаются по нормам, указанным в отдельных документах:

  • Полые изделия и сваи-оболочки (остов изготавливается из ненапрягаемой арматуры) выпускаются по требованиям, указанным в ГОСТе №19804.6-83.
  • Сваи-оболочки, остов для которых изготавливается из напрягаемой и ненапрягаемой арматуры - ГОСТ №19804.91. Изделия допускаются для монтажа в любой строительной сфере. Исключение - гидротехническая сфера.
  • Изделия с квадратным сечением выпускаются с каркасом из ненапрягаемой и напрягаемой арматуры согласно документу ГОСТ №19804-2012.

Каждая составная свая имеет и унифицированное маркировочное обозначение. Тип маркировки - Сп260.30.СВ. Расшифровывается обозначение следующим образом:

  • СП - железобетонная полая свая, имеющая квадратное сечение. Если присутствует обозначение С - это сплошное изделие, если СО - это свая-оболочка, СК - полая конструкция круглого сечения.
  • 260 - показатель общей длины всех частей изделия в дм.
  • 30 - диаметр сечения ствола в сантиметрах.
  • Обозначение типа соединения. СВ - сварной стык.

Кроме вышеприведенных обозначений, в маркировке имеется и аббревиатура. Она указывает на часть конструкции. Например: НС - нижняя, ВС - верхняя деталь, а А3 - ее класс.

Технология погружения

Конструкции погружаются в грунт при помощи гидравлического или Использовать вибропогружатели категорически запрещено из-за того, что при этом от вибрационного воздействия могут деформироваться сварные соединения каркаса. Чтобы облегчить проходку почвы высокой плотности, рекомендуется использовать способ Применение данного метода поможет уменьшить сопротивление почвы. Это очень важно, если приходится забивать составные железобетонные сваи на глубину от 20 метров и больше. Чтобы рационально реализовать погружение конструкций, дополнительно используют экскаваторную технику с крановой стрелой. Это позволит значительно ускорить монтаж, так как не перемещает изделия на строительной площадке.

ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)

ЗАБИВКА СОСТАВНЫХ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ СВАЙ СЕЧЕНИЕМ 350х350 мм

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Типовая технологическая карта (именуемая далее по тексту ТТК) - комплексный организационно-технологический документ, разработанный на основе методов научной организации труда для выполнения технологического процесса и определяющий состав производственных операций с применением наиболее современных средств механизации и способов выполнения работ по определённо заданной технологии. ТТК предназначена для использования при разработке Проектов производства работ (ППР) строительными подразделениями. ТТК является составной частью Проектов производства работ (далее по тексту - ППР) и используется в составе ППР согласно МДС 12-81.2007 .

1.2. В настоящей ТТК приведены указания по организации и технологии производства работ по забивке железобетонных составных свай сечением 350х350 мм.

Определён состав производственных операций, требования к контролю качества и приемке работ, плановая трудоемкость работ, трудовые, производственные и материальные ресурсы, мероприятия по промышленной безопасности и охране труда.

1.3. Нормативной базой для разработки технологической карты являются:

Типовые чертежи;

Строительные нормы и правила (СНиП, СН, СП);

Заводские инструкции и технические условия (ТУ);

Нормы и расценки на строительно-монтажных работы (ГЭСН-2001 ЕНиР);

Производственные нормы расхода материалов (НПРМ);

Местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормы расхода материально-технических ресурсов.

1.4. Цель создания ТТК - описание решений по организации и технологии производства работ по забивке железобетонных составных свай сечением 350х350 мм с целью обеспечения их высокого качества, а также:

Снижение себестоимости работ;

Сокращение продолжительности строительства;

Обеспечение безопасности выполняемых работ;

Организация ритмичной работы;

Рациональное использование трудовых ресурсов и машин;

Унификация технологических решений.

1.5. На базе ТТК в составе ППР (как обязательные составляющие Проекта производства работ) разрабатываются Рабочие технологические карты (РТК) на выполнение отдельных видов работ по забивке железобетонных составных свай сечением 350х350 мм.

Конструктивные особенности их выполнения решаются в каждом конкретном случае Рабочим проектом. Состав и степень детализации материалов, разрабатываемых в РТК, устанавливаются соответствующей подрядной строительной организацией, исходя из специфики и объема выполняемых работ.

РТК рассматриваются и утверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подрядной строительной организации.

1.6. ТТК можно привязать к конкретному объекту и условиям строительства. Этот процесс состоит в уточнении объемов работ, средств механизации, потребности в трудовых и материально-технических ресурсах.

Порядок привязки ТТК к местным условиям:

Рассмотрение материалов карты и выбор искомого варианта;

Проверка соответствия исходных данных (объемов работ, норм времени, марок и типов механизмов, применяемых строительных материалов, состава звена рабочих) принятому варианту;

Корректировка объемов работ в соответствии с избранным вариантом производства работ и конкретным проектным решением;

Пересчёт калькуляции, технико-экономических показателей, потребности в машинах, механизмах, инструментах и материально-технических ресурсах применительно к избранному варианту;

Оформление графической части с конкретной привязкой механизмов, оборудования и приспособлений в соответствии с их фактическими габаритами.

1.7. Типовая технологическая карта разработана для инженерно-технических работников (производителей работ, мастеров, бригадиров) и рабочих, выполняющих работы в III температурной зоне, с целью ознакомления (обучения) их с правилами производства работ по забивке железобетонных составных свай сечением 350х350 мм, с применением наиболее современных средств механизации, прогрессивных конструкций и способов выполнения работ.

Технологическая карта разработана на следующие объёмы работ:

Объем свай

- V=150,0 м .

II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Технологическая карта разработана на комплекс работ по забивке железобетонных составных свай сечением 350х350 мм.

2.2. Работы по забивке железобетонных составных свай сечением 350х350 мм выполняются механизированным отрядом в одну смену, продолжительность рабочего времени в течение смены составляет:

2.3. В состав работ, последовательно выполняемых при забивке железобетонных составных свай сечением 350х350 мм, входят следующие технологические операции:

Геодезическая разбивка осей и местоположения забивки свай;

Погружение нижнего составного элемента сваи;

Стыковка нижнего и верхнего элементов сваи;

Погружение составной сваи в грунт на расчётную глубину.

2.4. Технологической картой предусмотрено выполнение работ комплексным механизированным звеном в составе: передвижная бензиновая электростанция Honda ET12000 (3-фазная 380/220 В, N=11 кВт, m=150 кг); седельный тягач КамАЗ-54115-15 с бортовым полуприцепом СЗАП-93271 (грузоподъемность Q=25,0 т); сварочный генератор (Honda) EVROPOWER ЕР-200Х2 (однопостовый, бензиновый, Р=200А, Н=230 В, вес m=90 кг); (длина стрелы =18,0 м, вес Р=60,0 т, гидромолот JUNTTAN HHK7A с массой ударной части m=7,0 т, частота ударов от 40 до 100 ударов в минуту, регулируемая высота подъёма от 0,1 до 1,2 м, общая масса молота 10,23 т); автомобильный стреловой кран КС-45717 (грузоподъемность Q=25 т).

Рис.1. Грузовые характеристики автомобильного стрелового крана КС-45717

Рис.2. Седельный тягач КамАЗ-54115-15 + полуприцеп СЗАП-93271

Рис.3. Электростанция Honda ET12000

Рис.4. Генератор EVROPOWER ЕР-200Х2

Рис.5. Сваебойный агрегат JUNTTAN PM 25

2.5. Для забивки свайного поля применяются железобетонные составные сваи С120.35+С130.35 (длина =25 м, масса сваи m=1,47+1,60 т) по ГОСТ 19804-91 ; электроды 4,0 мм Э-42 по ГОСТ 9466-75 .

Рис.6. Железобетонная составная свая

2.6. Работы по забивке железобетонных составных свай сечением 350х350 мм следует выполнять, руководствуясь требованиями следующих нормативных документов:

III. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

Состояние строительной площадки, передаваемой Заказчиком, должно соответствовать условиям договора, требованиям раздела 4 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений и иных документов, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Строительная площадка считается подготовленной к сваебойным работам, если выполнена расчистка и планировка площадки, устроены въезды и выезды из котлована, оборудовано освещение, площадка обеспечена электроэнергией.

3.4.3. Элементы свай с завода-изготовителя доставляются на приобъектный склад седельным тягачом КамАЗ-54115-15 с полуприцепом СЗАП-93271 .

3.4.4. Разгрузку и складирование элементов свай на приобъектном складе производят в зоне действия монтажного крана с помощью рабочих, входящих в состав бригады монтажников.

Запрещается сбрасывать элементы свай с транспортных средств или волочить их по любой поверхности. Во время погрузки следует применять стропы из мягкого материала. При отсутствии монтажных петель сваи стропят петлей-удавкой в местах, обозначенных на заводе-изготовителе. Канат при этом не должен иметь узлов и перекруток. Для предохранения каната от перегибов и перетирания под ребра свай следует положить стальные подкладки.

При погрузочно-разгрузочных работах, транспортировании и хранении железобетонные сваи необходимо оберегать от механических повреждений.

В зоне работ сваебойного агрегата должно быть необходимое количество свай, уложенных в местах, предусмотренных проектом производства работ. При этом должна быть обеспечена возможность подъема и установки свай на место забивки без перетаскивания их волоком и без дополнительного перемещения сваебойного агрегата.

Рис.8. Складирование элементов свай на строительной площадке

3.4.5. Складируют сваи на открытых, спланированных площадках с покрытием из щебня или песка (h=5…10 см) в штабелях, в горизонтальном положении, с одинаковой ориентацией торцов свай (см. рис.9).

Рис.9. Схема складирования свай в штабель

Между горизонтальными рядами свай (при складировании и транспортировании) должны быть уложены прокладки, расположенные рядом с подъемными петлями, или в случае отсутствия петель в местах, предусмотренных для захвата свай при их транспортировании.

Прокладки между сваями укладываются одна над другой строго по вертикали. Ширина прокладки назначается с учетом прочности древесины на смятие. Толщина прокладки должна обеспечивать наличие зазора от верха монтажной петли не менее 20 мм и быть не менее 25 мм. Высота штабеля свай не должна превышать ширину штабеля более чем в два раза и не должна быть более 2,5 м.

Зоны складирования разделяют сквозными проходами шириной не менее 1,0 м через каждые два штабеля в продольном направлении и через 25 м в поперечном. Для прохода к торцам изделий между штабелями устраивают разрывы, равные 0,7 м.

Необходимый запас конструкций определяют в зависимости от производственной потребности, дальности перевозки и условий поступления конструкций. В промышленном строительстве запас времени между поставкой и монтажом конструкций принимают до двух недель. При определении запаса конструкций учитывают также необходимость резерва на случай непредвиденных задержек в поставках и время, необходимое на комплектование конструкций.

3.4.6. На каждой свае наносится краской ее порядковый номер и длина, а также разметка по длине от острия сваи к голове на той части, которая будет возвышаться над землёй после установки на грунт. Разметку следует выполнять несмываемой краской на видимой при погружении стороне сваи через 0,5 м, от ее нижнего торца, с выделением метровых рисок числами, обозначающими расстояние. Для последующего контроля длины каждой сваи глубина ее погружения в грунт и абсолютная отметка поверхности грунта у сваи должны быть занесены в журнал забивки свай.

3.4.7. Положение разбивочных осей свай фиксируется струнами из стальной проволоки, натягиваемыми по осям на обноске, переносится на дно котлована с помощью отвесов, опускаемых с натянутых струн.

Выполненные разбивочные работы необходимо предъявить представителю технического надзора Заказчика для осмотра и документального оформления путем подписания Акта разбивки свайного поля на местности в соответствии с Приложением 2 , РД 11-02-2006 .

Рис.10. Инвентарная обноска

3.4.8. Для повышения трещиностойкости железобетонные сваи рекомендуется пропитывать составами на основе нефтебитума. Необходимость нанесения защитного покрытия на сваи устанавливается проектной организацией в зависимости от местных условий.

3.4.9. Завершение подготовительных работ фиксируют в Общем журнале работ (Рекомендуемая форма приведена в РД 11-05-2007) и должно быть принято по Акту о выполнении мероприятий по безопасности труда, оформленного согласно Приложению И , СНиП 12-03-2001 .

3.5. Организация работ по забивке свай

3.5.1. Подтягивание и подъем сваи автомобильным стреловым краном КС-45717 на сваебойный агрегат JUNTTAN PM 25 с одновременным заведением ее головной части в гнездо наголовника в нижней части молота.

Подъем свай квадратного сечения на копер следует производить стропом, закрепленным за сваю у фиксирующего штыря или у верхней подъемной петли, если это допускается требованиями рабочих чертежей на сваи конкретного типа, при этом строповка непосредственно за подъемную петлю или штырь запрещается.

Рис.11. Схемы строповки свай

1 - строп 4-ветвевой грузоподъемностью 10 т и длиной стропа 6 м; 2 - монтажная петля; 3 - дизель-молот; 4 - трос на блок стрелы копра; 5 - строп универсальный канатный грузоподъемностью 3,2 т и длиной стропа 4 м

Примечание. Сваи длиной 7 м и более при подъеме на копер стропуются возле специального штыря, выступающего из тела сваи.

При спланированной поверхности строительной площадки допускается перемещение сваи к сваебойному агрегату волоком на расстояние не более 6 м, через нижний отводной блок.

3.5.2. Установка сваи в направляющих в месте забивки.

3.5.3. После установки сваи на точку забивки отклонение острия сваи от проектного положения в плане должно быть не более 1 см. Копровая стрела и свая должны быть приведены в вертикальное положение с соблюдением соосности сваи и молота.

3.5.4. Начало погружения нижнего элемента сваи должно производиться сначала несколькими легкими, одиночными ударами с небольшой высоты падения ударной частью молота, с последующим увеличением силы ударов до максимальной. При этом особенно необходимо следить за правильным положением элемента как в плане, так и по вертикали.

К полной забивке можно переходить только после того, как будет обеспечено погружение элемента в заданной точке и в заданном направлении.

При отклонении положения сваи от вертикали более чем на 1% сваю выправляют подпорками, стяжками и т.п. или извлекают и забивают вновь.

3.5.5. В процессе забивки элементов сваи должно вестись наблюдение за соответствием скорости погружения характеру грунтовых напластований. Быстрое погружение сваи, когда ее острие проходит плотные слои грунта, может свидетельствовать об ее изломе. В этом случае следует прекратить забивку и вызвать представителя проектной организации для принятия соответствующего решения.

3.5.6. Наращивание сваи и соединение элементов между собой производится по мере погружения каждого предыдущего элемента ССН на высоту 0,7-1,0 м от поверхности грунта. Соединение нижней и верхней свай производится посредством электродуговой сварки закладных деталей. Схема выполнения сварного соединения стыка составной сваи приведена на рис.7.

Рис.12. Сварной стык составной сваи

1 - металлические обоймы стыка, забетонированные в верхний и нижний элементы составной сваи (выполнены из уголка); 2 - свая железобетонная квадратного сечения (350x350 мм)

Рис.13. Схема сварного соединения стыка составной железобетонной сваи

1 - погружение нижнего элемента составной сваи (ССН); 2 - установка верхнего элемента составной сваи (ССВ) с совмещением продольных осей элементов; 3 - обваривание закладной детали для соединения оголовков и стыка составных элементов по периметру электродами УОНИ-13/55 (сварной шов должен быть по ГОСТ 5264-89); 4 - установка, фиксирование 4-х закладных пластин размером 150х200х8 мм, Ст.3 и обваривание их по периметру (сварной шов должен быть по ГОСТ 5264-89); 5 - обработка металлических оголовков, закладных пластин и сварных швов антикоррозийной мастикой "МАГИР"

3.5.7. Защитное антикоррозийное покрытие необходимо наносить механизированным способом после завершения операций, связанных со стыковкой элементов свай, до погружения сваи в грунт. Защитное покрытие из антикоррозийной мастики "МАГИР" наносится на внешнюю поверхность металлических оголовков, закладных пластин и сварных швов. В процессе выполнения антикоррозийной защиты необходимо вести исполнительную документацию в соответствии с указаниями СНиП 3.04.03 .

3.5.8. В процессе забивки составных свай особое внимание должно быть уделено техническому состоянию молота, так как для передачи на сваю всей энергии удара продольные оси ударной части молота и элемента свай должны совпадать, т.е. удар должен быть центральным.

3.5.9. В случае, если при забивке составной сваи нижний элемент отклонился от проектного положения, необходимо:

Чтобы ось молота совпала с осью сваи, если позволяет конструкция стрелы в соответствии с наклоном сваи;

Либо передвинуть копер и продолжать забивку сваи в данном положении.

3.5.10. Забивка свай молотами должна производиться с применением наголовников, оснащенных деревянными прокладками, соответствующими поперечному сечению сваи. Зазоры между боковой гранью сваи и стенкой наголовника не должны превышать 1 см с каждой стороны.

3.5.11. Передвижение копровой установки и срезание сваи по заданной отметке. Верх железобетонных свай срубают отбойным молотком, арматуру срезают газовой резкой. Обнажившуюся арматуру затем сваривают с арматурой ростверка.

Рис.14. Последовательность работ при забивке составных свай

ССН - составная свая нижняя; ССВ - составная свая верхняя; РИС.32 - стык свай 1. Забитая нижняя свая (ССН). 2. Соединение нижней и верхней свай на сварке. 3. Окончательное погружение составной сваи

3.5.12. Когда закончена забивка свай, необходимо определить взаимное положение их рядов и расстояния между сваями, а также сделать запись в журнале поэтапной приемки или составить акт с исполнительным чертежом.

3.6. Выполненные работы по забивке свай необходимо предъявить представителю технического надзора Заказчика для осмотра и документального оформления путем подписания Акта освидетельствования ответственных конструкций в соответствии с Приложением 4 , ;

4.2. Контроль качества строительно-монтажных работ осуществляется специалистами с привлечением аккредитованной строительной лаборатории, оснащенной техническими средствами, обеспечивающими необходимую достоверность и полноту контроля, и возлагается на производителя работ или мастера, выполняющего работы по забивке свай.

4.3. Строительный контроль качества работ включает в себя входной контроль проектной рабочей документации и результатов инженерных изысканий, а также качество выполненных предшествующих работ, операционный контроль строительно-монтажных работ, производственных процессов или технологических операций и приемочный контроль выполненных работ с оценкой соответствия.

4.4. Входной контроль

4.4.1. Входной контроль проводится с целью выявления отклонений от требований проекта и соответствующих стандартов. Входной контроль поступающих на объект строительных материалов, конструкций и изделий осуществляется:

Регистрационным методом путём анализа данных, зафиксированных в документах (сертификатах, паспортах, накладных и т.п.);

Внешним визуальным осмотром (по ГОСТ 16504-81);

При необходимости - измерительным методом с применением средств измерения (проверка основных геометрических параметров), в т.ч. лабораторного оборудования;

Контрольными испытаниями в случаях сомнений в правильности характеристик или отсутствии необходимых данных в сертификатах и паспортах заводов-изготовителей.

4.4.2. Входной контроль поступающих материалов осуществляет комиссия, назначенная приказом директора строительной организации. В состав комиссии включают представителя отдела снабжения, линейных ИТР и Производственно-технического отдела. Организация входного контроля закупаемой продукции и материалов проводится в соответствии с инструкциями:

4.4.3. При входном контроле рабочей документации проводится проверка ее комплектности и достаточности в ней технической информации для производства работ.

При входном контроле рабочей документации её проверку производят работники Технического и Производственного отделов строительной организации.

Замечания по Проектно-сметной документации и Организационно-технологической документации оформляются в виде заключения для предъявления через заказчика проектной организации. Принятая документация направляется на строительную площадку с отметкой "К производству работ" и подписью главного инженера.

4.4.4. При входном контроле проектной документации проверяются:

Комплектности проектной и входящей в её состав рабочей документации в объеме, необходимом и достаточном для производства работ;

Наличие согласований и утверждений;

Наличие ссылок на нормативные документы на материалы и изделия;

Наличие требований к фактической точности контролируемых параметров;

Условия определения с необходимой точностью предлагаемых допусков на размеры изделий и конструкций, а также обеспечение выполнения контроля указанных в проектной документации параметров при установке изделий и конструкций в проектное положение, наличие указаний о методах и оборудовании для выполнения необходимых испытаний и измерений со ссылкой на нормативные документы;

Произошла ошибка

Платеж не был завершен из-за технической ошибки, денежные средства с вашего счета
списаны не были. Попробуйте подождать несколько минут и повторить платеж еще раз.

На данной странице представлена детальная информация по составным железобетонным сваям. Вы узнаете сферу применения данных конструкций, их классификацию согласно ГОСТ, маркировку и специфику погружения составных изделий.

Наша компания производит поставку и забивку свай , в том числе и составных железобетонных свай. Для заказа поставки или забивки, воспользуйтесь формой внизу сайта.

Сфера применения составных свай

Составные сваи - многосекционные железобетонные конструкции, состоящие из нескольких соединяющихся элементов. Такие сваи позволяют создать опору максимальной длины (до 36 метров), что невозможно сделать используя цельные сваи по причине ограниченных возможностей копровых установок .

Любая железобетонная свая, используемая в качестве опорной части фундамента, должна углубляться до уровня высокоплотных грунтов. Если подошва сваи будет располагаться в почве с недостаточной несущей способностью фундамент дома не получит требуемой устойчивости, что приведет к его усадке под весом здания.


Рис:

Необходимость использования составных свай возникает в случаях, когда верхний слой неустойчивого грунта на территории строительного участка обладает большей толщиной, чем максимальная длина цельных железобетонных свай.

Важно : к неустойчивым грунтам, на которые не допускается опирание подошвы сваи, относятся торфяники и заторфованная почва, илистые грунты, сильносжимаемая и текучая глинистая почва. В таких грунтовых условиях ни один фундамент кроме свайного не будет обладать достаточной несущей способностью и устойчивостью.

Также составные сваи широко применяются при реконструкции уже существующих свайных оснований. Их использование позволяет усилить фундамент посредством забивки дополнительных опор на объектах с ограниченным пространством, которое не позволяет использовать цельные сваи. В таком случае используются минимальные по размеру составные конструкции с пятиметровыми секциями.



Составные железобетонные изделия позволяют обустраивать свайные фундаменты на объектах, транспортировка к которым длинномерных свай невозможна ввиду ограниченных дорожно-транспортных условий. Также такие конструкции широко используются строительными компаниями не обладающими копровыми установками , способными забивать сваи длиной свыше 12 метров (стандартная граница функциональности большинства колесных сваебойных копров)

Особенности конструкции составных свай

Составные сваи, производимые согласно действующих стандартов ГОСТ, состоят из двух стыкующихся частей - верхней и нижней. Такие сваи могут обладать следующими сечениями:
  • 30*30 см - длина свай данного сечения варьируется в пределах от 14 до 24 метров;
  • 35*35 см, 40*40 см - длина от 14 до 28 метров;
Длина верхней и нижней части составных свай может отличаться. В изделиях сечением 30*30 см. длина нижней части начинается от 7 метров и с шагом в 1 м. увеличивается до 12 метров, в сваях 35*35 и 40*40 см. минимальная длина нижней секции 8 м., максимальная - 14 метров. Размеры верхних секций у свай 30*30 см. варьируются в диапазоне от 5 до 12 м, у свай 35*35 и 40*40 - от 6 до 14 метров.



Рис

Важно : на погружаемом в грунт конце нижней секции составной сваи присутствует острие, предназначенное для увеличения эффективности проходки почвы в процессе забивки либо вдавливания . Стыкующиеся части секций оборудованы соединительными элементами.

Стыковка сваи может выполняться несколькими способами (смотреть на рис. ниже ):

  • Сварочным соединением закладного стакана (1, 2, 3);
  • Сварочным соединением листовой накладки из стали, обжимающей ствол сваи (4);
  • Болтовым соединением обжимающих элементов (6);
  • Нефиксированным опиранием в шпоночных выступах (8) либо через кондуктор (5), также возможно применение герметизирующей ленты (10);
  • Фиксацией выступающей арматуры в посадочном отверстии нижней части сваи с помощью высокопрочного строительного клея (9)
  • Соединением с помощью откидного замка (7);
  • Штифтовым соединением (12).


Рис

Важно : Наиболее надежными и устойчивыми к деформационным нагрузкам методами соединениями составных свай принято считать стыковку посредством сварки закладного стакана и штифтовый способ.

Составные сваи подлежат обязательному армированию продольным армокаркасом, для изготовления которого используются стержни класса А2 и А3 диаметром от 13 до 20 мм. Поперечное укрепления ствола выполняется посредством металлических сеток из проволоки класса B-1, минимальный диаметр - 5 мм.

Для формирования тела свай используется тяжелый бетон классом не ниже М200. В качестве заполнителя используется мелкофракционный щебень диаметром не более 40 мм.




Армирование составных свай может выполняться по технологии предварительного натяжения, при которой арматурный каркас перед заливкой формы бетоном растягивается с помощью гидравлических домкратов. После схватывания бетонной смеси домкраты отпускают арматурные прутья, которые сжимаются до исходных размеров и уплотняют бетон. Сваи , изготовленные по данной технологии, обладают максимальной устойчивостью к нагрузкам на изгиб и сжимающим воздействием.

Типы и маркировка составных свай согласно ГОСТ

Общие технологические требования по производству и качеству составных свай приведены в стандарте ГОСТ №19804 "Сваи железобетонные ", согласно положениям которого выделяют составные изделия следующих типов:
  • Сваи сплошного квадратного сечения;
  • Полые сваи круглого сечения;
  • Сваи-оболочки.
Для каждого типа составных свай предусмотрены отдельные нормативные документы:
  • ГОСТ №19804.6-83 - требования к полым сваям круглого сечения и сваям-оболочкам с ненапрягаемым арматурным каркасом;
  • ГОСТ №19804.91 - сваи оболочки с напрягаемым и ненапрягаемым арматурным каркасом, применяющиеся во всех сферах строительства, кроме гидротехнического;
  • ГОСТ №19804-2012 - сваи квадратного сечения с ненапрягаемым и напрягаемым арматурным каркасом.


Рис

Согласно положениям строительных стандартов все составные сваи обладают унифицированной маркировкой типа С260.35.СВ, в которой:

  • С - свая железобетонная сплошного квадратного сечения (СП - квадратная с внутренней полостью, СК - круглая с внутренней полостью, СО - свая-оболочка);
  • 260 - общая длина составных секций сваи (дм);
  • 35 - сечение ствола (см);
  • СВ - тип соединения, в данном случае сварной стык.
Индивидуальной маркировке подлежат отдельные составные части сваи. В дополнение к вышеприведенным обозначениям в их маркировке присутствуют аббревиатуры, указывающие на часть секции (ВС - верхние, НС - нижние) и цифра, указывающая на способ армирования сваи:
  • 1 - 12 мм, А2 (12 диаметр, А2 - класс используемой арматуры);
  • 2 - 12 мм, А3;
  • 3 - 14 мм, А3;
  • 4 - 16 мм, А3;
  • 5 - 18 мм, А3;
  • 6 - 20 мм, А3.


Рис

Технология погружения составных свай

Составные сваи погружаются в грунт по технологии ударной забивки, для реализации которой используются дизельные либо гидравлические молоты. Строго запрещается применение вибропогружателей , поскольку сварные соединения стыкующихся элементов в процессе вибрационных воздействий деформируются, вследствие чего свая теряет целостность и стает непригодной к эксплуатации.

Важно : для облегчения проходки высокоплотной почвы либо при забивке свай на участках, где в грунте присутствует пласт песка толщиной свыше 2 метров, применяется технология лидерного бурения . Данный метод значительно уменьшает сопротивление грунта погружаемой конструкции, что важно при забивке составных свай на глубину свыше 20 метров.



Для реализации погружения составных свай рационально использовать дополнительный экскаватор с крановой стрелой, который подает сваи с расходного склада к копровой установке . При таком подходе свайные работы значительно ускоряются, поскольку сваебойная машина не осуществляет дополнительных перемещений по строительной площадке.


Рис

Технология забивки составных свай реализуется в следующей последовательности:

  • Выполняется строповка нижней части сваи, после чего ствол поднимается в воздух и вертикально устанавливается на месте забивки;
  • Голова сваи подводится под наголовник сваебойного молота, который оборудован подбабком - проставочной деталью, которая предотвращает деформацию закладного стакана сваи в процессе забивки. Далее дизель молот опускается по направляющим копровой мачты и фиксируется на свайном столбе;
  • Производится выверка вертикальности сваи и центрирование ее оси по отношению к оси ударной части дизель-молота;
  • Первые удары по стволу сваебойный молот наносит на мощности в 20-25% от максимальной, что необходимо для правильного позиционирования сваи на начальном этапе погружения;
  • После углубления сваи на 1.5-2 метра начинается забивка свай на полной мощности, которая выполняется до момента, пока голова секции не будет возвышаться над грунтом на уровне 30-50 см;
  • Вторая секция сваи присоединяется погруженному стволу. На данном этапе крайне важна точность перемещения сваи, позиционировать конструкцию в воздухе оператору копровой мачты помогает сторонний наблюдатель;


Рис

  • Стык закладных стаканов фиксируется посредством электродуговой сварки, после чего выполняется забивка составной сваи до наступления проектного отказа.

Важно : сварной шов закладного стакана должен покрываться антикоррозийной грунтовкой, которая предотвращает разрушение соединения под воздействием грунтовых вод.



Рис

Услуги по погружению составных свай

Строительная компания "Установка-Свай " предлагает услуги по забивке составных свай длиной до 24 метров. Для выполнения работ мы используем высокопродуктивную копровую технику, которая способна забивать до 30 свай в течении одной рабочей смены. Наш персонал состоит из квалифицированных специалистов, обладающих многолетним опытом свайных работ.

Также мы готовы обеспечить поставку качественных составных свай и провести испытания их фактической несущей способности динамическим либо статическим методом. Все работы мы выполняем качественно и сдаем строго в оговоренный срок.

Чтобы уточнить интересующие вас детали обращайтесь к представителям компании по контактным телефонам, либо воспользуйтесь формой "Отправить заявку " и мы сами свяжемся с вами.