Пол

В кнр действует однопартийная система. Особенности партийной системы. Важнейшие общественные организации Китая

В кнр действует однопартийная система. Особенности партийной системы. Важнейшие общественные организации Китая

Партийная система КНР по внешним формальным признакам может считаться многопартийной. Уже к началу 1950-х гг. здесь сложилось 8 политических партий, помимо КПК, которые назывались демократическими. Ни одна из этих партий ни по отдельности, ни вместе взятые никогда не были в оппозиции к КПК

Исключением может считаться период весны–лета 1956 г., когда в ходе критической кампании в печати, провокационно санкционирован-ной, как всегда руководством компартии, лидеры ряда демократических партий выступили с определенными претензиями на власть. Были даже предложения объединиться всем демократам в единую оппозиционную партию, способную стать реальной альтернативой коммунистам. Такие претензии закончились печально для отдельных руководителей партий.

Помимо Коммунистической, в КНР существуют следующие партии:

1. Ассоциация демократического национального строительства Китая (АДНСК). Основана в 1945 г. Насчитывает около 70 тыс. членов. Основной состав – специалисты в области промышленности и торговли. Важное место в деятельности Ассоциации отводится организации экономических консультаций, разработке рекомендаций по совершенствованию управления народным хозяйством, подготовке специалистов в этой области, оказанию помощи в трудоустройстве молодежи. Председатель партии – Чэн Сывэй.

2. Ассоциация содействия развитию демократии Китая (АСРДК). Создана в 1945 г. Объединяет представителей культуры, деятелей литературы, преподавателей в количестве 65 тыс. членов. Партия ставит задачу активно разворачивать движение интеллектуальной помощи наиболее отсталым районам, налаживать консультационную службу, организовывать лектории, создавать школы. Председатель партии – Сюй Цзялу.

3. Демократическая лига Китая (ДЛК). Основана в 1941 г. Является самой крупной демократической партией страны, насчитывает свыше 131 тыс. членов, также, в основном представителей науки, культуры, образования. Одна из основных целей партии – активное участие в создании в Китае социальной, материальной и духовной культуры. Председатель Лиги – Дин Шисунь.



4. Крестьянско-рабочая демократическая партия Китая (КРДПК). Создана в 1947 г. Насчитывает около 65 тыс. членов, в основном представителей медицины и здравоохранения. Возглавляет партию Цзян Чжэнхуа.

5. Лига демократического самоуправления Тайваня (ЛДСТ). Действует с 1947 г. Большая часть членов партии – уроженцы Тайваня, проживающие в КНР. Главным направлением деятельности Лиги является развитие широких связей с тайваньскими соотечественниками, установление взаимопонимания с ними, содействие воссоединению Тайваня с Китаем. Многие члены партии являются депутатами парламента страны – Всекитайского Собрания народных предста-вителей или СНП провинциального уровня, членами НПКСК. Председатель Центрального комитета ЛДСТ – Чжан Кэхуэй.

6. Революционный комитет Гоминьдана (РКГ). Основан в 1948 г. Насчитывает свыше 53 тыс. членов. Основной контингент партии – лица, имеющие исторические связи с Гоминьданом. Главное направление деятельности – содействие «ускорению завершения великого дела объединения родины», пропаганда и последовательное проведение в жизнь курса КПК на «возвращение Тайваня в лоно родины», всемерное развитие связей с соотечественниками на Тайване и за рубежами страны, содействие претворению в жизнь концепции «одно государство – две системы». Председателем партии является Хэ Лули.

7. Общество 3 сентября . Создано в 1944 г., а название получило в 1945 г. в честь дня победы над японцами. Более 68 тыс. членов. Возглавляет общество У Цзепин.

8. Китайская партия стремления к справедливости (Чжигундан). Основана еще в 1925 г. Первоначально была организацией, созданной живущими за пределами страны китайцами. Реорганизована в 1947 г. В настоящее время большинство из 16 тысяч членов партии составляют репатрианты и родственники китайцев, живущих за пределами КНР. Основным направлением деятельности организации является поддержание контактов с зарубежными китайцами, содействие государственным организациям, ведающими делами эмигрантов, работа с репатриантами. Члены партии содействуют импорту технологий, приглашению зарубежных китайских ученых и специалистов для чтения лекций, оказывают помощь иностранным китайцам при создании ими предприятий в КНР. Председатель партии – Ло Хаоцай. Известно, что некоторые члены демократических партий одновременно являются и членами КПК.

Важнейшим и фундаментальным партийно-политическим институтом в КНР является система так называемого многопартийного сотрудничества и политических консультаций, которая задействуется при принятии наиболее существенных решений. Данный институт действует под руководством КПК.

Практикуются две формы многопартийного сотрудничества и политических консультаций:

1) Народный политический консультативный совет Китая (НПКСК) и

2) консультативные совещания и собеседования, созываемые по инициативе Центрального и местных комитетов КПК с участием представителей других партий и беспартийных.

В 1949 г. демократические партии были объединены в рамках Единого фронта – Народного политического консультативного совета Китая (НПКСК). Сюда же вошли общественные организации, представители различных национальностей, а также китайцев, проживающих за границей. Основным постоянным органом НПКСК является Постоянный комитет всекитайского совета. Председателем его после 2002 г. был избран Цзя Циньлинь.

НПКСК не является государственным органом и отличается от обычных общественных организаций. Комитеты НПКСК всех уровней проводят раз в год пленарные заседания, а в период между сессиями привлекают своих членов для участия в различного рода деятельности: в социологических обследованиях, консультациях по важным вопросам государственной политики, проблем местного значения. Члены комитетов могут высказывать свои мнения, рекомендации и критические замечания. Тем самым как бы осуществляется «демократический контроль» за деятельностью правительства и проведением в жизнь Конституции и законов КНР.

Консультативные совещания, на которых обсуждаются важные государственные вопросы, обычно созываются руководителями КПК раз в год. На них приглашаются ответственные лица всех партий и беспартийные представители. Консультативные собеседования проводятся раз в два месяца. И на совещании, и на консультациях руководители ЦК КПК информируют участников встреч о тех или иных вопросах, заслушивают их мнения.

В апреле 2005 г. был принят новый документ по многопартийному сотрудничеству – «Соображения ЦК КПК о дальнейшем усилении строительства системы многопартийного сотрудничества», который и определяет порядок «политического участия» во власти демократических партий и беспартийных.

Таким образом действует формула о многопартийном сотрудничестве, которая закреплена в Конституции. Демократические партии КНР считаются участвующими во власти, но нынешний уровень такого участия намного ниже, чем в первые годы социализма. Тогда не коммунисты занимали немало важных государственных постов и в правительстве, и в Административном совете, в судах. В настоящее время не члены КПК занимают гораздо меньше руководящих постов, причем не самых высоких и важных, хотя они есть и среди заместителей Председателя Верховного народного суда, Генерального прокурора, министров, вице-губернаторов провинций. Более всего лидеров демократических партий представлено в Постоянном комитете ВСНП.

Тем не менее, аналитики отмечают, что политический вес некоммунистических деятелей вырос при правлении Дэн Сяопина и последующих поколений руководства КПК, в первую очередь, за счет установления политического обычая предварительного консультирова-ния с демократическими партиями и деятелями до принятия важнейших государственных решений. Кроме того, у них запрашивается мнение по документам, намечаемых для обсуждения и принятия на партийных съездах и пленумах, по кадровым назначениям, проектам важных законов и др. Иногда представители других партий становятся инициаторами некоторых общественно-политических акций (освоение зоны дельты Янцзы). Как полагает Л.М. Гудошников, во всем этом просматривается поиск коммунистами взаимодействия и компромисса с социальными слоями, не совсем принимающими собственно коммунис-тическую идеологию, но разделяющими идею «социализма с китайской спецификой».

Вопросы и задания:

1. Какие факторы обеспечивают сохранение у КПК высокого авторитета в обществе?

2. Каковы основные факторы и принципы, обеспечивающие КПК роль гегемона в китайском обществе?

3. Почему при наличии нескольких политических партий нельзя считать партийную систему КНР многопартийной?

Арсланов Г. Реформы в Китае: смена поколений на политическом олимпе // Азия и Африка сегодня. – 2002. – № 4.

Буров В. Собственным путем. ХVI съезд КПК и социально-экономическое развитие Китая // Свободная мысль ХХI. – 2003. – № 1.

Галенович Ю.М. Наказы Цзян Цзэминя. – М.: Муравей, 2003.

Гудошников Л.М. Эволюция политических институтов Китая во второй половине ХХ и начале ХХI вв. // Политические системы и политические культуры Востока. Отв. Ред. А.Д. Воскресенский – М.: «Восток-Запад, 2006.

Китай: угрозы, риски, вызовы развитию. Под ред. В.В. Михеева. – М.: Московский Центр Карнеги, 2005.

Мамаева Н.Л. КПК на современном этапе развития (конец ХХ –начало ХХI века) // ПДВ. – 2006. – №2.

Михеев В.В. Стратегия «стабильности» (об итогах ХVI съезда КПК) // Аналитические записки ИПМИ. Т.1. №3. – М., 2002.

Михеев В.В. Демократизация Китая: уровень, проблемы, тенденции //МЭиМО. – 2006. – № 7.

Мэнион М. Политическая система Китая // Сравнительная политология сегодня. Мировой обзор. – М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 2002.

Китайский рывок: оценки на Западе //Социальные и гуманитарные науки за рубежом. Реферативный сборник. «Востоковедение и африканистика». – 2005. – № 1.

Партия в эволюции политической системы в КНР // Социальные и гуманитарные науки за рубежом. Реферативный сборник. «Востоковедение и африканистика». – 2006. – № 2.

Первый год нового руководства КНР: итоги, проблемы, перспективы. Материалы «круглого стола» редакции журнала «Проблемы Дальнего Востока // ПДВ. – 2004. – № 3–4.

Портяков В.Я. От Цзян Цзэмина к Ху Цзиньтао: Китайская Народная Республика в начале XXI в. М.: ИДВ РАН, 2006.

Портяков В.Я. Китайская Народная Республика в 2006 году // ПДВ. – 2007. – № 2.

Портяков В.Я. От Цзян Цземиня к Ху Цзиньтао: Китайская Народная Республика в начале ХХI в. – М.: ИДВ РАН, 2006.

Решения ХVI съезда Компартии Китая. Материалы «круглого стола» редакции журнала «Проблемы Дальнего Востока // ПДВ. – 2003. – №1.

Смирнов Д. 6-й пленум ЦК КПК 16-го созыва // ПДВ. – 2007. –

Степанова Г.А. Система многопартийного сотрудничества в Китайской Народной Республике. – М.: ИДВ РАН, 1999.

КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КИТАЯ

КПК была создана в июле 1921 г., сейчас насчитывает более 58 млн. членов. Генеральный секретарь Центрального Комитета КПК — Цзян Цзэминь.

В 1921 —1949 гг. Коммунистическая партия Китая руководила героической борьбой китайского народа, в результате которой было ниспровергнуто господство империализма, феодализма и компрадорской буржуазии и была провозглашена Китайская Народная Республика. Став правящей партией, КПК возглавила многонациональный китайский народ в деле защиты независимости и безопасности Родины. Под ее руководством был успешно осуществлен переход от новой демократии к социализму, развернулось крупномасштабное плановое социалистическое строительство, в ходе которого экономика и культура страны достигли небывалого уровня развития.

В сентябре 1997 г. состоялся XV Всекитайский съезд Коммунистической партии Китая, который утвердил теорию Дэн Сяопина в качестве руководящей идеи партии, выдвинул основную программу партии на начальной стадии социализма. Съезд утвердил также основные цели и направления политики экономического, политического и культурного развития, четко указав, что нынешний этап, и первое десятилетие следующего века будут ключевым периодом в осуществлении модернизации Китая. Именно в течение этого периода необходимо продолжать содействовать коренному преобразованию экономической системы и моделей экономического роста, с тем чтобы сформировать сравнительно совершенную систему социалистической рыночной экономики и сохранить продолжительное, быстрое и здоровое экономическое развитие страны, заложить крепкий фундамент для осуществления модернизации в Китае в середине XXI века. На современном этапе Коммунистическая партия Китая возглавляет китайский народ в деле строительства социализма с китайской спецификой и прилагает усилия к достижению своей конечной цели — коммунизма.

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ

В Китае, помимо Компартии, имеются еще восемь политических партий, которые именуются демократическими партиями. Все эти партии с момента своего образования в разной степени сотрудничают с Компартией.

В период с мая 1948 г. до начала 1949 г. все демократические партии положительно откликнулись на призыв КПК созвать Народный политический консультативный совет Китая, вместе с КПК и другими демократическими деятелями приняли участие в созванной в сентябре 1949 г. первой пленарной сессии НПКСК. Сессия приняла «Общую программу», сыгравшую роль временной Конституции КНР, избрала Центральное народное правительство КНР. Таким образом родилась Китайская Народная Республика.

Со времени образования КНР демократические партии добросовестно участвовали в обсуждении и решении наиболее важных вопросов политической жизни государства. Многие их представители были избраны депутатами СНП и членами НПКСК разных уровней. В постоянных комитетах СНП, комитетах НПКСК и правительственных органах разных уровней, а также в экономических, культурных, народно-просветительных, научно-технических организациях представители демократических партий нередко занимают руководящие посты. Демократические партии Китая — это не партии-аутсайдеры и не оппозиционные партии. Они являются близкими партнерами КПК.

Придерживаясь принципов «длительное сосуществование, взаимный контроль, полная искренность друг к другу, готовность делить славу и позор», они участвуют в управлении политическими делами. Назовем эти восемь партий:

Революционный комитет Гоминьдана Китая создан в январе 1948 г., насчитывает более 53 тыс. членов. Председатель Центрального комитета РКГК — Хэ Лули. Членами РКГК и его окружением являются, главным образом, бывшие члены Гоминьдана и лица, исторически связанные с Гоминьданом.

Демократическая лига Китая создана в октябре 1941 г., насчитывает более 130 тыс. членов. Председатель Центрального комитета ДЛК — Дин Шисунь. Большинство членов ДЛК и ее окружение — представители высшего и среднего звеньев интеллигенции.

Ассоциация демократического строительства Китая создана в декабре 1945 г., насчитывает более 69 тыс. членов. Председатель Центрального комитета АДСК — Чэн Сывэй. Среди членов АДСК и ее окружения значительную часть составляют представители хозяйственных кругов, специалисты и научные работники соответствующего профиля.

Ассоциация содействия развитию демократии в Китае создана в декабре 1945 г., насчитывает более 65 тыс. членов. Председатель Центрального комитета АСРДК — Сюй Цзялу. Члены АСРДК и ее окружение — в основном люди умственного труда, работающие в области образования, культуры, науки и издательского дела.

Рабоче-крестьянская демократическая партия Китая создана в августе 1930 г., насчитывает более 65 тыс. членов. Председатель Центрального комитета РКДПК — Цзян Чжэнхуа. Среди членов РКДПК и ее окружения преобладает интеллигенция из сфер медицины, науки и техники, культуры и просвещения.

Китайская партия стремления к справедливости создана в октябре 1925 г., насчитывает более 15 тыс. членов. Председатель Центрального комитета — Ло Хаоцай. Среди членов этой партии и ее окружения преобладают реэмигранты, их родственники, деятели науки и специалисты, имеющие родственников за границей.

Общество «3 сентября» создано в декабре 1944 г., насчитывает более 68 тыс. членов. Председатель Центрального комитета — У Цзепин. Среди членов Общества «3 сентября» преобладают представители интеллигенции высшего и среднего звена, работающие в области науки, техники, культуры, просвещения, медицины и здравоохранения.

Тайваньская лига демократического самоуправления создана в ноябре 1947 г., насчитывает более 1600 членов. Председатель Центрального комитета ТЛДС — Чжан Кэхой. Члены и окружение этой партии в большинстве своем — выходцы с Тайваня, проживающие в континентальной части Китая.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Важнейшие общественные организации Китая:

Всекитайская федерация профсоюзов представляет собой высший руководящий орган, которому подчиняются местные и отраслевые профсоюзы всех ступеней. Создана в мае 1925 г., объединяет в общей сложности 102,119 млн. членов. Председатель Исполнительного комитета ВФП — Вэй Цзяньсин.

Всекитайская федерация молодежи представляет собой объединение всех молодежных организаций Китая. Основана в мае 1949 г. Федерация придерживается принципов коллективного членства, объединяя членов Коммунистического союза молодежи Китая, Всекитайской федерации студентов. Всекитайской христианской ассоциации молодых людей. Всекитайской христианской ассоциации молодых женщин, Всекитайской федерации молодых предпринимателей. Всекитайской федерации молодых предпринимателей сельских районов. Всекитайской ассоциации молодых научно-технических работников, Столичной ассоциации молодых редакторов и журналистов, Всекитайской ассоциации молодежи доброй воли. Общества китайской молодежи по содействию хозяйственному развитию, Всекитайского общества по изучению проблем молодежи, Федерации молодежи учреждений, непосредственно подчиненных Центральному Комитету КПК, Федерации молодежи центральных государственных учреждений, Всекитайской Федерации молодежи гражданской авиации, а также членов ассоциаций молодежи всех провинций, автономных районов и городов центрального подчинения. Председатель ВФМ — Лю Пэн. Костяком ВФМ является Коммунистический союз молодежи Китая, созданный в мае 1922 г. Это организация передовой молодежи Китая. Насчитывает 67,5 млн. членов. Первый секретарь Центрального комитета КСМК — Ли Кэцян.

Всекитайская федерация женщин — массовая общественная организация женщин всех национальностей и общественных кругов Китая, объединившихся во имя дальнейшей эмансипации. Создана в апреле 1949 г. Председатель Исполнительного комитета ВФЖ — Чэнь Мухуа. ВФЖ отстаивает права и интересы женщин (политические права, права на труд, на собственность, на образование, личные права, права в областях брака и семьи, а также особые права, основанные на физических особенностях женщин). В апреле 1992 г. 5-я сессия Всекитайского Собрания народных представителей 7-го созыва приняла «Закон о гарантиях прав и интересов женщин», знаменующий тот факт, что деятельность в этой сфере была поставлена на правовую основу.

Всекитайская ассоциация промышленников и торговцев — народная организация промышленных и торговых кругов Китая. Представляет собой народное коммерческое общество по развитию внутренних и внешних связей. Основана в октябре 1953 г. Председатель Исполнительного комитета — Цзин Шупин.

Китайское народное общество дружбы с зарубежными странами создано в мае 1954 г. с целью развития дружбы и взаимопонимания между китайским народом и народами всех стран мира. Общество от имени китайского народа поддерживает связь с организациями и деятелями всего мира, дружественно относящимися к Китаю. Оно осуществляет взаимный обмен и другие мероприятия, выполняя роль связующего звена в развитии дружбы между китайским народом и народами всего мира. Председатель общества — Ци Хуайюань.

Кроме вышеназванных, в Китае существуют и другие общественные организации:

  • Китайский союз работников литературы и искусства
  • Союз китайских писателей
  • Всекитайская ассоциация журналистов
  • Всекитайское научно-техническое общество
  • Всекитайская федерация возвратившихся на Родину китайских эмигрантов
  • Китайская ассоциация инвалидов
  • и другие.

PR политических партий в современной России

Обладая огромными возможностями в формировании общественного мнения, средства массовой информации играют важную роль в реализации задач паблик рилейшнз. Считается даже...

Особенности функционирования и развития современных политических партий

Политика как общественное явление

Важнейшими субъектами политических отношений в демократических странах являются политические партии. Они прошли долгий путь формирования и эволюции. В разнообразных формах группировки, фракции, клики существовали уже в ранних государствах...

Политическая система современной Сербии

В современных демократических государствах (или в государствах стремящихся к демократии) политическая жизнь может протекать по разному...

Политические деятели: дань моде или веленье времени

В украинской политике существует понятие «партия власти». Партия власти -- это, как правило, специально учреждённая партия, призванная поддерживать в парламентах курс действующего президента или премьер-министра...

Политические партии

Политическая партия (от лат. партис - часть чего-либо) - это организованная группа единомышленников...

Политические партии и общественно-политические движения: общее и особенное

Политические партии современных государств

Политические партии, их признаки и функции

Слово «партия» латинского происхождения и переводится как «часть». Задолго до формирования современных политических партий так называли группы, соперничающие между собой в сфере власти, либо во влиянии на власть...

Политические учения древности

Политические учения Древнего Китая (Конфуций, даосизм, легизм) Лао-цзы (VI в. до н. э.) - считается основателем даосизма, одного из наиболее влиятельных течений древнекитайской философской и общественно-политической мысли...

Политический PR структура и функции

От степени умения и желания работать со СМИ нередко зависит успех деятельности различных предпринимательских структур, органов власти, отдельных руководителей, политиков...

Политический строй Германии

Согласно Основному закону, функция политических партий - содействовать формированию политической воли народа. Выдвижение кандидатов на политические посты и организация предвыборной борьбы приобретают, таким образом...

Современное понимание демократии

Для защиты прав и свобод личности, народ сам формирует правительство, которое состоит из политических партий. Политические партии - это свободные организации, которые являются связующим звеном между народом и государством...

Современные политические партии и общественно-политические движения

Политической партией надо называть организованную группу людей, разделяющих общую политическую программу и стремящихся законным путем прийти к власти, поставив своего президента и сформировав свое правительство...

Феномен многопартийности в политической системе КНР

Помимо Коммунистической партии Китая, занимающей руководящее положение, существуют ещё 8 партий, называемых демократическими. К ним относятся: Демократическая Лига Китая, Революционный комитет Гоминьдана Китая...

Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык». № 3 (06). Сентябрь 2015 (http://ce.if-mstuca.ru)

УДК 321 ББК 66.3(4/8) Б24

А. В. Баринкова Иркутск, Россия Е. В. Кремнёв Иркутск, Россия

ПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА КНР В ТИПОЛОГИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ:

ОДНОПАРТИЙНОСТЬ ИЛИ НЕКОНКУРЕНТНАЯ МНОГОПАРТИЙНОСТЬ?

В статье рассматриваются основные типологии партийных систем и даётся анализ партийной системы КНР. Особое внимание уделено рассмотрению Народного политического консультативного совета Китая как особого органа системы многопартийного сотрудничества и политической консультации.

Ключевые слова: партийная система, однопартийная система, многопартийная система, система многопартийного сотрудничества и политической консультации, Народный политический консультативный совет Китая.

Barinkova Alyona Vadimovna Irkutsk, Russia Kremnyov Evgeny Vladimirovich

PARTY SYSTEM OF CHINA IN THE TYPOLOGY ASPECT:

ONE-PARTY SYSTEM OR NON-COMPETITIVE MULTIPARTY SYSTEM?

The article discusses the basic typology of party system and analyses the party system of China. Particular attention is paid to the Chinese People"s Political Consul-

© Баринкова А. В., Кремнёв Е. В., 2015

tative Conference as a special body of multi-party cooperation and political consultation.

Key words: party system; one-party system; multiparty system; multi-party cooperation and political consultation; Chinese People"s Political Consultative Conference.

На сегодняшний день существует немало типологий партийных систем, однако большинство из них были созданы еще во второй половине ХХ века, к тому же все наиболее распространённые типологии основаны на сформировавшихся в тот период партийных системах стран Европы и Америки, партийные системы стран Азии были исключены из изучения. Тем не менее, впоследствии данные типологии также были взяты за основу для изучения азиатских партийных систем. Между тем, партийная система КНР окончательно сформировалась к началу 80-х гг. ХХ века и уже тогда значительно отличалась не только от партийных систем Европы и Америки, но и от партийной системы СССР. В незначительной степени на неё повлияли и глобализационные процессы, к которым Китай присоединился с тех пор и продолжает активно присоединяться по сей день [Жеребцова, 2013].

Современное состояние партийной системы КНР можно описать через следующие характеристики:

1) официально существует 9 политических партий - КПК и 8 демократических партий;

2) Коммунистическая партия Китая является правящей, демократические - участвующими в политической жизни;

3) степень участия демократических партий в политической жизни страны строго определена законодательством;

4) идеологические разногласия между партиями отсутствуют;

5) оппозиция отсутствует и запрещена;

6) важным звеном партийной системы является Народный политический консультативный совет Китая, в который входят демократические партии, общественные организации и беспартийные деятели;

7) основу системы составляют сотрудничество между всеми участниками партийной жизни и консультации, а не конкуренция и борьба.

Указанные характеристики, совмещающие однопартийность и многопартийность, делают партийную систему КНР в некотором роде уникальной. Эти характеристики не в полной мере укладываются в существующие в настоящий момент типологии, что не позволяет однозначно типологизировать их как тот или иной вид партийной системы, которые были описаны в политологической науке в ХХ веке. В связи с этим, партийные идеологи КПК выводят свою формулу партийной системы КНР, называя её «системой многопартийного сотрудничества и политических консультаций под руководством Коммунистической партией Китая» [Пу Синцзу, 2003]. Данная формула закреплена как один из основных политических институтов в Конституции КНР [Конституция]. Подчеркивая отличие этой системы от других (в том числе в ответ на критику западных политологов и общественно-политических деятелей), китайские идеологи указывают на то, что она эффективно выполняет возложенные на неё функции, т. е. обладает рациональностью, что для китайцев является одним из основных критериев оценки, в том числе и общественно-политических явлений [Звездина, 2013].

В качестве основной задачи нашей статьи мы ставим попытку вписать партийную систему КНР в основные типологии партийных систем мира, чтобы определить ее место среди этих систем.

1. Место партийной системы КНР в типологии по количественным критериям

В основу классификации партийных систем Девюрже положен количественный критерий. В многопартийной системе, которую описывал М. Девюр-же, одного существования нескольких партий недостаточно, чтобы считать систему таковой, так как «многопартийность предполагает, что различные секто-

ры политической деятельности независимы и отдалены друг от друга, и только полностью тоталитарная концепция действительно четко устанавливает зависимость между проблемами» [Девюрже, 2002]. Таким образом, партийная система КНР согласно данной типологизации не может считаться многопартийной.

Однако однопартийная система в классификации М. Девюрже может существовать в трех видах: партиома с тоталитарной коммунистической партией, партиома с тоталитарной фашистской партией, партиома с единственной демократической партией, названная еще «потенциальной демократией», т. е. однопартийная система, эволюционирующая к многопартийной.

Коммунистическая партия Китая является правящей, при этом не является единственной партией в стране, а следовательно, не настолько тоталитарной, какой описывает коммунистическую партию в однопартийной системе Девюр-же. При полном подчинении всей политической жизни в Китае Коммунистической партии, факт существования не только демократических партий, но и успешно функционирующего Народного политического консультативного совета, делает эту систему не однозначно однопартийной. К тому же под такой однопартийной системой с тоталитарной коммунистической партией Девюрже понимает партийную систему СССР, где никогда не существовало никакой другой партии, кроме коммунистической. Проводимые НПКСК консультации Коммунистической партии КНР с различными демократическими партиями, а также встречи на высоком уровне и регулярные собеседования под председательством ЦК КПК с участием руководителей демократических партий и беспартийных деятелей являются немаловажным фактором взаимодействия КПК и демократических партий. Кроме того, КПК подчеркивает, что «политические консультации и демократический надзор являются важной составной частью партийно-государственной системы, это одно из главных средств КПК для более эффективного управления государством» [У Чжихуа, 2003], поскольку совместные дискуссии являются мощным инструментом в поисках путей решений задач [Макеева, 2012].

Таким образом, классификация Девюрже не учитывает феномен существования партийных систем, подобных китайской. Тем не менее, в данной классификации можно было бы выделить четвертый подтип однопартийной системы, который учел бы специфику КПК и всей партийной системы в целом, то есть подтипы однопартийной системы и вся классификация по количественным критериям в целом может выглядеть следующим образом:

1. Однопартийные системы:

Однопартийная система с тоталитарной фашистской партией;

Однопартийная система с единственной демократической партией;

Однопартийная система с тоталитарной коммунистической партией по типу СССР;

Однопартийная система с коммунистической партией по типу КНР.

2. Двухпартийные системы:

Американский бипартизм;

Английский бипартизм;

Латиноамериканский дуализм.

3. Многопартийные системы (существуют три и более партии).

2. Место партийной системы КНР в типологиях по смешанным количественно-качественным критериям

2.1. Типология по критериям поляризации и фрагментации

Дж. Сартори помимо количественного критерия для анализа партийных систем предложил использовать еще и качественные критерии поляризации и фрагментации (под полюсом партийной системы Сартори понимал притяжение родственных по идеологии партий, под фрагментацией - разделение партиомы на полюса и отдельные партии). Это позволило ему выделить семь типов партийных систем: однопартийная система, гегемонистская система, система с доминирующей партией, двухпартийная система, система ограниченного плюрализма, система крайнего плюрализма, атомизированная система .

К последним четырем системам партиома КНР не может быть отнесена, поскольку не обладает большинством признаков, приписываемых Сартори такого

рода системам. К однопартийной системе ее не позволяет отнести формальный количественный признак. Отметается и система с доминирующей партией, где не должны нарушаться демократические процедуры, регулярно проводятся выборы, все партии получают равные возможности для коммуникации с избирателями. В такой системе одна из партий, не создавая себе каких-либо искусственных преимуществ, регулярно, чаше всего абсолютно, побеждает на выборах, однако в государстве без каких-либо препятствий могут формироваться новые партии, которые выдвигают свои программы и могут сменить у власти доминирующую партию.

Таким образом, в классификации Дж. Сартори партийная система КНР ближе всего оказывается к гегемонистской, потому как в гегемонистской пар-тиоме допускается существование других, так называемых «подчиненных» партий. Но при условии, что гегемонии партии, находящейся у власти, не может быть брошен вызов. Особенностями таких систем являются: отсутствие формальной и фактической конкуренции за вхождение во власть, исключение возможности чередования правящих партий. «Гегемонистская партия остается у власти, нравится это или нет» , однако долгое, бессменное правление партии-гегемона ведет к срастанию ее с государственными структурами, бюрократизации и коррупции, что без смены политической системы может привести к изменению системы партийной.

Главное препятствие тому, чтобы однозначно назвать партийную систему КНР гегемонистской состоит в том, что, по мнению Сартори, партии в такой системе могут быть оппозиционными. В гегемонистской системе существуют свободные выборы, но механизм воздействия партии-гегемона на общество столь силен, что партии-конкурентки практически не имеют шансов на победу. В этом и состоит основное различие между просто однопартийной и гегемо-нистской системой: в первой у правящей партии нет соперниц, во второй они номинальны, но при определённых условиях могут стать реальными [Исаев, 2008].

Между тем, Коммунистической партии Китая не может быть брошен вызов от демократических партий, отсутствует как формальная, так и фактическая конкуренция за власть, исключена возможность чередования партий. Демократические партии в КНР не представляют собой ни коалицию правящих партий, не относятся к партиям оппозиционного характера, однако им предоставлена собственная роль в политических процессах в КНР при признании ими руководящей роли Компартии. Следует отметить, что, по мнению некоторых исследователей, сегодня их политическая роль значительно ниже, чем в первые годы после прихода к власти коммунистов: тогда представители демократических партий и общественных кругов занимали гораздо больше государственных должностей. В настоящее время некоммунисты занимают гораздо меньше высоких постов, несмотря на то, что их представители есть среди заместителей председателя верховного народного суда, генерального прокурора, министров, замов губернаторов провинций, а также члены руководства демократических партий заседают в Постоянном комитете ВСНП.

Вместе с тем, аналитики отмечают, что политическая роль демократических деятелей возросла с начала 80-х гг., в основном благодаря внедрению практики предварительного консультирования с представителями демократических партий и общественных организаций до принятия важнейших государственных решений [Сосковец, 2008]. Более того, у них запрашивается мнение по документам, намечаемым для обсуждения и принятия на съездах КПК или пленумах ЦК КПК, проектам решений по крупным вопросам политики и кадровым назначениям, проектам важнейших законов и других нормативных актов. В некоторых случаях демократические деятели инициируют важные политические изменения, например, усиление парламентской и научной дипломатии, и экономические проекты общегосударственного значения, например, создание экономической зоны освоения дельты реки Янцзы. Это указывает на поиск руководства КПК путей взаимодействия с социальными слоями, не воспринимающими полностью коммунистическую идеологию, но разделяющими идею «социализма с китайской спецификой», т. е. развитием различных форм собствен-

ности под государственным контролем. Но, конечно, в основном и главном работа КПК с демократическими партиями и беспартийными демократическими деятелями является важнейшей составной политики сплочения китайского народа, лежащей в основе стабильного развития страны, недопущения антинародных эксцессов типа «культурной революции».

Политические консультации перед принятием решения или в процессе принятия решения - один из основополагающих принципов в современной политике. Члены различных демократических партий под руководством Коммунистической партии КНР участвуют в выработке и осуществлении важных курса, политики, законов и постановлений государства; принимают участие в консультациях по важным вопросам государственной политики и по кандидатурам руководителей государственных органов; принимают участие в управлении делами страны, то есть, несмотря на то, что фактически правящей партией является КПК, демократические партии в составе НПКСК уже принимают участие в управлении страной, но при этом конкурентная борьба за власть в этой системе полностью исключена.

Таким образом, классификация по критериям поляризации и фрагментации требует выделить подтип, который учел бы особенности партийной системы КНР - гегемонистская система без оппозиционных партий. И тогда классификация по критериям поляризации и фрагментации может выглядеть следующим образом:

1) однопартийная система;

2) гегемонистская система с оппозиционными партиями;

3) гегемонистская система без оппозиционных партий;

4) система с доминирующей партией;

5) двухпартийная система;

6) система ограниченного плюрализма;

7) система крайнего плюрализма;

8) атомизированная система.

2.2. Типология по степени политического влияния партий

По мнению Ж. Блонделя, в качестве критериев типологизации можно брать число партий, их силу, место в идеологическом спектре, природу их поддержки, организацию и тип лидерства. Данная типология отличается от остальных в первую очередь тем, что не предполагает существования однопартийных систем, поскольку, по мнению Блонделя, для существования системы партии нужно взаимодействовать с другими участниками партийной жизни, а именно -партиями. Единственной же партии в стране взаимодействовать не с кем, следовательно, и системой ее назвать нельзя. Таким образом, он выделяет двухпартийные системы, системы «двух с половиной» партий, многопартийные системы с доминирующей партией, многопартийные системы без доминирующей партии.

Оспаривая Блонделя, можно констатировать, что однопартийные системы могут существовать как совокупность единственной партии, управляющей профессиональными, молодежными, кооперативными, женскими, творческими, даже юношескими и детскими организациями, также органами государственной власти. Партия в этом случае подменяет национальные и групповые цели своей партийной целью [Адилханян, 2014]. Оставаясь же в рамках его типологии, партийная система КНР также может расцениваться как система благодаря существованию других политических партий кроме КПК и сложному механизму их взаимодействия посредством НПКСК и консультаций. Между тем, для многопартийных систем, как и во всех предыдущих типологиях, одним из обязательных условий для этого является обязательное наличие конкуренции и состязательности между партиями, а в КНР отсутствует какая бы то ни была конкуренция, а роли всех партий строго определены.

В отличие от Сартори, который многопартийную систему с доминирующей партией не классифицирует с точки зрения идеологии партий, существующих в данной системе, Блондель выделяет многопартийную систему с доминантной социалистической партией и разделенным правым спектром и многопартийную систему с доминантной правой партией и разделенным левым спектром. Учи-

тывая тот факт, что в партийной системе КНР доминирующей партией является КПК, и кроме нее существует 8 демократических партий, то партийную систему КНР, основываясь на критериях Блонделя и введя критерий неконкурентности, можно назвать многопартийной системой с доминирующей коммунистической партией и консультирующим правым сектором. Таким образом, типология партийных систем по степени политического влияния партий может выглядеть следующим образом:

1) двухпартийные системы;

2) системы «двух с половиной» партий:

Система с основными партиями слева и справа и значимая партия в центре;

Система с основными партиями в центре и справа и значимая левая партия;

3) многопартийные системы с одной доминирующей партией:

С доминантной социалистической партией и разделенным правым спектром;

С доминантной правой партией и разделённым левым спектром;

С доминантной коммунистической партией и консультирующим правым сектором;

Многопартийные системы без доминирующей партии.

3. Место партийной системы КНР в типологиях по качественным критериям

3.1. Типология по критериям состязательности, возможности смены правящей партии и показателю идеологизированности

Если обратиться к типологиям, основанным на сугубо качественных характеристиках, то здесь следует рассмотреть классификацию Дж. Лаполам-бара и М. Вайнера. Они ввели три взаимосвязанных критерия, различающих партиомы по оси «демократия - тоталитаризм»:

1) по степени открытой и честной состязательности партийные системы делятся на:

Конкурентные;

Неконкурентные;

2) по возможности смены правящей партии у кормила власти партийные системы делятся на:

Оборотные;

Гегемонистские;

3) по показателю идеологизированности партийных систем партийные системы делятся на:

Идеологические;

Прагматические.

По второму и третьему критериям, кроме того, возможны еще четыре субкатегории (подтипа) партийных систем:

Гегемонно-идеологическая;

Гегемонно-прагматическая;

Оборотно-идеологическая;

Оборотно-прагматическая .

Партийную систему КНР можно отнести к неконкурентной партиоме, по причине того, что в ней отсутствует открытая и равная партийная борьба, оппозиционным партиям чинятся всевозможные искусственные препятствия (они изначально запрещены в КНР), а у правящей партии преимущества закреплены Конституцией, где она называется «правящей». По второму критерию (возможность смены правящей партии у кормила власти) партийная система КНР не относится ни к оборотной (потому как ни одна партия не имеет реальной возможности прийти к власти, совершить смену правящей партии), ни к гегемо-нистской партийной системе (в которых партия-гегемон стремится не допустить остальные партии к управлению страной, используя для этого вполне демократические процедуры выборов, коалиционной политики, избирательных технологий и т. д.) снова по причине того, что ее исключительное правление закреплено Конституцией.

Третьим критерием у Лаполамбара и Вайнера является показатель идеологизированности партийных систем. Партийная система КНР не относится ни к идеологической из-за отсутствия между партиями больших идеологических

разногласий, ни к прагматической по причине того, вся система достаточно идеализирована. Однако партийную систему КНР можно назвать гегемонно-идеологической в связи с тем, что КПК, безусловно, является партией-гегемоном, выступает носителем идеологии, подчеркивает свою идеологизиро-ванность, идеологизируя все отношения в партийной системе, что входит в концепцию «мягкой силы», которая «считается в КНР одним из компонентов комплексной мощи государства» [Леконцева, 2010].

3.2. Типология по критерию агрегации интересов

Партийные системы, по мнению Г. Алмонда, разделяются на:

1) состязательные:

Конфликтные;

Примирительные;

Партийная система с эксклюзивной политической партией;

Партийная система с инклюзивной политической партией [Алмонд, 2002].

Опираясь на данные критерии партийную систему КНР можно назвать авторитарной системой с инклюзивной политической партией, так как независимый протест и политическая активность в подобного рода системе вне официальных каналов запрещается. В КНР существование политических партий и общественных организаций строго регламентировано, а выдвижение автономных требований допускается только в ограниченном масштабе - либо в рамках партии, либо со стороны связанных с ней групп. Все предложения, критика и т. д. выдвигаются и выслушиваются либо в рамках съездов КПК, демократических партий, съездов ВСНП или же НПКСК и т. д.

Таким образом, анализируя партийную систему КНР в рамках различных подходов западных политологов и дополняя типологии в соответствии с присущими только партиоме КНР уникальными признаками, её можно типологи-зировать как:

Однопартийную систему с коммунистической партией по типу КНР;

Гегемонистскую систему без оппозиционных партий;

Многопартийную систему с доминантной коммунистической партией и консультирующим правым сектором;

Неконкурентную гегемонно-идеологическую систему;

В результате, спорным остается лишь вопрос об отнесенности партиомы КНР к однопартийным или многопартийным системам в силу неоднозначности присущих ей характеристик, что делает очевидным необходимость разработки подходов, которые учли бы феномен партийной системы КНР.

Библиографический список

1. Адилханян И. Л. Идеологическая мотивированность китайского политического партийного дискурса предметной области коррупции [Текст] / И. Л. Адилханян // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. Сер. Филология. - Иркутск, 2014. - № 1 (26). - С. 14-20.

2. Алмонд Г. Сравнительная политология сегодня: Мировой обзор [Текст] / Г. Алмонд, Дж. Пауэлл, К. Стром, Р. Далтон / Сокр. пер. с англ. А. С. Богдановского, Л. А. Галкиной; Под ред. М. В. Ильина, А. Ю. Мельвиля. М.: Аспект Пресс, 2002. 537 с.

3. Девюрже М. Политические партии [Текст] / Пер. с франц. Академический проект. М.: Академический проект, 2002. 560 с.

4. Жеребцова Е.В. Глобализация и миграция: поиск путей гармонизации межэтнических отношений [Текст] / Е. В. Жеребцова, Т. В. Воронченко // Материалы международного симпозиума «Миграционные мосты Забайкалья: задачи, проблемы, перспективы развития», Чита: Экспресс-издательство, 2013. С. 13-35.

5. Звездина Ю. В. Труд как концепт культуры: Китай и Россия / Ю. В. Звездина, И. В. Ерофеева // Русистика в Китае: традиции и инновации: сборник материалов Международной научно-практической конференции (г. Цицикар, КНР, 23-26 октября 2013 г.) / Забайкал. гос. ун-т (Чита, РФ), фонд «Русский мир», цицикарский университет (г. Цицикар, КНР); сост. Л. В. Воронова. - СПб: Златоуст, 2013. - 448 с. - С. 227-234.

6. Исаев Б.А. Теория партий и партийных систем [Текст] / Б. А. Исаев. М.: Аспект Пресс, 2008. 367 с.

7. Конституция КНР 1982 г. (с изм. 1988, 1993, 1999, 2004 гг.) [Электронный ресурс]. - http://chinalawinfo.ru/constitutional_law/constitution.

8. Леконцева К. В. Институты Конфуция как инструмент «гибкой власти» Китая / К. В. Леконцева // Вестник Забайкальского государственного университета. Чита: ЗабГУ, 2010. № 7 (64). С. 27-31.

9. Макеева С. Б. Влияние глобализации на процесс реализации внешнеполитической стратегии КНР по отношению к мировому сообществу [Текст] / С. Б. Макеева // Развитие стран в условиях глобализации: технологические, экономические, социальные и экологические проблемы: материалы Международной научно-практической интернет-конференции. -Тернополь (Украина): Крок, 2012. - С. 120-122.

10. Сосковец Л. И. Социально-политическая система КНР [Текст] / Л. И. Сосковец. Томск: Издательство Томского политехнического университета, 2008. 177 с.

11. Political Parties and Political Development [Текст] / Ed. Ьу J. Lapolambara, М. Weiner. - Princeton, N.J.: Princeton University Press, 1966. - 487 p.

12. Sartori О. The Typology of Party System [Текст] / O. Sartori. - New York: Mass Politics. Studies in Political Sociology, 1977. - 328 p.

13. ГЙМШ (Пу Синцзу). Ш^ФНШ^Ж [Текст] / -2003. - 423 Ж.

14. М&Ф (У Чжихуа). [Текст] / 2003. - 438 Ж.

Тема 5. Партийная система КНР: проблемы реформирования.

1. Политическая динамика и эволюция Единого фронта.


  1. Политическая динамика и эволюция Единого фронта. В ходе вооруженной борьбы КПК и социалистического строительства в стране сформировался широкий патриотический Единый фронт, в который входят различные демократические партии и народные организации, все лица, поддерживающие преобразования, а также патриоты, выступающие за объединение Китая.
Организационной формой Единого фронта явился Народный политический консультативный совет Китая (НПКСК) . Согласно действующей Конституции КНР, он призван сыграть «важную роль в политической и общественной жизни страны, во внешних дружественных связях, в борьбе за осуществление модернизации, за сохранение единства и сплоченности страны».

Функционирующим в сезонном порядке органом НПКСК является Всекитайский комитет НПКСК , призванный проводить курс «долговременного сосуществования компартии с демократическими партиями и беспартийными деятелями, а также осуществлять политику «взаимного контроля» участников Единого фронта». С этой целью ВК НПКСК должен проводить политические диалоги с КПК по политическим и социально-экономическим вопросам, вносить в высший орган государственной власти предложения и замечания по обсуждаемым вопросам.

Эти функции Единого фронта (называвшегося до 1965 г. «народно-демократическим фронтом») не осуществлялись во время «культурной революции» (1966-1976 гг.). Сессии ВК НПКСК в период с января 1965 по февраль 1978 г. не созывались.

Политическая и организующая роль КПК проявлялась через органы Единого фронта, в который непременно включались все демократические партии. С сентября 1949 г. по декабрь 1954 г. вместо единого устава всех организаций, входящих во Фронт, действовал организационный статут НПКСК. В декабре 1954 г. на первом заседании Всекитайского комитета НПКСК он был заменен Уставом НПКСК, а Общая программа НПКСК заменялась Конституцией 1954 г. В первом Уставе НПКСК подчеркивалась необходимость усиления руководящей роли КПК в Едином фронте по мере его укрепления и развития. После принятия этого Устава все демократические партии решениями их центральных органов объявили программным документом каждой партии его «общие положения».

В 1956 г. руководство компартии, определившее принципы взаимоотношений КПК с демократическими партиями, выдвинуло упомянутый выше курс на «длительное сосуществование и взаимный контроль», что фактически позволило КПК установить жесткий контроль над демократическими партиями, дабы не допустить возникновения какой-либо оппозиции правящей партии в Китае.

Сложившаяся ситуации объективно способствовала созданию условий, приведших к утрате демократическими партиями самостоятельной политической роли под предлогом борьбы против установления многопартийной системы буржуазного типа, увеличения численности демократических партий до уровня, позволяющего играть контролирующую политическую роль. Парадоксальным представляется признание факта того, что превращение демократических партий в организационный придаток КПК привело к изменению не только форм деятельности, но и самой сущности Единого фронта, высший орган которого Всекитайский совет НПКСК – свел собственную деятельность к участию членов своего Постоянного бюро в заседаниях Постоянного комитета ВСНП. Не случайно во время «культурной революции» деятельность НПКСК вместе со входящими в его структуру демократическими партиями была парализована.

После «культурной революции» и принятия Конституции 1978 г. в китайской печати стала подчеркивать важность «уважения политических свобод демократических партий», однако от них по прежнему требовалось действовать в «тесном взаимодействии с КПК», «способствовать совершенствованию работы КПК в правительстве».

2. Проблемы реформирования Единого фронта на современном этапе.

В декабре 1982 г. сессия ВК НПКСК приняла действующий поныне Устав НПКСК, в котором были учтены важные политические перемены, произошедшие в стране после смерти Мао Цзэдуна, устранения приближенной к нему группы партийных работников, принятия Конституции 1982 г. Устав закреплял новую политическую ориентацию на отказ от установок «культурной революции», построение модернизированной державы, объединение Китая.

В соответствии с действующим Уставом 1982 г. ВК НПКСК формируется из представителей КПК, демократических партий и общественных объединений, беспартийных деятелей, соотечественников с Тайваня, из Сянгана и Аомыня, а также приглашенных лиц . Единый фронт открыт для вступления в его члены всем партиям и организациям, одобряющим Устав, но при этом требуется и согласие ВК НПКСК.

По Уставу 1982 г. изменился статус и порядок деятельности демократических партий Китая (Революционный комитет Гоминдана, Демократическая лига Китая, Ассоциация демократического национального строительства Китая, Китайская ассоциация содействия развитию, Крестьянско-рабочая демократическая партия Китая, Чжигундан, Общество 3 сентября, Лига демократической автономии Тайваня). Китайские исследователи считают, что все это – легальные политические партии, пользующиеся конституционной защитой. В преамбуле действующей Конституции закреплено существование демократических партий, которые, как сказано, должны рассматривать Конституцию в качестве основного критерия своей деятельности, обязаны защищать достоинство конституции и гарантировать её претворение в жизнь.

Такого положения не содержалось в Конституции КНР 1954 г. и в последовавших за ней Конституциях 1975 и 1978 гг., носивших на себе печать «культурной революции», не было даже упоминания о демократических партиях. Закрепление впервые их статуса в действующей Конституции КНР явилось существенным прогрессом.

Каждая партия самостоятельно принимает свой Устав, разрабатывает организационные принципы, определяет структуру, разрешает свои внутрипартийные дела . При этом дискутируется вопрос о том, что демократические партии самостоятельны только в организационном плане, в политическом они находились под руководством компартии. Политическое руководство КПК реализовывалось посредством «демократических консультаций», политико-воспитательных мероприятий, выполнения авангардной роли членами КПК. В 50 - начале 60-х гг. ХХ в. такая роль выполнялась «нераскрытыми» членами КПК, работавшими в демократических партиях.

С конца 70-х гг. закладывались основы такого сотрудничества и взаимодействия. За десять лет (1978-1988 гг.) КПК созвала 35 консультативных совещаний с демократическими партиями и беспартийными деятелями, которые в свою очередь предложили свои консультативные услуги по 3300 вопросам. Именно этот период был насыщен серьезными политическими переменами в Китае. За десять лет было реабилитировано около 6 млн. человек, неоправданно обвиненных и осужденных в годы «культурной революции», а также 540 тыс. членов КПК и других лиц, заклейменных как «правые» в 1957 г. Более 500 тыс. бывших офицеров и солдат Гоминдановской армии, перешедшие на сторону Народно-освободительной армии Китая, получили обратно конфискованное у них в годы «культурной революции» имущество, включая недвижимую собственность.

Деятельность Единого фронта перешла из политической сферы в области экономики и культуры, из крупных и средних городов – в уездные центры, из континентального Китая – в зарубежные страны и государственные образования.

После выдвижения в 1982 г. по инициативе Дэн Сяопина концепции «одно государство, две системы», и с началом реализации этой концепции образовались две организации Единого фронта: в континентальном Китае, действующая на основе принятия «политических принципов социализма» и организация соотечественников Тайваня, Сянгана и Аомыня, а также зарубежных китайцев, поддерживающих объединение страны.

В этой время ЦК КПК, руководимый Дэн Сяопином, объявил о том, что класс капиталистов больше не существует в Китае и классовые отношения претерпели существенные изменения. ЦК КПК принял решение о перенесении центра тяжести деятельности партии в область модернизации на основе «четырех принципов» (социалистического пути, руководства КПК, демократической диктатуры народа, марксизма-ленинизма и идей Мао Цзэдуна) и новых политических установок по вопросам экономического развития, проведения реформ и открытия Китая для внешнего мира. Наступил новый период в деятельности Единого фронта.

Многопартийное сотрудничество под руководством КПК стало главной формой деятельности и демократических партий и всего Единого фронта . На расширенном заседании Совета Председателя ВК НПКСК (октябрь 1989 г.) было принято решение, указывавшее, что демократические партии являются дружественными партиями, тесно сотрудничающие с КПК. Политические консультации и «демократический контроль» как формы взаимодействия органов КПК и Единого фронта подлежали институционализации, внедрению в структуру современной политической жизни страны.

Однако при этом вновь отвергалась возможность создания многопартийной системы западного, буржуазно-демократического образца, не допускалось и мысли о возникновении оппозиционных партий, способных стать правящими взамен компартии.

Существо «демократических консультаций» КПК с демократическими партиями подробно не раскрывается в партийных документах. В общих чертах китайские политологи характеризуют консультации как «предварительные обсуждения» на встречах ответственных работников партаппарата КПК и демократических партий важных вопросов в ходе подготовки решений.

С начала 90-х гг. в печатных органах Единого фронта стала обосновываться необходимость институционализации многопартийного сотрудничества, а именно: включения в преамбулу Конституции положения о политических консультациях и демократическом контроле как основных функциях НПКСК, замены Устава НПКСК законом, четком определяющим содержание, формы и процедуры консультаций и контроля. Деятели Единого фронта также предлагали законодательно обязать Госсовет и местные народные правительства реагировать на запросы органов НПКСК. Они полагали, что назрело время принять закон о многопартийном сотрудничестве, либо закон о политических партиях, в которых содержались бы положения, определяющие характер межпартийных отношений, сферу деятельности каждой партии, обеспечивающие специфические интересы демократических партий.

Некоторые китайские политологи предлагали включить в Конституции КНР положения о «многопартийном сотрудничестве под руководством КПК», другие считают, что в Конституции должны быть перечислены названия всех разрешенных демократических партий и определен их статус. Третьи настаивали на конституционных гарантиях участиях демократических партий в государственных органах различных ступеней, увеличения численности представителей демократических партий в ВСНП и местных собраниях народных представителей и даже в создании фракции различных политических партий в этих органах.

Судя по имеющимся данным в конце 90-х гг. назрела необходимость совершенствования форм и характера взаимодействий КПК с демократическими партиями. В этой связи деятели Единого фронта выражали мнение, что контроль демократических партий как одна из предлагаемых их функций явно не эффективен. Поэтому они предлагали создать в рамках НПКСК специальный орган контроля или надзора.

Обсуждались и пути совершенствования форм консультаций КПК с демократическими партиями . В их числе – проведение «демократических консультативных совещаний», информационных конференций. Деятели Единого фронта предлагали возродить закрепленное в Конституции 1954 г. Верховное государственное совещание, ликвидированное во время «культурной революции».

Такое совещание созывалось Председателем КНР по своему усмотрению, он председательствовал на Совещании и кроме лиц, указанных в ст. 43 Конституции, приглашал на него тех, кого считал необходимым пригласить. Такая прерогатива Председателя являлась «одним из сильных элементов единоличной формы правления». В последующих Конституциях статья о верховном государственном совещании была исключена. Между тем такой политический институт потенциально представлял возможность эффективной координации многопартийного сотрудничества и консультации между различными политическими силами общества. Поэтому в условиях роста партийно-авторитарной тенденции он фактически переродился в новый политический институт расширенных совещаний при председателе ЦК КПК.

Практически «многопартийное сотрудничество» осуществляется следующим образом. При возникновении проблем в межпартийных отношениях Отдел Единого фронта ЦК КПК созывает ответственных работников демократических партий на совещание, в результате которого публикуется соответствующий директивный документ ЦК КПК. Демократические партии до последнего времени высказывались против чрезмерного контроля КПК на их деятельностью, отношения к ним как к придаткам парткомов КПК и их отделов Единого фронта. После массовых выступлений в 1989 г. подобные взгляды стали рассматриваться как проявление «буржуазно-либеральных воззрений».

Между тем демократические партии в 80-90 гг. объективно были призваны играть активную роль в проведении в жизнь принципа «одно государство, две системы», служащего инструментом мирного воссоединения страны. Так, перед демократическими партиями стояла важная задача «наведения мостов в отношениях КНР и Тайванем (Китайской республикой), укрепления контактов с подлежащими объединению с КНР Сянганом и Аомынем. Демократические партии в частности, вели активную работу с ветеранами тайваньской партии Гоминдан, их родственниками, представителями молодого поколения тайваньской интеллигенции, со многими политическими организациями на Тайване, а также с зарубежными экономическими партнерами КНР из числа лиц китайской национальности. В первой половине 80-х гг. ХХ в. только при содействии одной из демократических партий – Ассоциации демократического национального строительства Китая – в г. Гуаньчжоу были привлечены капиталы зарубежных китайцев на общую сумму 1млрд ам. долл. для строительства спидвея, современной гостиницы «Китай», предприятий обрабатывающей промышленности.

Деятельность 190 тыс. членов 8 демократических партий благоприятствовала проведению в КНР мероприятий по мирному объединению страны в рамках политики «одно государство, две системы». Многие члены этих партий, особенно китайцы Сянгана и Аомыня, а также бывшие военнослужащие и политические деятели Гоминдана, проживающие на Тайване, в силу различных социально-исторических причин имеют широкие связи в Китае и за его пределами и пользуются большим влиянием, которое играет позитивную роль и после присоединения в КНР бывших капиталистических анклавов – Сянгана и Аомыня – на правах особых административных районов.

В настоящее время демократические партии с их международными связями играют важную роль в деле расширения внешнеполитических и внешнеэкономических контактов КНР, оживления межпарламентских связей ВСНП и его Постоянного комитета с высшими органами власти зарубежных государств. Представители демократических партий входили в состав 11 делегаций ВСНП, которые например, в 1988 г. посетили 18 зарубежных стран и Европарламент, присутствовали на 4 международных конференциях.

В начале XXI в. огромное значение в жизни Единого фронта явилось выход в свет двух важных программных документов ЦК КПК, качающихся деятельности этого массового общественно-политического движения Китая. Первый документ «Мнение ЦК КПК о дальнейшем усилении строительства системы многопартийного сотрудничества и политических консультаций под руководством КПК» (март 2005 г.), второй «Мнение ЦК КПК об усилении работы НПКСК», опубликованный весной 2006 г. В этих документах подтверждена преемственность нынешнего руководства КПК в проведении партийной политики, касающейся НПКСК и демократических партий. В них подчеркивалось, что бесспорной предпосылкой взаимодействия с этими организациями является руководящая роль КПК. Также присутствуют новые характеристики демократических партий и НПКСК, новые требования к ним в раскрытии ещё большей их значимости в политической жизни страны. Отмечается их особая роль в строительстве социализма с китайской спецификой и строительстве социалистического, гармоничного общества.

Первый из названных документов полностью посвящен насчитывающему уже более полувека сотрудничеству КПК и демократических партий. Система многопартийного сотрудничества названа в документе «кристаллизацией политической мудрости КПК и китайского народа», а демократические партии характеризуются как «партий, принимающие участие в политической жизни, сочетающие в себе прогрессивность и широту охвата, отдающие все силы делу социализма с китайской спецификой». Во втором документе также много места отведено демократическим партиям как важной составной части НПКСК.

В обоих документах звучит требование об усилении роли демократических партий в политической жизни страны, необходимости широкой представительности их в составе НПКСК и его руководящих органов, а также необходимости уважать и гарантировать их права в открытом высказывании мнений от имени своей партии, в выдвижении предложений и т.д.

Документы ЦК КПК стали «новыми вехами в процессе развития Единого фронта и многопартийного сотрудничества», определяющими и направляющими деятельность Единого фронта. Их опубликование имело целью содействовать активизации деятельности организаций Единого фронта, поднятию их роли в общественно-политической жизни страны, большему вовлечению широких общественных масс в процесс выполнения задач, стоящих перед КНР.

В ноябре 2005 г. состоялось Всекитайское совещание заведующих отделами Единого фронта. В выступлении председателя ВК НПКСК Цзя Циньлиня подчеркивалось, что задачей Единого фронта на современном этапе должно стать содействие процессу социально-экономической модернизации в стране, мобилизации широких масс членов Единого фронта на проведение глубоких исследований, активного выдвижения предложений, большого сплочения, укрепления и расширения рядов Единого фронта, смены старого поколения, сохранения политической преемственности, воспитания и выдвижения деятелей из числа беспартийных и т. д.

Говоря о задачах, стоящих перед ВК НПКСК в 2006 г. Цзя Цинлинь отметил, что главным в выполнении своих функций у НПКСК будет концентрация сил для осуществления программы 11 пятилетки, в частности, таких задач, как строительство новой социалистической деревни, создание «социалистического гармонического общества», строительства ресурсноэкономического общества, создание условий для бережного отношения к окружающей среде, продвижение реформы финансовой, налоговой и банковской системы.

С начала XXI в. от членов ВК НПКСК, входящих в его состав лиц и специальных комитетов получено 4600 предложений, из которых рассмотрены и приняты 4496. Работа с предложениями является одной из важнейших функций, выполняемых НПКСК. За последний период не только возросло количество предложений, но также повысилось их качество, уровень, актуальность и конкретность, в результате чего предложения НПКСК выполняют важную роль в содействии КПК и правительству в большей демократичности и научности при принятии решений, а также в содействии согласованному социально-экономическому развитию. Более 44%, относились к области экономики, 29% - к области науки, образования, культуры, здравоохранения, 26% - к сфере политики, законодательства, социальных гарантий.

Наибольшее количество предложений НПКСК в 2005 г. было направлено Министерству финансов – 941, Комитету по развитию и реформам – 856, Министерству науки и техники – 179, Народному банку Китая – 114, Министерству кадров – 87, Канцелярии Госсовета по делам Тайваня – 61 предложение. Ряд предложений НПКСК после многократных обсуждений и согласований с соответствующими органами был учтен при составлении проекта 11 пятилетки. Среди вопросов, предлагаемых НПКСК – уменьшение налогов на крестьян, проблемы развития образования на селе, упорядочение финансовой системы, создание справедливых условий для развития экономики необщественных форм собственности, экономии природных ресурсов, решение проблем, связанных с привлечением молодежи, обучающихся за рубежом, к служению родине, расширение преподавания китайского языка за рубежом.

Развитие представительских функций демократических партий объективно повышает их политический статус в китайском обществе и на международной арене. Но пока совершенно очевидно, что рано говорить о достижении ими полноправного с КПК политического уровня. В этой связи представляется лишенным достаточных оснований утверждение некоторых китайских политологов утверждение о принадлежности демократических партий Китая к числу правящих только на том основании, что представители этих партий занимают номенклатурные должности в государственном аппарате. Действительно, в начале 80-х гг. такая практика, прерванная в конце 50-х гг., возобновилась. В 1983 г. из 19 заместителей Председателя ПК ВСНП 7 являлись членами демократических партий, 42 члена демократической лиги Китая занимали руководящие должности в местных народных правительствах различного уровня, 21 член Китайской ассоциации содействия развитию демократии возглавлял посты вице-губернаторов провинций и вице-мэров городов, 34 члена этой партии были руководителями функциональных подразделений народных правительств и городов центрального подчинения. В 1990 г. 84 представителя демократических партий и беспартийных деятеля занимали руководящие посты в центральных и местных органах государственной власти. В ходе политической реформы руководство КПК поставило вопрос о выдвижении представителей демократических партий на руководящие посты в органы государственного управления различных уровней.

Однако члены демократических партий участвуют в деятельности государственного управления КНР не как представители определенных партий, а на личностной основе. Например, они не могут быть отозваны своими партиями и заменены новыми её членами.

Таким образом, можно с уверенностью отметить, что поскольку до сих пор не проведена легитимация многопартийного сотрудничества, демократические партии Китая не являются правящими политическими партиями. Не являются они и партиями в научном смысле, поскольку представляют лишь различные социальные группы и располагают в них определенным политическим влиянием, но фактически не имеют даже политических программ. Система «многопартийного сотрудничества» должна быть закреплена в Конституции КНР, а затем на основе конституционных принципов принят закон о политических партиях, содержащий конкретные установления об их характере, задачах, политической компетенции, сфере деятельности. Для придания им определенного политического веса все партии должны иметь свои программы и уставы.

В рамках Единого фронта мог бы повышаться уровень политического участия демократических партий таким образом, чтобы Всекитайский комитет НПКСК увеличил бы норму представительства демократических партий в органах государственной власти и управления КНР, а собрания народных представителей выработали бы соответствующие политические установки и правовые нормы, предусматривающие повышение роли демократических партий, в том числе их рядовых членов.

Политическое участие демократических партий могло бы развиваться в ходе развертывания демократического процесса. В рамках Единого фронта сложилась бы система взаимных консультаций различных демократических партий, которая была бы задействована при проведении избирательных кампаний, при формировании делегаций, выезжающих за рубеж и т.д. Китайские политологи отстаивают мысль о необходимости предоставления демократическим партиям права направления запросов в органы государственного управления.

3. Общественные организации в КНР.

В Китае существует два вида гражданских организаций - общественные организации и гражданские непроизводственные объединения . Общественные организации представляют собой некоммерческие союзы, добровольно образованные гражданами, которые осуществляют деятельность, направленную на реализацию общих интересов своих членов в соответствии с уставными положениями объединения. Эти общественные организации включают в себя общины-землячества, деловые ассоциации, различные благотворительные фонды, союзы ученых, исследователей, адвокатов, общества дружбы их функцией является представление в системе социально-политических взаимоотношений государства, общества и частных лиц общих для определенных групп интересов и проведение деятельности, направленной на реализацию этих интересов. К числу таких общественных организаций относятся:

- Всекитайская федерация профсоюзов , основанная в 1925 г. Является самой массовой общественной организацией трудящихся, включающей более 150 млн. человек. В условиях рыночного реформирования в стране именно на профсоюзы возлагается роль связующего звена между правительством, предприятиями и трудящимися. При содействии профсоюзов и их участии были разработаны 1264 законодательных и нормативных актов, призванных защитить права трудящихся на предприятиях с различной формой собственности. В последнее время почти в 2,5 тыс. профсоюзных организациях созданы и действуют службы юридической помощи.

- Всекитайская федерация женщин . Призвана сплачивать и воспитывать широкие массы женщин, проводить в жизнь основную линию партии, выявлять активную роль в строительстве социалистической материальной и духовной культуры. Основные функции ВФЖ определяются таким образом: представлять и защищать интересы женщин, способствовать установлению равенства между мужчинами и женщинами. Высший орган власти этой организации – Всекитайский съезд женщин, созывающийся один раз в пять лет. Согласно статистическим данным сегодня из 19 отраслей народного хозяйства Пекина в 4 из них – гостиничном деле, общественном питании, финансах, образовании – доля женщин среди сотрудников превышает 50%. А число женщин-руководителей, по данным 2000 г. превышает 36,2% от общего числа руководителей по всей стране. Следует отметить также участие женщин Китая в предпринимательской деятельности. Среди тех, кто занимается бизнесом пятая часть – это женщины, а среди индивидуальных предпринимателей – 41%.

- Коммунистический союз молодежи Китая – массовая организация молодежи страны, руководимая КПК. Основан в 1922 г., основная цель деятельности «сплачивая широкую молодежь и отводя главную роль экономическому строительству, в великой практике построения социализма с китайской спецификой готовить молодежь быть достойными преемниками коммунистических идеалов, целеустремленными, нравственными, культурными и дисциплинированными».

- Всекитайская федерация студентов – объединенная организация союзов учащихся ВУЗов, аспирантуры, и средних школ.

- Всекитайская федерация промышленников и торговцев . Народная палата Китая, своего рода мост и связующее звено между КПК и Госсоветом, с одной стороны и деятелями негосударственного сектора, с другой. Насчитывает в своих рядах около 2 млн. человек.

- Всекитайское научно-техническое общество . Массовая организация научно-технических работников Китая, важная часть государства, продвигающая развитие науки и техники. В стране насчитывается 167 филиалов ВНТО, численность членов – 4,3 млн. человек.

- Всекитайская федерация работников литературы и искусства – народная организация, объединяющая всекитайские союзы работников литературы и искусства, союзы творческой интеллигенции разных провинций, автономных районов, городов центрального подчинения и всекитайских союзов работников литературы и искусства, народных промыслов.

- Китайский комитет содействия развитию международной торговли. Всекитайская народная организация внешнеэкономической торговли, состоящая из влиятельных представителей, предприятий и коллективов торгово-экономических кругов Китая. В стране имеются 18 отраслевых филиалов при данном Комитете, в которые входят 70 тыс. коллективных членов. Кроме того, в стране создано 600 местных филиалов, за рубежом – 16 контор.

- Всекитайская федерация эмигрантов, возвратившихся из-за границы , основана 12 октября 1956 г. В своей деятельности руководствуется основными принципами Конституции КНР, наравне с защитой интересов китайского народа, согласно закону, защищает также права и интересы эмигрантов, возвратившихся из-за границы, их родственников и проживающих за границей соотечественников.

- Союз китайских писателей . Основан 23 июля 1949 г. Союз придерживается линии на служение народу и делу социализма, претворят в жизнь курс «пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ», прилагает силы на развития и процветание социалистической литературы с китайской спецификой, прилагает усилия в борьбе за строительство социалистической модернизации страны.

- Союз юристов Китая . Основан в 1949 г., его цели: сплачивать юридических работников всех национальностей страны, ставя во главу угла экономическое строительство, придерживаться четырех основных принципов и линии на реформу и открытость, претворять в жизнь принцип единства теории и практики, вести исследования по теории и практике социалистической законности, вносить вклад в укрепление социалистической демократии и законности Китая.

- Китайское народное общество дружбы с заграницей . Основано в 1953 г. целью является укрепление взаимопонимания и дружбы китайского народа с другими народами мира, стимулирование обмена в области экономики, культуры, науки и техники, образования.

- Китайская ассоциация инвалидов , основана в 1983 г. состоит из инвалидов и сотрудников инвалидной службы. Исполняет функции правительства, обслуживания и управления, представляет общие интересы инвалидов, защищает их законные права, сплачивает и воспитывает их,

- Фонд памяти Сунн Цинлин , основан в мае 1982 г. Цель Фонда: наследовать и развивать дело культуры и образования, науки и техники, благосостояния детей и юношества, которому посвятила свою жизнь Сунн Цинлин, способствовать здоровому росту детей и юношества, укреплять международные дружеские связи, защищать мир во всем мире.

- Всекитайская ассоциация журналистов . Основана в 1931 г., своей целью ставит сплочение журналистов разных национальностей всей страны, претворение в жизнь основной линии партии, проведении курса на служение социализму, служение народу. Защищает законные права и интересы журналистов, стимулирует социальный прогресс, борется за дело строительства социализма с китайской спецификой.

- Всекитайская федерация возвратившихся с Тайваня соотечественников , основана в 1981 г. в своей деятельности руководствуется Конституцией КНР. Цели Федерации: под знаменем патриотического Единого фронта укреплять и поддерживать связи с тайваньскими соотечественниками, укреплять земляческие связи, активно способствовать великому единению нации, вносить вклад в мирное воссоединение Тайваня с континентом по принципу «одна страна – две системы».

- Общество выпускников военной академии «Хуанпу» . Основано в 1984 г. цель общества – развивать дух «Ханпу», налаживать связи с сокурсниками, способствовать воссоединению Родины и возрождению китайской нации.

- Китайское научное общество народной дипломатии основано в 1949 г. своими задачами ставит изучение международных проблем и внешней политики, осуществление международных обменов, развертывание народной дипломатии.

- Китайское общество Красного креста . Основано в 1907 г., преследует цели охраны человеческой жизни и здоровья, развития духа гуманизма, стимулирования дела мира и прогресса.

- Китайское общество идейно-политической работы среди рабочих и служащих основано в 1983 г. Его цель: претворять основную линию партии на начальном этапе социализма, тесно увязывать теорию и практикой реформы и открытости и социалистической модернизации, вести изучение идейно-политической работы, служить повышению идейно-моральных качеств рабочих и служащих, служить развитию общественно-производительных сил.

- Ассоциация лиц, обучающихся в Европе и Америке . Основана в 1913 г. Её цели: наследовать традиции патриотизма, сплачивать вернувшихся на родину студентов, обучавшихся в Европе и Америке, налаживать широкие связи с сокурсниками, родственниками и друзьями за рубежом, делиться знаниями и укреплять дружбу, сообща вносить вклад в дело возрождения китайской нации и воссоединения Родины.

Второй группой общественных объединений в КНР являются гражданские непроизводственные объединения , создающиеся на предприятиях, в учреждениях, в рамках общественных организаций, отдельными гражданами или другими общественными кругами на основе негосударственной формы собственности и занятые некоммерческой деятельностью. К таким институтам, как правило, принадлежат гражданские школы гражданские госпитали, службы социальной помощи, центры услуг гражданских общин, центры профессионального обучения, общественные исследовательские институты, публичные библиотеки, различные спортивные общества. В КНР, согласно официальным данным на 2006 г. зарегистрировано более 230 тыс. народных организаций.
Литература.


  1. Гудошников Л.М. и др. Китай после «культурной революции» М., 1979. 358 с.

  2. Гудошников Л.М., Асланова Р.М. Политическая система КНР (структура основных институтов власти). М., ЭИ. №1. 1996.

  3. Егоров К.А. КНР: политическая система и политическая динамика. М., 1993. 206 с.

  4. Степанова Г.А. Система многопартийного сотрудничества в КНР. М.,1999. 212 с.

  5. КНР в 2006 г.: политика, экономика, культура. Ежегодник / РАН. Институт Дальнего Востока. М., 2007. 516 с.

  6. Многопартийность на Тайване / Под ред. Гудошникова Л.М. М., 1999.

  7. Общественные объединения КНР (80 – начало 90-х гг.) в 2 томах. Отв. Ред. Ф.Б. Белолюбский, Л.М. Гудошников. М., 1992.

  8. Степанова Г. Народный Политический Консультативный Совет Китая на современном этапе // ПДВ. 2001. №5. С.32-41.